Нормативно-правовая база дистанционного обучения
статья

Матвийчук Людмила Александровна

В выступлении представлены документы, которые служат нормативно-правовой базой при организации дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normativno-pravovaya_baza_distantsionnogo_obucheniya.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Педагогические чтения

Матвийчук Л.А.

В марте 2020 года  Минпросвещения РФ рекомендовало учебным заведениям при необходимости временно перевести школьников на дистанционное обучение. Такое решение приняли после заседания оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13, 16, 17, 18, 28, 30, 41);
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  • Письмо Министерства просвещения РФ № ГД - 2072/03 от 16.11.2020 г. «Практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий».

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Ст.13 При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Ст. 16 Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Но практика показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Оба эти формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.

При составлении расписания дистанционных уроков образовательная организация должна обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Нужно учитывать образовательную недельную нагрузку, равномерно распределять ее в течение учебной недели, учитывать объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня, чередование предметов в течение дня и недели,  продолжительность уроков и перемен, продолжительность  непрерывного нахождения за компьютером, физкультминутки и зарядка для глаз, объем домашнего задания.

При организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения образовательной организации необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

В нем говорится, что в практике обучения существует также синхронное и асинхронное обучение. Синхронное обучение – форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь). Асинхронное обучение – форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).

Анализируя готовность к переходу на дистанционный (электронный) формат взаимодействия с учениками, учитель также отвечает на вопросы:

1. Есть ли у меня необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?

2. Кто может оказать техническую поддержку мне и моим ученикам?

3. Как будет осуществляться информирование семей учеников?

4. Как ученики будут получать расписание и материалы к урокам?

5. Все ли мои ученики имеют необходимые устройства дома?

6. Есть ли в моих классах чат, группа в социальных сетях и т.п.?

 7. Какие электронные ресурсы я могу использовать?

8. Какие сервисы для организации онлайн-уроков я могу использовать?

 9. Как будет осуществляться оценка знаний и умений учеников?

10. Как можно получить обратную связь от родителей?

Ответы на вопросы позволяют выявить существующие дефициты и поставить задачи, которые условно могут быть разделены на 3 группы:

  • задачи, связанные с уровнем готовности ученика;
  • задачи, связанные с уровнем готовности школы;
  • задачи, связанные с уровнем готовности учителя.

Далее планируются первоочередные мероприятия, назначаются ответственные, утверждаются сроки исполнения.  При решении первоочередных задач исполнители могут воспользоваться следующими чек-листами. Задачи учителя / классного руководителя:

1. Свяжитесь с семьей и выясните, есть ли в доме компьютер, планшет, смартфон, сеть Интернет.

2. Составьте список учеников, у которых нет возможности подключаться к онлайн-урокам.

3. Установите регламент передачи вам учебных материалов учителями-предметниками (канал передачи, сроки).

 4. Проведите консультацию для учеников и их родителей.

Далее были разработаны Практические рекомендации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816

При реализации образовательных программ образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность:

  1. разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение)
    об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам;
  2. формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам;
  3. информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;
  4. обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
  5. выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя).
  6. организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, он-лайн консультация), технических средств обучения.
  7. в соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов

Работникам образовательной организации рекомендуется:

  • планировать свою педагогическую деятельность
    с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
  • выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
  • руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).

При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовая база для классных руководителей

Нормативная база, которую необходимо использовать классному руководителю для своей работы....

нормативно-правовая база по предмету

набор основных документов в области безопасности...

нормативно-правовая база социального педагога

Нормативно-правовая база социального педагога...

нормативно-правовая база самоуправления

нормативно-правовая база самоуправления...

Нормативно-правовая база учителя иностранного языка

Базовые документы учителя иностранного языка...

Нормативно-правовая основа организации дистанционного обучения детей

Нормативно-правовая основа организации дистанционного обучения детей...

Нормативно - правовая документация регламентирующая организацию обучения детей с ОВЗ

Нормативно - правовая документация регламентирующая  организацию обучения детей с ОВЗ...