лабораторные работы
методическая разработка по биологии (6 класс)

Иванова Ольга Ильинична

самостоятельные работы обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornaya_rabota_stroenie_steblya.docx15.29 КБ
Файл laboratornaya_rabota.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

            ЛАБОРАТОРНАЯ      РАБОТА  № 10.

ТЕМА: СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ.

ЦЕЛИ: познакомиться с общим микроскопическим  строением стебля.

            выявить взаимосвязь строения с выполняемыми  функциями.

ОБОРУДОВАНИЕ: ___________________________________

                                 ХОД   РАБОТЫ:

  1. Возьмите побег и рассмотрите его. Найдите на коре чечевички. Какова их функция?
  2. Аккуратно разрежьте ветку липы поперек скальпелем. При помощи лупы рассмотрите срез. Найдите пробку, кору, древесину и сердцевину. По каким признакам вы определили эти слои?
  3. Сделайте продольный разрез веточки. Аккуратно отделите кору. Попробуйте ее изогнуть или сломать. Удалось ли вам это? О чем это говорит?
  4. Потрогайте оголившуюся часть древесины. Убедитесь в том, что она влажная. Почему?
  5. Рассмотрите в микроскоп готовый микропрепарат « поперечный разрез веточки», найдите кожицу и пробку. Какова структура клеток этих тканей? С какими функциями это связано?
  6. Найдите луб, рассмотрите ситовидные трубки и лубяные волокна. Какова их функция? Как это отражается на строении ткани?
  7. Найдите образовательную ткань – камбий. Какова форма клеток у камбия? Какую функцию выполняет эта ткань?
  8. Рассмотрите клетки древесины. Найдите сосуды и волокна. Какова основная функция древесины?
  9. Найдите на микропрепарате клетки сердцевины. Каково значение этой части стебля для растений?
  10.  Зарисуйте клеточное строение стебля. Сделайте подписи к рисунку.
  11.  Сделайте вывод о строении различных тканей стебля и связи строения различных частей стебля с выполняемыми ими функциями.


Предварительный просмотр:

                                  ЛАБОРАТОРНАЯ      РАБОТА   № 6

              ТЕМА: СТРОЕНИЕ  ВЕГЕТАТИВНОЙ  И ГЕНЕРАТИВНОЙ  ПОЧЕК.

ЦЕЛИ: показать особенности строения вегетативной и генеративной почек растения;

             сравнить строение вегетативной и генеративной почек растения,

             продолжить формирование навыка выполнения биологического рисунка.

ОБОРУДОВАНИЕ:___________________________________________

                                             

                                            ХОД     РАБОТЫ :

  1. Рассмотрите  побег. Найдите  боковые  и верхушечную почку. Какое расположение имеют почки?
  2. Оторвите одну из боковых почек побега. Аккуратно снимите с нее  почечные чешуи и подсчитайте их количество. Какое значение они имеют?
  3. Аккуратно разрежьте боковую почку вдоль. Рассмотрите зачаточные листья и зачаточный стебель. Какая это почка – вегетативная или генеративная? Что разовьется из такой почки весной?
  4. Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение почки. Подпишите ее основные части.
  5. Рассмотрите верхушечную почку побега. Подсчитайте количество почечных чешуй.
  6. Аккуратно разрежьте почку вдоль. Найдите зачаточный стебель, зачаточные листья, зачатки цветков. Как называется рассмотренная почка? Что разовьется из такой почки весной?
  7. Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение почки. Подпишите ее основные части.
  8. Сравните увиденные вами почки. Сделайте вывод о сходстве и различиях этих почек. Как они связаны с выполняемыми ими функциями?

                          ЛАБОРАТОРНАЯ    РАБОТА     №7.

           

                       ТЕМА: ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ   ЛИСТА.

ЦЕЛИ: изучить внешнее строение   простых и сложных листьев;

             научиться распознавать и описывать листья

ОБОРУДОВАНИЕ:___________________________________________________

                                          ХОД    РАБОТЫ:

  1. Рассмотрите листья комнатных растений и гербарные образцы. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради и подпишите части.
  2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке. Сравните между собой листья по расположению жилок. Отметьте в чем их различия.
  3. Рассмотрите в гербарии листья рябины, шиповника, дуба, сирени, тополя и других растений. Найдите среди них простые и сложные листья.
  4. Запишите результаты в таблицу:

   Название      растения

Простой или сложный лист

Лист черешковый или сидячий

Тип жилкования

                         

                               ЛАБОРАТОРНАЯ      РАБОТА  № 11.

