Престижные профессии.
методическая разработка (9 класс) по теме

Луцук Алефтина Ивановна

Занятие "Престижные профессии и ваши реальные возможности" . Аудитория:8-9классы. Путешествие в мир профессий, общие сведения о видах профессий, учебные заведения, значение той или иной профессии с точки зрения психолога и т.д. Занятие проводится как классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya..doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Престижные профессии и ваши реальные возможности»                          Цели: Дать детям необходимые знания о путях получения профессии; выявить интересы и склонности к профессии, уметь оценивать свои собственные возможности в выборе профессии.

Формы занятия: тематическая беседа, работа по вопросам, тестирование, тренинги-инсценировки.

                                              Ход занятия.

- Ребята, мы с вами уже не раз проводили беседы по теме выбора профессии, где и в каких учебных заведениях учиться. Работали вот по этому справочнику.

   (Показать справочник для поступающих в учебные заведения

                                     р. Хакасии 2006 г. выпуска)

1 ч. В этом году вы заканчиваете 9-й класс, перед вами стоит проблема: какую профессию выбрать, куда поступить учиться.

-А вы знаете, сколько в мире существует профессий?

- Давайте с вами проведём игру со «словом». Задание такое: придумать к каждой букве слова «профессия» новые слова, которые будут означать вид профессии.

А в мире существует более 50 000 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них вы себе более или менее представляете, знаете?

Например: профессия дизайнер. Что вы о ней знаете? Кто такой дизайнер?

(Дизайнер – от английского слова «дизайн»: т.е. проектирующий, создающий что-то новое в оформлении промышленных изделий (мягкой мебели, холодильников, телефонов, той-же школьной доски и т.д.), т.е. дизайнер – это человек, вносящий творчество, красоту в какое-либо изделие, оформление).

Часто на вопрос: «Кем ты хочешь стать?», вы не всегда можете ответить. А между тем, проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуется высокий профессионализм, готовность приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Чтобы выбрать своё дело, любимую для себя работу не методом «тыка» или «за компанию» (куда друг, туда и я), необходимо разобраться в себе: что мне больше подходит, какую выбрать профессию, чтобы по душе, какие у меня есть для этого установки, возможности. А чтобы понять, к какому типу профессий вы более склонны, давайте рассмотрим классификацию типов профессий, так называемую карту мира профессий. По этой классификации все профессии делятся на 5 типов, они вам уже знакомы, мы не раз работали по этой теме. Давайте вспомним все типы профессий (человек - человек; человек – техника; человек – природа; человек – художественный образ; человек – знаковая система). Если дети сразу не вспомнят, можно подсказать.

                                       (Закрепить на доске карту профессий).

Работа по вопросам:

  1. Какие профессии подходят типу «человек – человек»? (человек – техника; человек – природа).
  2. Какому типу профессий подхожу я? (токарь, врач, кочегар …)
  3. 3. Объясните, почему профессия токарь подходит типу «человек – техника»? (Потому что этот тип профессий объединяет людей, использующих технику, энергию, неживые природные материалы. Т.е. их предмет труда – техника и всё, что с ней связано).
  4. А что объединяет тип профессий «человек – художественный образ»? (Ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения; фантазия, какой-либо материал)

- Какой профессии принадлежат предметы: щётка, ножницы, парик, бигуди, расчёска?

(после ответа отправить 2-х девочек с атрибутами делать причёску – даётся 3-5 минут).

Что это за профессия – парикмахер, вы увидите и оцените через несколько минут, а сейчас продолжим дальше.

Посмотрите ещё раз на эту карту – схему и скажите, какие профессии можно получить при техническом образовании? (при средне – специальном; при высшем?)

Вопросы:

  1. Какое образование надо иметь воспитателю, учителю?
  2. Повару, парикмахеру?
  3. Врачу, юристу?

После объяснения заходят девочки, одна с причёской, в фартуке официантки и подносом в руках, угощает соком гостей.

В это время ещё одна девочка протирает пыль в «учительской», моет пол и т.д.

- Как вы думаете, какая профессия у этой девушки?

- А вот у этой девушки?

(официантка, техничка)

Объяснение воспитателя:

- В отношении ряда профессий существует предубеждение, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются невостребованными. Это ложный, необоснованный взгляд. Как вы уже знаете, любой труд в нашем обществе важен и уважаем. Только всё зависит от того, как мы знаем и понимаем труд в любой отрасли; настолько мы его изучили и какое представление о характере труда имеем.

(Возьмите профессию продавца, парикмахера, технички. В этой профессии всё зависит от человека, его обаяния, культуры поведения, доброжелательности и т.д. К таким специалистам и люди больше тянутся, появляется желание делать причёски у одного мастера, лечиться у одного доктора, хлеб покупать в одном магазине, потому что там вежливый продавец. Исходя из качеств характера и умения работать, любой труд в любой отрасли, я повторюсь, будет любимым и престижным).

Также всё зависит от наших способностей, умений и возможностей, потому что в любой сфере деятельности человека более высокий  результат в труде достигает тот, кто успешно проходит начальные ступени мастерства.

