Программа "Каникулы с пользой"
рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ» художественной направленности
Уровень подготовки – стартовый
Сроки реализации: краткосрочная – 18 часов
Возраст учащихся: 7 - 12 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kanikuly_s_polzoy.doc | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ»
художественной направленности
Уровень подготовки – стартовый
Сроки реализации: краткосрочная – 18 часов
Возраст учащихся: 7 - 12 лет
2020 год
Содержание:
1. | Пояснительная записка | 3 стр. |
2 | Цель и задачи программы | 7 стр. |
3 | Содержание программы | |
3.1 Учебный план | 9 стр. | |
3.2 Содержание программы | 10 стр. | |
3.3 Календарный учебный график | 12 стр. | |
4 | Планируемые результаты | 14 стр. |
5 | Условия реализации программы | 15 стр. |
6 | Формы аттестации | 15 стр. |
7 | Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы | 16 стр. |
8 | Методическое обеспечение программы | 18 стр. |
9 | Список литературы | |
9.1. Литература для педагога | 19 стр. | |
. | 9.2. Литература для учащихся и родителей | 20 стр. |
- Пояснительная записка.
Данная программа создана как: авторская по степени участия в разработке, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Каникулы с пользой».
Уровень освоения программы – общеобразовательный общеразвивающий.
Дополнительность образовательной программы «Каникулы с пользой» заключается в том, что дети, изучая программу знакомятся с несколькими видами рукоделия: изготовление мягкой игрушки, вышивка лентами, вязание крючком, изготовление открытки.
Актуальность реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Каникулы с пользой» обусловлена возможностью обеспечить использование новейших технологических средств и доставки информации и учебных материалов непосредственно потребителю независимо от его места пребывания.
Новизна заключается в том, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Каникулы с пользой» ведется с применением ЭО и ДОТ.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения.
Из всего вышесказанного, можно выделить причины, побудившие автора разработать данную программу:
- Ограниченное количество образовательных программ дополнительного образования детей художественной направленности, в которых изучаются различные виды рукоделия в течении учебного года.
- Социальный заказ. Данное детское образовательное объединение было создано по спросу родителей и детей. В этом, несомненно, актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Золушка».
- Опыт автора образовательной программы, желание передать комплекс знаний заинтересованным детям.
Адресат программы: дети: 7-12 лет
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Содержание и материал
общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Каникулы с пользой» соответствует стартовому уровню.
Уровень | Кол-во часов | Срок обучения | Возрастной состав | Формы организации |
стартовый | 18 |
| 7-12 лет разновозрастной | Групповые |
Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения по ДООП «Каникулы с пользой», необходимых для освоения программы: 18 часов.
Срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения.
Программа рассчитана на 18 час: 4 раз по 1 часу в неделю.
Форма обучения: онлайн-обучение
Формы организации образовательного процесса: самообучение, индивидуализированное обучение.
Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия:
Таблица 1
Словесные | Наглядные | Практические |
устное изложение | показ видеоматериалов, иллюстраций | викторины |
беседа, объяснение | мастер-классы | изготовление изделий |
анализ текста | работа по образцу и др | изготовление инвентаря |
разбор схем | . | практические работы и др. |
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный.
Формы проведения занятия - комбинированное занятие, видеолекции, чат-занятия, мастер-класс, выставка.
Организация образовательного процесса при реализации программы «Каникулы с пользой» происходит с применением ЭО (электронного обучения) и ДОТ (дистанционных образовательных технологий): самообучение, индивидуализированное обучение.
Педагогические технологии - технология разно уровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающая технология и др.
Режим занятий: занятия проводятся: 4 раза в неделю по 1 академическому часу (продолжительность академического часа 45 минут).
Формы подведения итогов реализации программы: викторины, фотоотчёты, выставки.
2. Цель и задачи программы.
