Подготовка к пробному экзамену по биологии ОГЭ- 2025
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)

авторская разработка пробного экзамена по биологии для 9-х классов (задания взяты с сайта ФИПИ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_9_klass.docx534.05 КБ

Предварительный просмотр:

  1. На рисунках изображены горностаевые кролики, находящиеся в разных условиях окружающей среды.

undefined

 

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрируют данные рисунки?

2.Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ОРГАНИЗМЫ

 

ЦАРСТВА

А) 

кузнечик зелёный

Б) 

сыроежка зеленоватая

В) 

ель обыкновенная

Г) 

бацилла сибирской язвы

   

1) 

Бактерии

2) 

Грибы

3) 

Растения

4) 

Животные

3.Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

отряд Хищные

2) 

семейство Псовые

3) 

тип Хордовые

4) 

вид Лисица обыкновенная

5) 

класс Млекопитающие

4. Выберите один или несколько правильных ответов.

Изучите график, отражающий зависимость работоспособности
у «жаворонков» (людей, легко пробуждающихся утром) и «сов» (людей, тяжело пробуждающихся утром) от времени суток (по оси 
x отложено время суток (ч), а по оси y – работоспособность (%)).

undefined

Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость?

 

Работоспособность у «сов» и «жаворонков»

1) 

колеблется в течение дня

 2) 

не изменяется с 8 до 11 часов

 3) 

максимальна в 22 часа

 4) 

опускается ниже 20 % к 24 часам

 5) 

не поднимается выше 80 %

5.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по размножению фиалки листовым черенком. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

выберите взрослое здоровое растение фиалки 

2) 

после образования четырёх-пяти придаточных корней высадите черенок во влажную почву

3) 

разместите стакан с листовым черенком в хорошо освещённом месте и поддерживайте уровень воды в стакане

4) 

поставьте лист в стакан с водой так, чтобы черешок был погружён на 1/3 часть

5) 

осторожно срежьте крупный лист с длинным черешком 

6.Что можно изучить с помощью прибора, изображённого на рисунке?

 

undefined

1) 

внешнее строение цветкового растения

 2) 

процессы жизнедеятельности бактерий

 3) 

структуру ДНК

 4) 

строение нервной ткани животного

7.Известно, что крыса серая — это млекопитающее животное, относящееся к отряду грызунов, обитающее рядом с человеком.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 1) 

В потомстве крысы обычно 8–10 детёнышей, которых самка вскармливает молоком.

 2) 

Крупные резцы на верхней и нижней челюстях животного постоянно растут и стачиваются.

 3) 

Крысы хорошо запоминают маршруты передвижения вдоль стен, плинтусов, по трубам системы канализации.

 4) 

Длина животного — 17–25 см (без учёта хвоста).

 5) 

В настоящее время крысы встречаются на всех континентах.

 6) 

При общей всеядности у крыс повышена потребность в поедании животного белка.

8. Выберите правильный ответ.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

 

Объект

Процесс

Зигота

Развитие зародыша

Образование заростка

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 1) 

гамета

 2) 

циста

 3) 

спора

 4) 

почка

9.Какие растения из перечисленных образуют видоизменённые подземные побеги? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) 

свёкла

 2) 

картофель

 3) 

чеснок

 4) 

берёза

 5) 

морковь

 6) 

Ландыш

10.Вставьте в текст «Проводящие ткани» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ПРОВОДЯЩИЕ ТКАНИ

Различают два вида проводящих тканей: луб и __________(А). В состав луба входят __________(Б), образованные вертикальным рядом удлинённых __________(В) клеток без ядра, и клетки-спутницы. По проводящим элементам луба осуществляется транспорт __________(Г) от листьев ко всем органам растения.

  

Список элементов:

1) 

древесина

2) 

сосуды

3) 

эпидермис

4) 

мёртвые

5) 

органическое вещество

6) 

живые

7) 

ситовидные трубки

8) 

вода

11.

Установите соответствие между особенностями и типами регуляции функций: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

А) 

осуществляется посредством импульсов

Б) 

обладает высокой скоростью ответа

В) 

влияние оказывает через жидкие среды

Г) 

имеет продолжительное действие

Д) 

обеспечивается химическими
веществами

Е) 

регуляция осуществляется по волокнам из одного центра

ОСОБЕННОСТИ

 

ТИПЫ РЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ

1)         

нервная

2)         

гуморальная

12. Верны ли следующие суждения о вирусах?

А. Вирусы являются внутриклеточными паразитами.

Б. Вирус ВИЧ вызывает синдром приобретённого иммунного дефицита.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Впишите правильный ответ.

Рассмотрите фотографию короткошёрстной кошки белого цвета с тёмными лапами, мордой и хвостом. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.

undefinedundefined

А. Окрас шерсти

undefined

   


Б. Форма ушей

undefined

В. Форма головы (без головы)

undefined

Г. Форма глаз

undefined

Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь по признакам, определяемым по фотографии, стандартам породы сиамская.

