рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная биология"
рабочая программа по биологии (9 класс)

Содержание курса включает 3 основные раздела: ботаника, зоология, общая биология.  Данные разделы делятся на темы, и каждая тема является продолжением курса биологии. Наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий, исследовательская работа. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Верхнетакерменская основная общеобразовательная школа имени

Габделхая Сабитова" Мензелинского муниципального района

Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности по биологии

«Занимательная биология»

для обучающихся 9 класса

Составитель Шарафетдинова Ф.Р

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Занимательная биология» составлена и предназначена для обучающихся 9-х классов, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2015г. и соответствует УМК: В.В. Пасечник. А.А. Каменский, Е.А. Крискунов Биология. 9 касс. М.: Дрофа., 2018г. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413); основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы)

Структура программы. Содержание курса включает 3 основные раздела: ботаника, зоология, общая биология. Данные разделы делятся на темы, и каждая тема является продолжением курса биологии. Наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий, исследовательская работа. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности), (см. приложение 1). Технология ИСУД позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

#1062;ель: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания обучающихся, сформировать и актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.

Задачи:

  • Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.
  • Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера
  • Развивать ключевые компетенции: учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
  • Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.

Описание места учебного курса в учебном плане школы

Внеурочная деятельность по биологии рассчитан на 34 часа.

#1055;ланируемые результаты:

Личностные результаты

  1. Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории.
  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  4. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
  5. Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
  6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД

  1. Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УДД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

аргументировано отстаивать свое мнение.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  2. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  4. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  5. Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач.
  6. Смысловое чтение.

Предметные результаты

Знание

  • строения биологических объектов: клетки, генов и хромосом; вида и экосистем;
  • многообразие живых организмов (царств живой природы: прокариоты, грибы, растения, животные, вирусы);
  • важнейших биологических процессов: метаболизм, размножение, онтогенез;
  • основных положений биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • о вкладе выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологической терминологии и символики;

Умение

  • использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли;
  • правильно распределять время при выполнении тестовых работ;
  • обобщать и применять знания о многообразии живых организмов;
  • сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств;
  • устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений;
  • работать с текстом или рисунком.
  • решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации;
  • решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации;
  • решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

#1057;одержание курса

Раздел

Краткая характеристика

Кол-во часов

Раздел 1. Биология как наука.

Краткая история развития биологии. Вклад в развитие биологии древнегреческих философов и врачей, ученых современной эпохи. Система биологических наук. Сущность жизни. Уровни организации живой материи.

Методы биологии

1

Раздел 2. Клетка.

Типы клеток. Органоиды клетки. Цитоплазма. Наружная мембрана.

Ядро. Хромосомы. ДНК. Гаплоидный набор Гомологичные хромосомы. Кариотип. Нуклеиновые кислоты. Пиноцитоз и фагоцитоз

2

Раздел 3. Организм.

Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды. Биосинтез белка. Принцип комплементарности. Капсид. Бактериофаг. Генетическая информация. Антибиотики. Царство растения. Царство животные. Деление клетки. Размножение. Экология.

14

Итого

17

#1058;ЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9

Раздел программы

Программное

содержание

Характеристика

деятельности

учащихся

Тема урока

урока

Кол-во часов

Дата

проведения

По

Плану

По

Факту

Раздел 1. Биология как наука.

Краткая история развития биологии. Вклад в развитие биологии древнегреческих философов и врачей, ученых современной эпохи. Система биологических наук. Сущность жизни.

Уровни организации живой материи.

Методы биологии

Знать:

Краткую историю развития биологии.

Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи.

Методы биологии.

Уметь:

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять роль биологии в формировании

научного мировоззрения.

Перечислять:

уровни и свойства живой природы.

Выделять основные признаки и понятия «биологическая система».

Аргументировать свою точку на существование определений понятия «жизнь».

Приводить примеры.

Биология как наука.

Методы научного

познания.

1

1

Раздел 2. Клетка.

Органоиды клетки.

