Методическая разработка "Вороний день"
методическая разработка по теме
Цели::
-знакомство детей с обычаями народа ханты;
- развитие кругозора детей;
- привитие интереса к национальным обычаям народа ханты.
Участвуют две команды воспитанников.
Учитель.
Я расскажу вам о празднике «Вороний день».
Ворона для народа ханты всегда была первой птицей, прилетевшей к нам после долгой зимы. И везде ожидали, кто первым увидит ворону. По ее прилету и поведению, гадали, какой будет весна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voroniy_den.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Данный материал отправлен на школьный сайт, Vosyohovo @ mail. ru.
«ВОРОНИЙ ДЕНЬ». 7 апреля.
Цели::
-знакомство детей с обычаями народа ханты;
- развитие кругозора детей;
- привитие интереса к национальным обычаям народа ханты.
Участвуют две команды воспитанников.
Учитель.
Я расскажу вам о празднике «Вороний день».
Ворона для народа ханты всегда была первой птицей, прилетевшей к нам после долгой зимы. И везде ожидали, кто первым увидит ворону. По ее прилету и поведению, гадали, какой будет весна.
Ученик.
Хантыйский древний праздник «Ворна хатл»-
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна. Ворона- первый признак.
У птицы просят мудрости,добра,
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети- множество забав
Приносит им весенний первый праздник.
Накануне праздника, т.е 6 апреля вечером, мать говорила детям: «Ложитесь спать пораньше, потому что надо рано вставать. Кто раньше встанет, пусть сбегает на улицу или ближайший лесок в поисках яиц. Вдруг ворона, летая, что-нибудь принесла в клюве и обронила».
Игра «утка и утята»
В этой игре выбирается водящая – «Утка», а все остальные дети - утята. На стулья садятся друг против друга две девочки, ноги вытягивают вперед. Носки соединяют, получается» мостик».
«Утка» зовет своих утят поскорее перебраться на тот берег. Утята выстраиваются друг за другом вслед за уткой мамой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот кто заденет, выходит из игры, остальные переходят на другой берег.
«Утка» снова строит своих утят, и они снова перешагивают через «Мостик», высота которого превосходит первый мостик (девочки скрещивают ноги и соединяют их)
И так до тех пор, пока на другой берег не перейдут все утята.
Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками: « И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна». К вороньему дню готовятся заранее. Мамы и бабушки заготавливают летом рыбу (солят, вялят, сушат, делают рыбий жир «варку»), заготавливают ягоды, варят варенье.
«Отгадай ягоду» Игра.
Девочке и мальчику завязывают глаза. На столе или на земле лежат разные ягоды. Они пробуют ягоды и по вкусу определяют, какая это ягода.
Кто больше отгадает название ягод тот и побеждает.
Осенью заготавливают уток, гусей. Все это хранят до весны к празднику Вороньего дня.
Загадки о птицах.
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат. (Цапля).
По ночам она летает
Вкусных мышек промышляет
Днем на кочке сидит,
Закрытыми глазами спит. (Сова).
Птицы белоснежные
Дружные, верные.
Осенью с нами прощаются,
Весною опять возвращаются. (Лебеди).
Рано утром 7 апреля женщины, девушки, девочки надевают новые платья, специально сшитые для праздника, платки красивые и новые ягушки (сах).
Конкурс рисунков на лучшее ханты платье
Женщины зажигают свечи, начинают освещать дом. Для этого у них всегда есть специальные принадлежности, это особый обряд. Потом собираются гости, накрываются столы. Столы ставят в освященный угол дома, там, где свечи. Кладут своим домашним богам небольшие лоскутки ткани, завязывая в них монетки, следя за тем, чтобы монетки были серебряные, а не медные.
Разделяются на две половины: мужчины и женщины. Мужскую еду женщинам есть не полагается. За столом звучат пожелания друг другу всех земных благ и детям и взрослым и, конечно, самое главное, чтобы в будущем встретится снова в этот же день на этом же месте.
О вороне женщины слагают легенды, складывают песни. Поют эти песни тихо, убаюкивая младенца в люльках. Считается, что с прилетом вороны, начинается весна, пробуждается земля, продолжается жизнь.
Конкурс стихов Р. Ругина ( от каждой команды выбирается один чтец)
Жюри подводят итоги конкурса
Учитель
И закончить нашу встречу я бы хотела строками из стихотворения Р.Ругина:
С той поры, когда в родном селенье
Стал я понимать людскую речь,
Врезалось мне в память наставленье:
Нашу землю вечную беречь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "День матери" 2011
Интерактивная программа проведения Дня матери в ЦДТ "Росинка" с участием детей и родителей....
Методическая разработка "День училища"
Методическая разработка посвящена празднованию дня Профессионального училища № 93...
методическая разработка "День науки"
Материал разработан для проведения в детской эколого-краеведческой экспедиции "Шерна". Массовое мероприятие на 100 учащихся....
Методическая разработка "День Здоровья"
Методическая разработка "День здоровья в школе" Шишкова Елена Анатолдьевна, учитель физической культуры “День Здоровья” в филиале МОУ « в с. КаменкаЕрышовская...
Методическая разработка "День космонавтики"
Методическая разработка посвящена Дню космонавтики (12 апреля). Память о великих космонавтах....
Методическая разработка "День матери"
Методическая разработка "День матери".Автор: Макаренко Татьяна Борисовна, педагог – организатор Средняя муниципальная общеобразовательная школа МБОУ СОШ № 95 г. Красноярск.Ведущий 1:...
Методическая разработка "День матери".
Методическая разработка "День матери".Автор: Макаренко Татьяна Борисовна, педагог – организатор Средняя муниципальная общеобразовательная школа МБОУ СОШ № 95 г. Красноярск....