Самостоятельная работа по теме "Сообщества"
тест по биологии (7 класс)
Самостоятельная работа по теме "Сообщества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_po_soobshchestvam.doc | 421 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа 4
по биологии в 7 классе
«Растения в природных сообществах. Растения и человек.»
- Назначение работы
Оценить достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися тем: Растения в природных сообществах. Растения и человек
В работе соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программе.
2. Структура работы
Каждый вариант состоит из 2 частей и содержит 10 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть А содержит 8 заданий, из которых задания 1 – 8 с выбором правильного ответа.
Часть Б Задание № 9 на установление соответствия между растениями и центрами их происхождения. Задание №10 предполагает полный аргументированный ответ
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ | Части работы | Количество заданий | Максимальный балл | Тип задания |
1 | Часть А | 8 | 8 | С выбором ответа |
2 | Часть Б | 1 | 2 | С установлением соответствия |
1 | 3 | С развернутым ответом | ||
Итого | 10 | 13 |
3. Проверяемые умения и виды деятельности
1.Приводить примеры вклада учёных в развитие наук о растениях;
2.Характеризовать растительные сообщества;
3.Выявлять значение экологических факторов для растений;
4.Приводить примеры культурных растений, раскрывать роль растений в природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни;
5. Понимать причины и знать меры охраны растительного мира
4. Распределение заданий по уровням сложности
Задания базового уровня (№1-8) – это простые задания, проверяющие способность обучающихся применять наиболее важные биологические понятия для объяснения состава, строения, свойств, жизнедеятельности структур живого организма, а также умение работать с информацией биологического содержания.
Задание № 9 на умение устанавливать соответствия. Задание № 10 на умение давать полный аргументированный ответ
Таблица №2 Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 8 | 8 |
Повышенный | 2 | 5 |
Итого | 10 | 13 |
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа (1-8) считается выполненным если, выбранный обучающимся номер ответа, совпадает с верным ответом. Оценивается в 1 балл. Задание 9 оценивается максимально в 2 балла. Максимальный балл за задание 10 – 3 б. Максимальный балл за выполнение работы – 13 б.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл | 12-13 | 10-11 | 7 - 9 | 6 и менее |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Вариант 1
Часть А.
Выбрать правильный ответ (по 1 баллу).
1.Важную роль в жизни растений играют свет, вода, температура, минеральные соли, их относят к факторам:
а) живой природы; б) неживой природы; в) неорганическим факторам
2.Сообщество, которое представлено следующими растениями и животными: ель, сосна, берёза, кукушка, дятел, лось:
а) болото; б) лес; в) луг
3.Растения, которые люди специально выращивают для своих нужд, носят название:
а) культурные; б) тепличные; в) огородные
4. Укажите растение, использующееся человеком для лечения:
а) мать-и-мачеха; б) вех ядовитый; в) кактус
5.Какой ученый создал учение о центрах происхождения культурных растений?
а) И.В. Мичурин; б) К.А. Тимирязев; в) Н.И.Вавилов
6. Ботанические сады – это:
а) территория, где выращивают различные растения; б) территория, где запрещен любой вид деятельности в) территория, где выращивают редкие растения
7. Естественные группировки растений, произрастающие совместно, называются:
а) фитоценоз б) экосистема в) сообщество
8. Растение луга:
а) клевер б) кактус в) морошка
Часть Б
9. (2 б.) Установите соответствие между культурами и центрами их происхождения
Название культур | Центры происхождения |
а) картофель | 1) Абиссинский (Африканский) |
б) бананы | 2) Восточноазиатский |
в) маслины | 3) Средиземноморский |
г) сливы | 4) Южноамериканский |
10. (3 б.) Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому их можно разделить на две группы – по три представителя в каждой.
Мятлик луговой Ежа сборная Кукуруза
Ячмень Овёс Овсяница луговая
Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой группы растений и перечислите растения, которые Вы отнесли к этой группе.
Номер группы | Какое основание позволило разделить растения? | Как называется данная группа растений? | Какие растения относятся к данной группе? | ||
Группа 1 | |||||
Группа 2 |
Ответы 1 вариант:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Б | Б | А | А | В | В | А | А | А – 4 Б – 1 В – 3 Г – 2 |
10.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
| |
Правильно заполнены пять ячеек таблицы | 3 |
Правильно заполнены только четыре любые ячейки таблицы | 2 |
Правильно заполнены только три любые ячейки таблицы | 1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Вариант 2
Часть А.
Выбрать правильный ответ (по 1 баллу)
1.На растения влияют факторы живой природы, к которым относятся:
а) свет, вода, тепло; б) минеральные соли, птицы; в) деятельность различных живых организмов, в том числе и человека
2. В каком сообществе растут: тысячелистник, тимофеевка, клевер, мятлик, василёк:
а) луг; б) поле; в) лес
3. Какие бывают культурные растения:
а) лесные; б) плодовые; в) болотные
4. Укажите растение, которое является хорошим медоносом:
а) капуста; б) кукуруза; в) клевер
5. Учение о центрах происхождения культурных растений создал выдающийся биолог:
а) Н. Вавилов; б) И. Мичурин; в) Ч. Дарвин
6. Укажите основную причину сокращения видового разнообразия растений:
а)конкуренция между особями ; б) гибель растений от насекомых вредителей;
в) влияние деятельности человека.
7. Какое сообщество является искусственно созданным:
а) луг б) лес в) сад
8. Растение леса:
а) типчак б) черника в) полынь
Часть Б
9. (2б.) Установите соответствие между культурами и центрами их происхождения
Название культур | Центры происхождения |
А. Слива, вишня | 1.Центральноамериканский |
Б. Табак | 2.Абиссинский |
В. Кофе | 3.Восточноазиатский |
Г. Маслины | 4.Средиземноморский |
10. Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы по три представителя в каждой.
Перец однолетний Лапчатка Абрикос
Земляника Редька дикая Чина луговая
Номер группы | Какое основание позволило разделить растения? | Как называется данная группа растений? | Какие растения относятся к данной группе? |
Группа 1 | |||
Группа 2 |
Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой группы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
Ответы 2 вариант:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
В | А | Б | В | А | В | В | Б | А – 3 Б – 1 В – 2 Г – 4 |
10.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
| |
Правильно заполнены пять ячеек таблицы | 3 |
Правильно заполнены только четыре любые ячейки таблицы | 2 |
Правильно заполнены только три любые ячейки таблицы | 1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |