Дистанционная программа "Основы лидерства"
рабочая программа

Медведева Людмила Ивановна

По своим возможностям программа способна оказать существенное влияние на развитие личности ребенка, прежде всего его организаторского опыта, опыта организации деятельности других. Она нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. Занятия в рамках программы дают возможность саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого учащиеся приобретают способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе дети смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными специалистами достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doop_osnovy_liderstva_-_16_ch._2020.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

П. Унъюган

 

Рассмотрено

на заседании

методического совета

протокол № 4

от 15 июня 2021 года

Утверждено:

Директор МБУДО «ДДТ»

п. Унъюган

_______________

Е.Н. Медведева

Приказ № 71-од от 18 июня 2021 года

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Основы лидерства»

для детей 13-17 лет

Срок реализации: 16 часов

Разработчик:

Медведева Людмила Ивановна

Педагог дополнительного образования

Первая квалификационная категория

п. Унъюган

Октябрьский район

Ханты - Мансийский автономный округ – Югра

2021 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы лидерства»

Направление

Социально-педагогическая

Классификация

По степени авторства – модифицированная;

по уровню усвоения – общекультурная;

по функциональному предназначению –      общеразвивающая;

по времени реализации -  краткосрочная;

по возрастным особенностям - для детей среднего и старшего школьного возраста

Разработчик программы

Медведева Людмила Ивановна, педагог дополнительного образования

Учредитель

Управление образования и молодёжной политики Администрации Октябрьского района

Название учреждения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Унъюган

Адрес учреждения

628128, ХМАО-Югра, Октябрьский район, п. Унъюган, ул. Школьная, д. 15

География

Октябрьский район п. Унъюган

Целевая группа

Наполняемость: 10-15 человек

Возраст: 13-17 лет

Обоснование для разработки программы

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г. № 41;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. n 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»

Цель программы

Развитие социальной активности обучающихся, приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной деятельности в различных сферах современного общества

Задачи программы

Формирование умений и навыков:

  • выделения приоритетов в жизни и учёбе и определение путей их достижения;
  • коммуникаций и их использование в различных ситуациях;
  • публичного выступления;
  • эффективного использования времени, тайм-менеджмента;
  • процедуры принятия решений, этики управления и социальной ответственности;
  • анализа потенциальных конфликтных ситуаций и пути выхода из них

Ожидаемые результаты

Учащиеся будут знать: 

  • теорию лидерства;
  • основы организаторской работы;
  • теорию взаимодействия работы в коллективе;
  • основы конфликтологии, способы разрешения конфликтов.

 Учащиеся будут уметь:

  • работать в коллективе;
  • создавать собственный имидж;
  • разрешать создавшиеся конфликтные ситуации ставить цели и достигать результатов

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, соответствующий требованиям профессионального стандарта

Форма обучения

Программа может реализоваться как в очном режиме, так и с применением сетевых форм её реализации (дистанционные образовательные технологии)

Сроки реализации

2 месяца

Режим занятия

2 раза в неделю по 1 часу, продолжительность учебного часа – 40 минут

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы лидерства» (далее – программа) определяет основной круг управленческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива ученического самоуправления.

Новизна программы 

По своим возможностям программа способна оказать существенное влияние на развитие личности ребенка, прежде всего его организаторского опыта, опыта организации деятельности других. Она нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. Занятия в рамках программы дают возможность саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого учащиеся приобретают способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе дети смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными специалистами достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления.

        Актуальность программы  

        Актуальность разработки программы обусловлена отсутствием единой программы в образовательных учреждениях, направленной на решение вопросов формирования социальной активности школьников, умений и навыков конструктивного общения в период выбора ими жизненного пути. Важнейшим элементом, обуславливающим необходимость разработки и реализации программы, является привлекательность рассматриваемых вопросов в подростково-молодёжной среде.

        Лидер – ведущий – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремиться «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.

        Для того чтобы подросток был успешным и почувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует. Лидерами не рождаются, ими становятся. Во многих детях есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно.

Адресат программы: дети от 13 до 17 лет.

Возрастные особенности детей данного возраста предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоутверждения и самоопределения личности. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если учащиеся уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков, а также если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность ребят, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах.

Условия формирования учебных групп

Количество учащихся в учебной группе составляет 10-15 человек. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.

        Объем программы

Продолжительность периода обучения - 16 учебных часов.

Таблица 1

Год обучения

Объем образовательной нагрузки, ч. (16 учебных недель)

недельная

годовая

за весь период обучения

1

1

16

16

Формы организации образовательного процесса

Образовательный процесс преимущественно предусматривает освоение программы через такие формы занятий: ролевые игры, тренинги, выполнение практических заданий.

Форма обучения: программа может реализоваться как в очном режиме, так и с применением сетевых форм её реализации (дистанционные образовательные технологии).

Формы проведения занятий: групповые.

Срок освоения программы: 4 месяца.

Режим занятий: 2 полугодие - 1 учебный час в неделю, продолжительность учебного часа - 40 минут.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: развитие социальной активности обучающихся, приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной деятельности в различных сферах современного общества.

Задачи:

  • формирование умений и навыков:
  • выделения приоритетов в жизни и учёбе и определение путей их достижения;
  • коммуникаций и их использование в различных ситуациях;
  • публичного выступления;
  • эффективного использования времени, тайм-менеджмента;
  • процедуры принятия решений, этики управления и социальной ответственности;
  • анализа потенциальных конфликтных ситуаций и пути выхода из них.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 2

Название раздела

Общее

количество

часов

Теория

Практика

1.

Вводное. Понятие лидерства. Организаторская техника лидера. Портфолио лидера

1

1

2.

