Уроки по биологии и химии
план-конспект занятия по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество | Разуваева Т.А. |
Место работы | МОУ «Таловская СОШ» |
Должность | Учитель биологии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Курс «Биология. Человек.8» |
Класс | 8 класс |
Авторская программа к учебникам (линия учебников или УМК) | И.Н. Пономарева под ред. А.Г. Драгомилова |
Тема учебного занятия | Движение крови и лимфы по сосудам. |
Тема урока | Движение крови и лимфы по сосудам. |
Место урока | 1. Органы кровообращения 2. Работа сердца 3. Движение крови и лимфы по сосудам. 4. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение. |
Учебная задача | Каковы особенности движения крови и лимфы по сосудам? |
Технологическая карта урока: «Движение крови и лимфы по сосудам"
Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно-информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет-ресурсы | ЭОР |
1.Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы 2.Н.И. Сонин, М.И. Сапин Биология Человек 8 класс Учебник для образовательных учреждений 3 Н. Б. Ренева, В. И. Сивоглазов. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие для учителя. 4. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь | 1.Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.,«Просвещение» 1978 г. 2.Наше тело. Серия «Что есть что», перевод с немецкого А.В. Волкова. Издательство «Слово/Slovo», 1998 г. 3. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология (часть III). Анатомия, физиология и гигиена человека. Учебное пособие из серии «Школьный курс за 100 часов». М. «Вентана-Граф», 2007г. 4.Энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия 2004 г. на 2-х CD. 5.Учебное электронное пособие. Биология 6 – 11 классы. Лабораторный практикум на 2-х CD. | 1Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http://fcior.edu.ru 2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 3.Анатомия и физиология – 4. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС ЧЕЛОВЕКА HTTP://SCHOOL-COLLECTION.EDU.RU/CATALOG/RUBR/3E1D458B-1A04-11DD-BD0B-0800200C9A66/?INTERFACE=CATALOG&CLASS[]=50 | 1 Факторы определяющие движение крови по сосудам 2.Движение крови по венам http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000864-1000-4ddd-609c-2900475d60a3/10_019.swf 2 Скорость движения крови http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000863-1000-4ddd-02ad-2800475d60a3/10_017.swf 3.Разность скорости движения крови по артериям и венам 3 Измерение давления видеофрагмент https://yadi.sk/d/zBLvb-LNfkNju 4. Определение пульса видеофрагмент https://yadi.sk/d/79BramGFfkNk2 5 Соотношение скорости и кровотока 6. Лимфатическая система http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000866-1000-4ddd-fefb-3200475d60a3/index.htm | |
Техническое обеспечение | Мультимедийный проектор, персональный компьютер |
Обобщённые цели учебного занятия | |||
Цель Уровень | |||
Цель- предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся: раскрывать причины непрерывного движения крови по сосудам, познакомятся с основными особенностями движения крови и лимфы в организме, научатся измерять свой пульс в разных состояниях. | ||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради, осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера, организовывать собственную познавательную деятельность, концентрировать внимание, свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы, продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные результаты своих действий | ||
Цель- ценность ( личностный результат) | Обучающиеся убедятся в осознании личной значимости знаний об основных характеристиках(давление, пульс, скорость кровотока) движения крови и лимфы в организме человека. | ||
Исходное состояние обучающихся | - знают строение сердца -умеют характеризовать сердечный цикл и способы регуляции работы сердца -знают строение кровеносных сосудов и движение крови по сосудистой системе большого и малого кругов кровообращения -знакомы с алгоритмом изучения биологических объектов и процессов жизнедеятельности - имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях - владеют техникой выполнения лабораторных работ - владеют техникой публичного выступления - обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением - владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия) - могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их - могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности | ||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
●Выполнение заданий в рабочей тетради ●Фронтальная работа в эвристической беседе ●Выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи | ●Выполнение ситуационной задачи ●Участие в разрешении проблемной ситуации ●Выступление с презентацией | ●Участие в разрешении проблемной ситуации ●Участие в дискуссии ●Выполнение ситуационной задачи |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | |||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого-педагогическое обоснование |
| 1.1 Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности Фасилитационный период По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем | Создание комфортной психологической атмосферы урока |
1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный ( демонстрация ЭОР ) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале | Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса биологии «Строение органов кровообращения, круги кровообращения. Строение и работа сердца» «Регуляция работы сердца» | |
1.3 Создание проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности | Создание проблемной ситуации с акцентированием практического и общественно- социального значения получения знаний. | |
| 2.1Целеполагание и планирование | Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата. Построение ориентировочной основы учебной деятельности( план урока) 1 Организационный этап-2 мин 2.Целеполагание -1 мин 3. Актуализация знаний – 4 мин 4. Введение новых знаний – 23 мин 5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся -12 мин 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению - 3 мин | Реализация субъект- субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока |
2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные ( эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение ( проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия, репродуктивный (работа с книгой) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия. Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль. Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружаемом мире. | У старших подростков продолжают развиваться различные виды мышления
(правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование) | |
2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха | В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности: Деятельность, связанная с формированием мировоззрения (в данном уроке – вопросы формирования аксиологической составляющей экологической культуры) Деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения | |
2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная работа и письменный самоконтроль) Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий. Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно - ориентированных заданий - ситуационная задача), тестовый контроль | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу | |
| 3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль | |
3.2 Ситуация оценки образовательных результатов | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся | Для старшеклассников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла своих личностных приращений( знаю что во мне изменилось) |
Сценарий проведения учебного занятия | ||||||||
Этап урока | Подэтап урока | Действия учителя | Действия обучающихся (примерные версии ответа) | |||||
1. Мотивационно-ориентировочный | 1.1 Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся готовятся к учебной деятельности | |||||
1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся | Почему для поддержания здоровья сердца необходимо заниматься спортом, физическим трудом? | Отвечают на вопросы учителя
| ||||||
1.3 Создание проблемной ситуации | Почему по кровеносным сосудам кровь движется непрерывно тогда, как сердце работает толчками? http://download-sounds.ru/wp-content/uploads3/2012/05/1.mp3 По каким характеристикам сердечнососудистой системы можно судить о состоянии здоровья человека? Просматривают ЭОР http://proflicey5.ru/bin/images/varikoznoe-rasshirenie-ven-stopy-simptomy-11636-large.png Почему варикозная болезнь сопровождает вены нижних конечностей? http://2.bp.blogspot.com/_k9RfmLxLJ3o/SlxPYnrp42I/AAAAAAAAACg/Ao8snioljS0/s400/ymphedema.jpg При некоторых заболеваниях у человека развиваются отёки. Каким образом в организме происходит отток жидкости?. | Работают в группах. Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемных ситуаций, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленных проблем. Постановка учебной задачи урока: «Каковы особенности движения крови и лимфы по сосудам?» | ||||||
2.Операционно-исполнительский | 2.1Целеполагание и планирование | Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности Вы знаете, как работает сердце и каков путь движения крови по сосудам в организме человека. По некоторым характеристикам работы сердечно сосудистой системы можно судить о здоровье человека. Какие характеристики кровообращения выбудете изучать сегодня на уроке? | Для планирования своей деятельности учащиеся конкретизируют цели урока:
| |||||
2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации | Учебно- тематическая карта урока.
