Урок "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Разработка урока по химии на тему "Оксиды" в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oksidy.docx61.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе

Тема занятия: «Оксиды».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:
Образовательная: сформировать представление об оксидах как о классе химических соединений, изучить их физические свойства и классификацию. Познакомиться с основными правилами номенклатуры оксидов, определить их значение в природе и жизни человека, а также изучить основные способы их получения
.

Развивающая: развивать умения сравнивать и выявлять общие признаки веществ, делать выводы, а также продолжать формирование исследовательских навыков учащихся при работе с различными источниками информации.
Воспитательная: воспитывать ответственность, самостоятельность и коммуникативные качества учащихся при организации работы в группах, а также формировать познавательный интерес и ценностное отношение к химии как науке и учебному предмету.

Методы:

Объяснительно-иллюстративный (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации по теме урока).
Частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, справочника и учебного пособия, заполнение таблицы и чтение схем). Контроль знаний.

Основные понятия: оксиды, номенклатура оксидов, кислотный оксид, основный оксид, амфотерный оксид, солеобразующие оксиды, несолеобразующие оксиды, физические свойства оксидов, способы получения оксидов.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, таблица, химический стакан с водой, коллекция оксидов (на демонстрационном столе учителя).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Определение готовности обучающихся к уроку.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы, цели, задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности учащихся

На демонстрационном столе представлены различные предметы, которые на первый взгляд могут показаться несвязанными между собой: вода, речной песок, негашёная известь, бусы из агата. Как вы думаете, почему я показываю их вам сегодня на уроке? Что между ними общего? Ответ на этот вопрос вы получите в конце урока, после изучения новой темы.

Эпиграфом урока служат поэтические строки таджикского поэта Фирдоуси:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой бы не возьмём язык и век –

Всегда стремился к знаньям человек.

Сегодня мы будем изучать химические соединения, которые играют важную роль в жизни нашей планеты и людей. Вот несколько примеров.

Перед вами химический стакан с жидкостью. Древний философ Фалес из Милета ещё в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.

Она и дождь, и град, и снег,

Туман и гололёд,

Носитель благ, предвестник бед –

И радуга, и лёд.

Что это за вещество? Ответ прост – это вода. Запишите формулу воды в тетрадь.

Второе химическое вещество вы определите самостоятельно:

Газ, выделяемый нами при выдохе;

Газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

Конечно, это углекислый газ. Запишите формулу углекислого газа.

Что общего между этими веществами? Они оба состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.

Вы уже знаете, как называются такие вещества в химии? Оксиды.

Итак, какую тему мы сегодня будем изучать? «Оксиды».

Совместно определяем цели урока. Что бы вы хотели узнать об оксидах?

Ученики определяют цели. Учитель записывает их на доске под диктовку.

Учитель корректирует цели, предложенные учениками.

Исходя из целей, ученики составляют план урока и определяют планируемые результаты обучения. Учитель записывает план урока на доске.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

Для корректного составления формул оксидов необходимо вспомнить следующие аспекты:

  1. Что такое валентность химического элемента?
  2. Как определить валентность элементов в бинарном соединении, на примере Na2O?
  3. Как составить химические формулы, на примере Al(III)O(II)?

В окружающем нас мире существует множество химических веществ. Они могут быть разделены на две основные группы: простые и сложные.

Простые вещества — это вещества, состоящие из атомов одного химического элемента. Примером простых веществ являются кислород, водород, азот, углерод и другие.

Сложные вещества — это вещества, состоящие из двух или более химических элементов. Примером сложных веществ являются вода, соль, сахар и другие.

  1. Изучение нового материала.
  1. Классификация химических соединений. Общая формула оксидов.

Все сложные вещества подразделяют на группы (классы). Вещества, которые относятся к определенному классу сложных веществ, сходны по составу и химическим свойствам. При изучении нового материала учитель демонстрирует таблицу «Классификация химических соединений».

  1. Названия оксидов.

