Рабочая программа кружка "Кружевоплетение"
рабочая программа (5 класс) по теме

Ермакова Мария Дмитриевна

Авторская рабочая программа "Кружевоплетение" предназначена для дополнительного образования детей.

Программа «Кружевоплетение» рассчитана на два года обучения. На первом году обучения учебная нагрузка составляет 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), в группе занимаются 10-12 человек в возрасте от 10 до 15 лет.  На втором году обучения – 216 часов (по 3 часа 2 раза в неделю или по 2 часа 3 раза в неделю). В группе занимаются 10-12 человек.   Кроме того, в кружке могут заниматься учащиеся одного возраста или состав может быть разновозрастным. Поэтому работа с детьми должна проходить с индивидуальным подходом к каждому ребенку, с учетом его интересов, особенностей, творческих способностей. Содержание образовательного процесса должно носить характер творческой деятельности и быть направленным на развитие творческих способностей у детей. Во всех случаях выполнения заданий должно способствовать познавательной активности учащихся, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. Педагог не должен ставить задачу точного выполнения образца, а с его помощью он должен стремиться вызвать у ребят желание творить самому, изменять, совершенствовать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_kruzhevopletenie.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

МОУ СОШ №1

        

ПРОГРАММА

                                                         кружка

                       

                                                                                         

  Разработал:

                                                                                         учитель технологии

                                                                                         высшей квалификационной категории

                                                                                         Ермакова Мария Дмитриевна

                                                                                                   

                                                                                                        Возраст учащихся 10- 15 лет

                                                                                                                                 

                                                                                           Продолжительность обучения 2 года.

                                                     

п. Клетня -2008г.

CОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………….3
  2. Учебно-тематический план…………………………………..6
  1. Тематическое планирование первого года обучения……...7
  2.  Содержание программы первого года обучения …………8
  3.  Тематическое планирование второго года обучения…….11
  4.  Содержание программы второго года обучения…………13
  1. Условия реализации программы…………………………….18
  2. Воспитательная работа……………………………………….19
  3. Работа с родителями………………………………………….19
  4. Медицинские рекомендации………………………………...19
  5. Литература…………………………………………………….21

Программа кружка «Кружевоплетение»

Пояснительная записка

Кружевоплетение исстари было одним из излюбленных  видов женского рукоделия. Кружево - гордость России. Оно вновь возрождается  в наших семьях.

Искусством плетения во все времена владели очень не многие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетёных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружева, которые плели из золотых нитей, украшали одежды лиц духовного и королевского сана. В разные времена искусство плетения называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома. Плетение в технике фриволите и макраме используются  для украшения одежды и интерьера комнат, общественных помещений: кафе, фойе ДК и т.д. Удачны сочетания плетеных  светильников, панно на стенах и плетеных штор на окнах.

Оживает обычай собираться вместе на посиделки, но не просто поговорить о житейских делах, а прийти со своим рукоделием, вязанием или шитьём, вышивкой или плетением. Выполнение ручным способом вещи не ординарны и привлекательны. Учреждения  дополнительного образования используют разнообразные формы трудового обучения, которые призваны помочь сохранению богатства и традиций декоративно-прикладного искусства, а также учат создавать красоту своими руками.

Эти знания формируют не только эстетический вкус у ребят, а также знакомят их с произведениями народного искусства, развивают умения и навыков.

             

Основные цели кружка «Кружевоплетение»

  1. создание условий для развития склонностей, творческих возможностей и     дарований учащихся.
  2.  содействие развитию духовной и эстетической культуры и фантазии в создании украшений и аксессуаров.

Основные задачи обучения учащихся кружевоплетению.

