рабочая программа
рабочая программа по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Биология»
Уровень образования: среднее образование
Срок освоения: 2 года
Учитель: Иванова Ольга Ильинична
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Примерная программа учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утверждёнными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
Программа разработана с учётом актуальных задач обучения, воспитания и развития обучающихся. Программа учитывает условия, необходимые для развития личностных и познавательных качеств обучающихся.
Программа включает обязательную часть учебного курса, изложенную в Примерной основной образовательной программе по биологии на уровне среднего общего образования, и рассчитана на 204 ч, резервное время составляет 39 ч. В программе содержится примерный перечень лабораторных и практических работ, не все из которых обязательны для выполнения. Учитель может выбрать из них те, для проведения которых есть соответствующие условия в школе.
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании научной картины мира, экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.
Изучение биологии на углублённом уровне ориентировано на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путём более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира.
Изучение биологии на углублённом уровне обеспечивает: применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов.
Изучение предмета на углублённом уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.
На углублённом уровне изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)
Изучение курса «Биология» в старшей школе направлено на решение следующих задач:
- формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивной для решения задач развития подростка является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу либо общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:
- ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
- развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательного интереса к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;
- овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
- формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
10 КЛАСС (105 ч)
Введение. Живое и жизнь (2 ч)
Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ
(98 ч)
Молекулы и клетки (12 ч)
Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Ионы в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.
Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.
Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.
Углеводы. Моносахариды — рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды — сахароза, лактоза. Полисахариды — крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.
Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.
Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.
АТФ, макроэргические связи.
Клеточные структуры и их функции (6 ч)
Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.
Мембранные органоиды. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды. Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Обеспечение клеток энергией (8 ч)
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятие метаболизма, анаболизма, катаболизма.
Источники энергии живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.
Фиксация энергии солнечного света растениями. Молекулы — аккумуляторы энергии. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ.
Анаэробное расщепление глюкозы.
Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.
Демонстрации
Схемы, таблицы, иллюстрирующие обмен веществ и превращения энергии в клетке, строение хлоропласта, митохондрии.
Наследственная информация
и реализация её в клетке (14 ч)
Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Понятие матричного синтеза. Транскрипция.
Генетический код и его свойства.
Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.
Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.
Современное представление о строении генов. Понятие генома. Геномы митохондрий. Строение хромосом.
Генная инженерия.
Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.
Демонстрации
Схемы, таблицы, иллюстрирующие процесс репликации, генетический код, биосинтез белка, регуляцию транскрипции у эукариот. Строение вирусов.
Индивидуальное развитие
и размножение организмов (12 ч)
Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.
Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.
Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.
Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий (жизненный цикл). Партеногенез.
Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.
Демонстрации
Схемы, таблицы, иллюстрирующие строение тканей растений и животных, Способы бесполого размножения, оплодотворение у растений и оплодотворение у животных.
Основные закономерности
явлений наследственности (14 ч)
Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности.
Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.
Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.
Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.
Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.
Основные закономерности явлений изменчивости (12 ч)
Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мутационная изменчивость. Генные, хромосомные, геномные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.
Цитоплазматическая наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.
Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.
Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.
Генетические основы индивидуального развития (10 ч)
Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы.
Проявление генов в онтогенезе. Экспрессивность и пенетрантность. Множественное действие генов. Летальные мутации.
Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.
Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.
Генетика человека (10 ч)
Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и «хромосомные» болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.
11 КЛАСС (105 ч)
ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (66 ч)
Возникновение и развитие эволюционной биологии (10 ч)
Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.
Механизмы эволюции (28 ч)
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Правило Харди—Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
Понятие вида. Критерии вида. Изоляция как пусковой механизм видообразования. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс.
Единое древо жизни — результат эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч)
Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Способы питания первых организмов.
Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменения климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Возникновение и развитие человека — антропогенез (10 ч)
Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Ложность расистских теорий.
Селекция и биотехнология (8 ч)
Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.
Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.
Явление гетерозиса и его использование в селекции. Применение цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдалённая гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции.
Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции.
Крупномасштабная селекция животных.
Успехи селекции.
ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (36 ч)
Организмы и окружающая среда (14 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид - как система популяций. Понятие экологической ниши. Жизненные формы.
Сообщества и экосистемы (12 ч)
Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правила экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем.
Биосфера (6 ч)
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Биологические основы охраны природы (4 ч)
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.
Примерный перечень лабораторных и практических работ
(на выбор учителя)
- Использование различных методов при изучении биологических объектов.
- Техника микроскопирования.
- Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
- Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
- Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
- Изучение движения цитоплазмы.
- Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
- Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
- Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
- Выделение ДНК.
- Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
- Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
- Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
- Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
- Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
- Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
- Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
- Составление элементарных схем скрещивания.
- Решение генетических задач.
- Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
- Составление и анализ родословных человека.
- Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
- Описание фенотипа.
- Сравнение видов по морфологическому критерию.
- Описание приспособленности организма и её относительного характера.
- Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
- Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
- Методы измерения факторов среды обитания.
