Занятие "Звуки Ф и ФЬ"
план-конспект

Елисеева Татьяна Константиновна

Занятие для детей 5-6 лет с ТНР "Звуки Ф и ФЬ" в рамках дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuki_f_-_f.docx290.84 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля

Занятие для детей 5-6 лет с ТНР в рамках дистанционного обучения

«Звуки [ф, ф'].

Подготовила учитель-логопед Елисеева Т.К.      12.05.2020

Цель: познакомить со звуками [ф, ф']

Задачи:

  • Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф']
  • Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
  • Закреплять умение определять место звука в слове.
  • Развивать навык звукового анализа и синтеза.

Ход занятия

  1. Сообщение  темы занятия.

Сегодня к нам на занятие пришли ребята Фая и Фима.

https://c7.hotpng.com/preview/129/591/695/sister-sibling-free-content-child-clip-art-black-siblings-cliparts.jpg

- Какие звуки я выделяю голосом? [ф, ф']

- Скажите, с какими звуками мы будем знакомиться? ( со звуками [ф, ф'] )

Когда выходит воздух из воздушного шара, слышится звук Ф

https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/05/25/getimagecazh8oza.jpg

Когда выходит воздух из футбольного мяча, слышится звук  Фь

http://school80.edu42.ru/wp-content/uploads/sites/19/2019/01/x_5bf5f285.jpg

  1. Анализ артикуляции звуков [ф, ф'] перед зеркалом.

Какой 1-ый звук слышим в имени Фая? (Ф) . Какой 1-ый звук в имени Фима? (Фь)

 Перед зеркалом давайте произнесём звуки «Ф», «ФЬ».

- Можно ли пропеть, протянуть звуки ? (Произносятся коротко)

- Как расположены губы, когда мы произносим звуки «Ф», «Фь»? (губы «растянуты» в улыбке)

- Как расположены зубы, когда мы произносим звук «Ф», «Фь»? (верхние зубы касаются нижней губы)

- Проверим ладошкой горлышко, работает оно или нет? (не работает, звуки глухие)

- Когда мы произносим звуки «Ф», «Фь» ,воздух проходит свободно или встречает преграду? (верхние зубы и нижняя губа создают преграду)

- Как мы называем звуки, когда есть преграда? (согласные)

Вывод: Звук «Ф» - согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом

Звук «Фь» – согласный, глухой, мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета

3. Дифференциация звуков [ф, ф'] на слух

Я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий квадрат, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый квадрат.

Взрослый произносит звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф…), а дети поднимают соответствующие обозначения.

4. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов

Я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.

Взрослый  называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).

5. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов

Я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.

Взрослый  называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе,морковь…).

  1. Сосчитай звуки.

АФ

Какой первый звук здесь слышим?  (Звук а, он гласный)

Какой второй звук? (Звук ф, он согласный, глухой, твердый).

Аналогично  ОФ, ФИ, ФЭ, ФУ…

  1. Определи место звуков [ф]  и [ф'] в словах.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1120/0004df97-1dfd827c/hello_html_2a7a9cd.jpg

  1. Повтори, назови одним обобщающим словом.

Кофта, сарафан, фуфайка – это  …

Арфа, флейта, фагот – это …

Шкаф, буфет, пуф – это …

  1. Помоги Незнайке исправить предложения.

Нашла я в сливе … кофточку,

Надела Феня … косточку.

На клене зеленеет …лифт,

Наверх нас поднимает …лист.

Строители построят …арфу,

А музыкант настроит …арку.

  1.  Повтори чистоговорки.

Аф-аф-аф – сложим вещи в шкаф.

Фа-фа-фа – новая софа.

Аф-аф-аф – В Африке жираф.

Фин-фин-фин – в море плыл дельфин.

  1.  В тетради взаимодействия логопеда с родителями придумай и нарисуй как можно больше своих слов со звуками [ф]  и [ф']. На схеме обозначь место звука в слове нужным цветом.

Успехов!