доклад "Обучение учащихся научно-исследовательской деятельности"
статья по теме

Васильева Эльза Устиновна

Интеллектуальное обогащение школьников на основе современных средств информации дает возможность гораздо раньше вводить в обучение сложные научные понятия, интенсифицировать учебное познание. Научно-исследовательская деятельность школьников привлекает все больше и больше внимание современной теории и практики обучения. И это закономерно, так как учебное познание в своем развитии имеет определенную тенденцию к все большему сближению с познанием научным.

Все современные искания учителей и методистов, так или иначе связаны с исследованием как ведущим началом преподавания. Исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Первым эту закономерность условия еще Сократ, что и определило непреходящую жизненность его дидактики. С тех пор каждый новый виток в движении дидактики и частных методик неизбежно возвращает нас к истоку – к идее связи между исследовательской направленностью мышления и воспитанием человека – мыслителя и творца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41 КБ

Предварительный просмотр:


Министерство образования Республики Саха (Я)



Верхневилюйское Управление образования



Оргётская средняя школа











































Выполнила: учитель якутского языка, литературы



                                                                         и национальной культуры



                                                       Васильева Э.У.











2006 г.








Обучение учащихся научно-исследовательской деятельности

Интеллектуальное обогащение школьников на основе современных средств информации дает возможность гораздо раньше вводить в обучение сложные научные понятия, интенсифицировать учебное познание. Научно-исследовательская деятельность школьников привлекает все больше и больше внимание современной теории и практики обучения. И это закономерно, так как учебное познание в своем развитии имеет определенную тенденцию к все большему сближению с познанием научным.

Все современные искания учителей и методистов, так или иначе связаны с исследованием как ведущим началом преподавания. Исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Первым эту закономерность условия еще Сократ, что и определило непреходящую жизненность его дидактики. С тех пор каждый новый виток в движении дидактики и частных методик неизбежно возвращает нас к истоку – к идее связи между исследовательской направленностью мышления и воспитанием человека – мыслителя и творца.

Большой вклад в разработку этой проблемы внес известный советский ученый – методист Н.И. Кудряшев. Он полагал, что «в процессе обучения необходимо, достичь непрерывности поисковой мыслительной деятельности учащихся, связанной с эстетическими и нравственными переживаниями учащихся».

Научно-исследовательская деятельность учащихся лежит в основе проблемного преподавания, идеи которого получили активное развитие в последние десятилетия. Основное звено проблемного обучения, по мнению В.Г. Маранцмана, - проблемная ситуация, непременным условием которой является «необходимость для учащихся поиска решений и доказательства избранной точки зрения».

Возможность и необходимость иного подхода к исследовательской, поисковой деятельности обосновал М.Г. Качурин. Он полагает, что сама возможность исследования опирается на фундаментальную закономерность словесного искусства – бездонность, неисчерпаемость лучших произведений в восприятии читательских поколений, поэтому исследовательская, поисковая работа учеников должна соответствовать их возрастным особенностям, но может соединять в себе учебный и научный смысл.

Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика, когда забыты законы физики, алгебры, теоремы геометрии и правила биологии? Конечно же – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной  и практической деятельности и убеждения в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.

Составной частью развития творческой деятельности учащихся в течение всею времени обучения в школе является научно-исследовательская работа. Включение учащихся в эту работу предусматривает решение дидактической и практической задач. Первая предполагает обучение учащихся методологии, методике исследования, компетентному ведению научной работы и соответственно пополнение, и углубление теоретических знаний, вторая – целенаправленное и систематическое участие в исследовательской деятельности, вооружение их технологией и умением творческого подхода к исследованию выдвинутых проблем. Отличительные черты такой деятельности:

  1. Обязательность индивидуальной работы с учеником (теория – практика – самостоятельная деятельность ученика).
  2. Интеграция многих предметов, что является эффективным средством формирования у учащихся интегральной картины мира, которая, в свою очередь, является ядром мировоззрения.
  3. Экологизация мышления подрастающего поколения через краеведческий подход.
  4. Высокий творческий уровень способов получения знаний.