- Изучение экологических адаптаций человека.
- Составление пищевых цепей.
- Изучение и описание экосистем своей местности.
- Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
- Оценка антропогенных изменений в природе.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Деятельность в обучении биологии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- реализацию этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
- признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей;
- реализацию установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии углублённого уровня являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии углублённого уровня являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
- выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
- объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
- приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
- умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
- решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описание особей видов по морфологическому критерию;
- выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
- сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыша человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и возникновения жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
- оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
- В сфере трудовой деятельности:
- овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
- В сфере физической деятельности:
- обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА БИОЛОГИИ
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник на углублённом уровне научится:
- оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
- оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
- устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
- обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
- проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
- выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
- устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
- решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и и-РНК, антикодонов т-РНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
- делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
- сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
- выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
- обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
- определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
- сравнивать разные способы размножения организмов;
- характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
- решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
- раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
- выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
- обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
- характеризовать факторы (движущие силы) эволюции;
- характеризовать причины изменчивости и многообразия видов согласно синтетической теории эволюции;
- характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
- устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
- аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
- обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
- оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
- выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно её объяснять;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
- прогнозировать последствия собственных исследований с учётом этических норм и экологических требований;
- выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
- анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
- аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
- моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
- выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
- использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов, отводимое на изучение биологии в старшей школе, зависит от учебного плана, утверждённого образовательной организацией. Данная рабочая программа рассчитана на проведение 3 ч классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 204 ч, из них 102 ч (3 ч в неделю) в 10 классе, 102 ч (3 ч в неделю) в 11 классе.
Курсу биологии на ступени среднего общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения об основных биологических объектах. Содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса биологии в старшей школе более полно раскрывает общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы.
Используемый учебно-методический комплект
1. Бородин П.М., Л.В.Высоцкая Л.В., Г.М.Дымшиц, А.О. Рувинский и др.; под ред. В.К.Шумного и Г.М. Дымшица Учебник Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях. М.: «Просвещение, 2016.-303 с.: ил. – (Академический школьный учебник)
2. Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Практикум. М.: «Просвещение», 2016.
Технологии обучения:
- информационно- коммуникационные
- проектные
- работа с одаренными детьми
- технология критического мышления;
- структурно-логические технологии;
- диалоговые технологии
Виды и формы контроля: зачетная система. Для систематического и разноуровнего контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 10 – 11 классах, а также для подготовки к ЕГЭ, задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным государственными образовательными стандартами, образовательной программой школы;
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.
Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценивание устного ответа обучающихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка выполнения тестовых работ по биологии:
оценка | минимум | максимум |
5 | 90 % | 100 % |
4 | 71 % | 89 % |
3 | 51 % | 70 % |
2 | 0 % | 50% |
Тематическое планирование учебного материала
№ | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Электронные образовательные ресурсы |
Класс 10 (102 часа) | |||
1. | Введение. | 3 | мэш |
2. | Биологические системы: клетка, организм. | 54 | мэш |
3. | Основные закономерности наследственности и изменчивости. | 41 | мэш |
4 | Резерв | 4 | |
Итого: | 102 ( часа) | ||
Класс 11 (102 часа) | |||
1. | Эволюция органического мира | 35 | мэш |
2. | Возникновение жизни на Земле | 14 | мэш |
3. | Антропогенез. | 10 | мэш |
4. | Селекция и биотехнология | 8 | мэш |
5. | Организмы в экологических системах | 35 | мэш |
Итого : | 102 часа |
Календарно - тематическое планирование учебного материала