Цель программы:
Предоставление обучающимся возможности освоения дополнительной общеразвивающей программы «Каникулы с пользой» непосредственно по месту жительства или временного пребывания, а также вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.
- задачи
личностные
- способствовать развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса);
- формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
метапредметные
- развитие мотивации к различным видам рукоделия;
- развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
образовательные (предметные)
- способствовать развитию познавательно интереса к различным видам деятельности;
- способствовать включению в познавательную деятельность;
- способствовать приобретению определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
3. Содержание программы
3.1.1 Учебный план программы
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | |||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Раздел 1. Введение (1ч.) | ||||||
1.1 | Введение. Организационное занятие. Введение в программу «Каникулы с пользой». ПТБ при работе на занятиях. | 1 | 0,5 | 0,5 | чат - занятия | анкетирование | |
2 | Раздел 2 Интересные игры. (5 ч.) | ||||||
2.1 | Настольные игры. | 3 | 1 | 2 | чат - занятия, мастер-класс | фотоотчет | |
2.2 | Подвижные игры. | 2 | 0,5 | 1,5 | Мастер-класс | фотоотчет | |
3 | Раздел 3. Любимые сказки. (4 ч.) | ||||||
3.1 | Сказки русских писателей. | 2 | 0,5 | 1,5 | Видеолекция | викторина, опрос | |
3.2 | Народные сказки. | 2 | 0,5 | 1,5 | Видеолекция | викторина, опрос | |
Раздел 4. Рукоделие. (7 ч.) | |||||||
4.1 | Поделки из различных материалов | 7 | 2 | 5 | мастер-классы | выставка | |
Раздел 5 Итоговое занятие.( 1 ч.) | |||||||
5.1 | Подведение итогов. | 1 | 0,5 | 0,5 | чат - занятия | викторина, выставка, фотоотчет | |
ВСЕГО: | 18 час. | 5,5 | 12,5 |
3.2 Содержание программы
Раздел 1. Введение.
Теория:
Информация о Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Каникулы с пользой». Правила при работе на занятиях.
Практика:
Знакомство с использованием различных игр. Выявление знаний и интересов учащихся. Проведение опроса учащихся.
Раздел 2. Интересные игры.
Теория:
ПТБ при проведении игр. Организация игрового места. Виды игр. История возникновения игр. Правила настольных игр. Правила подвижных игр.
Практика:
Организация игрового пространства. Проведение и участие в играх. Изготовление необходимого инвентаря.
Раздел 3. Любимые сказки.
Теория:
Классификация сказок. История сказок. Правила викторины.
Практика:
Чтение (прослушивание или просматривание) сказок. Ответы на вопросы. Участие в викторинах.
Раздел 4. Рукоделие.
Теория:
ПТБ при работе с различными инструментами и материалами. Организация рабочего места. Технология изготовления изделий из различных материалов. Варианты оформления изделия.
Практика:
Организация рабочего места до и после занятия. Технология изготовления изделий из различных материалов. Работа по инструкционным картам. Варианты оформления изделия.
Раздел 5. Итоговое занятие.
Теория: Правила проведения викторины.
Практика: Участие в викторине. Оформление выставки. Награждение.
