Основы мусульманской культуры: вера в судьбу и судный день
методическая разработка (5 класс) на тему

В новом курсе ОРКСЭ представлены 6 различных модулей, одним из которых является модуль "Основы мусульманской культуры". Я представляю разработку одного из уроков этого модуля, посвященную теме веры в судьбу и судный день в исламе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               ОМК  Урок №10. Вера в судный день и судьбу

                                                                                                  Л.Г.Медведева

                                                                                       МКОУ Золотковская СОШ

                                                                                                 Гусь-Хруст.р-он

Цель урока: формирование у учащихся мотива к нравственной деятельности.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с духовно-нравственными основами ислама;
  2. Раскрыть  сущность веры в Судный день в исламе;
  3. Раскрыть сущность веры в судьбу в исламе;
  4. Расширить представления учащихся о многообразии культуры;
  5. Привить уважение и интерес культурным традициям разных народов

Ход урока:

  1. Актуализация опорных знаний по ОМК.

Пять столпов Ислама являются основой жизни каждого богобоязненного мусульманина:

  1. Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме Него. Свидетельство веры - искреннее произнесение слов шахады “Ля Иляха Илля Аллах, Мухаммаду Расулю Аллах”, что означает “Нет Бога, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммад - Его Посланник”. Произнося это свидетельство, человек отрицает существование каких-либо других богов, достойных поклонения, помимо Великого Господа Аллаха. Всевышний в Священном Коране сказал:"Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного" (сура "Корова", аят 163). 
  2. Молитва (намаз, салят). Молитва в Исламе - это прямая связь между верующим и Аллахом. Она совершается пять раз в день: на рассвете, в полдень, после полудня, на закате и в ночное время.Каждая молитва занимает несколько минут времени. В молитве человека охватывает чувство полного счастья и внутреннего спокойствия, и Аллах остается доволен своими созданиями.Мусульманин может молиться в поле, в офисе ,в университете и т.д.Самое главное, чтобы место было чистым. "Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это – Напоминание для поминающих" (сура "Худ", аят 114).
  3.  Закят (пожертвование). Закятом называется обязательная выплата определенной части имущества неимущим людям, в определенное время и в соответствии с установленными правилами. Закят выплачивается с золота, серебра, денег, зерновых и плодовых культур, товаров, предназначенных для торговли и домашнего скота, находящегося в наличии у человека в течение года. "Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаете, стремясь к Лику Аллаха" (сура "Ар Рум", аят 39).
  4. Пост в месяц Рамадан. Каждый год в священный месяц Рамадан мусульмане всего мира от рассвета до заката соблюдают пост, воздерживаясь от еды, питья и супружеских отношений. В этом благословенном месяце был нисполан Священный Коран. Пост является одним из важнейших предписаний религии. «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка.» (сура "Аль-Бакара", аяты 183-185).
  5. Паломничество в Священный город Мекку (хадж). Каждый год из разных уголков света миллионы людей устремляются в Священный город Мекку для претворения последнего столпа веры, предписанного Великим Аллахом. Это предписание касается тех, кто физически и материально в состоянии совершить его хотя бы раз в жизни. "Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог" (сура "Хадж", аят 27). "Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!” (сура "Аль-Бакара", аят 197).

  1. Изучение новой темы.

1).Вера в исламе основывается на шести столпах:

  1. Вера в Аллаха;
  2. Вера в Его ангелов;
  3. Вера в Его Книги;
  4. Вера в Его посланников и пророков;
  5. Вера в Судный день;
  6. Вера в предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.

Если человек не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера не считается действительной.

1. Вера в Аллаха (Единого Бога, Создателя всего сущего).

Человек, по представлениям мусульман, пристально вглядывающийся в окружающий его мир, обязан прийти к вере в Создателя. Потому что  сама вселенная является доказательством существования Творца. Каждый день человек пользуется благами, которые создал Аллах, порой, даже не замечая этого. Аллах создал этот мир: людей, животных, планеты, атомы, электроны и т.д. и создал законы, по которым все это существует.

Аллах существует вечно, без начала и без конца. Аллаха нельзя представлять в каком-либо образе, так как все, что человек может представить себе, является созданным, – это имеет начало и имеет конец, это подчиняется определенным Создателем законам, является телом. Аллаху же нельзя приписывать атрибуты созданных: Он превыше всех недостатков, т.е. всего того, что недостойно Его. Сказано в Коране, означающее: «Нет ничего подобного Аллаху». Поэтому мусульманские ученые сказали: «Ни на что из того, что ты можешь себе представить, Аллах не похож». Аллах существует без образа и без места.

2. Вера в Ангелов.

