Велосипед и здоровье
методическая разработка на тему

Такачева Марина Николаевна

Во время велосипедной прогулки укрепляются мышцы ног, и повышается их выносливость, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Совершая длительные велосипедные поездки на свежем воздухе, мы заставляем наши лёгкие работать в полную силу. При этом кровь обогащается кислородом, который поступает к клеткам головного мозга и других жизненно важных органов. Езда на велосипеде – это отличный способ закаливания и повышения иммунитета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_teme_velosiped_i_zdorove.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования для детей» НМР РТ

Занятие по теме

«Велосипед и здоровье»

с компьютерной презентацией

для детей младшего  школьного возраста

Разработал:

Педагог дополнительного образования

Такачева Марина Николаевна

1 квалификационная категория

                               г. Нижнекамск

                                   2012г.

Тема раздела программы: Транспортные средства. Велосипед.

        

Тема занятия: Велосипед и здоровье.

Цель урока: профилактика ДДТТ и пропаганда здорового образа жизни.

       Задачи:                                                                                              Обучающие:

  1. актуализация знаний, умений и навыков по изучаемой теме, новых  понятий;
  2. формирование здорового образа жизни;
  3. формирование знаний, представлений о безопасном движении         велосипедистов на дороге;
  4. расширение кругозора воспитанников о транспортных средствах;

-    повторение правил техники безопасности работы с ножницами.

Развивающие:

  1. развитие умения анализировать, сравнивать, обосновывать;    
  2. развитие ловкости, внимания, выносливости;
  3. развитие здоровой личности;

-    развитие, аккуратности, логического мышления.

Воспитывающие:

  1. воспитание чувства причастности к дорожному движению и                   ответственности за свое поведение в условиях дороги;
  2. дисциплинированности;
  3. культуры поведения на улице;
  4. привитие интереса к изучаемому предмету и здоровому образу жизни;
  5. воспитание самостоятельности, трудолюбия.

 

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: беседа, рассказ, практические работы на применение знаний                      

по изучаемой теме.

Методы обучения: сочетание монологического и диалогического изложения материала с постановкой творческих заданий, частично-поисковый, репродуктивный.

Методы преподавания: информационный, объяснительный.

Методы учения: слушание, участие в обсуждении, наблюдение.

Методы воспитания: беседа, включение учащихся в активизированную деятельность на занятие.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, технология, черчение, математика, медицина.

Материально-техническая и дидактическая основа:

наглядные средства (слайды с изображением видов велосипедов, загадки, плакаты – правила, которые необходимо знать велосипедисту, контрольные карточки для проверки знаний учащихся в викторине), макет магнитного велосипедиста.

                               Анализ содержания урока.

  1. Компонентный анализ

  1. Понятийный.

Новые –

Опорные – перекресток, светофор.

Приемы работы.

Новые – работа со слайдами.

Опорные – разгадывание загадок, ответы на вопросы.

  1. Технико – технологический анализ

слайды, плакаты, контрольные карточки, макет велосипедиста, отрезанное кольцо консервной банки шириной 30 мм, жесть шириной 20 мм, деревянная бобышка (для вставки в центр колеса), тонкий картон, медная проволока, чертежная бумага, магнит, клей, краски, пластилин, фанера, бумага писчая.

  1. Организационно – экономический анализ
  1. организация рабочего места учащихся;
  2. физкультминутка;
  3. техника безопасности при работе с ножницами и клеем;
  4. экономичное использование  бумаги, картона.

  1. Логический анализ
  1. создание проблемной ситуации на  этапах урока:
  1. при определении темы урока;
  2. при выборе вида велосипеда;
  3. при рассматривании значимости здорового образа жизни;
  4. оформление работ;
  5. анализ выполненных работ.

  1. Психологический анализ
  1. активизация деятельности учащихся;
  2. создание комфортной рабочей атмосферы.

