«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ».
методическая разработка

Кучумова Анна Михайловна

«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_distantsionnogo_obucheniya_detey_s_ovz.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ».

Пандемия вирусной инфекции  (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.

Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа), остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет.  В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.

У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.

За три месяца карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Дистанционное обучение теперь рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение. Так, например, Минпросвещения России совместно с  Институтом коррекционной педагогики РАО  выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ  (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/). На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где будут размещаться обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, т.е. по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения.

Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.

К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут  у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития), с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС).  В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме  того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.

Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

Дистанционная работа возможна в различных формах:

  • Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно).
  • Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
  • Онлайн консультирование родителей и педагогов
  • Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе, очень актуальная  супервизия для молодых специалистов
  • Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития.
  • Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей).
  • Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития.

Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и  учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься  от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.

Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей), слуховую (акустических образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения).  И если  с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.

Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О.С. Жукова

Виды исправлений звукопроизношения

(В.А. Ковшиков)

Возможность дистанционного применения

(+ возможно,                                    +/- с ограничениями,                            - невозможно)

Метод чистой имитации

Учитель дает образец подражания, ученик подражает.

+

Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию

Показ артикуляций на себе

+

Показ муляжей.

+

Показ артикуляционных профилей.

+

Слуховой образ (демонстрация правильного звучания)

+

Температурный (по описанию: холодный воздух-теплый)

+/-

Вибро – тактильный.

-

 (только при помощи родителя)

Метод опоры на сохранные звуки

Например, Ш от Т.

-

Метод артикуляторных упражнений

Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков.

+

Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С).

+/-

Метод мнестического воздействия

Использование зондов и зондозаменителей.

-

Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т.п.).

+/-

при помощи родителя

Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений)

Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций.

+

Метод связи звука и буквы

На этапе подготовки ребенка к школе, в структуре занятий по обучению грамоте.

+/ -

При проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

  1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка);
  2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия;
  3. Подбор и подготовка игр и заданий;
  4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий;
  5. Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.);
  6. Проведение занятия;
  7. Домашнее задание;
  8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем).

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии. «Применение технологий дистанционного обучения  позволило профессиональному сообществу логопедов и дефектологов запустить процесс формирования нового, перспективного направления  - дистанционной коррекционной педагогики, что сделало ее доступной для семей из отдаленных регионов Российской Федерации и зарубежья, повысило компетенции родительского сообщества».

В завершение хочу привести полезные ссылки, которые будут полезны  для эффективной организации дистанционного обучения:

  1. Дистанционное обучение - https://www.lektorium.tv/.
  2. Онлайн игры, тренажеры, презентации, уроки, энциклопедии, статьи - http://kid-mama.ru/.
  3. Как записать контент в  PowerPoint  https://www.youtube.com/watch?v=HfBDjNrqcqQ.
  1. Как организовать кружок в онлайне | Rukami

https://www.youtube.com/watch?v=JA20OxUTEOg.
Создание рабочих листов в сервисом 
Wizer

  1. http://marinakurvits.com/interaktivnie-listi-wizer/.
  2. Создание викторин и тестов
    http://marinakurvits.com/quizizz/#Kak_zapustit_test_dla_raboty_s_ucasimisa/.
  3. Создание он-лайн тестов
    https://www.eduneo.ru/kak-za-5-minut-sozdat-onlajn-test-dlya-slushatelej/.  
  4. МАСТЕР-ТЕСТ https://master-test.net/. Онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования
  5. LEARNINGAPPS https://learningapps.org/. Самый популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности дистанционного обучения в процессе преподавания алгебры в 9 классе для детей с ОВЗ.

      Одну из моделей дистанционного обучения алгебре нам предстоит освоить в ходе работы этого мастер-класса, испытав на себе все ее достоинства и недостатки....

Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

Презентация по теме "Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому" подготовлена для семинара по дистанционному обучению.Содержи...

Особенности организации дистанционного обучения детей с ОВЗ

В данной статье говорится об актуальности дистанционного обучения, истории его развития, плюсы и минусы. Опыт работы школы с использованием ДО....

Особенности организации дистанционного обучения детей с ОВЗ

В данной статье говорится об актуальности дистанционного обучения, истории его развития, плюсы и минусы. Опыт работы школы с использованием ДО....

Научно-методическая статья "Особенности уроков музыки при дистанционном обучении детей-инвалидов"

В данной статье раскрываются особенности дистанционного обучения уроков музыки с детьми-инвалидами....

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....