  1. Образовательные задачи:
  1. расширить, углубить и закрепить знания и умения учащихся, полученные на уроках трудового обучения, технологии в школе.
  2. развивать мышление, память, моторику мелких мышц, расширять кругозор.
  1. Воспитательные:
  1. прививать основы культуры труда;
  2. формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
  3. способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, интереса к ручному труду; умение доводить начатое дело до конца, чувства коллективизма;
  4. научить самостоятельно, оценивать результат работы.                                    
  1. Развивающие:
  1. способствовать развитию творческого мышления, художественного вкуса, эстетического восприятия, воображения;
  2. формировать творческое отношение к выполняемой работе.
  1. Практические:
  1. формировать и совершенствовать умения и навыки в области плетения, в технике фриволите, макраме, плетения на раме;
  2. обучать пользованию различными инструментами, необходимыми в процессе работы.

               

Общее положение.

Программа «Кружевоплетение» рассчитана на два года обучения. На первом году обучения учебная нагрузка составляет 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), в группе занимаются 10-12 человек в возрасте от 10 до 15 лет.  На втором году обучения – 216 часов (по 3 часа 2 раза в неделю или по 2 часа 3 раза в неделю). В группе занимаются 10-12 человек.   Кроме того, в кружке могут заниматься учащиеся одного возраста или состав может быть разновозрастным. Поэтому работа с детьми должна проходить с индивидуальным подходом к каждому ребенку, с учетом его интересов, особенностей, творческих способностей. Содержание образовательного процесса должно носить характер творческой деятельности и быть направленным на развитие творческих способностей у детей. Во всех случаях выполнения заданий должно способствовать познавательной активности учащихся, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. Педагог не должен ставить задачу точного выполнения образца, а с его помощью он должен стремиться вызвать у ребят желание творить самому, изменять, совершенствовать.  

                   Методическое обеспечение.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую  часть и практическое выполнение задания.

Обычно изучение темы начинается с теоретической части занятий, прежде всего учащиеся  знакомятся и историей кружевоплетения, макраме в России, с правилами    техники безопасности при работе с ножницами, с рамой, крючком, знакомятся с основными видами плетения и т. д Вторая часть занятий- практическая; она является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Основной  формой организации работы в кружке являются занятия.

Используются различные виды проведения занятий :  

        А) занятие- игра

                                              Б) занятие- беседа

                                              В) комбинированные занятия

                                              Г) практические занятия

        Д) экскурсии

Занятия могут проводиться как с целой группой, так и с подгруппой и индивидуально. При проведении  практических занятий в первый год обучения  члены кружка овладевают техникой плетения фриволите одним и двумя челноками, читая и выполняя несложные схемы плетения изделий, сувениров. На втором году обучения ученики  знакомятся с макраме, от  простых узлов к более сложным, с техникой плетения салфеток на раме,        составляют самостоятельно эскизы, схемы, вносят свои изменения в схему и плетут по ним. Усложняются изделия, схемы плетения фриволите.

               

Требования к занятиям

  1. реализация индивидуального подхода;
  2. теоретические и практические знания даются всей группе, а дальнейшая работа ведётся самостоятельно или с помощью педагога.
  3. чёткое объяснение на высоком уровне учебного материала или практической операции;

Основные методы и формы учебной деятельности

     

Методы:

                                  А) словесные

                                  Б) наглядные

                                  В) практические

                                  Г) частично-поисковые (выполнение индивидуальных творческих заданий, проектов, исследование истории изделий и т.д.

Формы занятий:

                                 А) групповые

                                  Б) индивидуальные

                                  В) коллективные

     На практических занятиях педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приёмы работы с инструментами и материалами, помогает          

разобраться в схемах, рисунках ,помогает при работе на компьютере.

После каждого занятия - подведение итогов: обобщается проделанная работа, подводятся её итоги, делаются выводы, отмечается активность отдельных учащихся,

даётся оценка полученных знаний, что получилось, над чем нужно ещё поработать.

         Подведение итогов работы, анализ и оценка её имеют большое воспитательное        значение, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки - это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Подведение итогов работы за год проводится на итоговой выставке декоративно-прикладного творчества.

                                 

                            Знания и умения, приобретённые детьми в процессе  

                обучения.