  1. Воспитательный анализ.
  1. воспитание чувства причастности и ответственности за свое  

поведение в условиях дороги;

  1. воспитание дисциплинированности;
  2. воспитание культуры поведения на улице;
  3. привитие интереса к изучаемому предмету и здоровому образу жизни.

                     Ход занятия по этапам.

     

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

1)  Диалогическое изложение.

2)  Загадки.

III. Формирование новых знаний.

1) Рассказ о велосипеде и здоровье.

2) Правила для велосипедистов.

3) Изготовление магнитного велосипеда.

IV. Применение знаний, умений, навыков

Викторина.

V. Подведение итогов.

Домашнее задание.

                  Задачи по этапам.

 I. Организационный момент.

                        

Настрой на хорошую атмосферу труда.

II.        Актуализация опорных знаний, умений и навыков                                

а) Дидактические задачи:

        настройка учащихся на урок,

        активизировать опорные знания, умения, навыки.

б) Состав опорных знаний: велосипед, велосипедисты.

в) Приемы преподавания: беседа, загадки, рассказ.

г) Приемы учения: слушанье, отгадывание загадок.

III. Формирование новых знаний.

Задачи:

        рассказать о пользе здоровья и применение велосипеда;

        рассмотреть виды велосипедов;

    показать порядок изготовления макета велосипедиста, совместное обсуждение.                                                                            

   

IV. Применение знаний, умений, навыков.

Задачи:

        провести викторину по правилам дорожного движения в форме тестирования.

V. Подведение итогов.

Домашнее задание.

Задачи:

- научить делать выводы;

- закрепить полученные знания.

                              Конспект занятия.

  1. Организационный момент. (Слайд1)
  2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Учитель:

  1. Здравствуйте, ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы определите тему нашего урока. И так…

        Загадка:    (Слайд 2)                      

День рожденья у меня –

Подарили мне коня.

Замечательный какой!

Голубо-преголубой.

Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно,

Жаль вот только – гривы нет…

Что за конь? ...

(Велосипед)

Учащиеся:

  1. Велосипед.

 Учитель: (Слайд 3)                               

Три брата – один впереди,

                                        два позади, бегут и догнать

                                        одного не могут.

Учащиеся:

  1. Трехколесный велосипед.

Учитель:

  1. Правильно. Что такое здоровье? Для чего оно нужно человеку?

(Ответы учащихся).

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

1) Учитель:

    Здоровье – это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезни.                                                                                                            

           Каждый человек с раннего детства должен заботиться о своем здоровье. Здоровье позволяет нам интересно жить и лучше учиться. Поэтому вас учат вести здоровый образ жизни. В чем он заключается?

 Например: катание на велосипеде приносит нашему организму огромную пользу. И сегодня мы поговорим о велосипеде и здоровье.                                                                                    

 (Слайд 4)Во время велосипедной прогулки укрепляются мышцы ног, и повышается их выносливость, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Совершая длительные велосипедные поездки на свежем воздухе, мы заставляем наши лёгкие работать в полную силу. При этом кровь обогащается кислородом, который поступает к клеткам головного мозга и других жизненно важных органов. Езда на велосипеде – это отличный способ закаливания и повышения иммунитета.

Даже для глаз езда на велосипеде очень полезна – глядя вдаль и фокусируя взгляд на далеко расположенных предметах, мы тренируем глазную мышцу, тем самым, снижая риск возникновения близорукости.

 Катаясь на велосипеде, мы получаем огромный заряд бодрости, улучшается настроение, общее эмоциональное состояние человека. При этом укрепляется нервная система, уходят повседневные заботы и тревоги, снимается стресс.

Езда на велосипеде приносит не меньшую пользу, чем бег, но еще и большее удовольствие. Велосипедные тренажеры можно найти в любом спортивном зале, но езда на велосипеде по лесу, в парке или за городом – ни с чем несравнимое удовольствие!

