Итоговая контрольная работа по естествознанию (биология). 1 курс
тест по биологии (11 класс)
Итоговая контрольная работа по естествознанию (биология) для 1 курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_ekzamen.rabota_po_estestvoznaniyu_biologii._1_kurs.docx | 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Республики Бурятия
ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский хореографический колледж им.Л.П.Сахьяновой и П.Т.Абашеева»
Председатель ПЦК Зам.директора по УР
______________________________ _______________________________ «__»___________________202__г. «__»_____________________202__г.
Контрольно-измерительные материалы
для итоговой аттестации
по учебной дисциплине
«Естествознание»
по специальности 52.02.01. Искусство балета
Разработчик: Цыбикова Н.Л.
г.Улан-Удэ
2024г.
Общие положения
Контрольно-измерительные материалы предназначены для итогового контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Естествознание (биология).
КИМ включают контрольные материалы для проведения итоговой аттестации в форме экзамена.
КИМ разработаны на основании положений:
основной профессиональной образовательной программы по направлению специальности СПО 52.02.01 Искусство балета;
программы учебной дисциплины Естествознание.
Характеристика структуры и содержания КИМ
Работа включает в себя 30 заданий и состоит из трех частей.
Часть А содержит 25 заданий базового уровня сложности с выбором одного ответа.
Часть В содержит 4 задания повышенного уровня сложности: 1 задание с выбором нескольких ответов; 1 задание на установление соответствия; 1 задание – решение генетической задачи; 1 задание на умение связать воедино понятия, исключив лишнее, с пояснением сделанного выбора.
Часть С содержит 1 задание с развернутым ответом.
За каждый правильный ответ части А – 1 балл. Максимальное количество баллов 25.
За каждый правильный ответ задания В1 – 1 балл. Максимальное число баллов – 4. За правильное распределение ответов на задание В2 максимально 3 балла, одна ошибка – 2 балла, две ошибки – 1 балл. За правильное решение генетической задачи В3 – 3 балла. За правильный ответ задания В4 – 2 балла, минус один балл, если нет обоснования. Максимальное количество баллов части В – 12.
За правильный ответ части С – 3 балла.
Максимальное количество баллов за работу – 40 баллов.
Оценки:
34 – 40 баллов - «5»
23 – 33 балла - «4»
10 – 22 балла - «3»
до 10 баллов - «2»
Итоговая экзаменационная работа по естествознанию (биология). 1 курс
________________________________________________
1 Вариант
Работа состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 90 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
1. Наука о клетке:
а) зоология
б) экология
в) анатомия
г) цитология
2. Двумембранный органоид:
а) митохондрия
б) рибосома
в) лизосома
г) аппарат Гольджи
3. Создатель первой научной системы живой природы:
а) Ж.Б. Ламарк
б) Т. Шванн
в) К. Линней
г) Г. Мендель
4. Биологическая система высшего ранга:
а) биосфера
б) организм
в) клетка
г) биоценоз
5. К ультрамикроэлементам относят:
а) железо
б) золото
в) углерод
г) азот
6. Разрушение структуры белка - это:
а) ренатурация
б) окисление
в) денатурация
г) ассимиляция
7. Совокупность реакций расщепления органических веществ с использованием энергии, заключённой в молекулах АТФ:
а) энергетический обмен
б) фотосинтез
в) ассимиляция
г) пластический обмен
8. Деление цитоплазмы клетки перетяжкой во время митоза происходит в:
а) профазу
б) телофазу
в) анафазу
г) метафазу
9. Совокупность всех генов в организме:
а) генофонд
б) кариотип
в) генотип
г) фенотип
10. Процесс синтеза иРНК на ДНК называют:
а) репликацией
б) трансляцией
в) транскрипцией
г) метаболизмом
11.Элементарной единицей эволюционного процесса является:
а. Особь
б. Вид
в. Подвид
г. Популяция
12.Основоположником науки систематики является:
а.Ч.Дарвин
б. Ж.Б.Ламарк
в. К.Линней
г. М.Ломоносов
13.Примером действия движущей формы естественного отбора является:
а. Исчезновение белых бабочек в индустриальных районах
б. Сходство в строении глаза млекопитающих
в. Выведение нового сорта пшеницы в новых условиях.
