Программа по дополнительному образованию
методическая разработка по теме

Организация свободного времени детей с пользой для их развития и воспитания.

Создание эффективной системы организации коррекционной работы с обучающимися младшего и среднего школьного возраста средствами музыки во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._kruzhok.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8 г.САЯНОГОРСКА

655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Интернациональный м/р., д.20,

Тел.: 8 (39042) 6-43-91; 2-36-33    Факс:  8 (39042) 6-43-91

   E-mail: school_8_031@mail.ru

Рассмотрено на заседании                                                                             Утверждено

методического совета                                                                 приказом от_____№______

от__________протокол №_____                                                 директор школы

председатель совета______                                                    _________/______________/

Принято на заседании

 педагогического совета

№_____от____________________

                                                                           

Рабочая программа

по дополнительному образованию

вокальный кружок «Ассорти»

на 2011 – 2012 учебный год

Учитель музыки и пения

высшей категории

Долгополова Е.С.

                                                       г. Саяногорск, 2011 г.

Пояснительная записка

(1 час в неделю, 34 ч. в год)

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, а также  заметно положительное влияние на физическое развитие детей.

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка

положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация.

Процесс обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

            Задача педагогов дополнительного образования - организация свободного времени детей с пользой для их развития и воспитания. Опираясь на опыт и исследования современных авторов В.М. Мозгового, Е.Д. Худенко, которые доказывают необходимость включения детей с особыми образовательными потребностями в различные виды внеурочной деятельности, разрабатываются рабочие программы педагогов дополнительного образования.

Широкое культурологическое пространство данной программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст занятий по музыкальному воспитанию на уровне кружковой работы сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию обучающихся, воспитанников формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.

Цель: создание эффективной системы организации коррекционной работы с  обучающимися младшего и среднего школьного возраста средствами музыки во внеурочное время; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся, воспитанников.

Задачи дополнительного музыкального образования младших школьников формируются на основе целевой установки программы:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие активного, прочувствованного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление на основе восприятия музыки тезауруса – интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно- эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов, ансамблевого исполнительства.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.

Занятия носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

Методологическая основа программы

  • Концепция детства как своеобразный этап в развитии человека и его социализации (А.Г, Асмолов, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов);
  • Концепция Д.Б. Кабалевского о художественной ценности музыкальных произведений, их воспитательной направленности и педагогической целесообразности.

Основное содержание учебной дисциплины

Занятия в кружке «Ассорти» посещают дети 2 – 7 классов. Обучающиеся, воспитанники имеют чувство ритма, элементарные певческие способности.

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребёнку с проблемами, прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребёнка, рождает новые креативные (художественно-творческие) потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой  и личностной сферах, создаёт условия для социальной адаптации. Задачей руководителя музыкального кружка является выявление у детей способностей к актёрскому и певческому мастерству, раскрытие существенной сферы личности каждого ученика (что наиболее существенно для методики коррекционного воспитания); развитие их фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова и других психологических составляющих личностей. В свою очередь, дети, чувствуя свою реализованность, успешность в конкретном виде творчества становятся более уверенными в себе, а это, как правило, ведёт и развитию познавательных интересов школьников, к новому качественному уровню обучения по всем школьным дисциплинам.

Основные задачи при занятиях с обучающимися, воспитанниками

 во внеурочное время

  1. Организовать участие детей в художественно-музыкальной деятельности в соответствии с потребностями в коррекции имеющихся нарушений.
  2. Осуществлять средствами музыки и движений необходимую профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах.
  3. Активизировать потенциальные возможности детей в музыкально-эмоциональном развитии.
  4. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства.
  5. Создать более благоприятные условия для социокультурной адаптации ребёнка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Цели и задачи певческой деятельности:

1. Воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

2. Развитие музыкальных способностей (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

3. Формирование общемузыкальной и певческой культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН

Дата

Содержание

Сентябрь

Прослушивание детей, установка певческих данных, формирование вокальных групп.

Октябрь

1. Знакомство, беседа о работе кружка.

2.Подбор песенного репертуара.

3.Упражнения для развития голоса по методике В.М.Емельянова

Ноябрь

1.Разучивание песен хором и по одному; под фонограмму и с фортепианным сопровождением.

2.Работа над интонацией, ритмом.

3.Формирование вокально-певческой постановки.

Декабрь

1.Формирование навыка естественного звучания голоса.

2.Работа над коллективным исполнением: одновременно начинать и заканчивать песню.

3.Разучивание упражнений на развитие дыхания, дикции.

4.Выступление на утреннике.

Январь

1.Учить исполнять песни с музыкальным сопровождением и без него.

2.Упражнения для развития чувства ритма (прохлопать заданный ритм).

3.Повторение ранее выученных песен.

Февраль

1.Подготовка к выступлению.

2.Работа над чистым интонированием, выразительностью.

3.Следить за постановкой корпуса.

Март

1.Выступление на утреннике.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Разучивание новых песен.

Апрель

1.Работа над дикцией, правильной интонацией.

2.Работа над бесшумным дыханием.

3.Выступление на творческом отчетном концерте.

