Образовательная программа
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей:
Центр детский (подростковый) п. Луговской
УТВЕРЖДАЮ
Директор МЦД (п) п. Луговской
____________Р.Н. Голошубина
Приказ №______от___________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Белая Ладья»
Программу составил:
педагог дополнительного образования
Кошелева Анна Александровна
Луговской, 2011
Отдельный гений,
как показала история шахмат,
может вырасти и на краю света,
но сильное поколение появляется
только в шахматной стране.
Юрий Разуваев.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих физических процессов и таких качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление. Поэтому и возникла необходимость в написании образовательной программы «Белая ладья».
Актуальность данной работы состоит в том, что детям, обучающимся по программе, прививается чувство ответственности за принятое решение. Если более важным в наше время является то, что с помощью шахмат человек может научиться держать себя в руках в самых разных жизненных ситуациях, поскольку в этой игре каждый имеет возможность, как почувствовать вкус победы, так и ощутить горечь поражения. Кроме того, шахматы учат противостоять психологическому давлению соперника. Именно этот опыт позволяет человеку безболезненно переносить любые жизненные испытания.
Социокультурная результативность: Многообразие деятельности при реализации данной программы расширит диапазон возможностей ребенка реализовать себя в настоящем будущем.
Практическая значимость: Программу «Белая ладья» могут использовать педагоги дополнительного образования, для обучения и развития умений и навыков детей.
Педагогическая целесообразность: Шахматы в раннем возрасте способствуют развитию у детей воображения, укрепляют их память и стимулируют самостоятельное мышление. Шахматы, прежде всего игра, помогающая школьнику к успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.
Образовательной программой «Белая ладья» предусмотрено личностно- ориентированное обучение.
Цель программы 1 группы:
Цель: Развитие умственных способностей воспитанников посредством интеллектуальной игры в шахматы.
Задачи:
- Научить воспитанников думать и принимать решения, играя в шахматы;
- Научить воспитанников нести ответственность за принятые решения;
- Развивать память, мышление, воображение, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость);
- Воспитать в детях интерес к игре и уважение к окружающим людям.
Цель программы 2 и 3 группы: Обучение тактическим приемам в игре шахматы.
Задачи:
Развитие умственных способностей воспитанников посредством интеллектуальной игры в шахматы.
- Развивать память, мышление, воображение, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость);
- Развивать познавательную активность, играя в шахматы;
- Развивать самостоятельность в суждениях;
- Научить детей работать самостоятельно;
- Воспитывать в детях интерес к шахматам.
Цель программы 4 группы: Обучение игре в шахматы и развитие умственных способностей воспитанников.
Задачи:
Познакомить детей с элементарной шахматной игрой, прививать первоначальные умения и навыки.
- Развивать память, мышление, воображение, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость);
- Развивать познавательную активность, играя в шахматы;
- Развивать самостоятельность в суждениях;
- Научить детей работать самостоятельно;
- Воспитывать в детях интерес к шахматам.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программой предусматривается четыре группы ребят. В первую группу набираются дети 8-15 лет, имеющие начальные знания в игре, Первую группу посещают дети без умений и навыков игры в шахматы, их возраст - 6-11 лет. Во 2 и 3 группу набираются дети в возрасте 10-17 лет, имеющие знания и приемы игры, а четвертую группу посещают дети без умений и навыков игры в шахматы, их возраст – 6-7 лет.
Программа рассчитана на 1 год, занятия проводятся 5 раз в неделю.
Занятия по данной программе, при условии выполнения поставленных задач позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок.
Методы воспитания.
1. Методы по преимущественному источнику полученных знаний.
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Показательные.
2. Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
- Репродуктивные, исполнительские;
- Объяснительно – иллюстративные, информационно – сообщающие;
- Убеждения, упражнения, личный пример.
Формы обучения.
- Традиционные.
- Занятия;
- Практикум;
- Творческое задание;
- Домашняя работа.
- Не традиционные.
- Соревнования, турниры;
- КВН;
- Заочное путешествие;
Модель выпускника.