г. Гибель длиннокрылых и короткокрылых птиц во время бурь
14.Особи двух популяций одного вида:
а. Могут скрещиваться и давать плодовитое потомство
б. Могут скрещиваться, но плодовитого потомства не дают
в. Не могут скрещиваться
г. Могут скрещиваться с особями других видов
15.Примером покровительственной окраски является:
а. Сходство форм и окраски тела с окружающими предметами
б. Подражание менее защищенного вида более защищенному
в. Чередование светлых и темных полос на теле
г. Окраска осы
16.Ароморфозом можно считать следующие «приобретения»:
а. Утрата шерстного покрова слонами
б. Появление яиц у пресмыкающихся и их развитие на суше
в. Удлинение конечностей лошади
г. Покровительственную окраску
17.Суть гипотезы А.И. Опарина заключается:
а. В признании абиогенного синтеза органических соединений
б. В отрицании абиогенного синтеза органических соединений
в. В утверждении, что жизнь была привнесена извне
г. В утверждении, что жизнь существовала вечно
18.Необходимым условием для жизни растений на суше было:
а. Наличие кислорода в атмосфере
б. Наличие почвы
в. Наличие хлорофилла
г. Наличие «озонового экрана»
19.От собирательства съедобных растений к их выращиванию человек перешел на стадии:
а. Человека умелого
б. Питекантропа
в. Неандертальца
г. Кроманьонца
20.Человек появился на Земле:
а. В архейскую эру
б. В палеозойскую эру
в. В мезозойскую
г. В кайнозойскую
21.Организмы, как правило, приспосабливаются:
а. К нескольким, наиболее важным экологическим факторам
б. К одному, наиболее существенному фактору
в. Ко всему комплексу экологических факторов
г. Верны все ответы
22.Причиной огромного увеличения численности кроликов в Австралии стало:
а. Изобилие пищи
б. Отсутствие врагов
в. Сознательный отбор кроликов человеком
г. Благоприятные климатические условия
23.Энергия солнца используется:
а. Только продуцентами
б. Только редуцентами и консументами
в. Всеми участниками биоценоза, кроме редуцентов
г. Всеми участниками биоценоза
24.Наилучшим способом участия отдельного человека в сохранении биосферы является:
а. Отказ от езды на автомобиле
б. Участие в разработке законов по охране природы
в. Сокращение потребления мясной пищи
г. Отказ от браконьерства
25.Выбрать правильно составленную пищевую цепь:
а. Клевер →ястреб →шмель →мышь
б. Клевер →шмель →мышь →ястреб
в. Шмель →мышь →ястреб →клевер
г. Ястреб →мышь →шмель →клевер
ЧастьВ
В.1. При выполнении данного задания выберите из предложенных ниже вариантов правильные ответы.
Выбрать основные факторы среды, от которых зависит процветание организмов в океане:
а. Доступность воды
б. Количество осадков
в. Прозрачность среды
г. рН среды
д. Соленость среды
е. Скорость испарения воды
ж. Концентрация в среде углекислого газа
В.2. При выполнении задания установите соответствие примеров приспособлений с их характером. Объедините их правильно в таблицу:
а. Окраска шерсти белого медведя
б. Окраска жирафа
в. Окраска шмеля
г. Форма тела палочника
д. Окраска божьей коровки
е. Черные и оранжевые пятна гусениц
ж. Строение цветка орхидеи
з. Внешнее сходство некоторых мух с осами
Покровительственная окраска | Маскировка | Мимикрия | Угрожающая окраска |
В.3. Задача: У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой. Определите генотип и фенотип гибридов первого и второго поколений, полученных при скрещивании гомозиготной белой тыквы с гомозиготной жёлтой.
В.4. Определите лишнее слово. Ответ поясните.
- остаток фосфорной кислоты
- углевод
- аминокислота
- азотистое основание
ЧастьС
Дать полный развернутый ответ на вопрос.