Основные приемы формирования команды. Психология общения. Личность и коллектив

2

1

1

3.

Создание социальных проектов

2

1

1

4.

Имидж лидера. Искусство самопрезентации

1

1

5.

Самоуправление как способ организации жизнедеятельности школьного сообщества

2

1

1

6.

Общение, как одна из основных ценностей человека 

2

1

1

7.

Портрет лидера. Как я могу вести за собой. Лидер в общении

2

1

1

8.

Основы публичного выступления

2

1

1

9.

Конфликты и пути их разрешения

1

1

10.

Итоговое занятие

1

1

Итого:

16

7

9

1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Вводное. Понятие лидерства. Организаторская техника лидера. Портфолио лидера

Теория: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой. Понятие «лидер», основные качества лидера. Организаторская техника, как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений.

Практика: Игры на знакомство («Я самый, самый», «Я лидер», «Снежный ком»).

Раздел 2. Основные приемы формирования команды. Психология общения. Личность и коллектив

Теория: Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Пути сплочения коллектива.

Практика: Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие («Без командира», «Смысл моего имени», «Веселый счет», «Вавилонская башня», «Кто быстрее»). Лидерство в детской организации. Упражнения «Говорящие руки». «Если команда, то это». Деловая игра «Педагогический театр». Рефлексия.

Раздел 3. Создание социальных проектов

Теория: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Практика: Составление и защита социального проекта. Работа в группах. Рефлексия.

Раздел 4. Имидж лидера. Искусство самопрезентации

Теория: Понятие «имидж», «харизма». Внешность человека. Одежда и характер. Стиль в одежде.

Практика: Имиджупражнения: «Взгляд», «Глаза» «Улыбка», «Плагиат», «Развитие умения смотреть в глаза», «Валентность», «Выглядеть как иностранец», «Я как акционерное общество», «Внутренняя осанка». Ситуация – проба «В классе новенький». «Прогноз погоды». Рефлексия.

Раздел 5. Самоуправление как способ организации жизнедеятельности школьного сообщества

Теория: Ученическое самоуправление, механизмы и процедуры самоуправления, гарантирующие реализацию права в реальной повседневной жизни школьника. Правовое взаимодействие школьников и учителей. Самоуправление в классе, полномочия выборных представителей, взаимодействие классных и школьных органов самоуправления.

Практика: Заполнение шаблона по теме «Проблемы в деятельности ученического самоуправления». Подготовка группового проекта по теме «Модель классного самоуправления». Обсуждение группового проекта. Рефлексия.

Раздел 6. Общение, как одна из основных ценностей человека

Теория: Понятия «общение», «собеседник». Виды общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Приёмы расширения и корректировки мысли. Рефлексия

Практика: Упражнения, направленные на овладение способами эффективного общения. Рефлексия.

Раздел 7. Портрет лидера. Как я могу вести за собой. Лидер в общении

Теория: Типы лидерства. Стили руководства. Коммуникативные и организаторские способности лидера. Как я могу вести за собой. Навыки убеждения, принятие решений. Мотивация командной работы. Важность тайм-менеджмента. Скрытые ресурсы и основные правила таймменеджмента: выполнение работы вовремя, выполнение сложной работы и правила экономии времени. Мотивация лидера. Постановка целей.

Практика: Упражнения: «Ассоциация со встречей», «Волшебная рука», «Придумай свой мем», «Вертушка жалобщиков», «Автобус». Ролевые игры «Дар убеждения», «Дар импровизации», «Разговор с конца», «Спор», «Просьба». «Прогноз погоды». Рефлексия.

Раздел 8. Основы публичного выступления

Теория: Публичное выступление, его принципы, правила, структура. Виды публичного выступления. Основные принципы, правила публичного выступления. Правила подготовки к выступлению. Требования к внешнему виду выступающего. Приёмы установления контакта со слушателем. Техника речи.

Практика: Упражнения для тренировки основных органов речи, для разогрева речевого аппарата. Упражнения «Учимся говорить», «Иван Иванович», «Репортер». Рефлексия.

Раздел 9. Конфликты и пути их разрешения

Теория: Понятие «конфликт», «конфликтная ситуация». Мотив, сторон, предмет, образ, позиции конфликта. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Конструктивное разрешение конфликта.

Практика: Мультипликационный фильм «Конфликт». Упражнения: «Хорошо-плохо», «Слепые паровозики», «Горячий стул», «Без командира». Ритуал «Прощания». Рефлексия.

Раздел 10. Итоговое занятие

Практика: Лидерская конференция. Аттестация учащихся. Рефлексия.

1.3.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Таблица 3

Тема занятия

Форма

организации деятельности

Результат деятельности

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой. Понятие «лидер», основные качества лидера. Портфолио

Вводное занятие

Фотоотчёт

1

2

Основные приемы формирования команды. Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Овладение способами эффективного общения

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

3

Лидерство в детской организации

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

4

Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

5

Составление и защита социального проекта. Работа в группах

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

6

Понятие «имидж», «харизма». Внешность человека. Имидж упражнения. Ситуация – проба

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

7

Ученическое самоуправление, механизмы и процедуры самоуправления, гарантирующие реализацию права в реальной повседневной жизни школьника

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

8

Групповой проект по теме «Модель классного самоуправления»

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

9

Виды общения. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

10

Упражнения, направленные на овладение способами эффективного общения

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

11

Типы лидерства. Стили руководства. Коммуникативные и организаторские способности лидера

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

12

Важность тайм-менеджмента. Скрытые ресурсы и основные правила таймменеджмента

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

13

Публичное выступление, его принципы, правила, структура

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

14

Упражнения для тренировки основных органов речи, для разогрева речевого аппарата

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

15

Понятие «конфликт», «конфликтная ситуация»

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

16

Аттестация учащихся. Тестирование

Беседа. Игра

Фотоотчёт. Результат игр

1

Итого:

16 ч.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании обучения по программе, обучающиеся достигнут следующих результатов:

- будут знать: 

  • теорию лидерства;
  • коммуникации и их использование в различных ситуациях;
  • приобретение навыков межличностного общения и качеств;
  • эффективное использование времени, тайм-менеджмента.