Аллах Всевышний создал Ангелов из света. Они не едят, не пьют, не спят, не женятся и не рождают. Ангелы не разделяются по половому признаку: они не мужчины и не женщины. Ангелы безгрешны: они не нарушают Повелений Аллаха и всегда делают то, что им приказано. Все Ангелы – мусульмане, и все они – святые (аулия). Аллах создал Ангелов до того, как создал Адама.Ангелы не умрут до тех пор, пока в Конце Света Ангел Исрафиль не затрубит в свою трубу. У каждого Ангела есть свои функции. Например, у каждого человека есть два Ангела – Ракиб и Атид. Они записывают все поступки, слова и помыслы человека. Ангелы Мункар и Накир допрашивают человека в могиле. Ангел Азраиль выводит из тел души людей и животных. У Ангелов также есть душа. Количество Ангелов известно только Аллаху.
3. Вера в Священные Писания.

Мусульмане изначально признавали все Священные Писания, ниспосланные Богом людям через СвоихПророков. Всего было 104 Священных Книги, среди которых: Забур (Псалтырь), Таурат (Тора), Инджиль (Евангелие), Коран.

Далее мусульмане говорят о том, что люди со временем исказили Священные Книги, за исключением последней из них – Корана. Поэтому в нынешнем виде, измененном, мусульмане их принять не могут. Коран, по учению мусульман, сохранился до наших дней в чистом виде, в том, в котором был ниспослан Пророку Мухаммаду. Законы, содержащиеся в Коране, – это руководство для жизни всем мусульман.

4. Вера в Пророков и Посланников.

Мусульмане признают и верят во всех Пророков: начиная от первого Пророка Адама, включая Ноя (Нуха), Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусу), Иисуса (Ису), и до последнего Пророка – Мухаммада. Исламские ученые сообщают, что всего было примерно 124 тысячи Пророков. У Них у всех была одна Вера. Ее принцип – Единобожие, т.е. покорность и поклонение только Единому Богу – Аллаху. Они учили людей тому, что не надо обожествлять камни, картины, животных или других людей, не надо поклоняться всему этому, потому что поклонения достоин только Создатель, что нельзя приписывать Создателю не достойное Его – свойства созданных. По-арабски поклонение и покорность Единому Творцу в соответствии с Его законами, называется «Ислам». А тот, кто исповедует это, – мусульманин.

5. Вера в Судный День.
Все Пророки говорили о том, что будет Судный День, когда все люди воскреснут и будут собраны к месту, где
будет происходить Суд. Если человек сделал добро на вес пылинки, он увидит это, и если он сделал на вес пылинки зла – также увидит. Дела людей в Судный День будут взвешиваться на весах. Все неверующие будут мучиться в Аду вечно.

6. Вера в Судьбу и Предопределение добра и зла

У каждого созданного есть своя судьба, предопределенная ему Аллахом. Судьба не изменяется. Все, что существует в мире – добро и зло, здоровье и болезни, бедность и богатство, – все происходит по Воле Аллаха.

Пророк Мухаммад, сказал: «Что хотел Аллах, – произойдет, чего не хотел, – не произойдет». ( Абу Дауд). «Нельзя думать, что только добро происходит по Воле Аллаха, а зло – против Его Воли. Кто так думает, приписывает Аллаху слабость, а это – неверие». (Абу Дауд).

Согласно учению мусульман, над человеком нет насилия. Аллах по своему вечному знанию предопределил все то, что произойдет с Его созданиями, и какие действия они будут совершать. Сказано в Коране означающее: «Человек получает вознаграждение за то, что он приобрел из добра, и отвечает за то, что он приобрел из зла».

2). Работа с понятиями и ассоциациями.

Задание 1. Запишите слова-ассоциации к слову «судьба». С чем Вы можете сравнить «судьбу»? Нарисуйте «судьбу» как Вы её себе представляете?

Совместно с детьми даётся определение:

 СУДЬБА - это доля, участь, ход жизненных событий, независящих от желаний и воли человека.

Задание 2. Запишите слова-ассоциации к слову «суд». С чем Вы можете сравнить «суд»? Как Вы представляете «суд», нарисуйте?

Совместно с детьми даётся определение:

СУД – определенный процесс над человеком, в котором он несёт ответственность за свои поступки.

3) Вера в судьбу в исламе.

«Ангелы-хранители   не   могут   изменять   судьбы   лю-дей...» (аят11).

«Сам   Коран   не   способен   что-либо   сделать...» (аят 31).

«Вера в предопределение судьбы (кадар) - это вера в то, что все происходящее во Вселенной, будь то хорошее или плохое, будь то совершаемое человеком или животным, будь то происходящее в природе или в обществе, - все происходит только по воле, знанию и могуществу Всевышнего Аллаха».