В процессе обучения учащихся по программе «Кружевоплетение», они должны овладеть

определёнными знаниями, умениями, а именно:

  1. знать краткие сведения из истории фриволите, макраме в России;
  2. познакомится с интересными умельцами, мастерами родного края;
  3. знать правила техники безопасности и личной гигиены при выполнении плетения;
  4. знать правила пользования инструментами и материалами;
  5. знать и уметь выполнять основные  виды плетения  в технике

     фриволите, макраме, плетения на раме;

  1. выполнять исправление ошибок в плетении;
  2. подбирать материалы для плетения, определять длину нитей;
  3. уметь работать по схемам (зарисовывать схемы, вносить  изменения  и выполнять изделия по ним);
  4. знать правила ухода за готовыми изделиями.

Учебно-тематический план

Основная цель первого года обучения :

-прививать интерес к кружевоплетению и научить детей плести изделия в технике «фриволите».

На первом году обучения необходимо решить следующие задачи:

  1. познакомить учащихся с историей кружевоплетения в России;
  2. научить основным способам плетения в технике «фриволите» одним и двумя челноками;
  3. познакомить с основными видами украшений, изделий, выполненных в технике “ фриволите”.
  4. научить зарисовывать схемы изделий, читать их и работать по ним.

Тематический план первого года обучения

                                                              Таблица.1

        Темы  занятий

Общее кол-во часов

Теоретич. занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие. Цели задачи. Правила ТБ. Инструменты, материалы и приспособления. История кружевоплетения.

4

4

2.

Технология плетения основных элементов одним человеком.

6

2

4

3.

Заработка концов нитей. Исправление ошибок в плетении.

2

_

2

4.

Выполнение простейших узоров. Схемы плетения.

8

1

7

5.

Плетение кружев для отделки салфеток, носовых платков.

10

2

8

6.

Розетки и цветы. Схема розеток, цветов. Плетение розеток, цветов.

12

1

11

7.

Салфетки. Плетение салфеток.

20

2

14

8.

Плетение панно и сувениров одним и двумя челноками.

25

2

24

9.

Прошвы.

8

1

7

10

Воротники. Плетение воротников

16

2

14

11

Шарфы, галстуки.

14

1

13

12

Украшения колье. Плетение колье двумя челноками.

8

2

6

13

Уход за готовыми изделиями.

2

1

6

14

Экскурсии в музей. Встречи с мастерами декоративно- прикладного творчества.

6

6

15

Подготовки к итоговой выставке.

2

1

1

                                          Итого:

144

28

116

                                                                             

                                         

                       

 Основная часть первого года обучения.

ПРОГРАММА

1.Вводное занятие: (4ч.)

 

Уточнить состав кружковцев. Познакомить с задачами и планом работы, рассказать какие знания и практические навыки они приобретут. Познакомить с инструментами и материалами при работе с ножницами, крючком. Провести инструктаж по технике безопасности. Познакомить с историей кружевоплетения.

        Практическая  работа:

                 Запись правил техники безопасности.

2. Технология плетения основных элементов одним челноком (6ч.)

    Правила заправки челнока нитью. Рабочее положение рук. Памятка кружевницы. Крючок- держатель, как приспособление, облегчающее плетение. Основные элементы плетения: узел ”фриволите”, пике, перегиб, кольцо. Правила работы с крючком.

              Практическая работа:

1.Намотка ниток на челнок.

2.Выполнение элементов плетения.

3.Плетение декоративного пике. Соединение элементов. Перегиб. Кольцо.        

3.Заработка концов нитей. Исправление ошибок в плетении(2ч.)

     

 Понятие узел” геркулесовый” (морской, ткацкий) и технология его выполнения. Соединение скользких  нитей, исправление ошибок в плетении: лишние узлы, неравномерное пике, ошибка в затянутых кольцах.

                  Практическая  работа:

1.Технология выполнения “геркулесова” узла.

2.Соединение скользких нитей.

3.Исправление ошибок в плетении.

