Дистанционный урок литературы для 9 класса 23 апреля
план-конспект урока (9 класс)
Урок литературы в 9 классе
Дата проведения: 23 апреля
Тема урока: В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Ход урока.
1. Теория
Стихотворение – это небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности.
Лексика – совокупность всех слов языка, его словарный состав.
Лексика просторечная – слова с грубым, стилистически сниженным и даже вульгарным оттенком, которые расположены за границами литературного слога.
Омонимы — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка
Неологизм – слово вновь образованное.
Окказионализм — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.
2. Чтение стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» на стр. 157-160
Посмотреть/послушать в исполнении актера В.Смехова → https://www.youtube.com/watch?v=FSNAViyyjyw
* Стихотворение написано в июне – июле 1920 г. в дачном посёлке Пушкино под Москвой, куда Маяковский ежедневно приезжал после напряжённого труда в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Маяковский писал: «Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идёт о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто не досыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали «Окна РОСТА», которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем, чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу.
Тема стихотворения - необычайное приключение, бывшее с автором.
Идея стихотворения - назначение поэта и поэзии.
3.Лексический анализ стихотворения. Работа с таблицей. Заполнить примерами из стихотворения таблицу
Лексическая группа слов | Примеры из стихотворения | Цель употребления |
Разговорная лексика, просторечия |
|
|
Окказионализмы |
|
|
Метафоры. |
|
|
Гипербола |
|
|
Омонимы. |
|
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу/письменно/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
Дата проведения: 23 апреля
Тема урока: В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Ход урока.
1. Теория
Стихотворение – это небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности.
Лексика – совокупность всех слов языка, его словарный состав.
Лексика просторечная – слова с грубым, стилистически сниженным и даже вульгарным оттенком, которые расположены за границами литературного слога.
Омонимы — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка
Неологизм – слово вновь образованное.
Окказионализм — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.
2. Чтение стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» на стр. 157-160
Посмотреть/послушать в исполнении актера В.Смехова → https://www.youtube.com/watch?v=FSNAViyyjyw
* Стихотворение написано в июне – июле 1920 г. в дачном посёлке Пушкино под Москвой, куда Маяковский ежедневно приезжал после напряжённого труда в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Маяковский писал: «Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идёт о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто не досыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали «Окна РОСТА», которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем, чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу.
Тема стихотворения - необычайное приключение, бывшее с автором.
Идея стихотворения - назначение поэта и поэзии.
3.Лексический анализ стихотворения. Работа с таблицей. Заполнить примерами из стихотворения таблицу
Лексическая группа слов | Примеры из стихотворения | Цель употребления |
Разговорная лексика, просторечия | ||
Окказионализмы | ||
Метафоры. | ||
Гипербола | ||
Омонимы. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу/письменно/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок литературы. 5 класс. "Роберт Льюис Стивенсон. "Вересковый мёд".
Учащимся предложен учебный материал, рекомендован порядок самостоятельной работы над темой в условиях дистанционного обучения. Обозначены обязательные и рекомендованные этапы урока....

Дистанционный урок литературы. 7 класс. М. М. Зощенко. "Беда"
Предложен материал и определен ход самостоятельной работы ученика в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Ю. П. Казаков. "Тихое утро"
Материал для самоподготовки семиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок литературы. 5 класс.Марк Твен. "Приключения Тома Сойера"
Предложен материал для самостоятельного знакомства пятиклассников с классиком американской литературы и его популярным произведением....

Дистанционный урок литературы. 5 класс. Марк Твен. Том Сойер и его друзья
Инструкция предлагает ход самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.
Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения, названы электронные ресурсы к уроку....

Дистанционный урок литературы. 5 класс. "Итоговое тестирование за курс 5 класса"
Предложен итоговый контрольный тест за курс 5 класса...