Технологии педагога с детьми ОВЗ
статья (5, 6, 7 класс)
Образование через всю жизнь в тесном сотрудничестве с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и формы работы с детьми ОВЗ | 474.03 КБ |
Требования к уроку с детьми ОВЗ | 183.71 КБ |
Гибкость и отсутствие воспитательных моментов во время урока дистанционного обучения | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология — от греческих слов technл ( искусство , ремесло , наука ) и logos ( понятие , учение ). В словаре иностранных слов : « технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов ( металлов , химических …)». При работе с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья ( далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии , позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании .
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании . Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВ З - Коррекционно развивающие технологии - Информационнокоммуникативные технологии -Технология проблемного обучения -Проектная деятельность -Здоровьесберегающие технологии - Технология разноурочного обучения -Игровые техногологии
Методы и формы работы с детьми с ОВЗ Урок Внеурочная работа Воспитательная работа в школе групповые формы работы индивидуальные дистанционные уроки творческие задания
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи учебная деятельность подчиняется правилам игры учебный материал используется в качестве средства в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Воздействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить В игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ Игра формирует правильное отношение к явлениям общественно й жизни, природе, предметах, окружающего мира Систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности Игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействов Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных , развитие памяти, внимания, мышления создание благоприятной атмосферы на занятии, развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов; свободное сотрудничество школьников с учителем снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития Учет структуры дефекта Подбор игрового материала с постепенным усложнением Связь содержания игры с системой знаний ребенка Соответствие коррекционной цели занятия Учет принципа смены видов деятельности Использование ярких, озвученных материалов и пособий Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Братчикова Светлана Ростиславовна
Учитель ГБОУ школа №370
Московского района, Санкт-Петербурга
«Методическая разработка урока для детей с ОВЗ»
При написании статьи возник обоснованный вопрос: каковы возможности игровой деятельности в коррекционной работе с детьми с ОВЗ? Для этого сначала мы проанализировали понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Обозначим, что дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В ФГОС НОО ОВЗ сказано, что предметом регулирования данного стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп бучающихся с ОВЗ. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.
Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно –двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Одной из главных потребностей детей с ОВЗ является использование специальных методов, приемов и средств обучения. Возможности игровой деятельности в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велики. Технологии предоставления образования обучающимся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС могут включать следующие наиболее эффективные технологии:
― обучение в сотрудничестве
― технология развития критического мышления через чтение и письмо
― уровневая дифференциация
― информационные и коммуникационные
― музейная педагогика
― игровая технология обучения
― ручной труд
― компьютерные игры
Во время практики дети с проявлениями ЗПР показали слабую память, испытывали проблемы с развитием речи, их лексикон был скуден и беден. Они плохо решали задачи,
связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличались отсутствием образного мышления, связанных с применением абстрактной памяти.
С целью анализа эффективности проведённых коррекционных игр в обучении школьников с ОВЗ, мною, использовались, методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование, интервью, обобщение. После проведения на уроках коррекционных игр и упражнений по обучению детей с задержкой психического развития и устранению дефицита внимания у гиперактивных детей педагогами, диагностированы следующие результаты.
В ходе опытно-практической работы нами был сделан вывод о том, что игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры.
Коррекционная игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению. Итак, мы определили пути повышения эффективности использования игровых технологий в обучении младших школьников с отклонениями.
Во– первых, обучающая игра должна быть проведена классным руководителем или учителем начальных классов так, чтобы она принесла обучающемуся с отклонением радость и пользу, содействовала его успешному развитию.
Классный руководитель должен оценивать коррекционную игру по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса.
Резюмируя выше сказанное, отметим, что игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает не только усвоение ребенком с отклонениями конкретных учебных умений, но и воспитание у младшего школьника с отклонением желания учиться.
С миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации педагогической работы в школе. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для молодого поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.
Предварительный просмотр:
Учитель ГБОУ школа №370
Московского района, Санкт-Петербурга
Братчикова Светлана Ростиславовна
«Плюсы и минусы дистанционного обучения»
Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования: образование для всех образование через всю жизнь
Дистанционное обучение понимают как совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
Достоинства:
- гибкость — обучающиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде уроков, лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины.
- модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области.
- дальнодействие — расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса;
- асинхронность —по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;
- охват —обучающихся не является критичным параметром.
- доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий;
- новая роль преподавателя (в системе дистанционного обучения — тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование.
- обучающийся, должен обладать исключительной самоорганизацией, трудолюбием и определенным стартовым уровнем образования.
- Используются новые информационные технологии: компьютеры аудио-видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.
- интерактивное взаимодействие, — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений.
Я отметила для себя многие положительные стороны. Обучение в данном режиме проходило в тесном сотрудничестве с родителями, которые, помогая своим детям, вынуждены были вникать в тему урока, контролировать выполнение и качество работы ученика. Наконец-то я почувствовала настоящий интерес некоторых родителей к процессу обучения и ощутила поддержку. Новый формат обучения показал, как относятся все участники образовательного процесса к своим обязанностям. Хочется отметить повышение ответственности учащихся, проявление интереса к новой форме работы. И наконец, у ребят появилась необходимость в получении новых знаний и умений в обращении с гаджетами и возможность эти умения ежедневно применять.
Трудности, такие как:
1) недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения; многие преподаватели и обучающиеся еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию;
2) недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктур в России;
3) квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много;
4) слабое использование стандартов в дистанционном обучении;
5) сложности мотивации слушателей и т.д.
Также к недостаткам дистанционного обучения можно отнести и отсутствие воспитательных моментов во время урока, утрату теплоты живого общения, когда не только слово, но и ободряющий взгляд учителя способен вселить уверенность в успехе и повысить интерес к предмету. Следует отметить потерю учениками «чувства локтя», то есть поддержки коллектива, одобрения или безразличия одноклассников по отношению к деятельности ученика во время урока.
Вывод:
На данном этапе развития дистанционных технологий наша задача состоит в том, чтобы организовать учебный процесс так, чтобы новые формы обучения давали по степени качества результат как минимум такой же, как и традиционные. К тому же существует множество вопросов, связанных с методиками измерения эффективности дистанционного обучения. Но, как бы то ни было, огромный «плюс» дистанционных технологий в том, что они позволяют любому человеку учиться непрерывно – всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...
Технология работы социального педагога с детьми с ОВЗ
Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка...
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога. Работа направлена на формирование у воспитан...
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...