Дидактические игры в обучении иностранному языку
статья по теме

Дидактическая игра в процессе обучения иностранному языку занимает особое место, так как является одним из наиболее эффективных приёмов обучения говорению, аудированию, ознакомлению с особенностями фонетики изучаемого языка. Дидактическая игра позволяет закреплять изученный речевой материал без механического повторения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrtehnologii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в обучении иностранному языку

Процесс реформирования отечественной системы образования направлен на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших определено владение иностранными языками. Появление федерального компонента Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам повлекло за собой изменение содержания обучения иностранным языкам, а так же обогащение традиционных, методических приёмов инновационными технологиями: игровой, проектной и др.

Необходимость поиска новых способов и приёмов обучения обусловлена также возникновением у учащихся  ряда трудностей в освоении иностранного языка. Амонашвили Ш. А. в статье «Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками» выделяет следующие трудности:

  1. Отсутствие актуальных мотивов говорения.

Мотивом продуцирования речи может служить игровая ситуация (перемещение во времени, в пространстве, воображаемые обстоятельства), сюрпризный момент («Посмотрите ребята, к нам в гости пришла Алиса, она хочет с вами познакомиться...»).

  1. Перенос особенностей языковых структур родного языка на изучаемый иностранный.

Следует определить содержание языковых явлений, которые должны быть сопоставлены друг с другом, из-за их резкого отличия, а также описать случаи сближения механизмов родного и иностранного языков.

  1. Личностные психологические барьеры – боязнь сделать ошибку, неуверенность в том, что они смогут заговорить на иностранном языке.

Следует сдержанно реагировать на ошибку, используя различные способы их исправлений:

        -постукиванием, мимикой показать, что не всё верно

        -указание места ошибки в предложении («The boy what?»)

        -предъявление образца                                           

Зная о возможных трудностях усвоения иностранного языка, педагогу следует обращать на них особое внимание и постараться предотвратить их в самом начале обучения.

Таким образом, одним из условий снятия вышеперечисленных трудностей и повышение эффективности процесса обучения иностранным языкам  является внедрение игровых технологий.

Что же такое дидактическая игра? Игра начинается с побуждающей причины (мотива), преследует определённую цель, имеет конкретное, понятное ребёнку содержание и исполнительную часть – игровые действия. Мотив игры лежит в содержании самого игрового действия, в игровом процессе. «Не выиграть, а играть» - такова общая формула мотивации игры по Леонтьеву А. Н. Возникающая необходимость что-то сказать в игре, побуждает внутреннее желание ребёнка принять участие в общении, в игровом действии. В свою очередь для реализации этого желания необходим определённый словарный запас, элементарные речевые умения и навыки. Так появляется мотив изучения иностранного языка: «Новые слова мне нужны, чтобы участвовать в интересной игре».

Большое значение дидактические игры имеют для воспитания личности ребёнка. Игра способствует развитию организованности, выдержки, формированию умения планировать последовательность действий, подчинятся правилам игры. Всё это тренирует волю ребёнка, учит преодолевать трудности.

Обобщив некоторые теоретические и практические вопросы использования дидактических игр, авторы статьи поставили перед собой следующие задачи:

  1. Отобрать и проанализировать дидактические игры, используемые на занятиях по развитию речи, с точки зрения применения их в обучении иностранному языку.
  2. Определить возможность сохранения структуры игры при переводе с русского языка на английский.
  3. Описать созданные дидактические игры, разработать методические рекомендации по их применению.

В результате работы были созданы дидактические игры - фонетические, лексические, сюжетно-ролевые, способствующие решению различных учебных   задач.

  1. Фонетические игры

Фонематический слух – умение воспринимать звуки речи – составляет одну из характеристик средств языка, но в отличие от других имеет важную особенность: на его базе формируется вся речевая система в целом. Слуховое, а затем фонематическое восприятие предваряет развитие произносительных навыков, формирование словаря, правильность грамматического оформления речи. Учитывая важность данного направления,   были разработаны дидактические игры по развитию слухо-произносительных навыков.

«Поймай звук»

Цель. Развитие фонематического слуха, умения вслушиваться в слова.

Описание. Педагог говорит детям, какой звук им нужно «поймать», затем называет слова с этим звуком и без него. Дети хлопают в ладоши один раз, если слышат этот звук в слове. Пример: «Поймайте звук [dʒ]:  jump, swim, jacket, dress, dog, porridge, milk, jeans, sausages.

«Отгадай слово по звуку» 

Цель. Формирование звукового анализа и синтеза на материале английского языка, закрепление правильного произношения ранее изученных слов.