  1. Выполнение простейших узоров. Схемы плетения(8ч.)

 Условные обозначения и графические изображения элементов плетения

Понятие колец, дуг, перегибов и их условные обозначения на схемах; направление плетения; количественный просчёт.

              Практическая  работа:

  1. Знакомство с условиями обозначениями и графическими изображениями элементов плетения на схемах.
  2. Чтение схем кружев, мотивов цветов, салфеток и т.д.
  3. Выполнение схем плетения в тетради, плетение по схемам.

5. Плетение кружев для отделки салфеток, носовых платков(10ч.)

Плетение однорядных и многорядных работ. Виды кружев и их применение. Цветовое сочетание

        Практическая работа:

  1. Плетение кружев. Сцепка замкнутых элементов
  2. Плетение многорядных  кружев
  3. Отделка носового платка кружевом.

 6.Розетки и цветы(12ч.)

   

Розетки и цветы, их применение в оформлении интерьера, одежды.

        Практическая работа:

  1. Разбор схемы плетения цветов, розеток.
  2. Плетение цветов, розеток.
  3. Составление композиции из цветов для панно.

7.Салфетки. Плетение салфеток(20ч).  

     

Применение плетёных изделий в оформлении интерьера. Схемы плетения салфеток.

                  Практическая  работа:

  1. Чтение схем плетения салфеток.
  2. Плетение салфетки из мотивов.
  3. Обвязка салфетки. Схема обвязки.
  4. Плетение многорядной салфетки.  

 8. Плетение панно и сувениров(25ч.)

     

Плетёные панно и сувениры. Ознакомление учащихся с работами, которые служат для украшения интерьера (панно, картины, вазочные цветы) и со способами изготовления этих работ. Сочетание композиции и цвета в работе.

                Практическая работа:

  1. Эскиз изделия. Составление рабочей схемы.
  2. Подбор и расчёт материала.
  3. Плетение одним и двумя челноками.
  4. Плетение панно ”Цветы”, сувениров” Бабочка”,” Корзинка”.

  9. Прошвы(8ч.)

   

Понятие” прошвы”. Виды прошв: симметричные и несимметричные. Применение прошв в отделке одежды, белья, мебели, скатертей, полотенец, штор.

                Практическая  работа:

  1. Разбор схемы плетения прошвы.
  2. Плетение многорядной, симметричной прошвы для отделки штор.

10. Воротники. Плетение Воротников(16ч.)

   

Отделы изделий. Схемы плетения воротников

            Практическая  работа:

  1. Плетение воротников по схеме выбранным схемам.

11. Шарфы, галстуки(14ч.)

 

Дополнительные элементы к одежде: шарфы, галстуки.

                Практическая  работа:

  1.  Плетение шарфа.
  2. Плетение галстука.

12. Украшения . Плетение колье двумя челноками(8ч.)

Виды украшений. Схемы плетения. Дополнительные  декоративные элементы: бусы, бисер.

            Практическая  работа

1. Плетение колье двумя челноками.

13. Уход за готовыми изделиями(2ч.)

    Стирка изделий, глажение, хранение.

                Практическая  работа

1. Стирка, глажение плетёных изделий.

14. Экскурсии. Встречи с мастерами декоративно- прикладного искусства(6ч).

Экскурсии в музей, в выставочный зал, в школу искусств, ДК. Зарисовка понравившихся экспонатов. Составление рисунков, схем, орнаментов для будущих изделий. Отчёт о выставке.

15. Подготовка к итоговой выставке.

Итоговая выставка декоративно- прикладного искусства, конечный результат работы кружка за год. Знакомство с критериями оценки изделий, представленных на выставку.

       

     Практическая работа

1. Отбор изделий к итоговой выставке.

2.Подготовка этикеток.

3.Прикрепление этикеток к работам.

4.Размещение работ на выставке.                                   