          Но для того, чтобы занятия велосипедным спортом приносили пользу, а не навредили нашему здоровью, необходимо соблюдать некоторые правила:

  Не следует интенсивно кататься сразу после еды. (Слайд 5) 

  У некоторых при частом катании на велосипеде может возникнуть боль в коленях, так как на них приходится длительная нагрузка. Чтобы эти проблемы не переросли в достаточно серьёзное заболевание, нужно катание сочетать с отдыхом, не нагружать свои суставы работой на износ. К тому же, посильные нагрузки на коленные суставы можно обеспечить правильной регулировкой высоты сиденья и руля. (Слайд 6) 

  Перед поездкой дома нужно сделать несколько приседаний, чтобы разогреть суставы. (Слайд 7) 

  Во время катания на велосипеде важно употреблять достаточное количество жидкости, чтобы не было обезвоживания, что тоже вредно для суставов. Пить нужно негазированную, лучше минеральную воду, которая восстанавливает солевой баланс. (Слайд 8)

  Не забывайте о мерах предосторожности!

  Падение с велосипеда может привести к травме. (Слайд 9) 

  Будьте предельно осторожны и внимательны на улицах с оживлённым движением! (Слайд 10) 

  Регулярно проверяйте состояние велосипеда: хорошо ли работает тормоз, накачаны ли шины, подкручены ли гайки и болты, не провисает ли цепь. От технической исправности велосипеда зависит Ваша безопасность!(Слайд 11)

  Выберите наиболее удобное время для тренировок и сделайте их частью своей жизни. Ловите момент и катайтесь на велосипеде!

  Но не забывайте, что все хорошо в меру, в том числе и езда на велосипеде. (Слайд 12)

  Физкультминутка под стихотворение С. Михалкова « Велосипед»      (читает и показывает один ученик).

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу. (Ходьба на месте)

За руль держусь, гляжу вперед. (Руки вытянуть вперед)

Я знаю скоро поворот. (Руки в стороны)

Мне подсказал дорожный знак:

Шоссе спускается в овраг. (Присели)

Качусь на холостом ходу

У пешеходов на виду. (Круговое движение руками)

2) Учитель:

  Велосипедисты вы замечательные. Но мало уметь кататься на велосипеде, надо знать правила езды. Какие правила безопасной езды на велосипеде вы знаете?

Учащиеся:

 -  можно кататься только во дворе дома, в парках и скверах, специально отведенных для катания местах;

 - велосипед должен быть технически исправен, нельзя кататься без использования рук;

 - выезжать на проезжую часть, через дорогу велосипед необходимо переводить, а не переезжать на нем;

 -  нельзя ездить по двое в ряд.                                                                               

Учитель:

  1. Вы правы, ребята. А вот еще несколько правил, которые необходимо знать  велосипедисту.

Учитель:

  1. Ребята, давайте, не будем забывать о том, что велосипед – это тоже транспортное средство.

          А это значит, что правилами дорожного движения оговорено, что минимальный возраст для управления на общественных дорогах велосипедом должен составлять 14 полных лет.

          Таким образом, лицо, управляющее велосипедом, должно: (Слайд 13)

  1. Проверить техническое состояние транспортного средства, в особенности рулевого управления и тормозной системы. (Слайд 14)
  2. Движение велосипеда должно осуществляться только по крайней правой полосе. На тротуары и пешеходные дорожки разрешается заезжать, если это не создаст помех пешеходам. (Слайд 15)
  3. В правилах также отмечено, что перевозить детей в возрасте до 7 лет разрешено в случае наличия дополнительного специального сиденья, оборудованного надёжными подножками. (Слайд 16)

Запрещается:

