Конспект урока по биологии в 8 классе « Обобщающее повторение по теме «РЫБЫ»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Зверев Андрей Алексеевич

Конспект урока предназначен для детей с ОВЗ коррекционной школы 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Воскресенская коррекционная школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

План – конспект урока по биологии

в 8 классе

« Обобщающее повторение по теме «РЫБЫ»

                                                                                                     Подготовил и провёл:

                                                                             учитель

                                                                                               высшей категории

                                                                                  Зверев А.А.

Воскресенское 2023год

Цели:

  1. Проверить, дополнить и обобщить знания воспитанников о рыбах.
  2. Воспитывать мотивацию к учению, любознательность, любовь к природе.
  3. Развивать логическое мышление, память в форме игры «Что лишнее?»

Оборудование: Карточки с заданиями, слайды  с изображением рыб, игра «рыболов».

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент

а) психологический настрой к уроку

б) проверка готовности к уроку

2. Постановка цели.

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим изученный         материал о рыбах, проверим ваши знания, узнаем новые и интересные факты, и так начнем.

3. Тема урока

Человек с давних времен употреблял в пищу рыбу и морепродукты.  Рыба очень вкусная и  еще она богата полезными веществами. Из рыбы можно приготовить огромное количество разнообразных блюд. Рыбу солят, жарят, коптят, готовят первые блюда, консервы и многое другое.

Учитель показывает Слайд №1  с заданием, выберите лишнее:

Дождевой червь

Майский жук

Речной окунь

Пиявка

Почему вы так решили?

Ответ: Речной окунь лишнее, потому что это позвоночное животное, а остальные животные беспозвоночные.

4. Разминка

Учитель:  Для разминки  я каждому  задам вопрос, если воспитанник не отвечаете, то вопрос адресуется следующему.

1. Где обитают рыбы? (в водоёмах (ручьях, реках, озёрах, морях и океанах))

2. Назови части тела рыб (голова, туловище, хвост)

3. Почему рыбы в основном откладывают много икры? (большое количество икры не позволяет видам рыб вымирать)

4. Как происходит развитие рыб? (икринка, зародыш, личинка, малёк, взрослая рыбы)

5. Отчего зависит окраска рыб? (зависти от места обитания рыбы (чаще   всего тело рыбы сверху    тёмное, а снизу белое))

6. Для чего служит плавательный пузырь, рыбам? (помогает держаться рыбам на любой глубине)

7.Из чего состоит нервная система рыб? (головного, спинного мозга и нервов)

8. С помощью чего рыбы передвигаются  в воде? (с помощью плавников)

9. Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак)

Слайд № 2 «Щука»

Короткое сообщение воспитанника / щука долгожитель/

Щука является рыбой-долгожителем. Она растет в течение всей жизни и может достигать 35 кг, а возраста  до 200 лет.

5. Заполнить пропуски: Учитель раздает карточки с заданиями  в них нужно вставить пропущенные слова,  затем воспитанники меняются карточками и проверяют выполнение задания друг у друга.

  1. Икра это……………рыб (яйца)
  2. Личинка рыбы превращается в …………….. (малька)
  3. На голове рыбы расположены….., …, … (глаза, ноздри, жабры, у некоторых рыб есть ещё усы)

После выполнения задания, озвучивают свои ответы. (Слайд №3)

 Слайд №4 «Пираньи»

Короткое сообщение воспитанника /сообщение о пиранье/

Эти хищные рыбы достигают в длину 30 сантиметров. Их головы похожи на морду бульдога. С небольшими животными, зашедшими в реку, они расправляются за несколько минут.

6. Игра «Поймай рыбку».

Учитель: Наверное, многие мальчики увлекаются летом рыбной ловлей. Сейчас мы с вами окажемся  на берегу реки и  будем ловить рыбу. Каждый воспитанник на удочку с магнитом  ловит рыбку с номерами, каждому номеру соответствует номер теста, на который он должен ответить, /тесты с номерами на столе учителя/ одна рыбка золотая /желтого цвета/  кто поймает  именно золотую рыбку, того ждет сюрприз /подарок/

1.Рыбы дышат

А) легкими

Б) жабрами

В) плавниками

2.Рыбы покрыты

А) волосами

Б) шерстью

В) чешуей

3.Рыбы питаются

А) только растениями

Б) растениями, насекомыми, другими рыбами

В) только насекомыми

4.Слизь, покрывающая рыбу помогает ей

А) дышать

Б) плавать

В) питаться

5.Из икринок появляется

А) зародыш

Б) рыба

В) малек

6.К органам кровообращения относится

А) желудок

Б) кишечник

В) сердце

7.Тело рыбы разделено на

А) две части

Б) три части

В) четыре части

8. Какую рыбу вывел человек и сейчас разводит

А) карп

Б) окунь

В) плотва

9. Речные рыбы обитают

А) В пресных водоемах

Б) В реках

В) В реках и озера

10. Почему рыбы спят с открытыми глазами

А)  Чтобы заметить опасность

Б) Чтобы видеть пищу

В) У них нет век

7.Рыбный день.

