Мастер-класс "Сторителлинг"
материал по биологии (10 класс)

Мухутдинова Гузель Ибрагимовна

Мастер-класс "Сторителлинг" был подготовдлен для одного из конкурсных испытаний в рамках конкурса "Учитель Года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx19.5 КБ
Файл master_klass.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

5.2.2. Конкурсное испытание «Мастер-класс».

Цель: демонстрация профессионального мастерства лауреатов Конкурса в области презентации и трансляции инновационного педагогического опыта в ситуации профессионального взаимодействия. Формат конкурсного испытания: выступление, демонстрирующее способы профессиональной деятельности, доказавшие совою эффективность в практической работе конкурсанта.

Тему, форму проведения мастер-класса, наличие фокус-группы и ее количественный состав (при необходимости) конкурсанты определяют самостоятельно.

Последовательность выступлений конкурсантов определяется жеребьевкой.

Регламент: проведение мастер-класса – до 20 минут, ответы на вопросы членов жюри – до 5 минут.

Порядок оценивания конкурсного испытания: оценивание конкурсного испытания осуществляется экспертами в очном режиме. Оценивание производится по пяти критериям. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 1 балла, где 0 баллов – «показатель не проявлен», 1 балл – «показатель проявлен». Максимальная оценка за конкурсное испытание – 5 баллов.

Критерии оценки конкурсного испытания: актуальность и методическая обоснованность представленного опыта; практическая значимость и применимость представленного опыта; продуктивность и результативность мастер-класса; информационная, речевая и рефлексивная культура; творческий подход и организация обратной связи.

Добрый день, уважаемое жюри! С вами по прежнему Гузель Ибрагимовна из школы Горячих Ключей!

Вы уже в курсе, что биология- самая жизненно необходимая наука в курсе основного общего образования, без нее мы с вами никто. Но мы же понимаем, что учителя русского языка, математики, начальных классов,  истории… так же думают о своем предмете. Не будем умалять значимость других дисциплин, и скажем, что без знания комплекса наук, изучить биологию мы не сможем. Вот такой порочный круг.

Однако, все дисциплины школьного курса тесно связанны, и мы сегодня увидим, что то, что я использую на биологии, легко и просто сможет использовать на своем уроке педагог любого предмета. Да и не только педагог, если вы являетесь родителем, то тоже отчасти педагог)

Как вы думаете, без чего не возможно научить человека? Варианты ответов

Правильно, без интереса! А как можно заинтересовать человека?

Правильно, удивить, создать интригу, очевидное знание сделать волшебным.

А давайте, каждый из вас назовет соседу справа, а те, кто сидят справа с краю соседу слева, свой день рождения. Сообщили? Соседи запомнили? Можете забыть. Вам это не понадобится. Но вполне возможно, что ваше мнение по поводу своего дня рождения изменится в ходе моего мастеркласса.

Какая фраза вырывается при виде этой картинки? 2 слайд

Да, действительно, «Я родился!».

А что предшествует нашему рождению?

Да, действительно- внутриутробное, или эмбриональное развитие. О нем мы и поведем сегодня речь. Мне удалось достать ваши детские фотографии. Каждого здесь присутствующего. Нет, я не маньяк, и я не взламывала базу ФСБ с вашими данными. Но фотографии ваши я все же всем покажу. Слайд 3

Узнали себя? Да-да, не сомневайтесь, это вы, вам здесь около суток. И вы назывались- зигота. Вы- клетка, образовавшаяся при оплодотворении женской половой клетки мужской.

 Но я не остановилась, поискала еще, и нашла фотографии, на которых вам от 1 до 6 дней. Слайд 4. Вы по-прежнему имеете размер зиготы, но продолжаете активно делиться, образуя сферу из клеток. Эта стадия нашего развития получила название бластула.

Как вы понимаете, вы все мне очень понравились, такие милые. Правда не понятно пока где ножки, где ручки. Но! Вам уже 6 дней! Солидный возраст.

А сейчас, мы увидим, что происходило дальше. Слайд 5

Взгляните, казалось бы, ничего особенного, но, в сравнении с предыдущим фото, мы видим, слой клеток начинает впячиваться, и образуется двухслойный организм. Внутренний слой клеток, у тех организмов, которые появились на планете раньше нас, становится пищеварительной трубкой. Собственно поэтому, стадия и получила название гаструла. На изображении вы в возрасте от 7 до 16 дней.

И мы двигаемся дальше, и переходим к следующему фото. Слайд 6. На нем, мы видим, что клетки делятся на группы, для которых будет иметься свое предназначение. Все они лягут в основу зародышевых листков, из которых в дальнейшем будут развиваться системы органов. Процесс начинается с 17 дня и продолжается до 23 дней. Это нейрула.

И так, какие этапы эмбрионального развития вы запомнили?

Верно, зигота, бластула, гаструла, нейрула.

Однако, наше развитие продолжается, и нам нужно взглянуть, что же происходит с зародышевыми листками дальше.

