Проект "Механизм вдоха и выдоха.Модель Дондерса".
проект по биологии (8 класс)
Выяснить причины, лечение и профилактику туберкулеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mehanizm_vdoha_i_vydoha._model_dondersa.docx | 296.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Соболевская ОШ имени А.Н.Попова
Проект на тему:
Механизм вдоха и выдоха. Модель Дондерса.
Выполнил
обучающийся 8 класса
Куликов Даниил
Проверила
учитель биологии
Корнеева Т. В.
д.Соболево
2023 год
Механизм вдоха и выдоха. Модель Дондерса.
Цель работы:закрепить знания о строении и работе легких,механизме
вдоха и выдоха;
изготовить модель легких для наглядной демонстрации.
Оборудование: бутыль пластиковая 1.5 л, трубки пластиковые, тройник пластиковый, резиновые перчатки медицинские, резинки канцелярские, клей – герметик, ножницы.
Техника безопасности:
- При работе с ножницами можно порезаться
- Клей может вызвать раздражение на коже
План:
1. Актуальность, выбранной темы.
2. Значение дыхания. Этапы газообмена.
3. Особенностях строения легких.
4. Механизм вдоха и выдоха.
5. Схема вдоха и выдоха.
6. Модель Дондерса, биография ученого.
7. Описание моей модели.
8. Выводы.
1. Актуальность, выбранной темы.
Вопрос, почему происходит вдох и выдох, какие законы лежат в основе этих процессов, на мой взгляд, один из самых интересных в курсе биологии 8 класса. Мне захотелось подробнее разобраться в этом вопросе. Я считаю, что наглядная модель поможет мне и моим одноклассникам в изучении этой темы. Этот вопрос очень важен для нас, так как я и мои одноклассники имеем проблемы, связанные со здоровьем. Многие из нас знают такое страшное слово – «туберкулез». Мы проходим курс длительного лечения в нашей школе. Я хочу стать фтизиатром (врачом, который занимается выявлением, лечением и профилактикой туберкулеза) и победить эту болезнь.
2. Значение дыхания. Этапы газообмена.
Дыхание является одной из жизненно важных функций организма.
Дыханием называют совокупность процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой (внешнее дыхание) и окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется и запасается энергия (внутреннее и клеточное дыхание). У человека газообмен состоит из четырех этапов:
1) обмен газов между воздушной средой и легкими;
2) обмен газов между легкими и кровью;
3) транспортировка газов кровью;
4) газообмен в тканях.
Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения.
3. Особенности строения легких.
Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме.
Каждое легкое одето оболочкой – легочной плеврой. Плевра также выстилает грудную полость с внутренней стороны. Это пристеночная плевра. Между легочной и пристеночной плеврой – узкая щель. Она называется плевральной полостью и заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.
Сами легкие не могут нагнетать или изгонять воздух из своих альвеол, так как не имеют мышечной ткани. Они лишь пассивно следуют за изменениями объема грудной полости. Поскольку давление в плевральной полости меньше, чем давление воздуха в легких, легкие всегда прижаты к стенкам грудной полости и точно следуют за изменениями её конфигурации.
4. Механизм вдоха и выдоха.
Вдох заключается в том, что диафрагма опускается вниз, отодвигая органы брюшной полости, а межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны. Объем грудной полости увеличивается, и легкие пассивно следуют за этим увеличением. Вследствие этого давление внутри легочных альвеол падает, и наружный воздух поступает в альвеолы.
Выдох начинается с того, что межреберные мышцы расслабляются. Под действием силы тяжести грудная клетка опускается вниз, а диафрагма понимается вверх. Объем грудной полости уменьшается, легкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного, и часть его выходит наружу. ( см. схему)
5. Процессы вдоха и выдоха можно изобразить в виде схемы.
Вдох
Сокращение дыхательных мышц ( межреберных и диафрагмы)
↓
Увеличение объема грудной полости и полости легких
↓
Уменьшение давления в грудной полости и в легких
↓
Поступление атмосферного воздуха из области более высокого давления (окружающая среда) в область более низкого давления (легкие)
Выдох
Опускание ребер и расслабление диафрагмы
↓
Уменьшение объема грудной полости и полости легких
↓
Увеличение давления в грудной полости и в легких
↓
Движение воздуха из области более высокого давления (легкие) в область более низкого давления (окружающая среда)
6.Модель Дондерса.