Вера в судьбу является обязательной в исламе. Она является важной частью вероубеждения мусульманина, без которой он не сможет попасть в Рай. «Предопределение судьбы не может содержать несправедливости. Несправедливость противоречит божественной природе, поэтому, никакое дело, исходящее от Аллаха, не может иметь несправедливый характер».

То что в исламе есть предопределение судьбы вовсе не означает, что Всевышний Аллах лишил человека свободы выбора. Всевышний мог бы лишить человека свободы выбора и заставить его совершать то, что хочет Сам. Но Аллах дал человеку право выбора между хорошими и плохими деяниями, послал к людям пророков, чтобы научить их отличать добро от зла.
Поэтому, все, что делает человек, - и хорошее, и плохое - он делает с дозволения Аллаха.
После того, как человек сделал выбор, Всевышний Аллах претворяет это в жизнь. Поэтому мусульмане и говорят, что выбор человека и воля Аллаха протекают вместе.
Если бы человек не имел права выбора между хорошим и плохим, то не имело бы смысла учить его различать плохое и хорошее, посылать к людям пророков и книги.
Всевышний Аллах послал к людям пророков, довел до них Свои книги и
научил человека отличать плохое от хорошего. До человека доведено, за что и какое наказание предусмотрено, какими деяниями человека Аллах будет доволен и за какие деяния Он будет гневаться. Всевышний Аллах также дал человеку разум для различения хорошего и плохого. Хотя и то и другое происходит с дозволения Всевышнего Аллаха, Он не одобряет плохое. Он создал зло для испытания людей.
Поэтому человек, если он хочет спастись от наказания, то после совершения плохого, злого поступка должен раскаяться. Никто не может оправдывать плохой поступок тем, что это было предписано Всевышним. В таком случае, по Шариату (священный закон мусульман), ему говорят: «Ты не знал предопределения Аллаха. Аллах не принуждал тебя к плохому, не лишил тебя права выбора. Ты имел право как совершить плохое, так и отказаться от него, но ты выбрал плохое, и за это тебе положено наказание. Ведь Аллах не наказывает животных, несовершеннолетних детей, умалишенных и тех людей, к которым не был послан пророк, так как им Аллах или не дал разум, или не дал различение, или не довел до них Шариат; следовательно, Он и не испытывает их».
Вера в предопределение судьбы воспитывает в человеке терпение (сабру), смирение и спокойствие, ибо он знает, что в этом мире все происходит только по воле Аллаха, и это дает ему силу стойко переносить и горе и радость, избавляет от зависти к другим.

Таваккуль – это упование на Аллаха, но это не означает бездействия. Человек должен сделать всё необходимое для дела, а затем полагаться на Всевышнего. Вера в Предопределение не должна приводить к тому, чтобы человек сидел, сложа руки, и ничего не делал, ожидая свершения божественной воли. Напротив, ислам требует от мусульманина проявлять усердие и предпринимать все возможное для достижения результатов. 

Когда пророка спросили: "Привязать верблюдицу или оставить ее и уповать на Аллаха", он ответил: "Привяжи, потом уповай!". Более того, леность и пассивность будут с точки зрения ислама порицаемы.

«Однажды к Пророку (подошел один бедный мединский мусульманин и попросил помощи.

Пророк спросил: «Нет ли у тебя чего-нибудь дома?»

Он ответил:

У меня дома есть кувшин и покрывало, на одной половине которого я сплю, а другой укрываюсь. 

Иди и принеси их мне.

Этот человек принес их Пророку.

Пророк  спросил: 

Кто это купит у меня?

Один из мусульман ответил:

– О, Посланник, я куплю это за один дирхем.

Пророк ответил:

– Есть тот, кто дал бы больше?

Другой мусульманин:

– За это я дам 2 дирхема.

Пророк отдал ему вещи, а деньги передал бедянку из Медины, сказав ему так:

– На один дирхем купи еды, а на другой купи топор и принеси его мне.

Когда бедняк принес топор, Пророк  своими руками приделал к нему ручку.

– Иди в лес, наруби дров, затем продай их. И чтобы я 15 дней здесь тебя не видел.

Этот человек пришел через 15 дней, заработав 10 дирхемов. На одну часть денег он купил еду, а на другую – одежду. Пророк  сказал:Лучше работать, чем просить милостыню, потому что у попрошайки в Судный День будут черные пятна на лице.»

 4) Вера в судный день в исламе.

Ислам говорит о том, что человек приходит в этот мир на короткий срок, он подобен путнику возвращающемуся на родину. Его жизнь – это ограниченное время, которое длится от рождения до смерти. Аджаль – это время наступления смерти, конец жизни, время завершения пребывания человека на земле.