- Воспитанник должен знать:
- Правила техники и безопасности;
- Правила игры в шахматы;
- Чемпионов России по шахматам;
- Воспитанник должен уметь:
- Наладить контакт, раскрыть свои умственные и творческие способности;
- Общаться с аудиторией;
- Думать и самостоятельно принимать решения;
- Принимать критику со стороны других людей;
- Играть в шахматы;
- Правила техники и безопасности;
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит:
- Успешное усвоение учебной программы работы;
- Участие в конкурсах, турнирах;
- Участие в районных и окружных соревнованиях.
Косвенными критериями оценки результатов обучения служит:
- Создание сплоченного коллектива кружка;
- Заинтересованность участников в выбранном виде деятельности;
- Развитие чувства ответственности и товарищества.
Средства необходимые для реализации программы:
Учебный кабинет на 20 человек. Хорошее освещение. Столы, стулья по количеству детей. Шахматные доски – 8 штук, шахматные фигуры. Большая демонстрационная шахматная доска для объяснения детям задач.
Методическое обеспечение.
- Информационная и справочная литература о шахматах.
- Разработки карточек с заданиями.
- Оформление папки с информационными и дидактическими материалами по всем учебным темам.
- Разработки упражнений, физминутки.
- Литература о шахматах, журналы, брошюры, канцелярские товары для оформления наглядных пособий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 группа (возраст детей 8 – 15 лет).
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Теорети- ческих | Практи-ческих | Всего | ||||
1 подгр. | 1 подгр. | 1 подгр. | 2 подгр. | |||
1. | Вводное занятие. Легенда шахматной игры. Инструктаж по Т.Б. | 2.00 | 1.00 | 30м. | 30м. | 4.00 |
2. | Раздел №1. Ценность шахматных фигур. Три фигуры против целой армии. | 1.00 | 1.00 | 3.30 | 3.30 | 9.00 |
3. | Шахматная нотация | 30м. | 30м. | 1.00 | 1.00 | 3.00 |
4. | Раздел№2. Выигрыш материала. Выигрыш ферзя. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
5. | Выигрыш ладьи. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
6. | Выигрыш слона. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
7. | Выигрыш коня. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
8. | Выигрыш пешки. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
9. | Раздел № 3. Способы защиты. Уничтожение атакующей фигуры. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 4.00 | 3.00 | 10.00 |
10. | Защита. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 6.00 | 6.00 | 15.00 |
11. | Раздел № 4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
12. | Шах или мат. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
13. | Мат или пат. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
14. | Мат в один ход. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
15. | На крайнюю линию. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
16. | В угол. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
17. | Ограниченный король | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
18. | Мат в 2 хода. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
19. | Раздел № 5. Ферзь и ладья против короля. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
20. | Шах или мат | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
21. | Мат или пат. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
22. | На крайнюю линию. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
23. | В угол. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
24. | Ограниченный король. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
25. | Мат в 2 хода. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
26. | Раздел № 6. Ферзь и король против короля. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
27. | Шах или мат. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
28. | Мат или пат. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
29. | Мат в один ход. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
30. | На крайнюю линию. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
31. | В угол. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 9.00 | |
32. | Раздел №7. Ладья и король против короля. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
33. | Шах или мат. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
34. | Мат или пат. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
35. | Мат в один ход. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
36. | На крайнюю линию. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
37. | В угол. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
38. | Ограниченный король. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
39. | Мат в 2 хода. | 1ч.30м. | 1ч.30м. | 3.00 | 3.00 | 9.00 |
40. | Раздел № 8. достижение мата без жертвы материала. Объяви мат в 2 хода. | 30м. | 30м. | 20ч.30м. | 20ч.30м. | 41.00 |
41. | Защита от мата в эндшпиле. | 30м. | 30м. | 5ч.30м. | 5ч.30м. | 12.00 |
42. | Мат в 2 хода в миттельшпиле. | 30м. | 30м. | 5ч.30м. | 5ч.30м. | 12.00 |
43. | Защита от мата в миттельшпиле. | 30м. | 30м. | 5ч.30м. | 5ч.30м. | 12.00 |
44. | Мат в 2 хода в дебюте. | 30м. | 30м. | 5ч.30м. | 5ч.30м. | 12.00 |
45. | Защита от мата в дебюте. | 30м. | 30м. | 5ч.30м. | 5ч.30м. | 12.00 |
Турниры и соревнования | 5.00 | 5.00 | 30.00 | 30.00 | 70.00 | |
ИТОГО | 96.00 96.00 | 169.00 | 169.00 | 530.00 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 группа (возраст детей 10 – 17 лет).