 К концу первого учебного года учащиеся должны уметь:

  1. владеть инструментами для плетения.
  2. выполнять ”двойной”, прямой, обратный узлы по наглядному изображению.
  3. выполнять плетение колец, декоративное пике, соединение колец с помощью вязального крючка.
  4. выполнять заработку конца плетей.
  5. выполнять исправление ошибок в плетении.
  6. подбирать материалы для плетения.
  7. выполнять схемы графических изображений элементов плетения, читать рабочие схемы и работать по ним.
  8. вплетать в узоры декоративные плетения.
  9. выполнять эскизы рисунков плетения.
  10. ухаживать за готовыми изделиями.

подбирать и расcчитывать материал для будущего изделия.

Основная цель второго года обучения

- закрепить и усовершенствовать навыки и умения в кружевоплетении;

- способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, а так же расширенного мировоззренческого представления учащихся .

На втором году обучения необходимо решить следующие задачи:

- повторить и закрепить основные способы плетения фриволите;

- вызвать интерес к плетению изделий на раме;

- научить выполнять плетение узлов и изделий в технике “ макраме “

- развивать творческие способности учащихся;

-научить самостоятельно оценивать результаты роботы.

Тематическое планирование на 2 год обучения.                      

                                                                                                             Таблица 2

     

     Тема занятий

 

Всего часов

Теоретические занятия  ( кол-во часов )

Практические занятия (кол-   во часов)

1.

Вводное занятие.

Цели и задачи работы кружка.

Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, правила поведения в кружке.

       

         3

   

                  3

                        -

2.

Цветоведение.

Психология цвета.

         3

                  3  

                      -

3.

Повторение основных приёмов плетения элементов фриволите  одним и двумя челноками.

       

       30

                  3

                        27

4.

Макраме. Вводное занятие. Подготовка к работе.

        3

                  3

                       -

5.

Основные узлы и узоры.

        6

                  2

                        4

6.

Технология изготовления изделий в технике макраме.

        30

                 3

                       27

7.

Плетение сувениров.

        30

                 3

                       27

8.

Изготовление предметов интерьера.

        30

                  3

                        27

9.

Кулоны.

        14

                  2

                        12

10.

Декоративные элементы и конструированные детали в технике макраме.

         6

                  3                

                         3

11.

Уход за плетёными изделиями в технике макраме.

         3

                   1

                          2

12.

Плетение салфеток на раме.

        39

                   6

                         33

13.

Уход за изделиями, плетёнными на раме.

         2

                   1

                          1

14.

Экскурсии. Встреча с мастерами- рукодельницами.

         9

                   3

                           3

15.

Подготовка к итоговой выставке.

         6

                   3

                           3

                         Итого:             216                              42                                               174

         

   

Основная часть второго года обучения.

        

                            ПРОГРАММА

1.Вводное занятие (3ч.)

   Знакомство кружковцев с задачами и целями работы кружка. Рассказать, какие знания, умения и практические навыки они приобретут. Знакомство с инструментами и приспособлениями при плетении в технике фриволите, макраме и плетении на раме. Инструктаж по технике безопасности. Зарядка для глаз, рук.         

 Практическая работа.

1.Запись правил по технике безопасности.

2. Запись комплекса упражнений для глаз и рук. Разучивание упражнений.

2.Цветоведение. Психология цвета (3ч.)                                                           Беседа с уч-ся о народном декоративно-прикладном искусстве и его месте в современной жизни. Ознакомление со специальной литературой, наглядными пособиями, с цветными таблицами, со значениями цветов.                                                                                                              Практическая работа.

1. Запись условных обозначений цветов.

2. Цветовой круг- сочетание цветов.

3. Повторение основных приёмов плетения элементов фриволите одним и двумя челноками (30ч.)

Плетение изделий в технике фриволите: цветы, воротник-пелерина, платок, скатерть.

Составление эскизов, зарисовка схем. Подбор ниток цветовой гаммы.  

      Практическая работа.