Например, хорошим инженером может стать тот, кто сначала был рабочим, учился на опыте других, достигал на практике каких-то определенных знаний и умений, а затем продолжил учебу в техникуме или высшем учебном заведении.

         (давайте рассмотрим схему путей получений профессий).

- Посмотрите, сравните и оцените ваши возможности.

- Что вы заметили при рассмотрении этой схемы, какую-то разницу увидели между теми, кто получает неполное среднее образование и среднее полное?

(У тех, кто закончил 9 кл., возможностей получить профессию меньше, чем у тех, кто закончил 11 кл.)

Сравните! (идёт сравнение по схеме).

- Вот и напрашивается по ходу нашей беседы вопрос:

 - Какие же у нас реальные возможности для поступления в учебное заведение и приобретение профессии?

- Что нужно для того, чтобы ваши возможности перешли в реальность?

Обсуждение с детьми, в ходе диалога воспитатель пишет на доске варианты ответов: 1) деньги; 2) условия; 3) здоровье; 4) способности; 5) знания. (разбор каждого варианта ответа). 1) неимение денег для поступления в техникум; 2) нет условий – общежития, квартиры, далеко ездить и т.д.; 3) хочешь стать космонавтом, а здоровье не позволяет; 4) есть какие-то способности к определённой профессии; 5) знания – в соответствии со знаниями и образование. Даже если нет денег на получение образования. Можно начать с низших учебных заведений. И идти выше по учебной лестнице.

- А теперь давайте сравним ваши ответы с этой схемой.

(Вышивается на доске схема «Выбор профессий»).

- На этой схеме видно, что влияет на выбор вашей профессии именно то, о чём говорили, что мы обсуждали с вами сейчас.

- Итак, какой же вывод можно сделать из нашего с вами разговора?

- Да, к избираемой профессии нужно готовиться заранее, формировать и развивать в конкретной деятельности свои интересы, склонности, способности и плюс к этому не забывать о том, что ряд профессий может быть противопоказан человеку по состоянию здоровья, а ещё знать, рассчитывать свои реальные возможности.

(Выступление мастеров производства ПУ-13 (швея, повар) – показ своих изделий).

Далее тестирование «Профпригодность».

- Объясните слово «профпригодность», как вы его понимаете?

(Это взаимное соответствие человека и его дела, профессии. Сюда входят: знания, умения, желание работать, личные качества человека, особенности характера и т.д.)

Обсуждение результатов тестирования.

Итог: Кто-то из вас мечтал стать художником, кто-то мечтает быть врачом, учителем, но не всегда эти мечты сбываются. Давайте вместе стараться хорошо учиться и тогда любая мечта станет реальностью. Ставить перед собой определенную цель и стараться добиваться этой цели.

Используемая литература:

  1. Герасимова В.А. Классный час играючи. -  2003.
  2. Мир профессий.- 1-6 том.- М.: Молодая гвардия,1987.
  3. Основы производства – выбор профессии. Учебное пособие для старшеклассников. – 1987.
  4. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- 1991.
  5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.
  6. Учебные заведения Республики Хакасия – справочник 2006 г. – Черногорск.

Дополнительный материал:

  1. Показ фрагментов фильма «Москва слезам не верит» (профессиональная деятельность героини фильма и её рост по карьерной лестнице)
  2. Выступление мастеров производства ПУ-13 и студентов и показ своих изделий (театра моды, повара-кондитера, швеи).

Приложение:

  1. Тест «Профпригодность»
  2. Тест «Оценка своих возможностей в выборе профессии»
  3. Карточки – типы профессий.
  4. Карта – схема характеристики типов профессий (ч-ч;ч-п;ч-х и т.д.)
  5. Карта – схема «Пути получения профессии.
  6. Схема «Оценка своих возможностей в выборе профессии»
  7. Карточка – визитка «Правила приема в Боградское ГОУ-НПО ПУ-13 на 2007-2008 уч. год»»

Рекомендуется сделать презентацию к этому занятию. В скором времени отправлю готовый материал на сайт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья».

Ученица 8 класса описала свои личностные представления о уровне здоровья....

Проблема престижности института классного руководства. Совершенствование профессионального мастерства классного руководителя.

Сегодня многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально, ответственно. А как это сделать? Какие направления в ра...

"Быть грамотным - престижно!"

Сообщение о проведенном в центре "Ступени" мероприятии - Международном дне грамотности...

Деловая игра "Вся правда и мифы о престижных профессиях"

Одним из важнейших решений в жизни человека является выбор профессии. Однако выбирать профессию человеку приходится в юном возрасте, когда еще не накоплен необходимый жизненный опыт, когда трудно адек...

Конспект внеклассного мероприятия "Профессия повар - это престижно"

Конспект внеклассного занятия, разработан с целью знакомства детей с профессией "Повар". Историей возникновения профессии, какими необходимыми качествами и умениями должен обладать человек д...

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ ПРЕСТИЖНОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ.

Статья посвящена проблеме снижения физической активности детей, и возможным путям ее решения преподавателями физической культуры на базе среднего учебного заведения....