Исследовательская деятельность, мобилизуя знания учащихся, активизирует их мысль, может влиять и на эмоционально-нравственном воспитании. Совместное решение поисковых задач создает благоприятные условия для сотрудничества, формирует у ребят чувство ответственности, позволяет им самоутвердиться, повысить собственную самооценку.

Что необходимо для исследовательской деятельности?

- Заинтересованность, увлеченность учителя (предметом, темами работ учащихся).

- Мотивированность учащихся (связь с будущей профессией, индивидуальные мотивы и др).

- Выбор правильной методики исследования (алгоритмы для самостоятельного добывания знаний).

Что получают учащихся, занимаясь исследовательской деятельностью?

- Навыки работы с научно-теоретической литературой.

- Навыки работы с различными картографическими, статистическими, графическими материалами, рисунками.

- Умение составлять план, выделять актуальность проблемы, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу и предмет исследуемого объекта.

- Развитие устной монологической речи, умение выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, убеждать слушателей.

- Навыки работы на компьютере.

- Общение с другими детьми.

Несомненно, требуется определенный подход к каждому ученику- исследователю, согласно его индивидуальный особенностям, способностям и возможностям.

Результатом организации исследований учащихся может и должен стать освоение процедур творческой деятельности, которое не может быть отработано в рамках классно- урочной системы. В нашей школе возможность исследовательской работы может дать работа факультатива или элективные курсы. Например: «Введение в исследовательскую работу по краеведению». Основные темы в 7 классе:

1 Мой наслег. Территория, численность, предприятия и т. д.

2 Известные люди моего края.

3 Фольклор наслега.

4 Творческие задания.

5 Работа над собственной темой.

В 7-8 классах учащихся знакомятся с методикой научно-исследовательской работой и приобретают элементарные исследовательские умения - как провести сбор материалов, воспоминаний, беседу, интервью, как изучить и обобщить выбранную тему. Итогом работы над темой является подготовка реферата, творческого задания, доклада для учащихся в научно- практических конференциях. Выступление с докладами, учащихся в научных дискуссиях и прениях  являются для учащихся школой научного творчества, постоянного поиска, самосовершенствования исследовательских умений. Только таким образом в условиях школы ученик может повышать свой интеллектуальный потенциал, учиться исследовательскому, научному труду. Этой деятельностью работаю с 2002 года. Стараюсь привлечь многих учеников.

                                     Достижения:

-2002 год. Захаров Ваня в Тобуроковских чтениях 2 место ученик 10 класса.

-2004-2005 учебном году Иванова Зина ученица 11 класса участвовала в улусном НПК «Шаг в будущее»  и «Тюрский мир».

-Захаров  Руслан ученик 11 класса участвовал в улусном НПК «Шаг в будущее».

-2005-2005 учебном году Филиппов Коля. ученик 10 класса занял 2 место на улусном конкурсе рефератов, посвященный 100 летию Амма Аччыгыйа с докладом «Амма Аччыгыйын айымьыларыгар айыл5а абылана».

Школа должна способствовать возрождению, сохранению и приумножению интеллектуального потенциала улуса, республики.

Мы должны:

- предоставить учащимся возможность получить образование повышенного уровня.

- обеспечить профильность образования в старшем звене за счет индивидуализации, основанной на системе выбора комплекса предметов и объема изучаемого материала самим учащимся в зависимости от выбранной профессии;

-сделать основой углубленного обучения умение вести научно- исследовательскую работу;

-предоставить учащимся возможность попробовать себя в ведении исследовательской работы;

-постепенно перейти от классно-урочной системы обучения к лекционно-семинарской и к работе в малых группах, сформированных по интересам учащихся;

-создать эффективную систему отслеживания  динамики успехов учащихся;

-создать службу изучения и прогнозирования запросов учащихся и их родителей на получение образовательных услуг;

-разработать систему мероприятий, направленных на определение адресности  подготовки к будущей профессии.          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)

Проект для одаренных детей  «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по французскому языку...

Методические указания по выполнению и оформлению учащимися научно-исследовательских работ в области нанотехнологий в домашних условиях (без специального оборудования)

Выполнение научной работы в области нанотехнологий является достаточно сложной задачей. Хорошая исследовательская работа подразумевает наличие эксперимента, но далеко не каждый школьник имеет возможно...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....