3. Календарный учебный график
3.3.1 Календарный учебный график
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Форма занятия | Кол-во часов | Название раздела. / Тема занятия. | Форма проведения | Форма контроля |
Беседа | 1 | Введение. Организационное занятие. Введение в программу «Каникулы с пользой». Правила при работе на занятиях. | Чат - занятия | анкетирование | |||
Комбинированное занятие | 1 | Интересные игры. Настольные игры. | Мастер-класс | фотоотчет | |||
Комбинированное занятие | 1 | Любимые сказки. Сказки русских писателей. | Видеолекция | викторина | |||
Комбинированное занятие | 1 | Рукоделие. Поделки из различных материалов. | Мастер-класс | выставка | |||
Комбинированное занятие | 1 | Интересные игры. Подвижные игры. | Чат - занятия | фотоотчет | |||
Комбинированное занятие | 1 | Любимые сказки. Сказки русских писателей. | Видеолекция | ||||
Комбинированное занятие | 1 | Рукоделие. Поделки из различных материалов. | Мастер-класс | выставка | |||
Комбинированное занятие | 1 | Рукоделие. Поделки из различных материалов. | Мастер-класс | выставка | |||
Комбинированное занятие | 1 | Интересные игры. Настольные игры. | Чат - занятия | фотоотчет | |||
Комбинированное занятие | 1 | Любимые сказки. Народные сказки. | Видеолекция | викторина | |||
Комбинированное занятие | 1 | Рукоделие. Поделки из различных материалов. | Мастер-класс | выставка | |||
Комбинированное занятие | 1 | Рукоделие. Поделки из различных материалов. | Мастер-класс | выставка | |||
Комбинированное занятие | 1 | Интересные игры. Подвижные игры. | Чат - занятия | фотоотчет | |||
Комбинированное занятие | 1 | Любимые сказки. Народные сказки. | Видеолекция | викторина | |||
Комбинированное занятие | 1 | Рукоделие. Поделки из различных материалов. | Мастер-класс | выставка | |||
Комбинированное занятие | 1 | Рукоделие. Поделки из различных материалов. | Мастер-класс | выставка | |||
Комбинированное занятие | 1 | Интересные игры. Настольные игры. | Мастер-класс | фотоотчет | |||
Комбинированное занятие | 1 | Подведение итогов. Викторина по сказкам. Выставка работ. | Чат - занятия | Викторина, выставка, фотоотчет. |
- Планируемые результаты.
После изучения программы обучающиеся
должны иметь представление:
- о содержании общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Каникулы с пользой»;
- об истории возникновения различных игр, сказок, изучаемых во время занятия;
должны знать:
- правила участия во время проведения чат - занятий;
- правила санитарной гигиены, ПТБ при работе с инструментами, материалом и оборудованием;
- изучаемые термины и условные обозначения;
- технологию выполнения изделий, из различных материалов, изучаемых на занятиях;
- правила оформления выполненных изделий.
должны уметь:
- организовывать рабочее место;
- соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы на занятиях;
- выполнять технологические процессы, используя условные обозначения;
- выполнять изделия с помощью ИТК, изучаемых на занятиях;
- выполнять под руководством педагога индивидуальные творческие работы.
Воспитательный компонент может выражаться в приобретении воспитательных, нравственных, эстетических, патриотических качеств личности во время проведения занятий.
5. Условия реализации программы
- Приём обучающихся проводится педагогом дополнительного образования индивидуально на добровольной основе с учетом запроса родителей, на основе заявления родителей (законных представителей).
- Групповые занятия с обучающимися проводятся с количеством детей – от 15 человек.
Для создания условий реализации данной программы
необходимо материальное обеспечение:
- Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
- Необходимо оборудование:
-Компьютер (планшет, телефон) для обучающихся и педагога с выходом в интернет;
- материалы и инструменты: бумага цветная, альбом, картон, природный материал, бросовый материал, ножницы, клей (ПВА, карандаш), карандаши, акварель, кисточки…
- Формы аттестации
При изучении общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Каникулы с пользой» проводятся 3 вида диагностики — входящая, текущая, итоговая.
Входящая диагностика осуществляется при наборе учебной группы. Может проводиться в виде анкетирования или беседы, определяющей компетентность воспитанников.
Текущая диагностика осуществляется при изучении отдельных тем, по итогам изучения каждого раздела. Формы текущего контроля следующие: наблюдение, выставки, викторины, фотоотчеты. Результаты наблюдения заносятся в таблицы достижений.
Итоговая диагностика проводиться на последнем занятии. Её цель - проверка и учёт знаний, умений на всех этапах процесса обучения. Проводится в форме выставки «Мир творчества» изделий, выполненных обучающимися.
- Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
диагностика личностного роста и продвижения | самооценка воспитанника |
анкетирование | ведение летописи |
ведение журнала учета | оформление фотоотчетов |
Результаты диагностики освоения учащимися общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности
«Каникулы с пользой»
группа № -______, педагог
№ п/п | ФИО учащегося | Название раздела | Средний бал | Уровень освоения программы | ||||||||||
Входная диагностика | Интересные игры | Любимые сказки | Рукоделие | Итоговая диагностика | ||||||||||
Те ор и я | Пра ктика | |||||||||||||
т | п | т | п | т | п | т | п | т | п | |||||
Высокий уровень (4,5-5,0 баллов)
Средний уровень (3,0 - 4,0 баллов)
Низкий уровень (0-2,5 баллов)
- Методическое обеспечение программы
Название раздела | Форма организации педагогического процесса | Методы организации занятий | Методы контроля, диагностики |
Ведение | Чат-занятия | словесный: объяснение, рассказ, беседа; наглядные: выставка; наблюдения: запись наблюдений; | Социологические методы: анкетирование и анализ анкет; метод наблюдения: запись наблюдений. |
Интересные игры | Чат-занятия Мастер-классы | словесный: объяснение, рассказ, беседа, разъяснение; наглядные: образцы инвентаря, эскизы, рисунки, ИТК; графические работы: работа с шаблонами. | Метод наблюдения: визуальный: фотоотчеты, запись наблюдений. |
Любимые сказки | Видеолекции, аудиозаписи | словесный: объяснение, рассказ, беседа, разъяснение; наглядные: видео и ауди материалы; | Социологические методы: викторины, ответы на вопросы. |
Рукоделие | Мастер-классы | словесный: объяснение, рассказ, беседа, разъяснение; наглядные: готовые изделия, фотографии, ИТК; графические работы: работа со схемами. | Метод наблюдения: визуальный: фотоотчет готовых изделий, запись наблюдений. |
- Список литературы
Для педагога:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.2.2/2.4. 1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы от 13.06.2003 (с изменениями на 21.06.2016года);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242. «Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Письмо Минобрнауки России от 21.04.2020 № ИОГВ-01/2822 иск Методические рекомендации «О реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий».
- Устав и локальные акты Муниципального бюджетного учреждения …………………..
- Интернет-ресурсы:
- https://ped-kopilka.ru/blogs/vera-janchenko/-irga-i-e-psihologicheskie-mehanizmy-vozdeistvija-na-mladshih-shkolnikov.html
- https://myintelligentkids.com/kak-organizovat-veselye-konkursy-dlya-detej-v-malenkix-pomeshheniyax
- https://summercamp.ru/Игры_в_помещении
- https://www.youtube.com/watch?v=k9e6t8rfchw
- https://vk.com/luckycraft
Для учащихся и родителей:
Интернет-ресурсы:
- https://azbyka.ru/deti/igry-v-pomeshhenii
- https://www.youtube.com/watch?v=uPLGlcaFdFc
- https://www.youtube.com/watch?v=k9e6t8rfchw
- https://vk.com/club102585479
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Жвачка: польза или вред?"
Выступление агитбригады на школьном конкурсе "Здоровым быть здорово!" Защита классного проекта с презентацией...
Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики
Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...
Презентация "Польза молока и меда"
Презентация к классному часу....
"О пользе и вреде" Устный журнал.
Материал этого занятия посвящён проблемам здоровья, которые мы создаём для себя сами, используя вредные продукты, аксессуары и современные увлечения(компьютер, компьютерные игры)....
Жевательная резинка. Вред и польза.
Презентация о вреде и пользе жевательной резинки Презентация о вреде и пользе жевательной резинки....
«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.
Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "О пользе чтения"
Вниманию родителей было представлены результаты анкетирования обучающихся, а также даны очень эффективные советы как приучить своего ребенка к чтению книг....