Цитоплазма.

Наружная мембрана.

Ядро. Хромосомы. ДНК.

Гаплоидный набор

Гомологичные хромосомы

Кариотип.

Нуклеиновые кислоты.

Пиноцитоз и фагоцитоз.

Знать:

Строение прокариотической клетки.

Органоиды клетки.

Состав цитоплазмы.

Ядро и хромосомы. ДНК.

Пиноцитоз и фагоцитоз.

Уметь:

Называть мембранные и немембранные

органоиды клетки.

Выделять строение эукариотической клетки.

Сравнивать строение

растительной и животной клетки.

Эукариотическая клетка. ЛР строение клеток.

2

1

Разнообразие прокариот.

Знать:

Строение прокариотической клетки.

Органоиды прокариотической клетки.

Формы бактериальных клеток.

Спорообразование.

Уметь:

Называть части и органоиды прокариотической клетки.

Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов.

Выделять различия эукариот и прокариот.

Раскрывать сущность процесса спорообразования.

Прокариотическая клетка.

3

1

Раздел 3. Организм.

Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды.

Биосинтез белка. Принцип комплементарности.

Знать:

понятия:

Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды.

Генетический код.

Транскрипция.

Трансляция.

Биосинтез белка.

Принцип комплементарности.

Уметь:

Называть свойства генетического кода.

Описывать биосинтез белка.

Характеризовать сущность передачи наследственной информации.

Реализация наследственной информации.

4

1

Капсид. Бактериофаг.

Генетическая информация.

Антибиотики.

Знать:

Строение вирусов.

Капсид и размножение.

Процесс проникновения

вируса в клетку.

Значение в природе и в жизни человека.

Уметь:

Описывать процесс проникновения вируса в клетку.

Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку.

Использовать знания в повседневной жизни.

Вирусы.

5

1

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

Знать:

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.

Питание, размножение, образование спор.

Многообразие и значение бактерий.

Уметь:

Распознавать и описывать

строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Характеристика Царства Бактерии.

6

1

Признаки царства Животные.

Типы симметрии: лучевая и двусторонняя.

Знать:

Признаки царства Животные.

Типы симметрии: лучевая и двусторонняя.

Уметь:

Приводить примеры животных с различным типом симметрии.

Выделять особенности животных.

Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.

Общая характеристика Царства Животные.

7

1

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Межклеточное вещество.

Роль клеток и тканей в организме.

Знать:

Типы и строение тканей животных и человека: эпителиальные, соединительные

(костная, хрящевая, жировая, кровь),

мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная;

Межклеточное вещество;

Роль клеток и тканей в организме.

Уметь:

Давать определения понятию ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей;

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани животных.

Называть основные группы тканей животных;

Сравнивать ткани животных, растений и делать выводы на основе их сравнения;

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Клетки и ткани животных.

8

1

Царство Растения.

Характерные признаки царства растений.

Низшие растения.

Высшие растения.

Отделы высших растений.

Значение растений в природе и жизни человека.

Знать:

Признаки царства растения;

Высшие и низшие растения;

Отделы высших растений.

Уметь:

Называть признаки царства растения;

Распознавать отделы растений.

Различать и описывать низшие и высшие растения.

Объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Характеристика Царства Растения.

9

1

Размножение – свойство организмов.

Деление клетки. Митоз, сущность и значение.

Знать:

Жизненный цикл клетки.

Размножение – свойство организмов.

Фазы митоза.

Сущность и значение митоза.

Уметь:

Описывать процесс удвоения ДНК и фазы митоза.

Объяснять биологическое значение митоза.

Деление клетки. Митоз.

10

1

Мейоз. Фазы.

Оплодотворение.

Партеногенез.

Гаметогенез.

Гаметы.

Гермафродитизм.

Овогенез.

Сперматогенез.

Знать:

Ключевые понятия.

Особенности бесполого и полового размножения.

Способы бесполого размножения.

Виды вегетативного размножения.

Связь между половыми клетками.