Содержание работы, норма часов

на I-II полугодие

содержание работы

количество часов

общее количество часов

1

2

3

4

5

6

7

- певческая установка

- усвоение певческих  

 навыков

- изучение микрофона,

  работа с ним

- развитие музыкального

  слуха и голоса

- работа над артикуляцией

- разучивание песни

- закрепление и повторение  

  ранее пройденного

  материала.

3

5

4

7

5

5

4

34

Тематика

Репертуар

Месяц

    1

День знаний

сентябрь

    2

Осенний репертуар

сентябрь-ноябрь

3

День учителя

сентябрь-октябрь

4

День пожилого человека

октябрь

5

Новогодний репертуар

ноябрь-декабрь

6

Песенный реп-р к строевой подготовке

январь-февраль

7

Мамин день

март

8

Масленица

9

Песни военной тематики

март-апрель

10

Праздник последнего звонка

май

11

Здравствуй, лето!

май

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

I полугодие

Дата

Дата фактич

Содержание

Примечание

I четверть

1

5.09.

Формирование группы

2

12.09.

Прослушивание детей 2-7 классов

3

19.09.

Логопедические распевки. Работа над звукопроизношением

4

26.09.

Подбор музыкального репертуара к поздравительной программе для учителей

5

3.10.

Песни к дню Учителя. Работа над звукопроизношением, мелодией

6

10.10.

Песни к дню Учителя. Работа над мелодией, текстом песни

7

17.10.

«В мире музыкальных звуков» - познавательная программа.

8

24.10.

Итоговое занятие. Повторение пройденного материала

                      II четверть

9

14.11.

Трещётка – знакомство с музыкальным инструментом

10

21.11.

Ксилофон – знакомство с музыкальным инструментом

11

28.11.

Выполнение ритмического рисунка при игре на музыкальных инструментах

12

5.12.

Исполнение ритмического рисунка под звучание рус.нар.мелодии

13

12.12.

Подбор песен зимнего репертуара.

14

19.12.

Подготовка. Репетиции к Новогодним праздникам

15

26.12.

Выступление на «Новогоднем карнавале»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 II полугодие

Дата

Дата фактич

Содержание

Примечание

III четверть

1

9.01.

Повторение пройденного материала. Пение песен по желанию детей.

2

16.01.

Бубен – знакомство с музыкальным инструментом.

3

23.01.

Металлофон – знакомство с музыкальным инструментом.

4

30.01.

Подбор музыкального репертуара ко Дню Защитников Отечества. Разбор песен (попурри).

5

6.02.

Работа над качеством исполнения песен. Подготовка к «Смотру песни и строя»

6

13.02.

Подбор и работа над песнями, посвящёнными Женскому дню.

7

20.02.

Песни на школьную тематику. Работа над мелодией и текстом.

8

27.02.

Подготовка и проведение поздравительной программы для учителей, посвящённому дню 8 Марта.

9

5.03.

Выполнение ритмического рисунка при игре на шумовых инструментах (металлические ложки).

10

12.03.

Подбор музыкального материала к творческому отчёту на тему ВОВ.

IV четверть

11

26.03.

Разучивание песни, посвящённой Дню Победы

12

2.04.

Продолжать разучивание песни

Работа над песней.

13

9.04.

Работа над песнями на военную тематику. Подготовка к творческому отчёту.

14

16.04.

Репетиция к творческому отчёту

15

23.04.

Репетиция к творческому отчёту

16

30.04.

Творческий отчёт.

17

7.05.

Тембр. Темп. Понятие муз.терминов с использованием муз.примеров.

18

14.05.

«Музыкальная викторина». Пение песен по желанию детей.

19

21.05.

Просмотр музыкальных фильмов. Итоговое занятие.

Список средств обучения:

Музыкальный центр, микрофон, фортепиано.

Диагностика

Диагностика уровня развития певческих навыков проводится в форме педагогического анализа в конце учебного года.

Низкий. Имеет слабые навыки вокального пения. Поет, неточно интонируя, с помощью педагога, звучание голоса напряжённое.

Средний. Интонирует чисто, но не солист. Поёт уверенно знакомые песни, пытаясь выразительно передать их содержание, звучание голоса удовлетворительное.

Высокий. Поёт выразительно несложные песни, точно интонируя, естественным звуком, без сопровождения, умеет настроиться, самостоятельно исправить неточные интонации.

Литература:

  1. Музыкальное воспитание дошкольников./ О.П.Радынова.-М.:Просвещение: Владос, 1994.-223с.
  2. Методика музыкального воспитания в детском саду./ Сост. Н.А.Ветлугина М.:Просвещение, 1982. – 271с.
  3. Т.Н.Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей.
  4. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей /Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.,1988.
  5. Детям о музыке. Е. Гульянц. М., Издательство «Аквариум», 1996.
  6. В мире музыкальных инструментов. С. Газарян. М., Просвещение. 1985.
  7. Музыкальный словарь в рассказах. Л. Михеева. М., издательство «Советский композитор», 1986.
  8. Музыкальное развитие детей. О.П. Радынова. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997.
  9. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей. И.В. Евтушенко. М., ACADEMA, 2003.
  10. «Там, где музыка живёт». А. Калёнов. М., Педагогика 1986.
  11. Календарные музыкальные праздники. Н.В. Зарецкая. 2005.
  12. Сценарии оздоровительных досугов. М.Ю. Картушина. 2005.
  13. Скворушка. Е. Макшанцева. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования  «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общ...