- будут уметь:

  • определять пути и их достижения;
  • выделять приоритеты в жизни и учёбе;
  • анализировать потенциальные конфликтные ситуации и пути выхода из них.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Учебный график

Таблица 4

Наименование критерия

Показания критерия

Возрастная категория

13-17 лет

Календарная продолжительность учебного года, в том числе:

11 января – 30 апреля

16 недель

1 полугодие

-

2 полугодие

11 января – 30 апреля

16 недель

Объем недельной образовательной нагрузки в часах, в том числе:

2 учебных часа в неделю

В 1 половину дня

-

Во 2 половину дня

2 учебных часа в неделю

Сроки проведения мониторинга реализации программы

Апрель текущего учебного года

Праздничные дни

1- 10 января, 23 февраля, 8 марта

2.2. Условия реализации программы

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на учебную группу);

К – полный комплект (на каждого учащегося);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учащихся);

Г – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на   5-6 учащихся).

Таблица 5

Методическое обеспечение

Разработки по темам

Презентации тематические

Дидактический материал на различных носителях (памятки, рекомендации, образцы и др.)

Аудиотека

Видеотека

Д

Д

К

Д

Д

Технические средства обучения (ТСО)

Мультимедийный проектор

Компьютер с возможностью выходы в сеть Интернет

Сеть интернет

Д

К

К

Учебно-практические приспособления, материалы

Блокнот (тетрадь)

К

Программное обеспечение

WindowsXP

К

  1. Формы аттестации и педагогического контроля

Текущий мониторинг осуществляется педагогом методами наблюдения, рефлексии и анализа творческих работ.

Ведущей формой оценки результативности и эффективности реализации программы является итоговая аттестация учащихся детского объединения.

Итоговая аттестация - это оценка качества обученности учащихся по программе по итогам окончания обучения.

Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащегося, их соответствие прогнозируемым результатам программы.

Задачи аттестации:

  • определение уровня теоретической подготовки учащихся;
  • выявление степени форсированности практических умений и навыков учащихся;

                  Форма проведения аттестации: тестирование, защита проекта и т.д.

                Примерные оценочные материалы представлены в приложениях к программе.

                  Формы и содержание, сроки аттестации определяются педагогом на основании содержания программы, рассматриваются на заседании методического объединения.

                В процедуре аттестации предусматривается участие внешних экспертов (родителей, учителей и др.) и самих учащихся в роли экспертов.

  1.  Методическое обеспечение программы

Формы и методы, используемые при реализации программного материала

        Для развития организаторских навыков на каждом занятии предусмотрены соответствующие задания, упражнения, методические приёмы, которые вовлекают в активный процесс обучающихся для получения и усвоения знаний (беседы, лекции, деловые игры, упражнения, тесты, творческие задания и коллективная творческая деятельность).

         Для развития лидерских качеств на занятиях вводятся такие формы и методы как, работа в микрогруппах, самодиагностика, деловые игры, коллективная и индивидуальная рефлексия, практика коллективного планирования. Метод социального воспитания обеспечивает «проживание» обучающимися значимых ролей в различных ситуациях, даёт возможность познать окружающий мир и органично войти в него.

        Основная форма образовательного процесса учебное занятие.

        Основной формой проведения занятий является социальный тренинг, так как тренинговая форма обучения является наиболее эффективной для того, чтобы сформировать у обучающихся практические навыки. На тренинге участники обучающего процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В тренинге информация усваивается быстрее, участники активно вовлекаются в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

        Особое место в программе отводится играм, представляющим собой целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил. Она позволяет участникам получить опыт для их настоящей, реальной жизни.

         В конце каждого занятия подводятся итоги деятельности обучающихся, рефлексия для акцентирования внимания по пройденной теме, и используются различные формы подведения итогов занятий:

  • опрос;
  • коллективная рефлексия;
  • отзыв;
  • коллективный анализ;
  • самоанализ.

        Примерные методические материалы представлены в приложениях к программе.

Информационные источники, используемые при реализации программы

Методические пособия для педагога:

1. Адаир Д. М. Психология лидерства / Д. Адаир. - М.: Эксмо, 2005.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство деловой речи / Л.А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

3. Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002.

4. Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. 9-11 кл. Разработки организационно - деятельностных игр / В.В. Гордеева. - Волгоград: «Учитель», 2007.

5. Горохова Е.В. «Хочу быть лидером» / Е. Горохова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

6. Григоренко Ю.Н. «Коллективно-творческие дела» / Ю. Григоренко. - М.: Наука, 2010.

7. Григорьев Т.Г. «Основы конструктивного общения» / Т. Григорьев. - М.: АСТ, 2012.

8. Иванов И.П. «Коллективное творческое дело» / И. Иванов. - М.: Просвещение, 2012.

9. Конова В.В. 21 урок о лидерстве / В. Конова. - Красноярск: КДПиШ, 2010.

10.Куприянов Б.В. Организация и проведение игр с подростками. - М., 2001.

11.Кипнис Михаил. Тренинг лидерства. - 2-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2006.

12.Краснов В. Н. Мы – будущее России! / В. Краснов. - Омск: 1999.

13.Лутошкин А.Н. «Как вести за собой» / А. Лутошкин. - М.: Эксмо, 2011.

14.Мурашов А. В. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. 2001.

15.Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001.