Аллах предопределил каждому сколько и когда он будет жить, где и как умрет. Какими бы ни были причины смерти, все равно ее  не избежать. «Когда наступит их смерть, то они не смогут ни на час отдалить или приблизить ее». (ан-Нахль, 16/61). Коран и хадисы сообщают нам, что все люди смертны. Души людей от их тел отделяет ангел смерти (Малак-уль-мавт). Затем, после похорон, являются два ангела, Мункар и Накир, и допрашивают умершего. Они спрашивают, кто его Бог, кто – пророк, какова его религия. Могила, в зависимости от земных деяний, для одних станет райским садом, для других – ямой Ада; для плохих людей могила будет темной.
Истинный мусульманин должен верить в наступление Конца Света и Дня Суда, потому что  об этом говорит Аллах в Коране:

СУРА  32

 (аят  5)...Судный   День   будет   длиться   1000  земных   лет....

(аят  18)...Верующие   и   нечестивцы,  не   будут   равны  в  Судный День....

(аят  7)...В   Судный   День   начнут   воскресать   люди,  находящи-еся   в   могилах.... аяты  16; 17)...Человечество   просуществует   7000лет....

 (аят  111)...Лишь   в   Судный   День   люди   увидят   Бога....

 СУРА  19

(аят  64)...Бог   не   забывает   ни   прошлого,  ни   настоящего,  ни  будущего   людей....

(аяты  70-73)...Каждый   человек   пройдёт   через  Ад,  но  останутся

в   нём   лишь   грешники..

СУРА  14

 (аят  17)...В   Аду   невозможно   будет   умереть....

(аят  48)...В   Судный   День   земля   видоизменится....

 (аят  11)...Ангелы-хранители   не   могут   изменять   судьбы   людей....

(аят  31)...Сам   Коран   не   способен   что-либо   сделать...

Вопрос: А что такое Судный день? Ответ: Это день конца света, когда все люди будут судиться Богом за свои дела.

Вот как описываются события Судного дня в исламе:

«Настанет день, и один из великих ангелов, Исрафиль, вострубит в Рог (Сур), диаметр которого равен размеру небес и земель, возвещая о Конце Света. Звуки этого Рога будут невыразимо страшными; услышав их, все живое придет в ужас. Хищные звери, другие животные, люди не будут бояться друг друга, ибо страх, наведенный звуками Рога Исрафиля, заставит их забыть о страхе друг перед другом. Земной мир по велению Аллаха погибнет, погибнет также все живое. Страшная картина Конца Света описана во многих сурах священного Корана и хадисах Пророка. Они являются постоянным напоминанием конечности этого мира и ответственности каждого мусульманина за свое поведение на этом свете.

А когда Исрафиль вострубит в Рог во второй раз, воскреснут все, кто когда-либо жил на этом свете, воскреснут, чтобы держать ответ за все свои земные деяния. Все соберутся в обширной ровной местности. Это место называют еще Махшаром (место сбора).
В Судный день все, кроме пророков, ангелов будут допрошены о своих земных деяниях.

Вопрос: А откуда Аллах знает о всех поступках человека? Ответ: Все земные дела людей записывают ангелы.


Все земные деяния людей записывают два ангела: один из них, Ракиб, находится у правого плеча и записывает все хорошие деяния, другой – Атид - у левого плеча и записывает все плохие деяния. Причем, плохие деяния записываются не сразу, ангел ждет: может быть, человек искренне сожалеет о содеянном и покается. В случае покаяния плохое деяние не записывается.

Вопрос: А что же будет дальше с людьми? Ответ: Каждый человек получит награду или наказание за свою жизнь.

 Итак, в День Суда все земные деяния каждого человека будут учтены, включая самые незначительные. Будут взвешены особыми весами (мизан) хорошие и плохие деяния. И может оказаться, что самое мизерное хорошее или плохое деяние перетянет чашу весов в ту или иную сторону. Поэтому мусульманину необходимо стараться во всем, даже в мелочах, отказываться от плохого и придерживаться хорошего.
Те, у кого хороших деяний окажется больше плохих, получат записи своих земных деяний справа и спереди, они будут названы поименно и обрадованы; те же, у кого окажется больше плохих деяний, – слева и сзади, они также будут названы поименно и огорчены.
После Суда
необходимо будет перейти мост Сират, который «тоньше волоса и острее лезвия меча». Мост Сират проходит над пропастью Ада и ведет в Рай. В зависимости от земных деяний, люди перейдут Сират по-разному, а некоторые из них упадут с него и окажутся в объятиях пламени.
Но некоторые грешники, которые заслужили наказание, спасутся благодаря
шафаату (заступничеству) Пророка Мухаммада.

