Интеллектуально- познавательная игра "Колесо жизни"
методическая разработка по биологии (6, 7, 8, 9 класс)

Зуйкова Татьяна Васильевна

Разработка интеллектуально- познавательной игры в рамках недели  биологии "Колесо жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koleso_zhizni.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Победино

Интеллектуально – познавательная игра

по биологии

«Колесо жизни»

Учитель: Зуйкова Т.В.

Рощино

По тропам, по топям, по морям шел человек, обдирая ноги о

камни. И стоял человек на краю земли и какой огромной

казалась ему Земля: океан безбрежен, земля необъятна!

И слаб и мал был человек перед силами природы!

 Но какую огромную роль играет сейчас человек в жизни природы. Ее судьба зависит от каждого из нас. Человека Земля всегда увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось узнать: что там за соседним лесом. И на сегодняшней игре давайте через вопросы прикоснемся к необыкновенному миру природы, которая не перестает удивлять нас, интересовать, манить к себе.

1 раунд «Больше, меньше»

       Вопросы задаются каждой команде по очереди.

  • У паука ног8

А у скорпиона ? ( больше, меньше, равно) –1балл

  • Бизон весит: 1 тонну.

А буйвол? ( больше, меньше ( 500кг), равно) – 1балл

  • У крота детенышей от 3 до 9

А у летучей мыши?( меньше, до 2-х) – 1б

  • Орлан- белохвост живет 20лет

А сокол?(больше, 25 лет)

  • У подберезовика сахара содержится 12%

А у груздя?(больше, 20%)

  • В картофеле калорий в 100 граммах 63

А в капусте?(меньше,20)

  • Масса индийского слона 6 тонн

А китовой акулы?(больше, 14 тонн)

  • У ольхи семена способны к прорастанию через 3 года

А у дуба?(меньше, 6 месяцев)

  • Лиственница растет до 45 метров

А ель?(равно, до 45м.)

2 раунд «Не веришь?»

 Командам выдаются карточки с цифрами 1.2.3. Дети выбирают один правильный ответ из трех.

  1. А ведь они кашляют. Ученые установили, что по интенсивности их кашля можно судить о загрязненности воды. Услышать его можно при помощи специальной аппаратуры. В загрязненной воде они хрипят и кашляют.      

                       1 – рыбы

                      2 – дельфины

                      3 – лягушки

 2. Посадили однажды курочку- наседку на утиные яйца, но она не выдержала и убежала.Жалко было яйца. Но на помощь пришел он. Целую неделю он их насиживал, а потом облизал родившихся утят и никого к ним не подпускал. История произошла в Подмосковье.

                       1 – кот

                       2 – петух

                       3 – индюк

  3. Самая маленькая птица колибри весит 3 грамма и имеет ненасытный аппетит. Еще бы! Ведь малютке приходится затрачивать огромное количество энергии, крылья вибрируют с частотой 55- 200 колебаний в секунду. И так почти весь день. Но все же она выкраивает время принять водные процедуры. А что служит ей «ванной»?

                        1 – лужа

                        2 – пасть крокодила

                        3 – лист растений

  4. Биологи утверждают, что он умнее коровы, овцы и курицы. Еще древние римляне использовали их в качестве сторожей – они зорко охраняют свою территорию и не хуже пса набрасываются на чужаков.

                        1 – петух

                        2 – гусь

                        3 – козел

  5. Завладев ею, медведь понюхает ее и глаза его сразу блестят от удовольствия. Затем он ее усердно лижет, потом зажмет лапами и старательно натирает ею свою морду. Измусолив ее, бросает и катается по земле. Чу- чуть посидит, вновь натрет ею морду и чихает.

                         1 – медвежья ягода

                         2- луковица

                         3 – волчья ягода

  6. Подавляющее большинство животных умеет плавать. Одно из исключений – он. Попав в глубокое место, он немедленно идет ко дну

                         1 – носорог

                         2 – верблюд

                         3 – бегемот

  7. Они поедают до 570 видов сорняков, которые не ест ни одно другое животное.