  1. Движение при неисправности тормозной системы и рулевого управления. (Слайд 17)
  2. Перевозить груз, выступающий за габариты велосипеда, мешающий управлению, более чем на 0.5 м. (Слайд 18)
  3. Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.  (Слайд 19)
  4. Буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом. (Слайд 20)
  5. Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. (Слайд 21)
  6. Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.      (Слайд 22)
  7. Управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.    (Слайд 23)
  8. Двигаться по дороге в тёмное время суток без включенного переднего белого фонаря. (Слайд 24)
  9. Далее, при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке (велосипедист движущий прямо пользуется преимуществом).
  10. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
  11. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта велосипеда, то его действие распространяется только на велосипедистов. Для велосипедистов зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал.
  12. Проезд перекрёстков – показать рукой направление поворота перед тем, как повернуть. Стоит также отметить, что для велосипедистов действуют те же правила, что и для автомобилистов.

         Примечание: не забывайте про велосипедный шлем. Он защищает голову от повреждений при падениях.

 3) Изготовление магнитного велосипеда. (Слайд 25)

Заранее подготовлено: отрезанное кольцо консервной банки шириной 30 мм, жесть шириной 20 мм, деревянная бобышка (для вставки в центр колеса). тонкий картон, медная проволока, чертежная бумага, магнит, клей, краски, пластилин, фанера, бумага писчая.

Самостоятельная работа и текущий фронтальный инструктаж педагога.

Повторение правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем.

        Правила безопасной работы с ножницами.

 

1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.  Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперёд.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10.Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11.Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

 

 

             Правила безопасной работы с клеем.

 

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

4.  Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Из тонкого картона выкраиваем кружок, по диаметру на 10 мм больше, чем кольцо. Эту «лишнюю» часть кружка разрезаем на лепестки и отогнем их под прямым углом. Получится чашечка, в центре которой приклеиваем деревянную бобышку.

Седло велосипеда изготовим из полоски жести шириной 20 мм. Согнем ее в виде буквы «П». Нижние концы полоски отогнем в виде двух полочек. В середине седла сделаем отверстие. Сквозь них, бобышку и чашечку проденем медную  проволоку. Она должна входить туго. Загнуть ее так, чтобы получились педали.

Фигуру велосипедиста, клоуна, вырезаем из чертежной бумаги (раскрашиваем). Внизу  у нее должен быть отгиб, которым клоун приклеивается к седлу велосипеда. Ноги вырезаем из более тонкой бумаги. Для подвижности часть их делаем в виде гармошки.

Педали проходят через туфли велосипедиста. А чтобы ноги не соскальзывали, на конец педалей накручиваем узкие полоски бумаги с клеем. Нам нужны и втулочки, свернутые из тонкой проволоки и надетые на педали.

Ноги приклеиваем к туловищу клоуна. Клоун должен все время находиться в вертикальном положении, поэтому на полочки седла, внизу, намазываем пластилином, он будет служить противовесом.

Ставим велосипед на площадку. Под площадку магнит. Когда начинаем двигать магнитом, то велосипед начинает двигаться и совершает виражи.

IV. Применение знаний, формирование умений и навыков.

                             Викторина

  1. Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед? (Слайд 26)

А - Правилам для водителей.

Б - Правилам для пешеходов.

В -  Правилам для мотоциклистов.

  1. Кто называется водителем? (Слайд 27)

А -  Лицо, управляющее инвалидной коляской.

Б -  Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

В -  Лицо, ведущее велосипед.

3.  В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования? (Слайд 28)

А – Не моложе 10 лет.

Б -  Не моложе 14 лет.

В -  Не моложе 16 лет.

  4.  Какие грузы запрещается перевозить на велосипеде и мопеде?           (Слайд 29)

А – Всякие грузы

Б -  Грузы, мешающие управлению или выступающие более чем на 0,5 по длине   и ширине за габариты.

В -  Грузы весом более 10 кг.

 

   5.  Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде? (Слайд 30)

А -  Разрешается.

Б -  Запрещается.

В - Разрешается перевозка детей до 7 лет на специально оборудованном сиденье.