Описание. Педагог раскладывает картинки по определённой теме на столе, даёт задание по названному первому звуку отгадать слово. Ребёнок, назвавший слово верно, находит соответствующую картинку и вешает её на магнитную доску. Пример: педагог называет звук [t] – ребёнок называет слово table.

  1. Лексические игры 

По данным психолингвистическим исследованиям слова хранятся в памяти в виде семантических групп. Поэтому целесообразно организовывать ознакомление не с изолированными по значению словами, а с группой слов по определённой теме: «Животные», «Цвета», «Школьные принадлежности», «Профессии» и т. д.

По мнению Е. Н. Негневицкой не достаточно механически заучить новые слова, педагогу необходимо создать условия способствующие процессу интериоризации – нужно научить пользоваться словом как средством речевой деятельности.  Для решения этой задачи Е. Н. Негневицкая разработала серию тренировочных упражнений. Затем на этапе практического употребления слов возможна организация дидактических игр.

«Пятый лишний»

Цель. Развитие логического мышления. Закрепление слов по изученным темам.

Описание. Группа делится на две команды. Педагог каждой команде даёт задание: называет  4 слова по одной теме, а одно слово по другой теме. Дети называют «лишнее» слово. Если ответ верный команда получает очко. Можно перевести слово и объяснить, почему оно «лишнее». Пример: педагог «А cat, a dog, a pencil, a mouse, a pig». Дети: «A pencil»

«Подбери словечко»

Цель: Развитие слухового внимания. Активизация лексики.

Описание: Педагог начинает предложение, дети добавляют слово, подходящее по смыслу (возможны неожиданные и смешные ответы). Пример: Cats like …milk (sausage). Birds can …fly (sing). Crocodiles cannot … ride a bike.

  1. Сюжетно-ролевые игры

Создание педагогом игровой ситуации с перевоплощением в различных персонажей значительно стимулирует речевую активность. Дети искренне переживают свою роль, с удовольствием перевоплощаются в предлагаемый образ продавца, покупателя, врача, официанта и т. д. Интерес к сюжетно-ролевой игре поддерживается различными атрибутами: игрушками, картинками, масками и т. д. Играя свою роль, ребёнок погружается в ситуацию иноязычного общения, он вынужден слушать партнёра и самостоятельно реагировать на его реплики.  

«Английский магазин »

Цель. Развитие речевой активности, умения вести  диалог.  

Описание. В начале, педагог берёт на себя роль продавца. Сообщает детям, что открылся новый магазин (на столе разложены картинки с изображением продуктов питания). Дети подходят к столу педагога по очереди, вступают в диалог.

          - Hello!

                - Hello!

 - What would you like?

 - I’d like sweets.

 - Here you are.

          - Thank you.

         Описанные выше игры успешно применяются на занятиях по английскому языку в МОУ ДОД «Центр детского творчества» в студии раннего развития «Солнышко» в течение пяти лет. Дети,  не замечая обучающего момента, охотно участвуют в играх; их поглощает процесс игры.

Работа в области игровых технологий расширяет вариативность методов и приёмов обучения иностранному языку. Творчески работающий педагог может, в зависимости от возможностей группы, упростить или усложнить игру, а может и самостоятельно создать игру для решения какой-либо учебной задачи.

Дидактическая игра в процессе обучения иностранному языку занимает особое место, так как является одним из наиболее эффективных приёмов обучения говорению, аудированию, ознакомлению с особенностями фонетики изучаемого языка. Дидактическая игра позволяет закреплять изученный речевой материал без механического повторения.

Литература

  1. Амонашвили Ш. А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // Иностранные языки в школе. – 1986.- №2. – с.24-27.
  2. Никитенко З. Н. Книга для учителя к учебному пособию «Начинаем изучать английский язык»/ З. Н. Никитенко, Е. И.Негневитцкая – М. : Просвещение, 2003. — 222с.
  3. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку. 1- 4 классы: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина, Н. В. Языкова. – 4-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2008.—223с.
  4. Баев П. М. Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ. – М. : Рус. яз. 1989.—86с.    

        

        

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическая игра в обучении иностранному языку. Игровые и мультимедиатехнологии на уроках английского языка.»

Игра —один из приёмов повышения  интереса учащихся к уроку иностранного языка.     Как показывает практика, игровой метод может служить важным компо...

Игры при обучении иностранным языкам.

Тема самообразования. Использование игр при изучении иностранных языков....

Дидактическая игра на уроке иностранного языка

   Можно ли представить себе любого человека ничем не занятым? А что уж говорить о ребенке. Это — аккумулятор деятельности, подвижности и любознательности. Ему необходимо читать, рисо...

Дидактическая игра на уроках иностранного языка

… в игре человек испытывает такое же наслаждение      от    свободного   обнаружения   своих    способностей, какое худо...