                          1 – овцы

                          2 – коровы

                          3 – зебры

3 раунд «Попади в точку»

 Я читаю вопрос и по очереди спрашиваю команды, если их ответ совпадает с моим, они получают 2 балла, остальные – по одному баллу.

  • Без чего рыба – не рыба? ( плавательный пузырь)
  • «Я без этого не выживу»- сказало дерево. (свет)
  • «Пойду- ка я домой»- и зарылся в землю. (суслик)
  • Кто сказал:»Я подолгу нахожусь в воде»? (лягушка)
  • Чьи слова «Не ешь меня отравишься»? (мухомор)
  • Они любят ездить « верхом». (рыба- прилипала)
  • На ком висит табличка «Не уверен, не обгоняй»?(страус)
  • Я добываю корм языком. (хамелеон).

4 раунд «Всяко разно»

За каждый правильный ответ команды получают 1 балл. Отвечает тот, кто знает, без очереди.

  1. В химии атом, а в биологии …  . (клетка).
  2. Живое существо другим словом.(организм)
  3. У рыб чешуя, у птиц перья, а у лягушки? (ничего ,голо)
  4. От них спасают птицы своих птенцов, неся в гнездо полынь.(от блох)
  5. По ней объясняли своим ученикам строение Вселенной древние философы.(луковица)
  6. Заменитель лошади, ставший главным загрязнителем воздуха.(автомобиль)
  7. Если это человек, то фактор …? ( антропогенный)
  8. Добровольное расставание с прежней кожей. ( линька)
  9. Кровопийца из червей. ( пиявка)
  10. Особь с постоянной температурой тела, четырьмя конечностями, хорошим зрением, но не очень чутким обонянием. (человек)
  11. Самое немое на земле животное. (жираф)
  12. Серость, с постоянно растущими зубами, маленькими глазами и ушами. (крыса)
  13. Гамета + гамета. (зигота)
  14. Если они прокариоты, то другие …? (эукариоты)
  15. Любимая еда скоробея. (навоз)
  16. Сфагнум в старости. (торф)
  17. Не летает, а птица, плавает, а не рыба. (пингвин)
  18. ЕЕ детеныши больше похожи на рыбу, чем на мамашу. (лягушка)
  19. Бывает прямая, ломанная, а урыб она – боковая.(линия)
  20.  То, что нас защищает и то, что мы должны повышать.(иммунитет)

5 раунд «Или, или»

Вопросы задаются командам по очереди, за правильный ответ- 1 балл.

  • Кто ядовит: морская звезда или медуза? - медуза
  • Кто тяжелее лосось или сом? – сом
  • Кто летит быстрее: стрекоза или муха? – стрекоза
  • Кто чаще взмахивает крыльями: грач или воробей? – воробей
  • У кого температура тела выше: у крысы или у кошки? – кошки
  • Кто лучше слышит: кузнечик или курица? – кузнечик
  • Кому больше требуется кислорода: раку или щуке?- щуке
  • Чье яйцо легче: аиста или лебедя? –лебедя
  • Чей мозг больше: человека или коровы?- человека
  • Кто дольше вынашивает детеныша: верблюд или носорог? – носорог
  • Кто дольше живет: дождевой червь или пчела?- дожд. червь
  • Где больше белка: в говядине или в белых грибах?- грибах

6 раунд «Знакомтесь, это – я»

Знания особенностей строения, жизнедеятельности, образа жизни, а также сообразительность помогут вам узнать загаданный объект. По какому признаку вы его угадали, столько и получите баллов ( они указаны слева каждого признака).

  1.             8б - Я живу в воде.

  7б – Предпочитаю холодные моря.

  6б – Когда высыхаю, покрываюсь сладким белым порошком.

  5б -  У меня нет корней, но если прикреплюсь к чему- либо, то намертво.

  4б – Расту я не летом, а зимой. Мое тело – таллом.

  3б – Меня любят и морские животные, особенно ежи, и человек.

  2б – Я богата углеводами, йодом, витаминами, белками, жирами.