Взгляните, слайд 7 на слайде мы видим, что каждый зародышевый листок дает начало определенной системе органов.

Эктодерма дает начало нервной системе, органам чувств, зубной эмали, хрусталику глаза, эпидермису кожи, волосам, ногтям, потовым железам.

Мезодерма дает начало соединительным тканям( хрящам, костям, дентину, крови и лимфе), мышцам, почкам, яичникам, семенникам.

Энтодерма дает начало поджелудочной железе, печени, слизистой кишечника, щитовидной железе, эпителию мочевого пузыря, бронхов и трахеи.

 В период закладки органов важное значение имеет воздержание матери от вредных привычек (алкоголь, курение), которые могут нарушить процесс дифференцировки клеток и привести к тяжелейшим аномалиям, уродствам плода.

Некоторые лекарства также могут оказывать на плод тератогенный эффект (греч. τέρας — чудовище, урод), приводя к развитию уродств. Периоды закладки органов и систем органов вследствие их большой важности носят название критических периодов эмбриогенеза.

Но что-то мы углубились, ведь изначально мы начинали слушать историю про каждого из нас.

Слайд 8. А это мы в возрасте 2 месяцев. Здесь мы значительно больше похожи на себя, да и стали больше, 3,5 сантиметра, это больше, чем в момент зарождения аж в 40000 раз! Подумать только!  Мы так сильно выросли за 2 месяца эмбрионального  развития! У нас уже есть все системы органов, дальше они будут только увеличиваться в размерах и становиться всё крепче.

Слайд 9. А в 3 месяца мы уже даже похожи на своих родителей, да и на себя. У нас появляется своя собственная кровь, которая может отличаться от маминой, у нас уже появились отпечатки пальцев, а они, как вы знаете уникальны! Да и в целом, организм ребенка становится самостоятельным, относительно предыдущих периодов.

Слайд 10. И следующая наша встреча состоится в 9 месяцев, это время появления ребенка на свет, рождение считается физиологичным и естественным, ребенок полностью готов к появлению на свет.

Легкие сформированы полностью, существенно выросший слой подкожно жировой клетчатки уже способен регулировать теплообмен новорожденного и не даст нам мерзнуть. Кожа распрямляется, приобретает приятный розовый цвет, исчезают пушковые волосы с тела, остаются только на голове, где становятся гуще и длиннее, ногти отрастают настолько, что начинают выступать за кончики пальцев.

Продолжает развиваться печень и поджелудочная железа, но их развитие будет продолжаться еще несколько лет после рождения.

Активность ребенка сейчас минимальна, так как ему очень тесно в матке, ведь его вес за этот месяц вырастает вдвое – с 1,5 кг до 3,0.

Все системы ребенка функционируют в норме, но по-прежнему идет процесс их совершенствования и улучшения, который продолжится и после рождения.

Слайд 11. И снова Лунтик, и снова фраза «Я родился!».

И как вы считаете? Ваш день рождения соответствует некой дате в паспорте?

Действительно, теперь это спорный вопрос, и это здорово, что после обсуждения материала, вы озадачились.

И так, можно поступить с абсолютно любой темой.

В этом я предлагаю вам убедиться лично. Перед вами текст, одинаковый, дабы избежать критики со стороны жюри) и  так, фокус- группам  предлагалось составить небольшое повествование используя подготовленный для вас текст. Чем закрученнее будет сюжет, тем интереснее. Фокус- группы получили задание 8 минут назад и уже готовы представить свои литературные шедевры.

Выступление  фокус- групп.

Подводя итог своему выступлению, я хочу обратить ваше внимание на то, что сторителлинг- мощнейшее средство в руках профессионала, которое можно использовать на любом уроке, в любом возрасте, с любой категорией детей. Ваше творчество никто не ограничивает, более того, мы убедились в том, что специальная подготовка не требуется, подобное задание можно предложить обучающимся, в качестве альтернативы, или дополнительного материала. Хорошо подходят подобные работы для обучающихся, которые пропустили целый раздел, и для проработки материала, необходимо вносить коррективы в традиционную форму обучения.

Как вы поняли, сторителлинг не имеет границ, главное понимать, что истории бывают разные, но, если человек пропускает материал сквозь себя, он точно не допустит фактологических ошибок, сможет хранить в памяти материал долго, а сторителлинг использовать во благо.

Рассказывайте истории, создавайте истории, ведь мы сами для кого-то история.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс СТОРИТЕЛЛИНГ Гузель Ибрагимовна Мухутдинова учитель биологии МБОУ СОШ с.Горячие Ключи

Слайд 3

Зигота

Слайд 4

Бластула

Слайд 5

Гаструла

Слайд 6

Нейрула

Слайд 7

Зародышевые листки

Слайд 8

2 месяца

Слайд 9

3 месяца

Слайд 10

9 месяцев

Слайд 12

Мастер-класс СТОРИТЕЛЛИНГ Гузель Ибрагимовна Мухутдинова учитель биологии МБОУ СОШ с.Горячие Ключи