16.Прутченков А.С. «Шаг за шагом». Технология подготовки и реализации социального проекта. Пособие для менеджеров МООДиМ «Новая цивилизация». — 2-е изд., исправл. и перераб. / А. Прутченков. - М: МООДиМ «Новая цивилизация», 2011.

17.Прутченков А.С. Школа жизни. - М., 2000.

18.Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.

19.Рожков М.И. «Развитие самоуправления в детских коллективах» / М. Рожков. - М.: АСТ, 2012.

20.Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., 2002.

Список литературы для обучающихся:

1. Волохов А. В. «Будем работать вместе» / А. Волохов. - Курган: ООО «Элис», 2009.

2. Волохов А. В. «Выбираем свой путь» / А. Волохов. – Курган: ООО «Элис», 2011.

3. «Возьмемся за руки, друзья» - сборник материалов игротехнических семинаров, - ВДЦ «Орленок»: 2010.

4. Горохова Е. В. «Хочу быть лидером» / Е. Горохова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

5. Гущина Е. Н. «Постановка молодежных программ» / Е. Гущина. - М.: АСТ, 2013.

6. Жуков И. Н. «Игра и детское движение» / И. Жуков. - М.: Астрель, 2010.

7. Клемяшова Е. П. «К тайникам твоей души» / Е. Клемяшова. - М.: АСТ, 2011.  

8. Карнеги Д. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» / Д. Карнеги. - М.: Просвещение, 2000.  

9. Прутченков А. С. «Школа жизни» / А. Прутченков. - М.: АСТ, 2012. 10.Игротека Лидер 21 века. – Н. Новгород, 2006.

11.Осипенко И.Л. «Классные» праздники или как научить школьников жить весело/ Худ. В.Н.Куров. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

12.1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы/ Авт.-сост. В.Н. Иванкова. - М.: ООО «Аквариум принт», К: «Дом печати- ВЯТКА», 2005.

13.Хаткина Н. Зовет звонок на праздник: Лучшие сценарии для школьников/ Н.В. Хаткина – М.: ООО «Изд. АСТ», Донецк: «Сталкер», 2004.

14.Часы весёлых затей /Ред-сост. Л.И. Жук. – М.: «КрасикоПринт», 2000.

15.Прутченков А.С. Схема подготовки социального проекта. - М., 2001.

Интернет – ресурсы: 

1. http://fdo56.ru/   Объединение детей и молодёжи, которое помогает раскрыть их потенциал

2. http://upo-fco.ru/   СОЮЗ ПИОНЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ – ФЕДЕРАЦИЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3. http://nsportal.ru/ermagambetova-svetlana-kuvandykovna  Образовательная социальная сеть

  1. Кадровое обеспечение программы

Реализация программы обеспечивается педагогом дополнительного образования, соответствующим требованиям профессионального стандарта: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки".

  1. Воспитательная деятельность

        Воспитательный процесс в творческом объединении представляет собой целостную динамическую систему, направленную на формирование творческого коллектива, создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого обучающегося. Создание таких условий осуществляется педагогом через включение ребенка в различные виды социальных отношений в обучении и практической деятельности.

        Методы воспитания:

  • Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми и коллективными, постоянными и временными.
  • Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника.

  1. Система работы с родителями

Таблица 6

Наименование мероприятия

Срок проведения

1

Разработка, распространение тематических буклетов (по эл. почте, через учащихся)

1 раз в месяц

2

Общение с родителями по организационным вопросам посредством эл. почты (реклама деятельности, просвещение по  вопросам образования и воспитания)

В течение периода обучения

(по мере необходимости)

3

Консультации родителей по вопросам воспитания и образования

В течение месяца

(по мере обращения)

4

Анкетирование, опросы, диагностика родителей

Согласно плану

работы ДДТ

5

Поощрение родителей

По итогам обучения

6

        Размещение новостей, событий в детском объединении на сайте ДДТ

По мере необходимости

7

Анализ работы с семьями воспитанников

По итогам обучения

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолова, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/ А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011

2. Горский, В.А. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/В.А. Горский. - М.: Просвещение, 2011.

3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.

4. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011

5. Капский, А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях/А.И. Капский. - Киев, 2001

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Коммуникативные упражнения; ролевые игры на выявление лидерских качеств, проведение методики самооценки лидерских качеств

Теоретические знания

 Раскрой понятия: «общение», «собеседник».

 Назови виды общения.

 Расскажи о взаимоотношении лидера и его команды.

 Назови пути сплочения коллектива.

Параметр: Практические умения

Тесты: «Определение индекса групповой сплоченности Сишора». «Лидер ли ты?», «Принятие решений».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ (ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА)

Творческое объединение_________________Педагог:_______________

Название программы __________________________________________

Вид деятельности: ________________________

Дата__________

Показатели

Критерии

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

Кол-во

обучающихся

%

соотношение

Кол-во

 обучающихся

%

соотношение

Кол-во

обучающихся

% соотношение

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Протокол итоговой педагогической диагностики

Возраст обучающегося________

Форма аттестации________

Дата проведения__________

ФИО

Возраст

Количество набранных баллов

1

2

3

4

5

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диагностические методики ЛИДЕР ЛИ ТЫ?

(Методика самооценки лидерских качеств)

Инструкция: если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то рядом с номером вопроса поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О».

 1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

 3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать.

5. Я легко могу убедить в чем-либо моих товарищей.

 6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

 10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую свое время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

 19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решения, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что я считаю нужным.

30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

 32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в моей работе встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

 41. Никто и никогда не испортит мне настроения.

42. Я представляю, как завоевывать авторитет среди людей.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.

 45. Мои идей охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Я умею находить общий язык с людьми.

 48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-нибудь дела.