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Теорети- ческих | Практи-ческих | Всего | |||
1. | Вводное занятие. Легенда шахматной игры. Инструктаж по Т.Б. | 2.00 | 1.00 | 3.00 | |
2. | Раздел №1. Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладьи. | 5.00 | 18.00 | 23.00 | |
3. | Невыгодность раннего ввода в игру ферзи. | 3.00 | 20.00 | 23.00 | |
4. | Детский мат | 3.00 | 16.00 | 19.00 | |
5. | Невыгодность раннего ввода в игру короля. | 3.00 | 16.00 | 19.00 | |
6. | «Повторюшка - хрюшка». | 3.00 | 16.00 | 19.00 | |
7. | Принципы игры в дебюте. | 6.00 | 10.00 | 16.00 | |
8. | Сказка в дебюте. | 5.00 | 15.00 | 20.00 | |
9. | Открытые дебюты. | 5.00 | 16.00 | 21.00 | |
10. | Полуоткрытые дебюты. | 5.00 | 16.00 | 21.00 | |
11. | Закрытые дебюты. | 5.00 | 20.00 | 25.00 | |
Турниры и соревнования | 2.00 | 20.00 | 22.00 | ||
ИТОГО | 45.00 | 164.00 | 209.00 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 группа (возраст детей 10 – 17 лет).
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Теорети- ческих | Практи-ческих | Всего | |||
1. | Вводное занятие. Легенда шахматной игры. Инструктаж по Т.Б. | 2.00 | 1.00 | 3.00 | |
2. | Раздел №1. Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладьи. | 5.00 | 18.00 | 23.00 | |
3. | Невыгодность раннего ввода в игру ферзи. | 3.00 | 20.00 | 23.00 | |
4. | Детский мат | 3.00 | 16.00 | 19.00 | |
5. | Невыгодность раннего ввода в игру короля. | 3.00 | 16.00 | 19.00 | |
6. | «Повторюшка - хрюшка». | 3.00 | 16.00 | 19.00 | |
7. | Принципы игры в дебюте. | 6.00 | 10.00 | 16.00 | |
8. | Сказка в дебюте. | 5.00 | 15.00 | 20.00 | |
9. | Открытые дебюты. | 5.00 | 16.00 | 21.00 | |
10. | Полуоткрытые дебюты. | 5.00 | 16.00 | 21.00 | |
11. | Закрытые дебюты. | 5.00 | 20.00 | 25.00 | |
Турниры и соревнования | 2.00 | 20.00 | 22.00 | ||
ИТОГО | 45.00 | 164.00 | 209.00 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 группа (возраст детей 6-8) ФГОС.
