рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная биология"
рабочая программа по биологии (9 класс)
Содержание курса включает 3 основные раздела: ботаника, зоология, общая биология. Данные разделы делятся на темы, и каждая тема является продолжением курса биологии. Наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий, исследовательская работа. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Верхнетакерменская основная общеобразовательная школа имени
Габделхая Сабитова" Мензелинского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по биологии
«Занимательная биология»
для обучающихся 9 класса
Составитель Шарафетдинова Ф.Р
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Занимательная биология» составлена и предназначена для обучающихся 9-х классов, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2015г. и соответствует УМК: В.В. Пасечник. А.А. Каменский, Е.А. Крискунов Биология. 9 касс. М.: Дрофа., 2018г. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413); основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы)
Структура программы. Содержание курса включает 3 основные раздела: ботаника, зоология, общая биология. Данные разделы делятся на темы, и каждая тема является продолжением курса биологии. Наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий, исследовательская работа. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности), (см. приложение 1). Технология ИСУД позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
#1062;ель: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания обучающихся, сформировать и актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.
Задачи:
- Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.
- Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного, прикладного и творческого характера
- Развивать ключевые компетенции: учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
- Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.
Описание места учебного курса в учебном плане школы
Внеурочная деятельность по биологии рассчитан на 34 часа.
#1055;ланируемые результаты:
Личностные результаты
- Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
- Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД
- Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УДД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
аргументировано отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
- Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
Предметные результаты
Знание
- строения биологических объектов: клетки, генов и хромосом; вида и экосистем;
- многообразие живых организмов (царств живой природы: прокариоты, грибы, растения, животные, вирусы);
- важнейших биологических процессов: метаболизм, размножение, онтогенез;
- основных положений биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- о вкладе выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологической терминологии и символики;
Умение
- использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли;
- правильно распределять время при выполнении тестовых работ;
- обобщать и применять знания о многообразии живых организмов;
- сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств;
- устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений;
- работать с текстом или рисунком.
- решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации;
- решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации;
- решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
#1057;одержание курса
Раздел | Краткая характеристика | Кол-во часов |
Раздел 1. Биология как наука. | Краткая история развития биологии. Вклад в развитие биологии древнегреческих философов и врачей, ученых современной эпохи. Система биологических наук. Сущность жизни. Уровни организации живой материи. Методы биологии | 1 |
Раздел 2. Клетка. | Типы клеток. Органоиды клетки. Цитоплазма. Наружная мембрана. Ядро. Хромосомы. ДНК. Гаплоидный набор Гомологичные хромосомы. Кариотип. Нуклеиновые кислоты. Пиноцитоз и фагоцитоз | 2 |
Раздел 3. Организм. | Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды. Биосинтез белка. Принцип комплементарности. Капсид. Бактериофаг. Генетическая информация. Антибиотики. Царство растения. Царство животные. Деление клетки. Размножение. Экология. | 14 |
Итого | 17 |
#1058;ЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Тема урока | № урока | Кол-во часов | Дата проведения | |||||
По Плану | По Факту | ||||||||||
Раздел 1. Биология как наука. | Краткая история развития биологии. Вклад в развитие биологии древнегреческих философов и врачей, ученых современной эпохи. Система биологических наук. Сущность жизни. Уровни организации живой материи. Методы биологии | Знать: Краткую историю развития биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии. Уметь: Давать определения ключевым понятиям. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Перечислять: уровни и свойства живой природы. Выделять основные признаки и понятия «биологическая система». Аргументировать свою точку на существование определений понятия «жизнь». Приводить примеры. | Биология как наука. Методы научного познания. | 1 | 1 | ||||||
Раздел 2. Клетка. | Органоиды клетки. Цитоплазма. Наружная мембрана. Ядро. Хромосомы. ДНК. Гаплоидный набор Гомологичные хромосомы Кариотип. Нуклеиновые кислоты. Пиноцитоз и фагоцитоз. | Знать: Строение прокариотической клетки. Органоиды клетки. Состав цитоплазмы. Ядро и хромосомы. ДНК. Пиноцитоз и фагоцитоз. Уметь: Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять строение эукариотической клетки. Сравнивать строение растительной и животной клетки. | Эукариотическая клетка. ЛР строение клеток. | 2 | 1 | ||||||
Разнообразие прокариот. | Знать: Строение прокариотической клетки. Органоиды прокариотической клетки. Формы бактериальных клеток. Спорообразование. Уметь: Называть части и органоиды прокариотической клетки. Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов. Выделять различия эукариот и прокариот. Раскрывать сущность процесса спорообразования. | Прокариотическая клетка. | 3 | 1 | |||||||
Раздел 3. Организм. | Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды. Биосинтез белка. Принцип комплементарности. | Знать: понятия: Ген. Молекула ДНК и РНК. Нуклеотиды. Генетический код. Транскрипция. Трансляция. Биосинтез белка. Принцип комплементарности. Уметь: Называть свойства генетического кода. Описывать биосинтез белка. Характеризовать сущность передачи наследственной информации. | Реализация наследственной информации. | 4 | 1 | ||||||
Капсид. Бактериофаг. Генетическая информация. Антибиотики. | Знать: Строение вирусов. Капсид и размножение. Процесс проникновения вируса в клетку. Значение в природе и в жизни человека. Уметь: Описывать процесс проникновения вируса в клетку. Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку. Использовать знания в повседневной жизни. | Вирусы. | 5 | 1 | |||||||
Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. | Знать: Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. Многообразие и значение бактерий. Уметь: Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | Характеристика Царства Бактерии. | 6 | 1 | |||||||
Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. | Знать: Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Уметь: Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. | Общая характеристика Царства Животные. | 7 | 1 | |||||||
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Межклеточное вещество. Роль клеток и тканей в организме. | Знать: Типы и строение тканей животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная; Межклеточное вещество; Роль клеток и тканей в организме. Уметь: Давать определения понятию ткань. Изучать микроскопическое строение тканей; Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани животных. Называть основные группы тканей животных; Сравнивать ткани животных, растений и делать выводы на основе их сравнения; Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. | Клетки и ткани животных. | 8 | 1 | |||||||
Царство Растения. Характерные признаки царства растений. Низшие растения. Высшие растения. Отделы высших растений. Значение растений в природе и жизни человека. | Знать: Признаки царства растения; Высшие и низшие растения; Отделы высших растений. Уметь: Называть признаки царства растения; Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения. Объяснять роль растений в природе и жизни человека. | Характеристика Царства Растения. | 9 | 1 | |||||||
Размножение – свойство организмов. Деление клетки. Митоз, сущность и значение. | Знать: Жизненный цикл клетки. Размножение – свойство организмов. Фазы митоза. Сущность и значение митоза. Уметь: Описывать процесс удвоения ДНК и фазы митоза. Объяснять биологическое значение митоза. | Деление клетки. Митоз. | 10 | 1 | |||||||
Мейоз. Фазы. Оплодотворение. Партеногенез. Гаметогенез. Гаметы. Гермафродитизм. Овогенез. Сперматогенез. | Знать: Ключевые понятия. Особенности бесполого и полового размножения. Способы бесполого размножения. Виды вегетативного размножения. Связь между половыми клетками. Процесс кроссинговера. Значение митоза и мейоза. Уметь: Доказывать, что размножение одно из важнейших свойств живой природы. Сравнивать бесполое и половое размножение. Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни. Решать генетические задачи. | Размножение: бесполое и половое. | 11 | 1 | |||||||
Онтогенез. Эмбриогенез. Бластула. Дробление. Эмбриология. Метаморфоз. Непрямое развитие. Прямое развитие. Эмбриональная дивергенция. | Знать: Периоды онтогенеза животных Онтогенез растений. Прямое и непрямое развитие. Метаморфоз. Закономерности онтогенеза. Уметь: Называть периоды онтогенеза, типы развития, причины нарушения развития. Описывать процесс эмбриогенеза. Объяснять биологическое значение непрямого развития. Сравнивать прямое и непрямое развитие. Характеризовать циклы онтогенеза растений. | Индивидуальное развитие организмов. | 12 | 1 | |||||||
Аллельные гены. Гомо и гетерозигота. Доминантный признак Рецессивный признак. Моногибридное Скрещивание. | Знать: Статистический характер законов Г. Менделя Анализирующее скрещивание. Цитологические основы генетических законов. Уметь: Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: механизм проявления моногибридного скрещивания; и механизм неполного доминирования. Анализировать содержание схемы наследования при скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания. | Решение генетических задач. | 13 | 1 | |||||||
Биологическая эволюция. Зоны: криптозой, или докембрий, фанерозой Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | Знать: Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Уметь: Давать определения ключевым понятиям. Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами. | Развитие жизни на Земле. | 14 | 1 | |||||||
Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо- физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Антропогенез. | Знать: Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Анатомо-физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза. Антропогенез. Уметь: Называть: стадии эволюции человека; представителей каждой эволюционной стадии. Характеризовать: -особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиции; -роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. | Эволюция человека. | 15 | 1 | |||||||
Экология Среда обитания Экосистемы Экологические факторы Ограничивающий фактор Экологические ниши | Знать: Среда обитания. Экосистемы. Ограничивающий фактор. Экологические ниши Уметь: Давать определения ключевым понятиям. Называть задачи экологии; экологические факторы. Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды. | Организм и среда. Экологические факторы. | 16 | 1 | |||||||
Ключевые понятия Биоценоз Биогеоценоз Экосистема Биотоп Зооценоз Фитоценоз Микробиоценоз Продуценты Консументы Редуценты Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая. | Знать: Структуру экосистем: пространственная, видовая, экологическая Уметь: Давать определения ключевым понятиям. Описывать структуру экосистемы. Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. | Структура экосистем. | 17 | 1 | |||||||
ИТОГО: | 17 | 17 |
#1057;ведения о контроле
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Лабораторные и практические работы |
1 | Раздел 1. Биология как наука. | 1 | - | - |
2 | Раздел 2. Клетка. | 2 | - | 1 |
3 | Раздел 3. Организм. | 14 | - | 1 |
Итого: | 17 | 0 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии "Тайны микромира"
Аннотация курса внеурочной деятельности по биологии«Тайны микромира» Программа внеурочной деятельности «Тайны микромира» в пятом классе соответствует целям ФГОС и об...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии. Подготовка к ОГЭ" 9 кл.
На уроках биологии в 9 классах недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью при проведении групповых занятий особое вниман...
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ «ЮНЫЙ МЕДИК» для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана с опорой на Программу курса биологии «Человек. 8 класс» В.В. Пасечника (Рабочие программы по биологии 5-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. З...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология» 5-6класса
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -иссле...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская лаборатория по биологии"
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследовательская лаборатория по биологии» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО, по...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии для 6 класса "Зелёная лаборатория"
Программа разработана на основе Авторской программы по биологии 5-9 кл системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф&raq...