 

ТЕМА:  ВНЕШНЕЕ  СТРОЕНИЕ  ВИДОИЗМЕНЕННЫХ ПОДЗЕМНЫХ     ПОБЕГОВ

ЦЕЛИ: показать особенности строения корневища и луковицы;

             сравнить строение этих видоизмененных побегов;

             научиться распознавать видоизмененные органы и выявлять их функции;

ОБОРУДОВАНИЕ:_________________________________________________

                                           ХОД        РАБОТЫ:

  1. Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите верхушечную и пазушные почки ( «глазки»), найдите листовые рубцы ( «бровки») . подсчитайте примерное количество глазков на клубне. ( Ту часть клубня, где больше глазков, называют верхушкой, а противоположную – основанием)
  2. Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля, подпишите его основные части.
  3. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Найдите сухие пленочные чешуи, которыми покрыта луковица. Какова их основная функция?
  4. Аккуратно разрежьте луковицу вдоль. Найдите и рассмотрите видоизмененный стебель ( донце), видоизмененные листья ( сочные чешуи), боковые почки. Сравните наружные чешуи и внутренние. Чем они отличаются?
  5. Какие корни отрастают от донца? Какую корневую систему они образуют?
  6. Зарисуйте  продольный  разрез луковицы, подпишите ее части.
  7. Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении клубня картофеля и луковицы лука. Запишите признаки, доказывающие, что клубень и луковица – это видоизмененные побеги.

           

                                 ЛАБОРАТОРНАЯ    РАБОТА   № 12

                             ТЕМА: ТИПЫ СОЦВЕТИЙ

ЦЕЛИ: познакомиться со строением соцветий, с различными типами соцветий;

ОБОРУДОВАНИЕ:_________________________________________________

                                        ХОД    РАБОТЫ:

  1. Рассмотрите  соцветия на живом или гербарном материале.
  2. Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь схемой на рисунке, выясните, как называются эти соцветия.
  3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия.
  4. Пользуясь рисунком учебника, определите, какие типы соцветий у подорожника, клевера, василька ( или ромашки). Сделайте схематический рисунок этих соцветий.

   

                          ЛАБОРАТОРНАЯ      РАБОТА   №  1.

 

       ТЕМА:   ПРИГОТОВЛЕНИЕ    МИКРОПРЕПАРАТА

ЦЕЛИ: научиться готовить временные микропрепараты и работать с ними

ОБОРУДОВАНИЕ: микроскоп, склянка с водой, стеклянная палочка, препаровальная игла, предметное стекло, покровное стекло, марлевая салфетка, кусочек томата.

                                        ХОД        РАБОТЫ:

  1. Приготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
  2. Стеклянной палочкой нанесите 1 каплю воды на предметное стекло.
  3. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек мякоти томата.
  4. Положите кусочек в каплю воды и расправьте его палочкой.
  5. Накройте препарат покровным стеклом.
  6. Приготовьте микроскоп к работе.
  7. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
  8. Рассмотрите препарат при большом увеличении.
  9. Зарисуйте в тетради форму клеток. Подпишите рисунок.
  10. Сделайте вывод по работе.

                           

                           

                                       ЛАБОРАТОРНАЯ    РАБОТА   №2.

       ТЕМА: СТРОЕНИЕ   РАСТИТЕЛЬНОЙ  КЛЕТКИ.

ЦЕЛИ: рассмотреть строение растительной клетки, определить главные части клетки,

                продолжить формировать навык работы с микроскопом.

ОБОРУДОВАНИЕ:_______________________________________________

                                         ХОД   РАБОТЫ:

  1. Приготовить микроскоп к работе.
  2. Рассмотреть готовый микропрепарат под микроскопом.
  3. Найти в клетке основные компоненты: клеточную стенку, цитоплазму, ядро, вакуоль.
  4. Обратите внимание на взаимное расположение клеток. Плотно ли прилегают они друг к другу?
  5. Рассмотрите клетку при большом увеличении.
  6. Зарисуйте в тетради строение клетки и подпишите ее части.
  7. Сделайте вывод по работе.