Любое вещество имеет определенное химическое название. Для того чтобы узнать, как назвать оксид по правилам международной номенклатуры, откройте учебник §40 (стр. 131) и прочитайте «Названия оксидов». После прочтения и обсуждения обучающиеся записывают схему «Номенклатура оксидов»:

#1044;ля элемента с постоянной валентностью название оксида складывается из:

«оксид» + название химического элемента в родительном падеже;

2. Для элемента с переменной валентностью ее указывают словами, а при написании – римскими цифрами в скобках после названия химического элемента:

«оксид» + название химического элемента в родительном падеже + валентность элемента

Выполнение тренировочного упражнения:

Na2O, К2О, СаО, СuО, Р2O3, Р2O5, CrO, Cr2O3, Аl2O3, SO2, SO3, MnO, Mn2O7.

  1. Работа в группах. Задания для групп предложены на карточках. После работы над заданиями группы презентуют изученный материал.

Задание группе №1.

Используя материал учебника, справочника по химии, учебного пособия, найдите определение «оксид». Сравните определения, приведенные в различных источниках. Выпишите в тетрадь более понятное для вас определение.

Задание группе №2.

Классификация оксидов по составу.

Пользуясь схемой 5 учебника §40 (стр.132), выпишите три группы оксидов, приведите примеры к каждой группе. Сделайте вывод. (К основным оксидам относятся оксиды металлов с валентностью I и II. К кислотным – оксиды неметаллов и металлов с валентностью больше IV (V, VI, VII). К амфотерным – оксиды металлов с валентностью III и IV, и некоторые с валентностью II (например, Be, Zn).

Учитель объясняет, почему оксиды называются солеобразующие и несолеобразующие.

Новый рисунок

Задание группе №3.

Физические свойства оксидов.

Пользуясь материалом учебника §40 (стр.132), определите, какими физическими свойствами обладают оксиды. Запишите в тетрадь.

При обсуждении с классом физических свойств оксидов учитель демонстрирует классу образцы оксидов.

Задание группе №4

Способы получения оксидов.

Используя схему 6 к §40 (стр. 134), расскажите о способах получения оксидов.

Новый рисунок (2)

  1. Применение оксидов.

Опережающее обучение. Выступление ученика с подготовленной заранее презентацией «Применение оксидов».

5. Первичный контроль, проверка понимания усвоенного материала.

1) Какое из двух веществ можно отнести к оксидам. Ответ мотивируйте. Дайте названия оксидам.

а) N2O3 или Ca3N2;

б) Ca(OH)2 или CaO?

2) Работа в парах. Выберете из предложенного перечня химических формул веществ формулы оксидов. Объясните друг другу их классификацию. Самопроверка, ответы на слайде.

SO3, Ca(OH)2, FeO, H2CO3, Al2О3, KOH, CO2, FeCl3, Na2O, H2SO4.

Учитель осуществляет проверку понимания усвоенного материала.

  1. Первичное закрепление усвоенного материала

Первичное закрепление усвоенного материала учитель проводит с использованием раздаточного материала. Учащиеся выполняют тестовую работу по вариантам с взаимопроверкой и взаимооцениванием. Ответы – на слайде.

  1. Определите лишнее химическое вещество.

1 вариант

1. СаО, СН4, N2О;

2. КОН, РbО, СО2;

2 вариант

1. SiО2, О2, Н2О;

2. Al2О3, ZnО, Н2СО3.

2) «Найди соответствие».

Найдите соответствие между формулой оксида и его названием.

1 вариант

1. N2О5 а. оксид азота (IV)

2. ZnО b. оксид азота (V)

3. NО2 с. оксид цинка (VI)

2 вариант

1. SО2 а. оксид серы (VI)

2. Nа2О b. оксид серы (IV)

3. SО3 с. оксид натрия

  1. Дифференцированное домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.

Изучить §40, упр.1 (устно), 2 (письменно).

*Подготовить презентацию «Оксиды в природе».

  1. Подведение итогов урока. Проведение рефлексии.

Наш урок подошел к завершению. Посмотрите, какие цели поставили в начале урока. Можно ли считать, что наши цели на урок достигнуты?

Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые». Посмотрим на демонстрационный стол. Надеюсь, что теперь вы можете ответить на вопрос, что объединяет воду, речной песок, негашеную известь и бусы из агата.
Закончите, пожалуйста, предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Какую оценку вы поставите классу за работу на уроке и почему? Оцените свою деятельность на уроке и класса, нарисуйте в тетради смайлик веселый, грустный или нейтральный.

Спасибо за урок!