Лабораторная работа "Кольчатые черви"
материал по биологии (8 класс)
Данный материал может быть использован как лабораторная работа, так и самостоятельная работа на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кольчатые черви | 59.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
“Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место»
Ч. Дарвин
Вопрос к уроку
- В чем заключается усложнение организации кольчатых червей в сравнении с ранее изученными животными?
Задание №1 Проверка полученных ранее знаний (3 минуты)
Базовый уровень | Повышенный уровень |
I. Выбери верные суждения и выпиши в бланк ответов
10.Плоские и круглые черви относятся к одному типу Ответы:____________________________ | I. Выпишите буквы, кодирующие признаки, характерные для круглых червей . А. Гермафродиты. Б. Раздельнополые животные. В. Пищеварительная система имеет одно отверстие – рот. Г. Пищеварительная система представляет собой трубку, которая заканчивается анальным отверстием. Д. Между стенкой тела и внутренними органами располагается полость тела. Е. Промежутки между органами заполнены паренхимой. 2. Выберите из предложенного списка несколько представителей круглых червей: а) луковая нематода; в) дождевой червь; б) острица; г) аскарида 3. У круглых червей: а) лучевая симметрия и трёхслойное строение тела; б) двусторонняя симметрия и трёхслойное строение тела; в) лучевая симметрия и двухслойное строение тела; г) двусторонняя симметрия и двухслойное строение тела 4. Круглые черви отличаются от плоских: а) типом симметрии тела; б) количеством слоёв клеток тела; в) наличием анального отверстия в пищеварительной системе; г) отсутствием паразитических форм Ответы: 1.– 2 – 3 – 4 – |
Критерии оценки: 0-3 ошибки – «4» 4-6 ошибок – «3» 7-10 ошибок -- «2» | Критерии оценки: 0-1 ошибка – «5» 2-3 ошибки – «4» 4-5 ошибок – «3» |
Задание № 2. Изучение нового материала (10 мин.)
Лабораторная работа
«Изучение внешнего строения и передвижения дождевого червя»
Цель работы. Установить характерные особенности внешнего строения дождевого червя и их соответствие условиям жизни в почве.
Вопросы и задания
- Рассмотрите дождевого червя и определите форму его тела. Что видно на теле?
- Измерьте длину тела.
- рассмотрите концы тела дождевого червя. Сравните их и определите передний и задний конец. Где находится утолщение?
- Рассмотрите верхнюю и нижнюю часть тела дождевого червя, сравните и определите брюшную и спинную стороны.
- Проведите наблюдения за передвижением дождевого червя. Для этого перенесите его в ванночку, а затем:
а) пронаблюдайте передвижение дождевого червя на стекле и на бумаге, сравните;
б) проведите пальцем вдоль тела от заднего конца к переднему. Что вы обнаружили и на какой стороне?
- Для выяснения ориентировки дождевого червя во внешней среде проделайте следующее:
а) прикоснитесь препаровальной иглой к телу дождевого червя (что произошло?);
б) поднесите к переднему концу червя кусочек лука или смоченную в уксусе стеклянную палочку, не дотрагиваясь до его тела (что произошло?)
Какое явление происходит во всех проделанных вами опытах?
Ответьте на вопросы:
А- Какая форма тела у дождевого червя, размеры, цвет спинки и брюшка?
Б –Где передвигается червь лучше: по стеклу или по бумаге?
В- Что вы ощущаете при прикосновении?
Г - Какова роль щетинок?
Д- Как реагирует червь на прикосновение?
Е- Как реагирует червь на резкий запах лука или уксуса – химическое воздействие ?
Ж- На рисунке подпишите указанные части тела червя: передний конец тела, задний конец тела, поясок.
Задание № 3. Заполните таблицу, используя учебник на стр. 125 – 127 и дополнительный материал (10 минут). По окончании выслушайте товарищей и, если требуется, внесите исправления и дополнения в таблицу
| Тип Кольчатые черви |
| Класс Класс Класс |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Дополнительный материал для заполнения таблицы
Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.
У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полость тела называется вторичной, или целомом.
Пищеварительная система устроена значительно сложнее.
Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.
У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела с 7 по 13 сегменты. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.
Органов дыхания нет. Они дышат всей поверхностью тела.
Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.
Вывод: какие черты организации отличают этот тип животных от ранее изученных? И можно ли сказать, что этот тип обладает более прогрессивными чертами?
Задание № 4. Познавательная задача
Дождевые черви живут в земле, выкапывая длинные трубчатые ходы, куда они затаскивают различные органические остатки с поверхности. Питаются черви разлагающимися органическими веществами. Непереваренные остатки пищи, содержат в себе много измельченных земляных частиц и откладываются ими на поверхности земли. На одном гектаре земли может жить до 4 млн. дождевых червей. За сутки одно животное перерабатывает около 0,5 грамма почвы.
Рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывается червями на 1 гектаре земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные задания. "Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви"
Проверочные задания...
Тесты - Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви)
Готовые тестовые задания.По темам:1. Простейшие2. Кишечнополостные3. Кольчатые черви4. Круглые черви5. Плоские червиОтветы прилагаються....
Карточки по зоологии по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви "
Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по зоологии. Они помогут учителю оценить знания учащихся по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви"....
Конспект урока с использованием лабораторной работы по теме "Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей"
Конспект урока можно использовать в 7 классе при изучении темы "Тип кольчатые черви. Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей." Для лабораторной работы используются натуральные объекты-дождевые ...
Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя. 7 класс
Данная лабораторная работа, кроме практической части, содержит краткие теоретическое факты о представителях типа Кольчатые черви. Практическая часть включает подборку иллюстраций, характеризующих жизн...
Контрольная работа по темам: "Тип: плоские черви, тип: круглые черви, тип: кольчатые черви"
Контрольная работа предназначена для класса с углубленным изучением биологии....