лабораторные работы
методическая разработка по биологии (6 класс)
самостоятельные работы обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_stroenie_steblya.docx | 15.29 КБ |
laboratornaya_rabota.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10.
ТЕМА: СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ.
ЦЕЛИ: познакомиться с общим микроскопическим строением стебля.
выявить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями.
ОБОРУДОВАНИЕ: ___________________________________
ХОД РАБОТЫ:
- Возьмите побег и рассмотрите его. Найдите на коре чечевички. Какова их функция?
- Аккуратно разрежьте ветку липы поперек скальпелем. При помощи лупы рассмотрите срез. Найдите пробку, кору, древесину и сердцевину. По каким признакам вы определили эти слои?
- Сделайте продольный разрез веточки. Аккуратно отделите кору. Попробуйте ее изогнуть или сломать. Удалось ли вам это? О чем это говорит?
- Потрогайте оголившуюся часть древесины. Убедитесь в том, что она влажная. Почему?
- Рассмотрите в микроскоп готовый микропрепарат « поперечный разрез веточки», найдите кожицу и пробку. Какова структура клеток этих тканей? С какими функциями это связано?
- Найдите луб, рассмотрите ситовидные трубки и лубяные волокна. Какова их функция? Как это отражается на строении ткани?
- Найдите образовательную ткань – камбий. Какова форма клеток у камбия? Какую функцию выполняет эта ткань?
- Рассмотрите клетки древесины. Найдите сосуды и волокна. Какова основная функция древесины?
- Найдите на микропрепарате клетки сердцевины. Каково значение этой части стебля для растений?
- Зарисуйте клеточное строение стебля. Сделайте подписи к рисунку.
- Сделайте вывод о строении различных тканей стебля и связи строения различных частей стебля с выполняемыми ими функциями.
Предварительный просмотр:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
ТЕМА: СТРОЕНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ И ГЕНЕРАТИВНОЙ ПОЧЕК.
ЦЕЛИ: показать особенности строения вегетативной и генеративной почек растения;
сравнить строение вегетативной и генеративной почек растения,
продолжить формирование навыка выполнения биологического рисунка.
ОБОРУДОВАНИЕ:___________________________________________
ХОД РАБОТЫ :
- Рассмотрите побег. Найдите боковые и верхушечную почку. Какое расположение имеют почки?
- Оторвите одну из боковых почек побега. Аккуратно снимите с нее почечные чешуи и подсчитайте их количество. Какое значение они имеют?
- Аккуратно разрежьте боковую почку вдоль. Рассмотрите зачаточные листья и зачаточный стебель. Какая это почка – вегетативная или генеративная? Что разовьется из такой почки весной?
- Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение почки. Подпишите ее основные части.
- Рассмотрите верхушечную почку побега. Подсчитайте количество почечных чешуй.
- Аккуратно разрежьте почку вдоль. Найдите зачаточный стебель, зачаточные листья, зачатки цветков. Как называется рассмотренная почка? Что разовьется из такой почки весной?
- Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение почки. Подпишите ее основные части.
- Сравните увиденные вами почки. Сделайте вывод о сходстве и различиях этих почек. Как они связаны с выполняемыми ими функциями?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7.
ТЕМА: ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА.
ЦЕЛИ: изучить внешнее строение простых и сложных листьев;
научиться распознавать и описывать листья
ОБОРУДОВАНИЕ:___________________________________________________
ХОД РАБОТЫ:
- Рассмотрите листья комнатных растений и гербарные образцы. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради и подпишите части.
- Рассмотрите жилки на листовой пластинке. Сравните между собой листья по расположению жилок. Отметьте в чем их различия.
- Рассмотрите в гербарии листья рябины, шиповника, дуба, сирени, тополя и других растений. Найдите среди них простые и сложные листья.
- Запишите результаты в таблицу:
Название растения | Простой или сложный лист | Лист черешковый или сидячий | Тип жилкования |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11.
ТЕМА: ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ВИДОИЗМЕНЕННЫХ ПОДЗЕМНЫХ ПОБЕГОВ
ЦЕЛИ: показать особенности строения корневища и луковицы;
сравнить строение этих видоизмененных побегов;
научиться распознавать видоизмененные органы и выявлять их функции;
ОБОРУДОВАНИЕ:_________________________________________________
ХОД РАБОТЫ:
- Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите верхушечную и пазушные почки ( «глазки»), найдите листовые рубцы ( «бровки») . подсчитайте примерное количество глазков на клубне. ( Ту часть клубня, где больше глазков, называют верхушкой, а противоположную – основанием)
- Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля, подпишите его основные части.
- Рассмотрите внешнее строение луковицы. Найдите сухие пленочные чешуи, которыми покрыта луковица. Какова их основная функция?
- Аккуратно разрежьте луковицу вдоль. Найдите и рассмотрите видоизмененный стебель ( донце), видоизмененные листья ( сочные чешуи), боковые почки. Сравните наружные чешуи и внутренние. Чем они отличаются?
- Какие корни отрастают от донца? Какую корневую систему они образуют?
- Зарисуйте продольный разрез луковицы, подпишите ее части.
- Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении клубня картофеля и луковицы лука. Запишите признаки, доказывающие, что клубень и луковица – это видоизмененные побеги.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12
ТЕМА: ТИПЫ СОЦВЕТИЙ
ЦЕЛИ: познакомиться со строением соцветий, с различными типами соцветий;
ОБОРУДОВАНИЕ:_________________________________________________
ХОД РАБОТЫ:
- Рассмотрите соцветия на живом или гербарном материале.
- Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь схемой на рисунке, выясните, как называются эти соцветия.
- Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия.
- Пользуясь рисунком учебника, определите, какие типы соцветий у подорожника, клевера, василька ( или ромашки). Сделайте схематический рисунок этих соцветий.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.
ТЕМА: ПРИГОТОВЛЕНИЕ МИКРОПРЕПАРАТА
ЦЕЛИ: научиться готовить временные микропрепараты и работать с ними
ОБОРУДОВАНИЕ: микроскоп, склянка с водой, стеклянная палочка, препаровальная игла, предметное стекло, покровное стекло, марлевая салфетка, кусочек томата.
ХОД РАБОТЫ:
- Приготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
- Стеклянной палочкой нанесите 1 каплю воды на предметное стекло.
- При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек мякоти томата.
- Положите кусочек в каплю воды и расправьте его палочкой.
- Накройте препарат покровным стеклом.
- Приготовьте микроскоп к работе.
- Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
- Рассмотрите препарат при большом увеличении.
- Зарисуйте в тетради форму клеток. Подпишите рисунок.
- Сделайте вывод по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2.
ТЕМА: СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ.
ЦЕЛИ: рассмотреть строение растительной клетки, определить главные части клетки,
продолжить формировать навык работы с микроскопом.
ОБОРУДОВАНИЕ:_______________________________________________
ХОД РАБОТЫ:
- Приготовить микроскоп к работе.
- Рассмотреть готовый микропрепарат под микроскопом.
- Найти в клетке основные компоненты: клеточную стенку, цитоплазму, ядро, вакуоль.
- Обратите внимание на взаимное расположение клеток. Плотно ли прилегают они друг к другу?
- Рассмотрите клетку при большом увеличении.
- Зарисуйте в тетради строение клетки и подпишите ее части.
- Сделайте вывод по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
ТЕМА: СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНОГО И ОДНОДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ.
ЦЕЛИ: изучить особенности строения семян двудольного и однодольного растений,
сравнить их строение, определить как строение связано с выполняемой
функцией.
ОБОРУДОВАНИЕ:___________________________________________________
ХОД РАБОТЫ:
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, определите его форму.
- Найдите рубчик и семявход. Зарисуйте внешнее строение семени фасоли и подпишите его части.
- Аккуратно снимите семенную кожуру. Убедитесь, что она плотная. Каково значение семенной кожуры?
- Найдите зародыш семени. Рассмотрите его внешний вид. Раздвиньте семядоли и рассмотрите строение зародыша. Из каких частей он состоит?
- Зарисуйте зародыш и обозначьте его части.
- Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
- Рассмотрите внешний вид семени пшеницы. Какова ее форма?
- Попробуйте снять покров с семени. Получилось ли у вас? Почему?
- Аккуратно разрежьте семя. Рассмотрите внутреннее строение семени пшеницы.
- Из каких частей состоит зародыш? Где находятся запасные питательные вещества у зерновки?
- Сравните семя фасоли и семя пшеницы. Что у них общего и чем они различаются?
- Сделайте вывод по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.
ТЕМА: ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ.
ЦЕЛИ: изучить строение корневых систем,
научиться распознавать типы корневых систем,
ОБОРУДОВАНИЕ:_______________________________________________
ХОД РАБОТЫ:
- Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они отличаются?
- Как называют корневую систему растения, в которой можно различить главный корень?
- Рассмотрите растения и найдите главный и боковые корни. Зарисуйте и подпишите тип корневой системы и все виды корней. Запишите названия растений имеющих такую же корневую систему.
- Рассмотрите корневую систему пшеницы. Можете ли вы различить главный корень?
- Как называют корневую систему растения, образованную множеством ветвящихся корней?
- Зарисуйте и подпишите тип корневой системы и все виды корней.
- Запишите названия растений имеющих такую же корневую систему.
- Сравните между собой эти две корневые системы.
- Сделайте вывод о сходстве и различиях корневых систем рассмотренных вами.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.
ТЕМА: ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ.
ЦЕЛИ: изучить внутреннее строение корня, выяснить, как строение связано с функцией.
ОБОРУДОВАНИЕ:______________________________________________________
ХОД РАБОТЫ:
- Приготовьте микроскоп к работе.
- Рассмотрите готовые микропрепараты.
- Какое строение клеток имеет корневой чехлик? Какую функцию он выполняет?
- Найдите зону всасывания. Каково ее строение?
- Рассмотрите корневые волоски. Какое строение они имеют?
- Какую функцию выполняют корневые волоски в корне?
- Зарисуйте строение корневого волоска и подпишите рисунок.
- Сделайте вывод как строение связано с выполняемой функцией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базы данных. Основы работы с СУБД MS Access: разработка и заполнение таблиц, создание связей (лабораторная работа 1)
Документ в формате pdf представляет собой первую часть лабораторной работы и содержит пошаговую инструкцию по началу работы в программе MS Access:создание БД;создание таблиц;заполнение таблиц;создание...
Виртуальные лабораторные работы как один из способов реализации темы самообразования «Использование ИКТ в работе учителя физики»
Использование ИКТ в работе учителя физики...
Лабораторная работа "Измерение работы и мощности в электрической лампочке"(8класс)
Работа выполнена в виде презентации и дополнена подробным конспектом урока. Возможно использование интерактивной доски....
Лабораторная работа №2 Тема: «VBA. Работа со списком»
По выбранным данным в списке в MS Excel осуществляется отбор данных в базе данных MS Access. Код написан на VBA. Результат представлен в MS Excel...
Практические работы (лабораторные работы) по истории
Несколько вариантов работы с документами...
Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"
Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...
Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...