"Инновации в образовании"
методическая разработка по теме
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Инновации в образовании" - выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_innovacionnaya_deyatelnost.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
«Далеко не все новое прогрессивно.
Прогрессивно то, что эффективно!»
Учреждения дополнительного образования уже по своей сути являются инновационными, т.к. творческая деятельность в его стенах уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России.
Сегодня Центр внешкольной работы рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного образования.
Ведущие идеи обновления образовательного процесса нашли свое отражение в Программе деятельности Центра внешкольной работы «Гармония». Это:
- Идея содружества – педагог + ребенок + родитель;
- Идея сотворчества педагога и воспитанника;
- Идея одухотворения, воодушевления ребенка, нацеленная на создание своего «Я»;
- Идея воспитания человека своего времени;
- Идея развивающегося педагога и воспитанника;
- Идея сохранения и защиты психофизического потенциала;
- Идея участия личности в формировании социума;
Педагог дополнительного образования должен четко представлять свой педагогический процесс и владеть понятийным словарем. Итак, кто является объектом инновационного процесса – дети! Обратимся к понятийному словарю.
Термин «инновация» (от латинского – обновление, новинка, изменение) – наука о нововведениях; «инновация» - процесс нововведения; нововведение – целенаправленное изменение; нововведение – только организация нового; инновационный процесс – отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.
Инновационная деятельность:
- разработка
- поиск
- освоение и использование навыков.
Понятие «новое» является одним из стержневых понятий в инновационной педагогике. Два типа «новое»:
- Впервые созданное новое (адекватно открытию).
- Новое, имеющее примесь старого (из слоев нового и старого).
В России определились 3 направления инноваций в дополнительном образовании:
- Раннее выявление способностей и интересов ребенка.
- Ранняя специализация.
- Ранняя социализация подростка.
Условия инновационной работы:
Материальные:
- приобретение литературы;
- научно-методическая работа.
Организационные:
- комфортная обстановка для педагога, родителей,
ребенка;
- новая система контроля за ходом инновационной
деятельности.
Содержательные:
- семинары;
- лаборатории педагогического мастерства;
- административные совещания;
- диагностика.
Существуют такие виды структур инновационного процесса, как:
Деятельностная структура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.
Субъективная структура – деятельность всех субъектов развития: директор, заместители, педагоги, воспитанники, родители, спонсоры, методисты, консультанты.
Структура жизненного цикла – выражающаяся в этапности: возникновение (старт) – быстрый рост – зрелость – освоение – диффузия (проникновение и распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация – кризис.
Управленческая структура: планирование – организация – руководство – контроль.
Организационная структура инновационного процесса:
Этапы: 1. диагностический,
2. прогностический,
3. собственно-организационный,
4. практический,
5. обобщающий,
6. внедренческий.
Каждый этап инновационной деятельности требует от педагогов адекватных профессиональных компетенций. Профессиональная компетентность – основа деятельности педагогов. При внедрении инноваций более востребованы такие профессиональные компетенции, как организационные и коммуникативные, а при разработке инноваций прежде всего необходимы конструктивные и проектировочные компетенции. Методическая компетентность понимается как часть профессионально-педагогической компетентности, определяющая готовность педагогов:
- осуществлять традиционную педагогическую деятельность;
- проектировать и конструировать педагогические инновации, т.е. готовность:
1) профессионально отбирать содержание инновации;
2) проектировать его реализацию путем применения современных педагогических технологий;
3) прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации;
4) описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.
Для внедрения в образовательную деятельность инновационных технологий на сегодняшний день администрация ЦВР разрабатывает:
- Модель педагога дополнительного образования нового типа;
- Новые направления в обучении;
- Систему поощрения для педагогов;
- Возможности творческого профессионального роста педагога дополнительного образования;
- Технологии обучения педагогов;
- Возможности обучения родителей;
- Систему досуговой деятельности воспитанников и их родителей;
- Программу работы с одаренными детьми;
- Возможности введения в образовательную деятельность коррекционной программы (психология, логопедия);
- Новые педагогические технологии;
- Систему формирования лидерских качеств и умений воспитанников;
- Новую систему управления в структурных подразделениях;
- Диагностические методики (в условиях дополнительного образования).
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
(инструментарий для помощи в работе организатора методической службы)
Методическая компетентность | Показатели (индикаторы) оценивания |
Информированность об инновационных явлениях в образовании |
|
Определение содержания инновационной деятельности |
|
Отбор наиболее эффективных педагогических технологий реализации содержания инновации |
|
Разработка педагогом инновационной методической продукции |
|
Подбор или разработка критериев оценивания качества образования на основе данной инновационной методической продукции |
|
Организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности |
|
Для заполнения данной карты руководителям предлагается оценить уровень педагога по каждому направлению методической компетентности по 10-бальной шкале:
- 10-9 баллов – если показатель присутствует в деятельности педагога в полной мере;
- 8-7 баллов – если показатель присутствует в деятельности педагога не в полной мере;
- 5-6 баллов – показатель присутствует в деятельности педагога в меньшей мере;
- 3-4 балла – показатель отсутствует.
За каждый показатель проставляется оценка (в баллах), затем высчитывается процентное соотношение каждого показателя. Если педагог набирает:
- 90 – 100% - уровень его методической компетентности оптимальный;
- 89 – 70% - уровень его методической компетентности достаточный;
- 69 – 50% - уровень компетентности критический;
- менее 50% - уровень недопустимый.
Используемая литература:
- Дошкольное воспитание. №10 – М., 2009
- Петлякова Т.В. Инновационная деятельность в УДО. – Краснодар, 2000
СОСТАВИЛ
Методист С.Н.Вербицкая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.
Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров....
Статья на тему: "Понятие инноваций в образовании"
В статье раскрыто понятие инноваций в образовании. Указаны специфичность и важнейшие составляющие образовательных инноваций. Рассмотрено отличие инноваций от псевдоновизны....
Инновации в образовании
Будущее не импровизируется, его можно построитьлишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том,что мы отливаем новые идеи в старых форма...
Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...
Взаимодействие с социальными партнерами. Сертификат участника окружной конференции" Инновации в образовании: теория и практика"( ФГОС общего образования)
Сертификат участника окружной конференции" Инновации в образовании: теория и практика"( ФГОС общего образования).Комментарии учителей округа к статье....
Инновации в образовании. Поиски и решения. Типы инноваций
В данной презентации рассматривается вопрос о том, что такое инновации в образовании и какие типы инноваций бывают....
• Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» В.В.Пиджакова,
Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги Ро...