  1. Изготовление объёмного цвета из 3х розеток.
  2. Украшение “ Бабочка “. Составление индивидуальной схемы плетения.
  3. Плетение воротника- пелерины.
  4. Плетение платка, скатерти.  

4. Макраме. Вводное занятие. Подготовка к работе (3ч.)

Краткие сведения из истории макраме. Знакомство с возможностями  данной техники.

Материалы для плетения. Приспособления для  плетения.

       Практическая работа.

  1. Просмотр альбомов, готовых изделий, фотографий, журналов по макраме.
  2. Запись условных обозначений.
  1. Основные узлы и узоры (6ч.)

 

Приём плетения узлов и узоров. Крепление нити на основе различными способами. Технология  выполнения основных узлов. Определение длинны нити.

 Практическая работа.

  1. Навешивание нити 2 способами.
  2. Плетение двойного плоского узла.
  3. Плетение сетки  из двойных плоских узлов в шахматном порядке.
  4. Петельный узел “фриволите“, цепочка.
  5. Репсовый узел.
  6. Узоры  «кокиль», «четырёхлепестковый»  цветок.

6. Техника изготовления изделий в  технике макраме (30ч.)

Основные этапы творческого проекта. Выполнение эскиза изделия. Подбор материала  и конструированных деталей. Требования к качеству  изготовления  изделий  в технике макраме.  Декоративные  элементы,  вплетаемые  в изделия : дерево, керамика и д.р.

                   

      Практическая работа.

  1. Запись этапов творческого проекта.
  2. Эскиз изделия.
  3. Плетение подвески для календаря.

7. Плетение сувениров (30ч.)

Понятие “ сувенир “. Материалы для плетения  сувениров. Схемы плетения. Декоративные элементы.                                                                                                    

       Практическая работа.

1.Плетение сувенира “Крысатули “

2. Плетение сувенира “Крокодил “

      3. Плетение сувенира  “Собачка “

4. Плетение сувенира  “Змейка“

 5. Плетение сувенира  “Гномик “

8 .Изготовление предметов интерьера (30ч.)

 Предметы интерьера. Виды. Назначение.

         

      Практическая работа.

  1. Плетение панно.
  2. Плетение абажура.
  3. Плетение кармана для расчёсок.

      4.   Плетение корзины с цветами.

9. Кулоны (14ч.)

Виды кулонов. Технология плетения.

      Практическая работа.

  1. Плетение кулона “8 Марта “
  2. Плетение кулона  “Матрёшка “

10. Декоративные элементы и конструктивные детали в технике макраме (6ч.)

Подбор элементов: дерево, керамика, стекло и т.д.

Практическая работа

1.Плетение абажура.

10. Уход за плетеными изделиями в технике макраме (2ч.)

Правила чистки и стирки плетёных изделий

              Практическая работа.

  1. Стирка изделий.

11. Плетение салфеток на раме (39ч.)

Азбука плетения. Инструменты и материалы для плетения. Рама для плетения  инструктаж по технике безопасности при работе с рамой, ножницами. Схемы  плетения салфеток. Эскизы. Цветовое сочетание. Приёмы плетения. Соединение. Разрезание элементов. Оформление края.                                                                                                

                     Практическая работа

  1. Составление композиции узора плетения.
  2. Плетение салфетки  “Незабудки “
  3. Плетение салфетки  “Снежинка “
  4. Плетение салфетки “Ромбики “

12.Уход за изделиями, плетёнными на раме. Особенности ухода за плетёными  изделиями (2ч.)

Правила стирки и ухода за салфетками, плетёнными на раме

                     

              Практическая работа.

  1. Стирка изделий
  2. Уход за изделиями.

13. Экскурсии (9ч.)

Экскурсии в музей, выставочный зал. Экскурсии в природу в разные времена года. Встреча с мастерицами декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа. 

1.Зарисовка понравившихся работ, рисунки и эскизы, сбор природных материалов.