Используя текст учебника стр. 134, видеофрагмент https://yadi.sk/d/zBLvb-LNfkNju выполните задание в тетради № 131 ,132 Для этого выясните:
Используя текст учебника стр. 134, видеофрагмент https://yadi.sk/d/79BramGFfkNk2 выполните задание № 134 в рабочей тетради. Для этого: выясните 1.Чтотакое пульс? 2.Каковы причины возникновения пульса? 3. Выполните лабораторную работу в задании №137 .
Используя ЭОР: 1. Скорость движения крови http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000863-1000-4ddd-02ad-2800475d60a3/10_017.swf 2.Разность скорости движения крови по артериям и венам текст учебника стр. 134 Объясните
Используя текст учебника стр. 134 ЭОР - движение крови по венам http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000864-1000-4ddd-609c-2900475d60a3/10_019.swf Выполните задание в тетради №135. Для этого 1.Вспомните особенности строения вен. 2. Выясните, какие факторы обеспечивают движение крови по венам против силы тяжести. V. Блок. Движение лимфы. Используя текст учебника стр. 135 ЭОР – Лимфатическая системаhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000866-1000-4ddd-fefb-3200475d60a3/index.htm Выполните задание в тетради №136 | Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению биологическим языком. Работа в группах. Выполняют задание в тетради № 131. Работают с видеофрагментом, учебником стр. 134, рабочей тетрадью. Выполняют задание №131, 132. Делают вывод: ●Давление создаётся сокращением желудочков сердца и сопротивлением стенок кровеносных сосудов ●По мере удаления от сердца давление крови в сосудах уменьшается ●Разность давлений в различных участках кровеносной системы - основная причина непрерывного движения крови. Работают с учебником стр.134, выполняют задание в тетради 134. Лабораторная работа. Задание № 137 Тема «Подсчет пульса в разных условиях». Цель: изучить изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от состояния организма. Ход работы 1. Найти у себя пульс (на запястье, шее, висках). 2. Подсчитать пульс в положении сидя, стоя, после10 приседаний. 3. Запишите данные в таблицу Показания пульса
Работают с текстом учебника стр.134. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод: ●максимальная скорость движения крови в аорте. ●минимальная скорость движения крови в капиллярах ●Благодаря медленному движению крови в капиллярах осуществляется газообмен Отвечают на вопросы учителя. Выполняют Задание в тетради № 135 Делают выводы:
Просматривают ЭОР Выполняют задание №136
| ||||||
2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Используя данные об особенностях движения крови по венам, объясните значение утренней зарядки для движения крови по этим сосудам. | Работают в группах. Обсуждают верный вариант решения вопроса. | ||||||
2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу, включающую тестовые задания. Тестовые задания по теме: «Движение крови и лимфы по сосудам» 1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000867-1000-4ddd-2c1f-3800475d60a3/index_mht.htm 2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000868-1000-4ddd-daf8-3900475d60a3/index_mht.htm | Самостоятельно выполняют тестовые задания. | ||||||
3.Рефлексивно-оценочный | 3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий | 1.Какая цель была поставлена перед уроком и насколько удалось реализовать эту цель? 2. Как знания о давлении, пульсе, движении крови по венам, лимфообращении можно применить в личной жизни? 3. Чему вы научились на этом уроке? | На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение ситуационной задачи. | |||||
3.2 Ситуация оценки образовательных результатов | Комментирование оценок, указание на достижения и недоработки обучающихся. Обсуждение домашнего задания | Подведение итогов урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.
Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...
Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.
Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" в 8 классе был проведен в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....
Интегрированный урок по биологии и химии на тему: «Элементы жизни» (8 класс).
Интегрированный урок по биологии и химии на тему: «Элементы жизни» (8 класс)....
План-конспект бинарного урока по биологии и химии.
Бинарный урок по биологии и химии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-420043-1396249901.jpg)
Развитие творческих способностей на уроках географии, биологии и химии через групповую работу.
Основная цель групповой работы – развитие творческих способностей учащихся, но самое главное развития мышления. Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встае...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-499520-1414347050.jpg)
Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 9 классе "Витамины"
Цель урока: изучение понятия витамины как биологически активных веществ клетки и их влияния на обменные процессы. Задачи урока: Образовательные:Í рассмотреть п...