Таким образом, вера в Судный день воспитывает в человеке чувство ответственности за свои поступки.

5) Представления о Рае и аде в исламе.

Ислам признает существование рая (араб. جنّة‎‎ - джаннат), где праведники получат загробное воздаяние.

Коран описывает рай следующим образом: «Для богобоязненных есть
место спасения — сады и виноградники, и жены, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи… В садах благодати — толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника — от него не страдают головной болью и ослаблением… среди лотоса, лишённого шипов, и дерева, yвeшaннoгo плoдaми, и тeни пpoтянyтoй, и вoды тeкyчeй, и плoдoв oбильныx, нe иcтoщaeмыx и нe зaпpeтныx, и кoвpoв paзocтлaнныx…» (Коран, 78:31-35; 56:12-19; 28-37).

В раю согласно исламскому учению мужчины-праведники будут жить со своими женами, которые будут ухаживать за своими мужьями.


Праведник будет одет в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото и лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней (Коран, 18:31; Тирмизи, Джаннат 23, 2565). Прислуживать праведникам будут юноши в зелёных одеяниях с серебрянными украшениями (Коран, 76:19-21; 56:17).

Говорится также о том, что обитатели рая будут пить
райское вино, которое не будет пьянить (Коран, 56:19).



Описывая устройство рая, в хадисе, переданном Ибн Садом, пророк говорил, что «
рай создан из серебряных кирпичей и золотых кирпичей, на которых будет ароматный мускус. Там будет галька из жемчуга и яхонта» (Тирмизи, Джаннат 2, 2528). Мусульманская традиция говорит о том, что рай многоступенен:«рай имеет сто ступеней, между которыми есть расстояние в сто лет» (Тирмизи, Джаннат 4 2531).

В целом ислам принимает раннебиблейское представление о Рае как о земном саде — Эдеме, где текут реки и растут всевозможные растения (Коран, 98:8). В частности есть упоминание о четырех реках: из воды, молока, вина и меда (Коран, 47:15), что соответствует библейскому представлению о четырех реках земного райского сада Эдема.

Семь небес (араб. سَبْعَ سَمَاوَاتٍ‎‎ - сабза самаватин)
Исламское предание повествует о вознесении Мухаммада к трону Аллаха через семь небес [1]:

1 небо Адама
2 небо Иисуса
3 небо Юсуфа
4 небо Харуна
5 небо Идриса
6 небо Моисея
7 небо Ибрахима

Расстояние между небесами равно 500 лет, Выше небес находится Трон Аллаха.

Ад, в исламе, – это место, созданное Всевышним Аллахом для справедливого наказания и мучения неверных и непослушных рабов из числа людей.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: « Между ними и всем, что они пожелают, будет воздвигнута преграда» (сура «Ас-Сабаъ», аят 54).

Поистине, этот аят вбирает в себя всеобъемлющее значение относительно наказания в Аду.
Чего бы хорошего ни захочет человек, попавший в Ад, он будет там лишен этого.

Мучения в Аду жаром и холодом страшны и бесконечны. Наш земной огонь, как говорят мусульмане, является частицей огня Ада, который семь раз был брошен в море для охлаждения. Огонь, что на земле, не сравним с огнем Ада. В Аду находятся змеи, яд (закум), хамим (напиток настолько отвратительный и горячий, что, поднесенный ко рту, обжигает все лицо).

У того, кого подвергают каре в Аду,
для усиления наказания тело увеличивают во много раз. Один зуб человека бывает размером с гору Ухуд. Кожа бывает в 70 раз толще обычной, и каждый раз после сгорания она вновь восстанавливается, чтобы подвергать человека каре еще и еще. Под ногами у того, кто заслужил самое слабое наказание, горит огонь, который заставляет кипеть мозг. В Аду людям не дадут умереть и привыкнуть к мукам. Обо всем этом повествуется в аятах Корана и хадисах.

Ад имеет семь ступеней:

 В самый верхний уровень Ада бросают верующих грешников, которым Всевышний не простил грехи.

 На других ступенях Ада будут неверные, которые останутся там навсегда.

Самый верхний слой называется Джаханнам, ниже располагаются Лазза, Хутамат, Саир, Сакар, Джахил. Самый нижний – Хавият – предназначен лицемерам. В Коране и хадисах рассказано об Аде. В Аду людей подвергнут наказанию сильным морозом, и эта кара будет более мучительна, чем наказание огнем.

Абу Йала передал, что однажды Посланник Аллаха читал проповедь и в ней сказал: «Не забывайте о двух Великих: Рае и Аде», – потом заплакал так, что поток слез начал стекать по краям его бороды. Он добавил: «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, если бы вы знали то, что знаю я о потусторонней жизни, то стали бы ползать по земле и посыпать свою голову пылью».