14. Подготовка к итоговой выставке.(6ч)

Знакомство с критериями оценки изделия:

  1.  аккуратность выполнения;
  2.  новизна;
  3.  оригинальность;
  4.  цветовое решение;
  5.  практическое исполнение.  

            Практическая работа

1.Отбор изделий к итоговой выставке. Презентация работ.                

По окончании курса обучения в кружке «Кружевоплетение», предусмотренного данной программой

          Учащиеся должны знать:

  1. Историю развития кружевоплетения в России;
  2. Историю макраме;
  3. Основные способы плетения и возможные вариации из них;
  4. Основные способы наращивания нитей, закрепление и заработку концов;
  5. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования при работе;
  6. Роль и место плетения в оформлении интерьера;
  7. Психологию цвета, колоритные особенности различных материалов;
  8. Правила ухода за готовыми изделиями.

 Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять необходимые для плетения элементы и узлы по наглядному изображению;
  2. Подбирать материалы для плетения по размеру, цвету, фактуре;
  3. Выполнять схемы графических изображений элементов плетения:
  4. Вплетать в узоры декоративные элементы и конструкционные детали;
  5. Выполнять заработку концов нитей;
  6. Выполнять исправление ошибок;
  7. Выполнять схемы графических изображений элементов плетения; читать их и
    работать по ним;
  8. Выполнять эскизы рисунков плетения; ухаживать за готовыми изделиями;

Подбирать и рассчитывать материал для будущего изделия.

Условия реализации программы.

Для реализации данной программы необходимо правильно оборудовать кабинет. Изготовление изделий в технике фриволите, макраме- занятие очень увлекательное и интересное, дающее возможность для творчества. Но для того, чтобы это увлечение не стало утомительным, очень важно правильно подобрать материал и организовать рабочее место.

Для плетения  фриволите необходимо следующие инструменты: крючок вязальный № 1- 1,5 , ножницы, крючок- держатель, который прикрепляют за край стола и закрепляют на него рабочую нить. Для плетения макраме необходимы будут некоторые приспособления: полумягкая подушка. Для её изготовления нужно взять кусок поролона или пенопласта размером 40Х25Х4см и обтянуть плотной мягкой тканью. Желательно, чтобы ткань была однотонной. Пенопласт можно обклеить плотной бумагой, чтобы не было мусора. Можно использовать также спинку от мягкого стула. Булавки портновские длинные, не короче 3 см, иначе они не будут прочно держать плетение на подушке. Самые удобные булавки - с цветными пластмассовыми шариками на головках. Их хорошо видно и очень легко вынимать и втыкать. Детали из дерева, пластмассы, металла. Для плетения на раме, необходимо сама рамка шестиугольной формы, со всех сторон которой расположены гвоздики на одинаковом расстоянии друг от друга (10 мм.), булавка английская, ножницы, иголка (цыганка), сантиметровая лента также необходима для работы.

Лучшим освещением рабочего стола будет рассеянный солнечный свет или яркая потолочная лампа.

Рабочее место следует организовать так, чтобы каждый учащийся закреплялся за определённое место. Дежурят учащиеся по 2 человека (поливают цветы, раздают и собирают инструменты, подметают пол, протирают пыль).

Материалы для плетения: нитки, гарус, мак, ирис, ромашка. Важно только, чтобы она была туго скручена, в этом случае отчётливо видна фактура узла, и плетёное изделие хорошо сохраняет свою форму и  выглядит красиво. В настоящее время применяют: шпагат, шёлковый, льняной и синтетический шнур, а также шнур шторный, кордовый и рыболовный, сутаж, леску - шёлковую, крученую, кордовую; хлопчатобумажную, объёмную пряжу; нити-суровую,льняную,хлопчатобумажную№0,шёлковую крученую, нитки катушечные, клей ПВА, тетрадь в клетку, карандаши, фломастеры, схемы для плетения, журналы, открытки, учебные пособия. Диафильмы «Отделка изделий кружевом», «Профессия- кружевница» (если они есть). Фрагменты презентаций. Интернет - сайты о плетении, народных промыслах.