Ключ Сосчитай сумму баллов по каждой строке:

1) Умение управлять собой (№ вопроса, 1, 9, 17, 25, 33).

2) Осознание цели (знаю, что хочу) (№ 2, 10, 18, 26, 42).

3) Умение решать проблемы (№ 3, 11, 19, 35, 43),

4) Наличие творческого подхода (№ 4, 12, 20, 28, 44).

5) Влияние на окружающих (№ 5, 13, 21, 37, 45).

6) Знание правил организаторской работы (№ 6, 14, 30, 38, 46).

7) Организаторские способности (№ 7, 23, 31, 39, 47). 98

 8) Умение работать с группой (№; 16, 24, 32, 40, 48).

9) Шкала искренности (№> 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).

 Интерпретация: если сумма в каждой строке 1-9, меньше 10 - качество развито слабо, его нужно совершенствовать; если больше 10 - качество развито средне; от 15 и более - развито сильно. По шкале искренности: если сумма больше 10 - тест недействителен.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тема занятия: «Лидер в общении».

Цель: обучение эффективному взаимодействию с партнером.

Задачи:

 - познакомить с формами взаимодействия с партнером;

- дать возможность участникам тренинга проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера;

- развивать умение эффективно работать в нескольких направлениях деятельности при максимальной концентрации и быстроте реакций;

- учиться действовать в условиях стресса, не теряя способностей концентрировать внимание на проблеме.

Ресурсы: упражнение требует большой и свободной от мебели комнаты, двух стульев, флипчарта и маркера для записи результатов каждого раунда.

 Время: в зависимости от количества участников. Каждая четверка игроков находится в игре 10 минут.

Ход занятия:

Педагог: Кто такой Юлий Цезарь? (ответы ребят). Сейчас мы выполним упражнение, которое вернет нас к рассказам об императоре Юлии Цезаре, который обладал поразительной способностью одновременно и качественно выполнять несколько различных действий. Порой лидеру приходится применять на практике замечательные качества знатного римлянина.

Упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь».

Ход упражнения. В каждом раунде игры будет участвовать четверо игроков в поле и две группы судей (количество судей значения не имеет, так что порой можно всех зрителей разделить на две судейские группы, каждая из которых получает конкретное задание).

Итак, первая игровая четверка выходит на площадку и выносит с собой два стула. Первый и второй игроки садятся друг против друга на расстоянии 2- 2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале располагаются за стулом второго участника. Это их стартовая позиция, потом по ходу игры они могут свободно передвигаться по комнате.

Правила игры. В течение двух минут первый игрок обязан повторять все движения второго игрока, выполняемые им произвольно: любые движения, сидя, стоя, в движении по комнате. Кроме того, первому игроку предстоит отвечать на непрерывные вопросы третьего и четвертого игроков. Вопросы могут быть любыми. Когда иссякнет фантазия одного из спрашивающих, в дело немедленно включается второй.

Обратите внимание, что в игре участвуют и судьи. Они – самые справедливые и внимательные арбитры в мире. Одна группа судей будет следить за тем, чтобы первый игрок не пропускал движений партнера и повторял каждое из них. За каждый пропуск начисляется штрафное очко! Вторая группа следит за ответами на вопросы. Ответы могут быть абсолютно свободными, отличаться нелогичностью, отсутствием связи с вопросом и т.д. Важно, чтобы прозвучала осмысленная реакция первого игрока на вопросы двух ассистентов и, чтобы в своих ответах он не пользовался запрещенными «Да!», «Нет!», «Не знаю!».

Использование каждого запрещенного ответа приносит штрафное очко. Игра продолжается в течение двух минут. Затем судьи первой и второй групп сообщают о количестве заработанных игроком штрафных очков. Результат записывается. После этого игроки меняются ролями: отвечать и повторять движения в течение двух минут будет теперь второй игрок.

 Вновь подведение итогов, запись и смена ролей: теперь игровые стулья занимают третий и четвертый участники, а первый и второй будут задавать вопросы.

Это задание можно проводить по очереди со всей группой, чтобы определить абсолютного чемпиона -того, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

Завершение: обсуждение упражнения.

 Какие действия было сложнее выполнять – повторять движения партнера или отвечать на вопрос?

 Случались ли во время игры мгновения кризиса, когда вы понимали, что теряете контроль над ситуацией? Что помогло вам преодолеть такие моменты и вернуться к выполнению задания?

 Что вы вынесли для себя из игры? Что вы думаете сейчас о сильных и слабых сторонах своего поведения в кризисной ситуации?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тема занятия: Личность и коллектив.

Цель: создание условий для достижения желаемого конечного результата.

Задачи: - дать возможность участникам тренинга проверить свои творческие способности и свою готовность выступать в качестве лидера;

- развивать умение эффективно работать в команде;

- научиться взаимодействовать с группой и добиваться успеха.

 Ход занятия:

Педагог: сегодня мы с вами научимся осознавать и формулировать (строить) вербальную модель желаемого. Это очень важный и необходимый этап мыслительной деятельности. Мы должны осознавать к чему стремимся. Как часто наш внутренний Контролёр опережает этот процесс своим решительным «нет, это невозможно», а потом выясняется, что он опять поторопился. Умение разделять во времени этапы генерирования идей и их оценки – одна из задач при обучении ТРИЗ.

 Кроме того, игра является прекрасным диагностическим материалом, как правило, мы хотим изобрести то, чего нам в жизни не хватает.

Ход упражнения «Ярмарка изобретений». 

Игра проводится в 4 этапа.

  1. «Сочинение»

 Участники ярмарки

  сообщают название фирмы, от имени которой они выступают;

 рисуют (рисунок, схема или описание – по выбору) последнее изобретение своей фирмы. Принцип действия – секрет фирмы. Задача представляется на презентации – рассказать, как пользоваться изобретением и что в нём хорошего. При затруднениях с фантазией спросить, что ты больше всего не любишь делать?