Почему естественный отбор, а не наследственная изменчивость, считается главным направляющим фактором эволюции?
Итоговая экзаменационная работа по естествознанию (биологии). 1 курс
___________________________________________________
2 вариант
Работа состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 90 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если остается время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.
1. Наука о наследственности и изменчивости:
а) морфология
б) генетика
в) физиология
г) цитология
2. Немембранный органоид:
а) митохондрия
б) рибосома
в) хлоропласт
г) вакуоль
3. Один из создателей клеточной теории:
а) М. Шлейден
б) Р. Гук
в) К. Линней
г) Гиппократ
4. Структурная и функциональная единица живого:
а) популяция
б) организм
в) клетка
г) вид
5. Вещества, хорошо растворимые в воде:
а) гидрофобные
б) органические
в) неорганические
г) гидрофильные
6. Хранение наследственной информации осуществляет:
а) и.-РНК
б) т.-РНК
в) м.- РНК
г) ДНК
7. Совокупность реакций образования углеводов из углекислого газа и воды с использованием солнечной энергии - это:
а) хемосинтез
б) окисление
в) фотосинтез
г) расщепление
8. Метод исследования, применяемый Менделем в своих работах:
а) гибридологический
б) генеалогический
в) близнецовый
г) биохимический
9. Организмы, способные обходиться без кислорода:
а) автотрофы
б) анаэробы
в) аэробы
г) гетеротрофы
10. Процесс синтеза белка:
а) репликацией
б) диссимиляцией
в) транскрипцией
г) трансляцией
11.Материалом для эволюционных процессов служит:
а. Генетическое разнообразие популяций
б. Вид
в. Благоприятные признаки
г. Бесполезные или вредные признаки
12.Сколько видов растений представлено в данном списке (одуванчик лекарственный, клевер, подорожник средний, мята клубненосная):
а. 1
б. 2
в. 3
г. 4
13.Естественный отбор сохраняет признаки организмов:
а. Полезные для человека
б. Вредные для человека
в. Вредные для вида
г. Полезные и нейтральные для вида
14.Основной причиной для выделения группы особей в популяцию является:
а. Внешнее отличие групп друг от друга
б. Внутренние отличия групп друг от друга
в. Изоляция групп друг от друга
г. Все перечисленные выше причины
15.Подражание менее защищенного вида более защищенному называется:
а. Маскировка
б. Мимикрия
в. Покровительственной окраской
г. Предупреждающей окраской
16.Разные виды дарвиновских вьюрков возникли путем:
а. Ароморфоза
б. Дегенерации
в. Идиоадаптации
г. Катагенеза
17.Эра, в течение которой возникла жизнь, называется:
а. Ранний протерозой
б. Архей
в. Палеозой
г. Мезозой
18.Мезозойскую эру составляют периоды:
а. Девон, силур, кембрий
б. Триас, юра, мел
в. Палеоген, неоген, антропоген
г. Девон, неоген, мел
19.Переход от человекообразных обезьян к человеку совершился путем:
а. Ароморфозов
б. Идиоадаптации
в. Дегенерации
г. Катагенеза
20.Основной причиной формирования разных рас стали:
а. Генетическая изоляция
б. Экологическая изоляция
в. Географическая изоляция
г. Репродуктивная изоляция
21.Ограничивающим фактором можно считать:
а. Фактор, больше всего отклоняющийся от оптимальных значений
б. Фактор, наиболее приближенный по значению к оптимальному
в. Фактор, не выходящий за пределы оптимального
г. Фактор, менее всего отклоняющийся от оптимума
22.Одним из важнейших результатов взаимоотношений между организмами является:
а. Регуляция численности организмов
б. Эволюционный прогресс видов
в. Возникновение генетического разнообразия организмов
г. Нет верного ответа
23.Агросистема сходна с экосистемой в том, что в ней также:
а. Отсутствуют цепи питания
б. Происходит круговорот веществ
в. Большую роль играет человек
г. Нет организмов-разрушителей
24.На каждом последующем уровне пищевой цепи утрачивается:
а. 1% энергии
б. 10% энергии
в. 30% энергии
г. 50% энергии
25.Считают, что “ парниковый эффект” обусловлен увеличением в атмосфере:
а. Сероводорода
б. Углекислого газа
в. Диоксида серы
г. Озона
Часть В
В.1. При выполнении данного задания выберите из предложенных ниже вариантов правильные ответы.