1 год обучения.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теорети-ческих | Практи-ческих | Всего | ||
1. | Раздел №1. Шахматная доска. Инструктаж по ТБ. | 1.00 | 2.00 | 3.00 |
2. | Горизонтали | 1.00 | 2.00 | 3.00 |
3. | Вертикали | 1.00 | 2.00 | 3.00 |
4. | Диагонали | 1.00 | 2.00 | 3.00 |
5. | Центр | 1.00 | 2.00 | 3.00 |
6. | Шахматные фигуры | 2.00 | 4.00 | 6.00 |
7. | Начальное положение | 2.00 | 4.00 | 6.00 |
8. | Ладья | 2.00 | 4.00 | 6.00 |
9. | Слон | 2.00 | 4.00 | 6.00 |
10. | Ладья против слона | 4.00 | 4.00 | 8.00 |
11. | Ферзь | 2.00 | 5.00 | 7.00 |
12. | Ферзь против ладьи, слона | 1.00 | 4.00 | 5.00 |
13. | Конь | 2.00 | 4.00 | 6.00 |
14. | Конь против ладьи, слона, ферзя | 2.00 | 5.00 | 7.00 |
15. | Пешка | 2.00 | 5.00 | 5.00 |
16. | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня | 2.00 | 4.00 | 6.00 |
17. | Король | 2.00 | 4.00 | 6.00 |
18. | Король против других фигур | 2.00 | 3.00 | 5.00 |
19. | Шах | 2.00 | 3.00 | 5.00 |
20. | Мат | 2.00 | 3.00 | 5.00 |
21. | Ничья | 2.00 | 3.00 | 5.00 |
22. | Рокировка | 2.00 | 3.00 | 5.00 |
23. | Шахматная партия | 2.00 | 3.00 | 5.00 |
24. | Короткие партии | 2.00 | 3.00 | 5.00 |
Турниры и соревнования | 1.00 | 7.00 | 8.00 | |
ИТОГО | 46.00 | 82.00 | 132.00 |
Содержание изучаемого материала.
Группа 1.
Раздел №1. Ценность шахматных фигур.
- Три фигуры против целой армии.
- Шахматная нотация.
Цель: Умение записывать партии. Знание ценности фигур.
Основные понятия: Правила, позиция, прием, фигуры.
Форма занятия: Беседа.
Творческая часть занятия: Запись партий.
Подведение итогов: Опрос детей по теме.
Раздел №2. Выигрыш материала.
- Выигрыш ферзя.
- Выигрыш ладьи.
- Выигрыш слона.
- выигрыш коня.
- Выигрыш пешки.
Цель: Умение выигрывать ценные фигуры.
Основные понятия: Правила, позиция, прием, фигуры.
Форма занятия: Беседа, практика.
Творческая часть занятия: Решение задач.
Подведение итогов: Викторина.
Раздел №3. Способы защиты.
- Уничтожение атакующей фигуры.
- Защита.
Цель: Умение уничтожать атакующие фигуры. Умение защищать свои фигуры.
Основные понятия: Позиция, мат, шах, нападение, атака.
Форма занятия: Беседа.
Творческая часть занятия: Игра детей друг с другом, решение задач.
Подведение итогов: Опрос детей по теме.
Раздел №4. Техника матования одинокого короля.
- Две ладьи против короля.
- Шах или мат.
- Мат или пат.
- Мат в один ход.
- На крайнюю линию.
- В угол.
- Ограниченный король.
- Мат в 2 хода.
Цель: Умение правильно матовать короля.
Основные понятия: Правила, окончание, пример.
Форма занятия: Беседа.
Творческая часть занятия: Решение задач.
Подведение итогов: Опрос детей по теме.
Раздел №5. Ферзь и ладья против короля.
1. Шах или мат.
- Мат или пат.
- Мат в один ход.
- На крайнюю линию.
- В угол.
- Ограниченный король.
- Мат в 2 хода.
Цель: Умение играть двумя ладьями против короля.
Основные понятия: Правила, позиция, прием, фигуры.
Форма занятия: Беседа.
Творческая часть занятия: Решение задач.
Подведение итогов: Опрос детей по теме.
Раздел №6. Ферзь и король против короля.
- Шах или мат.
- Мат или пат.
- Мат в один ход.
- На крайнюю линию.
- В угол.
- Ограниченный король.
- Мат в 2 хода.
Цель: Умение играть ферзем и королем против короля.
Основные понятия: Гамбит, партия, атака, нападение, дебют.
Форма занятия: Беседа.
Творческая часть занятия: Расстановка гамбитов и дебютов на досках.
Подведение итогов: Конкурс, опрос детей.
Раздел №7. Ладья и король против короля.
- Шах или мат.
- Мат или пат.
- Мат в один ход.
- На крайнюю линию.
- В угол.