Процесс кроссинговера.

Значение митоза и мейоза.

Уметь:

Доказывать, что размножение одно из важнейших свойств живой природы.

Сравнивать бесполое и половое размножение.

Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни.

Решать генетические задачи.

Размножение: бесполое и половое.

11

1

Онтогенез.

Эмбриогенез.

Бластула.

Дробление.

Эмбриология.

Метаморфоз.

Непрямое развитие.

Прямое развитие.

Эмбриональная дивергенция.

Знать:

Периоды онтогенеза животных

Онтогенез растений.

Прямое и непрямое развитие.

Метаморфоз.

Закономерности онтогенеза.

Уметь:

Называть периоды онтогенеза, типы развития, причины нарушения развития.

Описывать процесс эмбриогенеза.

Объяснять биологическое значение непрямого развития.

Сравнивать прямое и непрямое развитие.

Характеризовать циклы онтогенеза растений.

Индивидуальное развитие организмов.

12

1

Аллельные гены.

Гомо и гетерозигота. Доминантный признак

Рецессивный признак.

Моногибридное

Скрещивание.

Знать:

Статистический характер законов Г. Менделя

Анализирующее скрещивание.

Цитологические основы генетических законов.

Уметь:

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать: механизм проявления моногибридного скрещивания; и механизм неполного доминирования.

Анализировать содержание схемы наследования при скрещивании.

Составлять схему моногибридного скрещивания.

Решение генетических задач.

13

1

Биологическая эволюция.

Зоны: криптозой, или докембрий, фанерозой

Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой,

кайнозой.

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых

организмов в процессе

эволюции.

Знать:

Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Уметь:

Давать определения ключевым понятиям.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Развитие жизни на Земле.

14

1

Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека.

Анатомо-

физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей.

Антропогенез.

Знать:

Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами.

Анатомо-физиологическая эволюция человека.

Роль факторов антропогенеза.

Антропогенез.

Уметь:

Называть:

стадии эволюции человека;

представителей каждой эволюционной стадии.

Характеризовать:

-особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных

позиции;

-роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

Эволюция человека.

15

1

Экология

Среда обитания

Экосистемы

Экологические факторы

Ограничивающий фактор

Экологические ниши

Знать:

Среда обитания.

Экосистемы.

Ограничивающий фактор.

Экологические ниши

Уметь:

Давать определения ключевым понятиям.

Называть задачи экологии;

экологические факторы.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Организм и среда. Экологические факторы.

16

1

Ключевые понятия

Биоценоз

Биогеоценоз

Экосистема

Биотоп

Зооценоз

Фитоценоз

Микробиоценоз

Продуценты

Консументы

Редуценты

Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая.

Знать:

Структуру экосистем: пространственная, видовая, экологическая

Уметь:

Давать определения

ключевым понятиям.

Описывать структуру экосистемы.

Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Структура экосистем.

17

1

ИТОГО:

17

17

#1057;ведения о контроле

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные работы

Лабораторные и практические работы

1

Раздел 1. Биология как наука.

1

-

-

2

Раздел 2. Клетка.

2

-

1

3

Раздел 3. Организм.

14

-

1

Итого:

17

0

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии "Тайны микромира"

Аннотация  курса внеурочной деятельности по биологии«Тайны микромира» Программа внеурочной деятельности «Тайны микромира» в пятом классе соответствует целям ФГОС и об...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии. Подготовка к ОГЭ" 9 кл.

На уроках биологии в 9  классах недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью при проведении групповых занятий особое вниман...

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ «ЮНЫЙ МЕДИК» для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана с опорой на Программу курса биологии «Человек. 8 класс» В.В. Пасечника  (Рабочие программы по биологии 5-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. З...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология» 5-6класса

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -иссле...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская лаборатория по биологии"

Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследовательская лаборатория по биологии» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО, по...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии для 6 класса "Зелёная лаборатория"

Программа разработана на основе       Авторской программы по биологии  5-9 кл  системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф&raq...