  1б – Зовут меня так же как и огородный овощ. ( морская капуста)

  1.           8б – В детстве я двигаюсь медленно, а став взрослой, очень быстро.

  7б – Летаю везде, но больше люблю бывать у воды.

  6б – Моя добыча – летающие насекомые.

  5б – У меня изысканная, богатая окраска, особенно крыльев.

  4б – Кровь у меня холодная, а вместо внутреннего скелета – наружный.

  3б – У меня на 2 ноги меньше, чем у паука.

  2б – Я имею большие фасеточные глаза.

  1б – У меня четыре крыла и я похожа на вертолет.(стрекоза)

  1.            6б – Я могу ходить и плавать.

  5б – Я забочусь о своих детях и воспитываю их.

  4б – У меня постоянная температура тела.

  3б – Я хорошо адаптируюсь к различным условиям.

  2б – У меня объемное, цветное зрение.

  1б – Я хожу на двух ногах и говорю на множестве языков.(человек)

  1.           8б – У меня не очень хорошее зрение.

          7б – Мой хвост, по сравнению с телом, маленький.

                  6б – Живу преимущественно в чаще леса.

                 5б – Мы хорошо лазаем по деревьям и бегаем.

                 4б – Мой рацион включает мелких млекопитающих, насекомых, траву, ягоду, листья, орехи, фрукты, рыбу, а иногда я не брезгую падалью.

                3б – Мой мех темного цвета, а вес достигает 200 кг.

                2б – Когда приходят холода, я впадаю в спячку.

                1б – У меня на севере есть брат, но он носит белую шубу.

           (бурый медведь)

  1.  7б – Температура тела моя на 7 градусов выше, чем у человека.

       6б – На каждой моей ноге два пальца обращены вперед, два – назад.

    5б – Мой полет напоминает движение лодки, качающейся на малой волне.

   4б – Жесткие колючие перья хвоста служат опорой во время охоты.

   3б – Мой рацион состоит, в основном, из насекомых древоточцев, но также я ем и летающих насекомых, муравьев, ягод, сока растений.

  2б – Мое жилье в дупле дерева.

  1б – С помощью мощного клюва я долблю стволы деревьев, а мой длинный  язык достает насекомых. (дятел)

Заключительный раунд « Словами славян»

А какой виделась славянину земля в далеком прошлом? Как они ее называли? (Высказывания детей).

 Славяне с любовью и благодарностью называли землю        « священной матушкой», «матерью плодов благовеянных». Она давала жизнь и силу всему, что окружало нашего далекого предка и окружает нас с вами, а это значит, что земля дает жизнь и нам!

Для славянина земля была живым существом.

Попробуйте и вы почувствовать ее живой.

Вам надо вставить в текст недостоющие по смыслу слова.

За  каждое попадание – 1 балл. (Дети получают текст, в котором вместо слов, взятых в скобки, стоят точки).

                             Земля

  (Деревья) и (цветы) были ее волосами.

  Камни и (горы) были ее костями.

  Реки и озера были ее (кровью).

  Она (улыбалась), как человек, под лучами солнца.

  Она жалобно (стонала) от боли в бурю и непогоду.

  Она засыпала, укрытая под (снегом), и спала всю зиму.

  Она (просыпалась) к жизни весной.

Подведение итогов. Награждение победителей и отличившихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра "Искусство во мне"

Внеклассное мероприятие по ИЗО в 6 классе...

«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.

Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для  учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...

Интеллектуально-познавательная викторина "Любимый город"

Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие тв...

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы...

Интеллектуально - познавательная программа "Спорт - это жизнь"

Общешкольное мероприятие по здоровому образу жизни....

Авторская разработка "Интеллектуально-познавательная игра с элементами тренинга «Алгоритм здорового образа жизни»

Форма: интеллектуально-познавательная игра с элементами тренингаЦели и задачи:1.Расширить представления учащихся о понятии «здоровье»2. Выработать четкую позицию отказа от вредных привычек3. Ориентиро...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...