- Ограниченный король.
- Мат в 2 хода.
Цель: Умение играть ладьей и королем против короля.
Основные понятия: Партия, защита, нападение, атака, дебют.
Форма занятия: Беседа.
Творческая часть занятия: Разбор партий самостоятельно.
Подведение итогов: Опрос детей по теме.
Раздел №8. Достижение мата без жертвы материала.
- Объяви мат в 2 хода.
- Мат в 2 хода в миттельшпиле.
- Защита от мата в миттельшпиле.
- Защита от мата в эндшпиле.
- Мат в 2 хода в дебюте.
- Защита от мата в дебюте.
Группа 2-3.
Раздел №1. Основы дебюта.
- Невыгодность раннего ввода в игру ладьи.
- Невыгодность раннего ввода в игру ферзи.
- Детский мат.
- Невыгодность раннего ввода в игру короля.
- «Повторюшка - хрюшка».
- Принципы игры в дебюте.
- Сказка в дебюте.
- Открытые дебюты.
- Полуоткрытые дебюты.
- Закрытые дебюты.
Цель: Играть в дебюте.
Основные понятия: Правила, позиция, прием, фигуры.
Форма занятия: Беседа, практика.
Творческая часть занятия: Составление задач на бумаге.
Подведение итогов: Опрос детей по теме.
Раздел №2. Основы миттельшпиля.
- Тактические приемы в миттельшпиле.
- Связка.
- Двойной удар.
- Открытое нападение.
- Открытый шах.
- Двойной шах.
Цель: Умение играть в миттельшпиле.
Основные понятия: Правила, позиция, прием, фигуры.
Форма занятия: Беседа, практика.
Творческая часть занятия: Решение задач.
Подведение итогов: Викторина.
Группа 4.
Раздел №1. Шахматная доска.
- Шахматная доска.
- Горизонтали.
- Вертикали.
- Диагонали.
- Центр.
- Шахматные фигуры.
- Начальное положение.
- Ладья.
- Слон.
- Ладья против слона.
- Ферзь
- Ферзь против ладьи, слона.
- Конь.
- Конь против ладьи, слона, ферзя.
- Пешка.
- Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.
- Король.
- Король против других фигур.
- Шах.
- Мат.
- Ничья.
- Рокировка.
- Шахматная партия.
- Короткие партии.
Цель: Знание шахматной доски. Умение правильно двигать фигуры.
Основные понятия: Шахматы, правила, поля, горизонталь, вертикаль, диагональ.
Форма занятия: Беседа, игра, практика.
Творческая часть занятия: Рисование шахматной доски.
Подведение итогов: Опрос детей по теме.
Методическая литература для педагога.
- Умнов Е.И., Шахматная задача 20 века, редактор Ю.А. Бразильский, Москва, Издательство «Физкультура и спорт», 1966г.
- Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы, Москва, Издательство «Просвещение», 1991г.
- Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих, Москва, РИПОЛ классик, 2008г.
- Костьев А.Н., Учителю о шахматах: Пособие для учителя, Москва. Издательство «Просвещение», 1986г.
- Эстрин Я.Б., Калиниченко Н.М. Шахматные дебюты. Полный курс. Москва, «Издательства «ФАИР», 2008г.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 224с.
- Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 2008. – 104с.
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 1999. – 120с.
Учебно-познавательная литература для детей.
- Эстрин Я.Б., Калиниченко Н.М. Шахматные дебюты. Полный курс. Москва, «Издательства «ФАИР», 2008г.
- Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих, Москва, РИПОЛ классик, 2008г.
- Береславский Михаил, Береславский Леонид, 1000 вопросов шахматиста, Москва, АСТ: Астрель, 2005.
- Арчаков В.М. На маленьком шахматном поле/ редактор-составитель Молчанов Э.П. Свердловск: Сред. Урал, кн. издательство, 1983г.
- Шахматные окончания. Издательство под редакцией Ю.Л. Авербаха, Москва, издательство «Физкультура и спорт», 1991г.
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 88с.
- Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2008. – 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...