Поступление воздуха в легкие и изгнание его из легких можно наблюдать на модели, носящей имя своего изобретателя, голландского физиолога Дондерса.
Франциск КорнелисДондерс (нидерл. Franciscus Cornelis Donders; 27 мая 1818, Тилбург — 24 марта 1889, Утрехт) — голландский биолог, физиолог и врач-офтальмолог, основатель Нидерландского глазного госпиталя.
Франциск Дондерс был последним ребёнком в многодетной семье (у него было восемь старших сестер). Рос без отца, который умер сразу после его рождения. В возрасте 11 лет, благодаря своим способностям, он уже смог зарабатывать репетиторством. В 17 лет он начал изучать медицину в Утрехтском университете. После окончания курса и врачебной практики во Флиссингене, Дондерс стал военным хирургом в Гааге. Вскоре молодого врача пригласили читать лекции по анатомии, гистологии и физиологии в Военную медицинскую школу, образованную при Утрехтском университете.
В это время он стал много заниматься научными изысканиями и публиковаться. Одна из статей 1844 года была посвящена энергетике живых организмов, и в ней молодой учёный констатировал, что животное тепло есть тепло химических реакций, происходящих в организме. В другой статье, 1846 года, он оспорил господствующее мнение о возникновении видов в результате независимых актов создания, предположив, что современные формы жизни — результат непрерывного действия природных законов на протяжении эпох. После выхода в свет «Происхождения видов» Дондерс стал одним из самых убеждённых защитников идей Дарвина.
Физиологические исследования Франциска Дондерса охватывают широкое поле. Его производительность была огромна, и по каждому предмету, который он изучал, он оставил значимый след — будь то физиология речи, скорость нервных реакций, мышечных сокращений, химии дыхания, цветового зрения цвета и цветовой слепоты, а также множество других проблем.
Дондерс возглавлял Нидерландскую королевскую академию наук, был иностранным членом Лондонского королевского общества и иностранным членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Модель Дондерса (см.рис.) представляет собой стеклянную бутыль с резиновым дном. Верхнее отверстие бутыли закрыто пробкой, через которую пропущена стеклянная трубка. На конце трубки, помещающемся внутри бутыли, укрепляется трахея с бронхами и легкими, вырезанными у небольшого по размерам животного (крысы и кролика); через наружный конец трубки полость легких сообщается с атмосферным воздухом. В стенку бутыли впаян манометр, показывающий изменения давления в ходе эксперимента.
7. Описание моей модели.
В основу моей модели положен тот же принцип, что и в классической модели Дондерса. Однако есть отличия.
Я взял не стеклянную, а пластиковую бутыль, трахеи и бронхи изготовлены из пластиковых трубок, вместо настоящих легких – воздушные шарики.Также в моей модели отсутствует манометр.Резиновое дно имитирует диафрагму и позволяет изменять объём полости внутри бутыли («грудной полости»). Оттягивая или продавливая резиновое дно модели можно имитировать процесс воздухообмена в лёгких.
8. Выводы.
- Моя модель проста в изготовлении, но эффективно работает и очень наглядно демонстрирует механизм вдоха и выдоха.
- В процессе работы я установил, что человек и его организм – это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются такие науки, как химия и физика.
- Поступление воздуха в легкие во время вдоха и выталкивание его во время выдоха являются физическими процессами. Доказательством этого положения служит то, что мне удалось смоделировать этот процесс на неживом объекте.
Литература
- Учебник: Биология.Человек. 8 кл.: учебник / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – М. : Дрофа, 2016. – 416, с. : ил.
- Биология. Пособие для поступающих в вузы. Под ред. Ярыгина В.Н.- 7-е изд., стер.- М.:Высш. шк., 2004
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Дондерс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Механизмы вдоха и выдоха
Данный урок биологии разработан с учётом всех требований Государственного образовательного стандарта. Разработк аурока окажет помощь педагогам общеобразовательных учреждений....
Механизмы вдоха и выдоха
Знакомство учащихся с составом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, разъяснение механизмов вдоха и выдоха...
Конспект урока по теме "Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"
Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (кабинет 3D)...
Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха».
Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха»....
конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"
ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...
Конспект урока. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
Урок проводится для 8 класса по УМК В.В. Пасечника....
Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.
Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...