Занятие "Звуки Ф и ФЬ"
план-конспект
Занятие для детей 5-6 лет с ТНР "Звуки Ф и ФЬ" в рамках дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuki_f_-_f.docx | 290.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля
Занятие для детей 5-6 лет с ТНР в рамках дистанционного обучения
«Звуки [ф, ф'].
Подготовила учитель-логопед Елисеева Т.К. 12.05.2020
Цель: познакомить со звуками [ф, ф']
Задачи:
- Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф']
- Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.
- Закреплять умение определять место звука в слове.
- Развивать навык звукового анализа и синтеза.
Ход занятия
- Сообщение темы занятия.
Сегодня к нам на занятие пришли ребята Фая и Фима.
- Какие звуки я выделяю голосом? [ф, ф']
- Скажите, с какими звуками мы будем знакомиться? ( со звуками [ф, ф'] )
Когда выходит воздух из воздушного шара, слышится звук Ф
Когда выходит воздух из футбольного мяча, слышится звук Фь
- Анализ артикуляции звуков [ф, ф'] перед зеркалом.
Какой 1-ый звук слышим в имени Фая? (Ф) . Какой 1-ый звук в имени Фима? (Фь)
Перед зеркалом давайте произнесём звуки «Ф», «ФЬ».
- Можно ли пропеть, протянуть звуки ? (Произносятся коротко)
- Как расположены губы, когда мы произносим звуки «Ф», «Фь»? (губы «растянуты» в улыбке)
- Как расположены зубы, когда мы произносим звук «Ф», «Фь»? (верхние зубы касаются нижней губы)
- Проверим ладошкой горлышко, работает оно или нет? (не работает, звуки глухие)
- Когда мы произносим звуки «Ф», «Фь» ,воздух проходит свободно или встречает преграду? (верхние зубы и нижняя губа создают преграду)
- Как мы называем звуки, когда есть преграда? (согласные)
Вывод: Звук «Ф» - согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом
Звук «Фь» – согласный, глухой, мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета
3. Дифференциация звуков [ф, ф'] на слух
Я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий квадрат, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый квадрат.
Взрослый произносит звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф…), а дети поднимают соответствующие обозначения.
4. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов
Я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Взрослый называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).
5. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов
Я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.
Взрослый называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе,морковь…).
- Сосчитай звуки.
АФ
Какой первый звук здесь слышим? (Звук а, он гласный)
Какой второй звук? (Звук ф, он согласный, глухой, твердый).
Аналогично ОФ, ФИ, ФЭ, ФУ…
- Определи место звуков [ф] и [ф'] в словах.
- Повтори, назови одним обобщающим словом.
Кофта, сарафан, фуфайка – это …
Арфа, флейта, фагот – это …
Шкаф, буфет, пуф – это …
- Помоги Незнайке исправить предложения.
Нашла я в сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.
На клене зеленеет …лифт,
Наверх нас поднимает …лист.
Строители построят …арфу,
А музыкант настроит …арку.
- Повтори чистоговорки.
Аф-аф-аф – сложим вещи в шкаф.
Фа-фа-фа – новая софа.
Аф-аф-аф – В Африке жираф.
Фин-фин-фин – в море плыл дельфин.
- В тетради взаимодействия логопеда с родителями придумай и нарисуй как можно больше своих слов со звуками [ф] и [ф']. На схеме обозначь место звука в слове нужным цветом.
Успехов!