Учитель: Человек с давних времен употреблял в пищу рыбу и морепродукты.  Рыба очень вкусная и  еще она богата полезными веществами. Из рыбы можно приготовить огромное количество разнообразных блюд. Рыбу солят, жарят, коптят, готовят первые блюда, консервы и многое другое.

Слайд №5 «Рыбий жир»

Краткое сообщение воспитанника /рыбий жир/

Рыбий жир является ценным питательным веществом. Он содержит витамин Д и особенно полезен при рахите и авитаминозе.

8. Музыкальная пауза.

Учитель: А сейчас закройте глаза и представьте что вы на берегу моря, огромные волны накатываются на берег, а вы   на специальном судне выходите в открытое море и погружаетесь в его глубины.

/Учитель включает запись шума морских волн,  развешивает фотографии рыб/

Откройте глаза перед вами множество рыб нужно подойти и распределить их на две группы, какие? Воспитанники берут по одной  фотографию, говорят название рыбы и размещают ее на доске в один из двух столбцов. /морские рыбы и речные рыбы/

/Приложение №1/

 Слайд №  «Летающие рыбы»

Краткое сообщение воспитанника /летающие рыбы/

Известно более 60 видов летающих рыб. Они способны выныривать из воды и пролетать до 400 метров. Так летучие рыбы спасаются от опасности.

9. «Поле чудес»

Учитель:  Вам необходимо отгадать название  морской рыбы, которая является  самой быстрой  в мире ее скорость достигает до 95 км/час.

Воспитанники называют букву, учитель вписывает, если она есть.

П

А

Р

У

С

Н

И

К

 10. «Загадки»

Учитель: Отгадайте загадку

«У родителей и деток вся одежда из монеток» (Чешуя)

О рыбах  сложены сказки,  поговорки,  пословицы и загадки.

Назовите,  какие вы знаете сказки с участием рыб /«Золотая рыбка», «По щучьему веленью»

/ Учитель показывает книги с этими произведениями./

А теперь попробуйте назвать пословицы и поговорки о рыбах.

«Без труда не вытащить и рыбку из пруда».

«Без костей и рыбки не съешь»

«На то и щука, чтобы карась не дремал»

«Рыбу за хвост не удержишь»

«Рыба мелка, да уха сладка»

11. Разгадать кроссворд.

Учитель: В заключении вам необходимо разгадать кроссворд. Ключевым словом является слово ИХТИОЛОГИЯ. Ихтиология это наука, которая изучает рыб.

Каждому раздается кроссворд с вопросами

1.Хищная речная рыба, обитает в жарких странах.

2. Суп из рыбы.

3.Морская рыба, обладающая электричеством.

4.Яйца рыб.

5.Рыба, строящая гнездо.

6. Речная рыба, откладывающая икру в морозы.

7.Крупная хищная речная рыба.

8.Рыба похожая на змею.

9.Аквариумная рыбка, которая рождает живых мальков.

10.Большое скопление рыбы.

Проверка,  на доске кроссворд с ответы.

  IV. Подведение итогов, выставление оценок.

Ребята вы все сегодня молодцы, спасибо за ваши знания. За ваши сообщения и правильные ответы.

Используемая литература:

1. Учебник биология 8 для коррекционных школ VIII вида.

2 «Последний звонок» № 6 за 2011 год.

3. Интернет ресурсы.

Кроссворд

1

и

2

х

3

т

4 

и

5

о

6

л

7

о

8

    г

9

и

10

я

1  

п

и

р

а

н

ь

я

2

у

х

а

3

с

к

а

т

4

и

к

р

а

5

к

о

л

ю

ш

к

а

6

н

а

л

и

м

7

с

о

м

8

у

  г

о

р

9

г

у

п

п

и

10

с

т

а

я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе "Обобщающее повторение по теме "Россия в первой половине XIX века"

Урок истории в 8 классе по теме "Обобщающее повторение: Россия в первой половине IX века", содержит тестовые задания, исторические задачи....

Конспект урока английского языка в 3 «Б» классе Обобщающее повторение по теме «Животные» по учебнику Н.И Быкова “Spotlight”

Конспект урока английского языка в 3 «Б» классе.  Обобщающее повторение по теме «Животные» по учебнику Н.И Быкова “Spotlight”...

Конспект урока английского языка в 3 классе Обобщающее повторение по теме «Животные» (Animals.)

Развитие коммуникативной способности школьников  на английском языке по теме «Животные»...

План-конспект урока в 8 классе. Обобщающее повторение по теме:"Климат России"

Обощающее повторение по теме:"Климат и климатические ресурсы России". Конспект содержит задания разного уровня для индивидуальной работы и групповой работы учащихся с использованием карт атл...