И ат-Табарани в книге «Аль-Авсат» передал: «Однажды Джибриль явился к Пророку  в необычное время. Посланник Аллаха поднялся и спросил: “Джибриль, почему я вижу, что ты изменился в лице?” Тот ответил: “Как только я явился к тебе, Аллах приказал раздувать Огонь”. Тогда Пророк попросил: “О Джибриль, опиши мне Огонь!” Джибриль сказал: “Всевышний Аллах приказал – и Геенну жгли в течение тысячи лет до тех пор, пока она не побелела. Потом Он, Аллах, приказал – и ее жгли в течение тысячи лет до тех пор, пока она не покраснела. Затем Он, Аллах, отдал приказ – и ее жгли в течение тысячи лет до тех пор, пока она не почернела. В ней чернота и тьма, искры ее не светятся, и пламя не угасает. Клянусь если в Геенне образуется отверстие размером с игольное ушко, то все находящиеся на земле умрут от ее жара. Клянусь если один из хранителей Геенны предстанет перед обитателями этого мира, то все население земли умрет от уродства его лица и зловонного запаха. Клянусь если одно из звеньев цепи обитателей Ада, описанной Всевышним в Его Книге, положить на горы этого мира, то они затрясутся и выйдут из состояния покоя, а потом и вовсе уйдут на нижнюю землю”.

Тогда Посланник Аллаха сказал: “Достаточно с меня, Джибриль! Иначе сердце мое заболит, и я умру!”

  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы для самопроверки:

1.В чем заключается вера мусульман в предопределение судьбы?
2.Как воздействует на человека в  вера в предопределение судьбы?

3.Где содержится информация о Судном дне?
4.Что возвестит человеку о начале Судного дня?
5.Сколько раз и для чего Исрафиль подует в Рог?
6.Что такое шафаат?
7.Что такое Сират, кто и как перейдет его?
8.Что такое Рай и Ад и для чего они предназначены?

                          Рефлексия

мои ожидания        мои впечатления

                         

самое яркое впечатление                                             самое интересное в теме

трудности                                                главный результат

                       главные ощущения

                       

             


  1. Домашнее задание.

Изобразите как Вы представляете себе Судный день или Рай и ад в исламе.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Золотковская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока

ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)

по теме:

«Род и семья – источник нравственных отношений»

4 класс

                                                                                                          Автор  разработки:

учитель обществознания,

ОПК, ОДНКНР, ОРКСЭ

I квалификационной категории

Медведева Любовь Геннадьевна

2018

Предмет: ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики »)

Класс, профиль: 4 класс

Ф.И.О. педагога: Медведева Любовь Геннадьевна

                                       

Программно-методическое обеспечение:

УМК

Данилюк А.Я.   Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М.:Просвещение, 2014.

Данилюк А.Я.  Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.- М.: Просвещение, 2014.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [  Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)

Форма урока: урок с элементами исследовательской и групповой работ

Тема урока: Род и семья – источник нравственных отношений

Цель урока: формирование у обучающихся представления о семье, как о важнейшей общечеловеческой ценности

Задачи урока:

Обучающие:

  • сформулировать с обучающимися   понятия: «род», «семья», «нравственность»;
  • ознакомить обучающихся с историей возникновения семьи, как обособленной группы людей;
  • раскрыть значение семьи в процессе воспитания и нравственного становления личности;
  • познакомить обучающихся с историей государственного праздника семьи, любви и верности;
  • формировать у обучающихся умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
  • сформировать собственное представление о роли семьи в жизни каждого человека;
  • способствовать духовно- нравственному воспитанию личности.

Воспитательные:

  • способствовать формированию у обучающихся уважительного и бережного отношения к семье и к семейным ценностям;
  • способствовать воспитанию у обучающихся толерантности, нравственного дола, чувства ответственности  детей перед родителями и представителями старшего поколения.
  • способствовать патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей.

Оборудование: презентация, видеоматериал, аудиозапись песни «Гимн семьи», раздаточный материал с заданиями для работы в группах, шаблон дерева, шаблоны лепестков ромашки.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие (слайд 1)

Учитель: Доброе утро, ребята!

Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: – Доброе утро! 
– Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера. 

Ребята, я сейчас предлагаю вам улыбнуться друг-другу, пожелать хорошего настроения друг-другу и тем самым настроиться на активную работу на нашем  уроке.

1.Мотивация

Тему нашего урока я не обозначила, поэтому предлагаю вам самим это сделать. А поможет вам в этом просмотр небольшого видеоролика. Итак, внимание на экран.  (Слайд  2)

Вопросы к классу:

1.Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?  (о семье, о родных, о близких, о любви, о заботе, об отношениях в семье и т.п.)