Выбрать признаки, характерные только для агроценоза:
а. Единственным источником энергии является солнце
б. Все химические элементы возвращаются в почву
в. Поглощенная энергия рассеивается в виде тепла
г. Часть энергии и веществ извлекаются из круговорота человеком
д. Действует только естественный отбор
е. Действуют естественный и искусственный отборы
ж. Используются дополнительные источники энергии
з. Действие природных факторов не контролируется
и. Гибнет при отсутствии контроля со стороны человека
к. Гибнет при неразумном вмешательстве человека
В.2. Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические. Объедините их правильно в таблицу:
а. Химический состав воды
б. Разнообразие планктона
в. Влажность, to почвы
г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых
д. Скорость течения воды
е. Засоленность почвы
ж. Разнообразие растений
з. Химический состав воздуха
и. Наличие в воздухе бактерий
Абиотические факторы | Биотические факторы |
В.3. Задача: Женщина, с длинными ресницами (гетерозигота по данному признаку) вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства.
В.4. Определите лишнее слово. Ответ поясните.
- митоз
- мейоз
- спора
- почка
Часть С
Дать полный развернутый ответ на вопрос.
Популяции песцов, обитающие на Анадыре и Аляске, разделены проливом шириной в 120 км. Можно ли получить от представителей этих популяций плодовитое потомство, если препятствие будет устранено?
Ответы к итоговой контрольной работе по биологии
Вариант 1
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
г | а | в | а | б | в | а | б | в | в | г | в | а | а | а | б | а | б | г | г | в | б | а | б | б |
ЧастьВ
В 1:В, Г, Д, Ж
В 2:
Покровительственная окраска | Маскировка | Мимикрия | Угрожающая окраска |
а, б | г | ж, з | в, д, е |
В 3:
Дано:
А – белые плоды
а – желтые плоды
♀ АА - белые плоды
♂ аа - жёлтые плоды
Определить: генотип и фенотип F1 и F2
Решение:
P: ♀ АА χ ♂ аа
бел жел
G: А а
F1: Аа
бел
P2: ♀ Аа χ ♂ Аа
бел бел
G2: А, а А, а
F2: АА; Аа; Аа; аа
бел бел бел жёлт
В 4: Лишнее слово – аминокислота, т.к. она не является составной частью нуклеотида.
Часть С
Наследственная изменчивость создает генетическую неоднородность внутри вида, действие мутаций и полового процесса не направленно, т.е. наследственная изменчивость лишь поставляет материал для отбора. Эволюция же-процесс направленный, связанный с выработкой приспособлений по мере прогрессивного усложнения строения и функций животных и растений. Существует лишь один направленный эволюционный фактор - естественный отбор. Движущий отбор преобразует виды (способствует сдвигу среднего значения признака при изменении условий среды). Стабилизирующий отбор закрепляет полезные формы, предохраняет сложившийся генотип от разрушающего мутационного процесса в относительно постоянных условиях среды.
Вариант 2
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
б | б | а | в | г | г | в | а | б | г | а | в | г | в | б | в | б | б | б | в | а | а | б | б | б |
ЧастьВ
В 1: Г, Е, Ж,И
В 2:
Абиотические факторы | Биотические факторы |
а, в, д , е, з | б, г, ж, и |
В 3:
Дано:
А – длинные ресницы
а – короткие ресницы
♀ Аа., длин. ресницы
♂ аа., кор. ресницы
Определить: генотип и фенотип F1
Решение:
P: ♀ Аа χ ♂ аа
длин кор
G: А, а а
F1: Аа, аа
длин кор
В 4: Лишнее слово – мейоз, т.к. этот процесс деления клеток связан с половым размножением.
ЧастьС
Можно, т. к. речь идет об особях одного вида.