Пока дети сочиняют, педагог готовится к 3-му этапу игры. Каждому участнику выдаются карточки своего цвета (одна карточка символизирует один экземпляр изобретения). Всего каждый получает столько карточек, сколько всего участников, чтобы каждый мог купить по штуке чужого изобретения. Кроме того, все получают такое же количество одинаковых рублей (карточек). Педагог оставляет себе для третьего этапа такое же количество рублей – либо, как ведущий ярмарки, либо как представитель фирмы. Это даёт ему возможность незаметно поддержать некоторых участников игры на 3-м этапе. Кроме того, у педагога есть запас дополнительных рублей, которые участники могут заработать на 2-м этапе.

  1. «Презентация»

 Представители фирм по очереди (список на доске) рекламируют свои изобретения 2-3 минуты. Перебивать выступающего не разрешается (штраф – одна карточка, или замечание). Затем задаются вопросы. Оценки (ну, какое же это...; мне не нравится...) ведущий ярмарки задавать не позволяет: «Это не вопрос. Если вам что-то не нравится, вы можете это не покупать. Какие ещё есть вопросы»? Любая фирма может доверить рекламу своего изобретения любому участнику игры. Стоимость изобретения записывается на доске.

  1. «Купля – продажа» 

Даётся время на обмен карточками. Разрешается менять цены. Продавать (перепродавать) чужие изобретения не разрешается.

4. Анализ

 В таблице на доске отмечаем: сколько у фирмы осталось непроданных изобретений (карточек), сколько куплено чужих, сколько в наличии денег.

Ведущий выдвигает гипотезу о том, почему не раскуплены все изобретения некоторых фирм (высокая цена, неудачная реклама, неудачный дизайн, хотя само изобретение – очень оригинальное)

Ведущий пытается охарактеризовать состояние фирмы по результатам ярмарки: «Эта фирма, явно, развивающаяся, начинающая. Она ещё не может получать продукцию других фирм, не имеет возможности покупать чужие изобретения – ей очень нужны деньги» ... и т.д. Когда игра «обкатана» можно усложнять её, поставив, например, условие, что выигрывает та фирма, которая продаст все свои товары и купит максимальное количество чужих.

 Итоги игры:

 На занятиях дети получают удовольствие от игры.

 Их потребность в «безрезультатном» фантазировании была реализована.

 Самооценка детей повысилась, исчезали страхи типа «ничего у меня не получится», «сделаю плохо».

 На уровне фантазии, в игре потребности детей были реализованы.

 Дети познакомились с потребностями друг друга и признали их своими (покупая чужие изобретения).

 Дети приобрели чрезвычайно важный опыт публичных выступлений.

  Улучшилась речь детей.

 Дети научились слушать выступления товарища, сдерживать своё желание немедленно перебить выступающего вопросом.

 После того, как спонтанное фантазирование несколько поутихло, и придумывать новое стало трудно, появилась потребность в знакомстве с соответствующими приёмами и методами ТРИЗ.

 А, как известно, знания лучше всего усваиваются, когда в них есть необходимость.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Тема тренинга «Развитие коммуникативных навыков»

Цель: развитие самосознания обучающихся, умений и навыков самоанализа, рефлексии, активности, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материалов, аудиосредств. Наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: список подсказка ролей, листы бумаги формата А4, доска, маркеры, карандаши, пастель, краски, губка для удаления записей на доске, аудиосредства, самоклеющиеся листочки, вырезанный из листа ватмана силуэт кувшина, который затонирован желтым цветом.

Количество участников: до 20 человек.

Ход тренинга 1-я часть.

Знакомство, разминка.

Упражнение «Имя и образ».

Ведущий предлагает участникам занятия познакомиться, но не вполне обычным способом, необходимо назвать свое имя и тот образ, с которым оно ассоциируется у самого участника. Например, Наталья - облачко.

Упражнение «Я - телесное»

Ведущий предлагает продолжить знакомство посредствам определения себя на уровне телесности, то есть участникам предлагается провести параллель между собой и своим телом, какой-то его частью и обосновать свой ответ. Например, Игорь - плечо. На меня можно положиться, я надежный, всегда могу подставить плечо.

Упражнение «Лесенка моих ролей»

Ведущий предлагает каждому участнику тренинга отследить, кем он является, какие роли «играет» в жизни. Для этого необходимо посмотреть на список-подсказку, выбрать соответствующие роли и определить для самого себя, в каких из них ему наиболее комфортно, а какие вызывают некоторое смятение, чувство дискомфорта. Затем, в течение 3 минут необходимо продумать, каким образом каждый участник сможет презентовать с помощью пантомимы ту роль, в которой ему на данный момент наиболее комфортно.

 Список-подсказка: человек, мужчина, женщина, дочь, сын, ученик, ученица, друг, подруга, приятель, знакомая, племянник, племянница, возлюбленный, возлюбленная, лидер, тиран, жертва, наблюдатель, прохожий...

Затем участники презентуют свои наиболее комфортные роли.

Рефлексия на упражнение (по желанию участников).

Озвучивание ведущим правил работы в группе:

 - доверительный стиль общения; - общение по принципу «здесь и теперь»; - персонификация высказывания (от собственного лица);

- конфиденциальность всего происходящего в группе;

- недопустимость никаких оценок в адрес другого: «Мне не нравится, что сказал... Я считаю, что ... не работал на занятии...»;

 - активное участие во всех упражнениях;

- уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.

2-я часть. Основная.

Ведущий. Вот мы и определились с тем, какие роли играем в жизни, но что мешает нам быть успешными и чувствовать себя комфортно в других ролях?