Воспитательная работа.

Участие в конкурсной программе « Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся»; экскурсии в музей (выставочный зал); встречи с мастерицами декоративно-прикладного искусства, участие в районных и областных выставках по декоративно-прикладному творчеству, участие в конкурсах мастерства.

Беседы «Есть профессий на свете немало», «Знакомство с историей кружевоплетения»,

«Современный  дизайн интерьера», конкурс поделок «Рукотворное чудо». Организация выставки «Заглянем в бабушкин сундук».

Работа с родителями:

Беседы  (рассказать родителям, чем занимаются их дети на занятиях кружка, какие знания и практические навыки они приобретают).

Привлекать родителей к мероприятиям, которые проводятся в ЦДТ, к оформлению кабинета, к посещению вместе с детьми выставок декоративно-прикладного творчества.

Проводить родительские собрания на темы:

 - «Развитие интересов и склонностей учащихся»

 - «Роль знаний, умений и навыков, приобретённых в кружке

«Кружевоплетение», в развитии творческих способностей детей» и  др.

                                   Медицинские рекомендации

Длительная работа при плетении вызывает напряжение глаз, и они очень быстро утомляются, а длительное и чрезмерное напряжение глаз может привести к ухудшению зрения.

Для профилактики глазного заболевания, снятия глазного заболевания, снятия глазного утомления разработана специальная система упражнений - гимнастика для глаз, которая улучшает кровоснабжение глазных яблок, способствует быстрому снятию зрительного утомления, нормализует тонус  глазодвигательных  мышц.

Поэтому рекомендуется каждые 15-20 минут работы при плетении делать перерывы в работе и выполнять упражнения для глаз.

Упражнения проводятся в основном, сидя за столом.

Комплекс упражнений для глаз.

  1. И.П. – сидя , голову держать прямо, закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.
  2. И.П. – сидя , голову держать прямо. Посмотреть на переносицу и держать взор на счет 1-4. до усталости глаза доводить нельзя, затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.
  3. И.П. – сидя , голову держать прямо, не поворачивая головы .посмотреть  и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. аналогично проводятся упражнения , но с фиксацией взгляда влево, вправо, вниз.
  4. И.П. – сидя провести быстро взгляд по диагонали направо, вверх на счет 1-6, затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4- 5 раз.

  Укрепление вестибулярного аппарата

          Упражнение выполняется сидя

      1.Наклоны головы вперёд и назад до касания затылком спины.

      2.Повороты головы вправо и влево до упора.

      3.Круговые движения головой в трёх положениях: голова прямо, голова наклонена  

          вперёд, голова запрокинута назад.

 Профилактика нарушений осанки

1. Исходное положение - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за    спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад,

подбородок поднять и вытянуть вперёд. Повторить упражнение, начиная с левой руки.

2. Приседание с мешочком на голове с разными исходными положениями  рук(вверх вперёд, согнуты в локтях ,за головой).


                                           

                                                        Литература

  1. Барадулин В.А. «Основы художественного ремесла» М..2000г
  2. Журнал «Сделай сам» м. «Знание» 1992 .№1
  3. Журнал «Валя-Валентина» 2006 №4 –5
  4. Журнал «Школа и Производство» 2003 №3,2004 №3,2005 №5
  1. Журнал «Стиль рукоделия» 1994
  2. Попова С. «Дамское рукоделие». - М.: ТОО «ПК Инжиниринг, ЛТД»1993
  3. Соколовская М.М «Знакомьтесь с макраме, - М.: Просвещение, 1990»
  4. Тереза де Дельмон. Энциклопедия для  дам. В 2 т. – Душанбе, 1991
  5. Симоненко В.Д.ТЕХНОЛОГИЯ 9класс. Учебное пособие. М.2001г
  6. Художественная обработка материалов, доступных сельской школе. Под редакцией Хворостов А.С. 1992
  7. Щербакова Л.П. обучение основам кружевоплетения. М:1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...