                 

V. Подведение итогов.

Учитель:

  1. Что дает катание на велосипеде?

Учащиеся:

- тренируются и укрепляются сердце и сосуды, тренируется общая выносливость организма.

- увеличивается количество вдыхаемого воздуха (легкие работают на все 100), из-за того, что вы находитесь на свежем воздухе каждый орган (и головной мозг в том числе), получает с кровью питательные вещества, налаживается обмен веществ;

- тренируются и укрепляются мышцы ног

- отлично тренируется вестибулярный аппарат и такое важное качество как координация;

- взгляд вдаль - профилактика нарушения зрения (при чтении фокус все время на близкорасположенном предмете - это одна из причин развития близорукости);

-  как хочется кушать после велосипедной прогулки? Появление аппетита - признак активного обмена веществ

- повышается способность организма сопротивляться инфекциям (иммунитет).

Учитель:

  1. Молодцы!

    Учитель:

  1. Статистика говорит, те, кто регулярно проводят свое свободное время, катаясь, на велосипеде, на 70% меньше болеют зимой гриппом и простудой. По данным из неофициальных источников, катание на велосипеде способствует вылечиванию от болезней, связанных с дефектами речи, от заикания.

Не забывайте о том, что катание на велосипеде  закладывает основу для здоровья в будущем.

(учитель раздает учащимся памятки для велосипедистов)

Учитель: (Слайд 31)

  1. Это памятка всегда будет напоминать вам правила езды на велосипеде.

Памятка для велосипедистов.

Водители велосипедов,

Ваш «вело» - транспортное средство!

Двухколесный друг надежен,

Только знай: где, что, как можно!

Прежде, чем начнешь с ним путь,

То проверить не забудь

Тормоза, колес исправность,

Отражатель сзади красный.

Ездить ж на «друге» можно,

Там, где для него дорожка.

Оседлать велосипед –

Лишь с четырнадцати лет!

Перевозка пассажиров,

Грузов с длинным габаритом,

И езда без рук обеих

Запрещаются тебе здесь!

Запрещают однозначно

За машинами гоняться!

Там, где ходят пешеходы,

С «вело» нет для вас дороги!

Этих правил выполнение

Вам поможет без сомнения!

 Домашнее задание.

  Выучить памятку наизусть

                          Литература.

1. Казакова О.В., Сбоева Н. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». М.: ВАКО, 2004.

2. Нефедова К.П. Транспорт. Какой он? Пособие для учителей, родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.

3. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья ( 1-4 классы). Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: ВАКО, 2005.

4. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. 3 класс / Сост. Г.Н. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2004.

5. Рыбин Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. 3 класс / Сост. Г.Н. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2004.

Используемые сайты

titovaelena.ucoz.ru

kostyor.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На велосипедах по Маркотхскому хребту.

Путешествие на велосипедах...

Безопасность управления велосипедом, скутером, мотоциклом

В этой празентации проиллюстрированы основные правила безопасной езды на велосипедах, скутерах, мотоциклах....

Правила дорожного движения: "Велосипед на дороге"

Нескучные правила дорожного движения  и поведения для велосипедистов. Презентацию можно ипользовать для бесед по ПДД....

Савинова Л.М. Конспект урока английского языка "Аренда велосипеда" в 5 классе по УМК Spotlight

Урок по УМК «Английский в фокусе» для 5 класса. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е.– М.: Express Publishing: Просвещение, 2008.Урок из модуля 10 (English in Us)  имеет цель научить уч...

ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ" 6 КЛАСС

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПДД ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 6 КЛАССА...

Методическая разработка по ПДД «ВЕЛОСИПЕД, Я И ДОРОГА»

Подготовка и проведение внеклассного мероприятия...

Теоретическое занятие "Велосипед и здоровье"

История велоспорта мирового и отечественного,создание и усовершенствование велосипеда и его стороение, влияние велоспорта на организм человека....