 Ведущий. Действительно, мы часто сомневаемся в своих возможностях, упуская шанс, а вот психологи говорят о том, что человеку мешают добиваться желаемого его комплексы. Что же такое «комплексы», откуда они появляются у человека и как ему их преодолеть, именно об этом мы и поговорим в следующей части нашего тренинга.

Упражнение «Кувшин моего внутреннего мира»

Ведущий. Внутренний мир человека можно представить в виде кувшина. (На обратной стороне доски уже заранее прикреплен вырезанный из листа ватмана кувшин, который за тонирован желтым цветом.) Что же находится в этом кувшине: отношение человека к самому себе; отношение к окружающему миру, к другим, а также те чувства и эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Все это находится в постоянном взаимодействии, и если на одном из уровней происходит сбой, то это отражается на всех остальных его уровнях. Я предлагаю наполнить этот кувшин тем, что помогает человеку быть в гармонии с собой и другими, не зацикливаться на трудностях, уметь их разрешать, помогает получать от жизни удовольствие. Возьмите несколько самоклеющихся листочков и напишите то, что посчитаете необходимым, возможно, это будут чувства, эмоции, ценности, потребности все - что вы сами захотите. Как только вы заполнили листочки, то подойдите к доске и наклейте их на кувшин. (Время на проведение упражнения - 5-7 минут.)

Затем ведущий озвучивает содержимое кувшина.

3-я часть. Заключительная.

Упражнение «Цветочные фантазии»

Ведущий. Ну, а теперь сядьте поудобнее, постарайтесь не скрещивать руки и ноги, положите руки на колени или опустите их вдоль тела. Мысленно внутренним взором пройдите по своему телу, почувствуйте, как оно расслабляется, появляется тяжесть в ногах, руках, постепенно эту тяжесть сменяет приятная усталость, ваше тело наполняется энергией, вы чувствуете легкость в ногах, руках, голове. Ваше дыхание спокойное, ровное, глубокое. Представьте себя на поляне среди цветов. Здесь можно увидеть любые цветы рядом: от самых экзотических и, возможно, очень привередливых в уходе, до самых обычных, полевых, радующих взгляд человека и не требующих от него чрезмерной заботы. Присмотритесь и выберите тот цветок, который больше всего понравился. Рассмотрите его повнимательней: какие у него лепестки, стебель, у него один цветок или это соцветие. Почувствуйте его аромат. Обратить внимание на то, что его окружает. Постарайтесь запомнить это, чтобы потом отобразить на листе бумаги... Сделайте глубокий вдох, выдох. На счет «три» вы откроете глаза и снова окажетесь в этой комнате. Раз..., два..., три. Не делайте резких движений, можно пошевелить шеей, пальцами рук, ног, потянуться.

Затем участники получают лист бумаги формата А4, краски, карандаши, пастель, чтобы нарисовать тот образ цветка, который они увидели на поляне. Рисование проходит под спокойную, плавную музыку. (Время на работу - 15 минут.) Затем все участники выкладывают свои рисунки в центр круга и, если есть желание, рассказывают о своих чувствах во время визуализации и рисования.

Рефлексия

Ведущий предлагает участникам тренинга в заключение высказать свои ощущения от сегодняшнего дня, что понравилось, запомнилось. Возможно, что сегодняшнее взаимодействие кому-то помогло что-то новое в себе раскрыть и для себя узнать. Затем он благодарит участников тренинга за их активность и доверие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Тема тренинга: «Лидер в общении. Мотивация лидера. Тайм-менеджмент лидера»

Цель: развитие навыков межличностного общения

Задачи:

• развивать умения публичных выступлений;

• способствовать эффективному распределению времени.

Ход занятия:

Коммуникативное упражнение «Семеро с ложкой»

Процедура группового тренинга, ролевая игра, направленная на развитие умения точно передавать информацию. Качества. Коммуникативная компетенция

Для упражнения понадобится, чтобы участников было не меньше двенадцати человек (восемь - участники ролевой игры, остальные наблюдатели).

Ведущий вызывает восемь добровольцев. Им сообщает, что все они работники - большой корпорации. Распределяются роли:

1. Рядовой исполнитель.

2. Заместитель начальника отдела.

3. Начальник отдела.

4. Заместитель директора филиала.

5. Директор филиала.

6. Заместитель исполнительного директора.

7. Исполнительный директор.

8. Генеральный директор.

Все участники ролевой игры выходят из помещения тренингового зала, остается лишь «генеральный директор». От ведущего он получает «сообщение»:

«Вам стало известно от одного доброжелателя, что в Энском филиале работники в рабочее время играют в компьютерные игры. Было замечено, что в 10:05, то есть через пять минут после начала торговли, на дверях магазина висела табличка «Закрыто». При этом слово «Закрыто» было написано с ошибкой: «Зокрыто». Рядовой исполнитель ходит уже третью неделю в одной и той же рубашке, которая совсем грязная. А в производственном помещении пахнет испорченной едой. Вам надо срочно навести порядок. Для этого вы вызвали исполнительного директора, чтобы распорядиться...»

 «Сообщение» читается только один раз. Вызывается «исполнительный директор», которому «генеральный» дает распоряжение. После передачи распоряжения «генеральный директор» присоединяется к наблюдателям. «Исполнительный директор» вызывает своего заместителя... И так далее, по цепочке.

В конце игры проводится обсуждение:

 - Как работает человеческая память?

- Почему мы запоминаем одно, но забываем другое?

 - Важно ли уметь слушать собеседника внимательно?

