«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ».
методическая разработка
«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_distantsionnogo_obucheniya_detey_s_ovz.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ».
Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.
Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа), остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.
У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.
За три месяца карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Дистанционное обучение теперь рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение. Так, например, Минпросвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/). На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где будут размещаться обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, т.е. по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения.
Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.
К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития), с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС). В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.
Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).
Дистанционная работа возможна в различных формах:
- Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно).
- Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
- Онлайн консультирование родителей и педагогов
- Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе, очень актуальная супервизия для молодых специалистов
- Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития.
- Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей).
- Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития.
Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.
Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей), слуховую (акустических образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения). И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.
Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О.С. Жукова
Виды исправлений звукопроизношения (В.А. Ковшиков) | Возможность дистанционного применения (+ возможно, +/- с ограничениями, - невозможно) | |
Метод чистой имитации | Учитель дает образец подражания, ученик подражает. | + |
Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию | Показ артикуляций на себе | + |
Показ муляжей. | + | |
Показ артикуляционных профилей. | + | |
Слуховой образ (демонстрация правильного звучания) | + | |
Температурный (по описанию: холодный воздух-теплый) | +/- | |
Вибро – тактильный. | - (только при помощи родителя) | |
Метод опоры на сохранные звуки | Например, Ш от Т. | - |
Метод артикуляторных упражнений | Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков. | + |
Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С). | +/- | |
Метод мнестического воздействия | Использование зондов и зондозаменителей. | - |
Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т.п.). | +/- при помощи родителя | |
Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений) | Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций. | + |
Метод связи звука и буквы | На этапе подготовки ребенка к школе, в структуре занятий по обучению грамоте. | +/ - |
При проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.
При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:
- Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка);
- Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия;
- Подбор и подготовка игр и заданий;
- Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий;
- Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.);
- Проведение занятия;
- Домашнее задание;
- Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем).
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии. «Применение технологий дистанционного обучения позволило профессиональному сообществу логопедов и дефектологов запустить процесс формирования нового, перспективного направления - дистанционной коррекционной педагогики, что сделало ее доступной для семей из отдаленных регионов Российской Федерации и зарубежья, повысило компетенции родительского сообщества».
В завершение хочу привести полезные ссылки, которые будут полезны для эффективной организации дистанционного обучения:
- Дистанционное обучение - https://www.lektorium.tv/.
- Онлайн игры, тренажеры, презентации, уроки, энциклопедии, статьи - http://kid-mama.ru/.
- Как записать контент в PowerPoint https://www.youtube.com/watch?v=HfBDjNrqcqQ.
- Как организовать кружок в онлайне | Rukami
https://www.youtube.com/watch?v=JA20OxUTEOg.
Создание рабочих листов в сервисом Wizer
- http://marinakurvits.com/interaktivnie-listi-wizer/.
- Создание викторин и тестов
http://marinakurvits.com/quizizz/#Kak_zapustit_test_dla_raboty_s_ucasimisa/. - Создание он-лайн тестов
https://www.eduneo.ru/kak-za-5-minut-sozdat-onlajn-test-dlya-slushatelej/. - МАСТЕР-ТЕСТ https://master-test.net/. Онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования
- LEARNINGAPPS https://learningapps.org/. Самый популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности дистанционного обучения в процессе преподавания алгебры в 9 классе для детей с ОВЗ.
Одну из моделей дистанционного обучения алгебре нам предстоит освоить в ходе работы этого мастер-класса, испытав на себе все ее достоинства и недостатки....
Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
Презентация по теме "Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому" подготовлена для семинара по дистанционному обучению.Содержи...
Особенности организации дистанционного обучения детей с ОВЗ
В данной статье говорится об актуальности дистанционного обучения, истории его развития, плюсы и минусы. Опыт работы школы с использованием ДО....
Особенности организации дистанционного обучения детей с ОВЗ
В данной статье говорится об актуальности дистанционного обучения, истории его развития, плюсы и минусы. Опыт работы школы с использованием ДО....
Научно-методическая статья "Особенности уроков музыки при дистанционном обучении детей-инвалидов"
В данной статье раскрываются особенности дистанционного обучения уроков музыки с детьми-инвалидами....
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....