Сиамская кошка имеет весьма характерную внешность, отличительными чертами которой являются тонкое, длинное, гибкое тело, голова в виде длинного клина, большие миндалевидные косо поставленные глаза ярко-синего цвета, очень большие уши – треугольные, широкие в основании и заострённые на концах. Для сиамских кошек характерен окрас пойнт (светлая шерсть с более тёмным окрасом на лапах, морде, ушах и хвосте). Такой окрас –это проявление неполного альбинизма.

1) соответствует

2) не соответствует

14. На рисунке под каким номером изображена кишечная ворсинка человека?

1)undefined2) undefined3) undefined 4) undefined

        

15. Выберите правильный ответ. Рецепторы, воспринимающие свет, находятся в

1) радужке

2) сетчатке

3) хрусталике

4) стекловидном теле

         16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение сердца человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

undefined

1)        верхняя полая вена

2)         полулунный клапан

3)         створчатый клапан

 4)         правый желудочек

5)         левое предсердие

 6)         аорта

17. Какие растения из перечисленных образуют видоизменённые подземные побеги? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) свёкла

2) картофель

3) чеснок

 4) берёза

 5) морковь

 6) ландыш

18.

19. Прочитайте текст и выполните задания№ 19-21

https://oge.fipi.ru/docs/0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90/docs/G23.HC_19.06/xs3docsrcF9B9D4B3C6788EB84FAB14DF342C7233_1_1670343989.gif

20. Впишите правильный ответ.

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит белка. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

21. Впишите правильный ответ.

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы дубового леса. Как изменится численность дятлов и мышей, если в течение нескольких лет наблюдалось уменьшение численности ястребов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится  

 

22.

23.

 

24. Прочитайте текст и выполните задания.

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ

Около 6–7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности. Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.

Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам – по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз – для сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.

Используя содержание текста «Прямохождение» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Кто является автором трудовой гипотезы происхождения человека?

2) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе?

3) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?

25.

26. Пётр, защитник баскетбольной команды, после вечерней тренировки, продолжавшейся 1 час 40 минут, решил поужинать в кафе быстрого питания. На ужин Пётр заказал котлету из птицы с картофельным пюре, салат овощной и вишнёвый напиток. Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.

1) Рассчитайте энергозатраты Петра во время вечерней тренировки.

2) Рассчитайте калорийность ужина. Насколько данный ужин компенсирует энергозатраты во время тренировки (в %)?  

3) Почему Петру как спортсмену особенно важно соблюдать режим питания?


Таблица 1

Энергозатраты при различных видах физической активности

Виды физической активности

Энергетические затраты

Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная

4,5 ккал/мин.

Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный)

5,5 ккал/мин.

Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь

6,5 ккал/мин.

Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи

7,5 ккал/мин.

Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде

9,5 ккал/мин.

Таблица 2

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
кафе быстрого питания

Блюда

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая ценность (ккал)

Суп солянка

4,3

6,2

3,0

84

Лапша куриная

12,0

4,0

20,0

165

Котлета из птицы
с картофельным пюре

16,0

26,0

34,4

443

Пельмени

11,0

11,0

24,0

250

Салат овощной

3,0

0

10,0

60

Салат мясной

6,0

23,0

10,0

285

Творожная запеканка
со сметаной

24,0

24,0

50,0

540

Блинчики
со сгущённым молоком

11,0

21,0

74,0

547

Морс клюквенный

0

0

24,0

100

Напиток вишнёвый

0

0

17,3

70

Яблочный сок

0

0

19,0

84

Чай сладкий

0

0

14,0

68

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типичные ошибки , допущенные учащимися 9 классов на пробном экзамене по географии . ГИА – 2011г.

Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы. Назначение экзаменационной работы – оцени...

Пробный экзамен по русскому языку в форме ГИА

Вариант 11Часть 1При выполнении заданий этой части  в банке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте  знак «Х» в клеточку, номер которой  соответствует...

Пробный экзамен по русскому языку в форме ГИА

Вариант 5Часть 1Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.С1. Прослушайте текст и напишите сжатое из...

Задания ЕГЭ математика школьный пробный экзамен

Очень часто перед учителем встаёт вопрос о том, где взять задания для пробного ЕГЭ, когда прорешаны задания из брошюр по подготовке к ЕГЭ. Предлагаю вам нарезку из открытого банка заданий по подготовк...

Варианты ЕГЭ по русскому языку(пробный экзамен)

Варианты ЕГЭ по русскому языку(пробный экзамен)...

Пробный экзамен в 8 классе в виде ГИА

Пробный экзамен  в 8 классе в виде ГИА, модуль алгебра...

Сопроводительные материалы для подготовки выпускников к экзамену по биологии

Методические разработки в помощь учителю для подготовки выпускников к экзамену по биологии в 2017г....