 - Какие действия надо совершать в уме, чтобы эффективно и качественно усвоить информацию? Если есть возможность, ролевую игру можно записать на видео. После обсуждения участники вместе с ведущим смотрят видео, анализируют. Непосредственные участники комментируют.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Коммуникативное упражнение «Улучшенный телефон»

Процедура группового коммуникативного психологического тренинга. Упражнение направлено на развитие способности вникать в подтекст тех или иных фраз, анализировать невысказанное, а также на развитие умения облекать свои фразы в приемлемую форму.

 Качества. Коммуникативная компетентность

Содержание

Есть известная детская игра «Испорченный телефон». 

Данное упражнение - как бы антипод той детской игры.

В основе упражнения лежит ролевая игра. Можно использовать разные сценарии. Главное - чтобы в ролевой игре принимало участие только два человека и, чтобы эта ролевая игра могла состоять только из общения по телефону.

 Примеры сценариев:

 1. Муж задерживается допоздна на работе (необходимо срочно закончить проект). Ему звонит разгневанная жена.

 2. Из школы приходит ребенок и приносит двойку. Он звонит маме на работу и сообщает эту печальную новость.

3. 1 апреля один человек звонит другому, чтобы разыграть, но попадает на другого человека, поэтому разыгрывает случайного адресата.

4. Соискатель звонит потенциальному работодателю.

 Для этого упражнения вводится фантастический элемент: будто в продаже появились уже телефоны, которые могут улучшать речь говорящего, то есть делать ее более четкой и искренней. Для каждой ролевой игры выбираются из оставшихся участников двое, которые будут играть роль этих самых «улучшенных телефонов».

За каждым из двух игроков, которые участвуют в ролевой игре, закрепляется свой «улучшенный телефон». Таким образом, игрок, «говоря по телефону», сначала сообщает что-то «улучшенному телефону». Тот должен:

1. Улучшить речь абонента (исправить ошибки, удалить слова-паразиты и т.д.)

2. Сделать речь более искренней (исправить вранье, сделать явными намеки и т.д.)

 И от «улучшенного телефона» сообщение уже попадает к другому «абоненту». Тот отвечает через свой «улучшенный телефон». Так продолжается до исчерпания сюжета ролевой игры.

Разыграв несколько ролевых игр, ведущий может вводить интересные новшества. Вместо двух «улучшенных телефонов» можно использовать только один. При этом одного игрока, например, можно вывести из тренингового зала, поместить в некоторое комфортное помещение, предоставить настоящий телефон, по которому он будет разговаривать с «улучшенным телефоном». Наблюдателям, таким образом, останется лишь гадать, что на самом деле говорил тот, удаленный игрок.

В конце проводится обсуждение:

- С какими сложностями сталкивались «улучшенные телефоны»?

- Кому было тяжелее, игрокам или «телефонам»?

- Если на самом деле в телефонах была бы такая функция, удобно ли это было?

- Может ли проявление искренности в общении переломить ход разговора?

Упражнения «КАРУСЕЛЬ»

Цель упражнения: развитие навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты.

 В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

 Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный

Примеры ситуаций:

Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

«ДАР УБЕЖДЕНИЯ»

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если «публика» ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).

Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

«ЕГО СИЛЬНАЯ СТОРОНА»

 Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

- Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого".

«ЗАТО»

 Цель упражнения: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1) Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

 2) Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

 - каждая написанная ситуация зачитывается в группе, и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь ...»;

 - после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

«ДАР ИМПРОВИЗАЦИИ»

Цель упражнения: развитие воображения и такого качества как быстрота реагирования.

В качестве материала участникам предлагаются слова. Каждый получает конверт с пятью карточками, на которых написаны опорные слова.

Примеры слов:

- лес, цена, луна, знание, кран

- собака, дерево, деньги, ария, раковина

 - рябина, столб, окно, дождь, проценты

- рубль, моряк, поле, птица, трамвай.

 Только по сигналу очередной участник открывает свой конверт, достает карточку и сразу составляет вслух связный мини-рассказ. И так по очереди все участники. Задача - употребить все указанные в карточке слова.

«КАЧЕСТВА»

 Цель упражнения: выработка у участников объективной самооценки. Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.

«КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН»

 Цель упражнения: формирование и развитие навыков самоанализа, самопонимания и самокритики;

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец, это человеческие качества, например, доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления. На упражнение отводится 20-25 минут.

«ПЕССИМИСТ. ОПТИМИСТ. ШУТ»

Цель упражнения: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1. Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.

 2. Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).

3. Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4. Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

 5. Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

6. После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 измерений лидерства

Какими качествами должен обладать лидер  ...

Конфликты - Урок дистанционного обучения творческого объединения "Школа лидерства"

Вы узнаете, что такое конфликт и какие стратегии поведения в конфликтных ситуациях существуют....

"Правила поведения в конфликте" - Урок дистанционного обучения т/о "Школа лидерства"

Мы знаем, что конфликты являются неотъемлемой частью жизни. Абсолютно каждый человек сталкивается с ними в реальности. Конфликт может произойти везде: возникнуть в семье, в отношениях с друзьями, с уч...

"Как поддерживать другого" - дистанционный урок "Школа лидерства"

Вам известно, что настоящий лидер не только умеет чётко ставить задачи и нести ответственность за свои действия, так же но способен видеть потенциал своей команды и стремиться раскрыть способности каж...

«Индивидуальность и неповторимость» - дистанционный урок «Школа лидерства»

В лекции рассмотрены теории индивидуальности В.С. Мерлина и  А.Г. Асмолова; обозначены различия в понятиях личность, индивид и индивидуальность; а так же определено что именно делает человека осо...

Лидер. Кто он? - дистанционное занятие "Школа лидерства"

В лекции в виде презентации освещены следующие вопросы:- как определяется понятие «Лидер» в современной научной литературе;- основные модели лидерства;- общие характеристики группы и её ст...

Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".

Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...