                           

                             ЛАБОРАТОРНАЯ        РАБОТА   № 3

  ТЕМА: СТРОЕНИЕ  СЕМЯН ДВУДОЛЬНОГО И  ОДНОДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ.

ЦЕЛИ: изучить особенности строения семян двудольного и однодольного растений,

             сравнить их строение, определить как строение связано с выполняемой  

               функцией.

ОБОРУДОВАНИЕ:___________________________________________________

                                   

                                                    ХОД     РАБОТЫ:

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, определите его форму.
  2. Найдите рубчик и семявход. Зарисуйте внешнее строение семени фасоли и подпишите его части.
  3. Аккуратно снимите семенную кожуру. Убедитесь, что она плотная. Каково значение семенной кожуры?
  4. Найдите зародыш семени. Рассмотрите его внешний вид. Раздвиньте семядоли и рассмотрите строение зародыша. Из каких частей он состоит?
  5. Зарисуйте зародыш и обозначьте его части.
  6. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

  1. Рассмотрите внешний вид семени пшеницы. Какова ее форма?
  2. Попробуйте снять покров с семени. Получилось ли у вас? Почему?
  3. Аккуратно разрежьте семя. Рассмотрите внутреннее строение семени пшеницы.
  4.  Из каких частей состоит зародыш? Где находятся запасные питательные вещества у зерновки?
  5.  Сравните семя фасоли и семя пшеницы. Что у них общего и чем они различаются?
  6.  Сделайте вывод по работе.

                                  ЛАБОРАТОРНАЯ      РАБОТА   №   4.

                       ТЕМА:     ТИПЫ   КОРНЕВЫХ СИСТЕМ.

ЦЕЛИ: изучить строение корневых систем,

             научиться распознавать типы корневых систем,

ОБОРУДОВАНИЕ:_______________________________________________

                                             ХОД    РАБОТЫ:

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они отличаются?
  2. Как называют корневую систему растения, в которой можно различить главный корень?
  3. Рассмотрите растения и найдите главный и боковые корни. Зарисуйте и подпишите тип корневой системы и все виды корней.  Запишите названия растений имеющих такую же корневую систему.
  4. Рассмотрите корневую систему пшеницы. Можете ли вы различить главный корень?
  5. Как называют корневую систему растения, образованную множеством ветвящихся корней?
  6. Зарисуйте  и подпишите тип корневой системы и все виды корней.
  7. Запишите названия растений имеющих такую же корневую систему.
  8. Сравните между собой эти две корневые системы.
  9. Сделайте вывод о сходстве и различиях корневых систем рассмотренных вами.

                     

                                  ЛАБОРАТОРНАЯ     РАБОТА  № 5.

                          ТЕМА:  ВНУТРЕННЕЕ   СТРОЕНИЕ   КОРНЯ.

ЦЕЛИ: изучить внутреннее строение корня, выяснить, как строение связано с функцией.

ОБОРУДОВАНИЕ:______________________________________________________

                                     ХОД      РАБОТЫ:

  1. Приготовьте микроскоп к работе.
  2. Рассмотрите готовые микропрепараты.
  3. Какое строение клеток имеет корневой чехлик? Какую функцию он выполняет?
  4. Найдите зону всасывания. Каково ее строение?  
  5. Рассмотрите корневые волоски. Какое строение они имеют?
  6. Какую функцию выполняют корневые волоски в корне?
  7. Зарисуйте строение корневого волоска и подпишите рисунок.
  8. Сделайте вывод как строение связано с выполняемой функцией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базы данных. Основы работы с СУБД MS Access: разработка и заполнение таблиц, создание связей (лабораторная работа 1)

Документ в формате pdf представляет собой первую часть лабораторной работы и содержит пошаговую инструкцию по началу работы в программе MS Access:создание БД;создание таблиц;заполнение таблиц;создание...

Лабораторная работа "Измерение работы и мощности в электрической лампочке"(8класс)

Работа выполнена в виде презентации и дополнена подробным конспектом урока. Возможно использование интерактивной доски....

Лабораторная работа №2 Тема: «VBA. Работа со списком»

По выбранным данным в списке в MS Excel осуществляется отбор данных в базе данных MS Access. Код написан на VBA. Результат представлен в MS Excel...

Практические работы (лабораторные работы) по истории

Несколько вариантов работы с документами...

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...