2. Как вы думаете, ребята, а для чего человеку нужна семья? (для жизни, для воспитания, для развития, для помощи друг-другу, для любви, для праздников и т.д.)

3. Как бы вы сами сформулировали тему нашего урока?

( Что такое семья? Семья, и что она даёт человеку? Для чего человеку нужна семья? Почему нужно любить свою семью? И т.д.)

Ребята, все ваши ответы были очень близкими по смыслу к теме нашего сегодняшнего урока «Род и семья – источник нравственных отношений».

2.Актуализация знаний

Изложение нового материала:

Учитель: ребята, посмотрите пожалуйста какие главные слова используются в формулировке темы нашего урока: «род», «семья», «нравственность». Давайте вместе дадим определения этим словам, с помощью технологии «ассоциативная сеть»:

- первая группа обучающихся называет мне слова-ассоциации к слову «семья», (группа людей, родители, дети, забота, внимание, доверие, любовь, помощь и т.д.)

- вторая группа обучающихся называет мне слова-ассоциации к слову «род», (родственники, предки, большая группа людей, фамилия, традиция, поколение и т.д.)

- третья группа обучающихся называет мне слова-ассоциации к слову «нравственность» (правила, воспитание, хорошее поведение, жизнь, мораль, человек и т.д.)

А теперь каждая группа попробует связать слова-ассоциации в одно предложение так, чтобы у них получилось своё собственное  определение каждому понятию. Например,

Семья – это группа людей, в которой обязательно есть родители и дети, они связаны между собой заботой, вниманием, доверием, любовью и они всегда помогают друг-другу.

Род – это большая группа людей, состоящая из родственников или предков, у которых может быть одна фамилия и традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Нравственность – это жизнь человека по правилам морали, с целью воспитания хорошего поведения.

( слайд 3)

Учитель: Как мы видим, все эти три понятия очень тесно связаны друг с другом: без родственников или рода нет семьи, а без семьи нет нравственности.

Ребята, в начале урока мы с вами разделились на три группы: историки, социологи и культурологи. При подготовке к сегодняшнему уроку каждая группа должна была провести небольшую исследовательскую работу и предоставить нам материал: (слайд 4)

- Историки исследовали историю возникновения семьи;

- Социологи исследовали значение семьи для человека, т.е. функции семьи;

- Культурологи исследовали историю возникновения государственного праздника семьи, любви и верности.

 Сейчас группа историков познакомит нас с результатами своей исследовательской работы. (слайд 5)

Примерный текс ответа:

История возникновения семьи уходит своими корнями в глубокое прошлое. Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком-разумным. Люди поняли, что выжить в одиночку человеку трудно и они стали объединяться в родовые общины.

В таких общинах родственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. В родовой общине действовал принцип: «один за всех и все за одного».

Общими у рода были: жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь. Сородичи-мужчины сообща охотились на зверей, выполняли тяжелую работу. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях.

Принципы жизни родовой общины очень похожи на принципы жизни современной семьи, поэтому можно сделать вывод, что родовые общины – это первые семьи в истории человечества. Ещё в глубокой древности люди поняли, что семья нужна каждому человеку.

(слайд 6)

Вопросы к классу:

1. Как вы понимаете значение слов «родовая община»?

2. Можно ли сказать что словосочетание «родовая община» это синоним к слову «семья»? Почему вы так считаете?

Учитель: ещё до нашей эры великий мудрец Конфуций сказал: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». Эти слова означают, что главная задача семьи – указать правильный путь детям, чтобы они уверенно шли по жизни.

Сейчас группа социологов познакомит нас с результатами своей исследовательской работы. (слайд 7)

Примерный текст ответа

   Семья является источником и основой развития личности человека. Семью по праву называют первой школой нравственного воспитания, где особую роль играют все члены семьи: папа, мама, старшие братья, сестры, дедушка, бабушка.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям.

Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общения, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, понимание и забота, сочувствие и отзывчивость, сострадание и милосердие. В семье формируется характер человека, вырабатываются привычки и индивидуальные качества.

( слайд 8-11)

Вопросы к классу:

1. Как вы считаете, почему семью называют первой школой нравственного воспитания человека?

2. Какие качества формируются у человека благодаря семейному воспитанию?

Учитель: Ребята, у каждой семьи есть свои ценности, т.е. то, без чего семья просто не сможет существовать. Это, конечно же, дети и родители, это уважение и любовь, это понимание и доверие, это взаимопомощь и ответственность, это традиции и праздники… И у каждой семьи, наверно, эти ценности свои собственные, индивидуальные, но есть такие ценности, которые важны абсолютно для каждой семьи. Мы с вами сейчас попробуем отгадать все вместе что же это за ценности. Послушайте древнюю притчу о семье.

«Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге… (слайд 9)

Учитель: Ребята, как вы думаете какие три слова написал старейшина? Попробуйте записать эти слова в своих тетрадях. А теперь давайте проверим.

Ответ: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». (слайд 10)

Учитель: Семья имеет огромное значение не только в жизни каждого человека, но и в жизни государства. Именно поэтому в нашей стране в 2008 году был официально установлен государственный праздник семьи, любви и верности. Сейчас группа культурологов расскажет нам об истории этого замечательного праздника. (слайд 11)

Примерный текст ответа

История праздника семьи, любви и верности связана с легендой о святых Петре и Февронии. Эта супружеская пара жила в Муроме в 12 веке и Петр был князем в этом городе. На долю этой пары выпало немало разных испытаний, но все трудности муж и жена преодолевали вместе, находя поддержку и опору друг в друге.

Еще при жизни Петр и Феврония пользовались немалым почитанием за свою верность и супружескую любовь. Их история любви началась с настоящего чуда, когда благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол, болел проказой. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение, что исцелить его сможет дева Феврония - дочь древолазца из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева и в самом деле исцелила князя Петра, а потом стала его супругой.

Говорят, они и умерли в один день – 8 июля. Но почему-то тела их «положили в разные места». Каково же было удивление народа, когда на следующее утро Петр и Феврония оказались в одном гробу! Это чудо лишь усилило славу прекрасных супругов. С той поры супруги и почитаются как покровители семейных уз, а день 8 июля стал отмечаться как государственный праздник семьи, любви и верности.

У этого праздника есть свой особый символ: белая невинная ромашка, которая является ярким олицетворением России, - испокон века ромашка означала беззаветную любовь и верность. Два лепестка ромашки окрашены в синий и красный цвета, что напоминает нам о государственной символике.

(слайд 12)

3. Закрепление изученного материала

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить задание «Семейное древо».  (слайд 13)

У каждого дерева есть корни – это залог будущей жизни и процветания дерева - так и у семьи есть основа, то с чего она начинается. (слайд 14)

У каждого дерева есть ствол, который должен быть сильным и крепким, чтобы дерево могло приносить хорошие плоды – так и у семьи есть ценности, которые необходимы для благополучной и счастливой жизни. (слайд 15)

Каждое дерево даёт свои плоды, иначе жизнь дерева становится бессмысленной, так и семья должна приносить свои плоды через воспитание детей, через совместный труд, через доброе и уважительное отношение друг к другу. (слайд 16)

Сейчас каждая группа получит листок, на котором написан перечень слов, относящихся к теме «Семья». Задача первой группы определить что является основой семьи – корнями нашего семейного древа,  и выбрать из этого перечня подходящие слова.

Вторая группа должна определить семейные ценности, которые составляют ствол нашего семейного древа, и выбрать из перечня подходящие слова.

Третьей группе необходимо проанализировать значение семьи в жизни человека, т.е.  определить «плоды» нашего семейного древа, и выбрать з перечня подходящие слова.

Учитель: Давайте проверим что же у нас с вами в итоге получилось. Предлагаю каждой группе озвучить нам результаты своей работы. Вот такое красивое и главное плодовитое семейное древо у нас с вами получилось. (слайд 17)

Просмотр видеоролика «Что может быть семьи дороже?»

(слайд 18)

4. Рефлексия

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового про семью: про историю возникновения семьи, про семейные ценности, про праздник любви, семьи и верности. И, конечно, же вы помните, что символом этого праздника является ромашка. Давайте сейчас мы с вами вместе оформим ромашку с помощью шаблонов лепестков, на которых каждый из вас напишет одно слово в продолжении фразы «Семья – это…». Может быть для кого-то из вас это любовь, для кого-то это понимание, для кого-то это родители, для кого-то это лад и мир и т.д.

(слайд 19)

Оформление ромашки. Звучит песня «Гимн семьи» в исполнении учащихся.

5. Домашнее задание

В качестве домашнего задания учащимся дома необходимо выполнить задание «Закончите предложения».

(слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий награждения победителей муниципального тура Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную!»

Мы живем в очень непростое время. Сделать нашу жизнь более достойной и благополучной можем только мы сами. И заинтересованы мы не только материальной стороной жизни. Не менее важно для всех нас...

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Невский – защитник Русской земли и Православной веры».

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна,  учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Нев...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

Занятие по ОПК (основы православной культуры) "Создание мира: день шестой."

Занятие предназначено для внеурочной деятельности....