№ | Название тем | Кол-во часов | Дата урока |
10 КЛАСС (102 ч) | |||
Введение | (3 ч) | ||
Биология — наука о живой природе. | 1 | ||
Основные признаки живого. Уровни организации жизни. | 1 | ||
Методы изучения живой природы. | 1 | ||
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ | |||
Глава 1. Молекулы и клетки | (12 +1 ч) | ||
Цитология – наука о клетке. История изучения клетки. | 1 | ||
Методы изучения клетки. | 1 | ||
Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клетки. | 1 | ||
Неорганические соединения клетки. Макро- и микроэлементы. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. | 1 | ||
Органические вещества. Регулярные и нерегулярные биополимеры. | 1 | ||
Белки. Аминокислоты. Уровни организации белковой молекулы . | 1 | ||
Функции белков. | 1 | ||
Углеводы. Моносахариды, полисахариды. Функции углеводов. | 1 | ||
Липиды. Химическое строение и функции. | 1 | ||
Нуклеиновые кислоты. Строение и функции | 1 | ||
АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | ||
Обобщение темы Молекулы и клетки | 1 | ||
Глава II. Клеточные структуры и их функции | (6 + 1ч) | ||
Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны. Мембранный транспорт | 1 | ||
Мембранные органеллы клетки. | 1 | ||
Ядро. Вакуолярная система клетки. | 1 | ||
Митохондрии. Пластиды. | 1 | ||
Немембранные органеллы клетки. Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения | 1 | ||
Обобщение темы Клеточные структуры | 1 | ||
Глава III. Обеспечение клеток энергией | (7 + 1 ч) | ||
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Понятие метаболизма. | 1 | ||
Источники энергии живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы | 1 | ||
Фотосинтез. Молекулы — аккумуляторы энергии. Световая фаза фотосинтеза. Темновая стадия фотосинтеза. | 1 | ||
Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. | 1 | ||
Окисление органических веществ как источник энергии. Гликолиз. Цикл Кребса. | 1 | ||
Окислительное фосфорилирование. Роль митохондрий. Аэробы и анаэробы | 1 | ||
Обобщение темы Обеспечение клеток энергией. | 1 | ||
Глава IV. Наследственная информация и реализация её в клетке | (12 +1ч) | ||
Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. ДНК — носитель генетической информации. Понятие матричного синтеза | 1 | ||
Транскрипция. Генетический код и его свойства | 1 | ||
Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции | 1 | ||
Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза | 1 | ||
Решение задач по молекулярной биологии. | 2 | ||
Современное представление о строении генов. Строение хромосом. Понятие генома. Ядерный и митохондриальный геном | 1 | ||
Генная инженерия. Методы генной инженерии | 1 | ||
Строение вирусов. Размножение вирусов. | 1 | ||
Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция | 1 | ||
Обобщение темы Наследственная информация в клетке. | 1 | ||
Глава V. Индивидуальное развитие и размножение организмов | (12+1 ч) | ||
Деление клетки. Клеточный цикл. Митоз. Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз | 1 | ||
Периоды онтогенеза. | 1 | ||
Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов. | 1 | ||
Эмбриогенез растений. | 1 | ||
Постэмбриональное развитие животных и растений. Прямое и непрямое развитие. Апоптоз | 1 | ||
Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет | 1 | ||
Мейоз. Фазы мейоза. Определение пола у животных. | 1 | ||
Бесполое и половое размножение. | 1 | ||
Жизненные циклы разных групп организмов. | 1 | ||
Образование половых клеток. Оплодотворение. | 1 | ||
Двойное оплодотворение у цветковых растений | 1 | ||
Обобщение темы Индивидуальное развитие организмов | 1 | ||
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ | |||
Глава VI. Основные закономерности наследственности | (13+1 ч) | ||
Генетика как наука. Работы Г. Менделя. | 1 | ||
Генетическая терминология и символика. Генотип и фенотип. | 1 | ||
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | 1 | ||
Решение генетических задач | 1 | ||
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. | 1 | ||
Решение генетических задач | 1 | ||
Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. | 1 | ||
Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей | 1 | ||
Наследование сцепленных генов. Рекомбинация. Карты хромосом. | 1 | ||
Наследование , сцепленное с полом. Признаки ограниченные полом. | 1 | ||
Решение генетических задач. | 2 | ||
Обобщение темы Закономерности наследственности. | 1 | ||
Глава VII. Основные закономерности изменчивости | ( 8 ч) | ||
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Источники комбинативной изменчивости. | 1 | ||
Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. | 1 | ||
Генеративные и соматические мутации. | 1 | ||
Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова. | 1 | ||
Причины возникновения мутаций. Искусственный мутагенез | 1 | ||
Внеядерная наследственность. Митохондриальная и пластидная наследственность | 1 | ||
Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Норма реакции. Модификационная изменчивость | 1 | ||
Обобщение темы Закономерности изменчивости | 1 | ||
Глава VIII. Генетические основы индивидуального развития | (7 ч) | ||
Детерминация и дифферснцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе | 1 | ||
Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. | 1 | ||
Мобильные генетические элементы | 1 | ||
Проявление генов в онтогенезе. Экспрессивность и пенетрантность. Множественное действие генов. Летальные мутации. | 1 | ||
Химерные и трансгенные организмы. Клонирование | 1 | ||
Генетические основы поведения | 1 | ||
Обобщение темы Основы индивидуального развития. | 1 | ||
Глава IX. Генетика человека | (9 + 2ч) | ||
Методы изучения генетики человека. Доминантные и рецессивные признаки человека. | 1 | ||
Картирование хромосом человека | 1 | ||
Родословные человека. Решение задач на построение родословной | 2 | ||
Кариотип человека и хромосомные болезни. | 1 | ||
Наследственные болезни человека. | 1 | ||
Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | 1 | ||
Медико-генетическое консультирование | 1 | ||
Обобщение темы Генетика человека | 1 | ||
Итоговая работа по курсу 10 класса | 2 | ||
1 1 КЛАСС (102 ч) | |||
РАЗДЕЛ III. ЭВОЛЮЦИЯ | |||
Глава X. Возникновение и развитие эволюционной биологии. Свидетельства эволюции | (8 ч) | ||
Возникновение и развитие эволюционных идей. | 1 | ||
2 | Эволюционная теория Ламарка. | 1 | |
3 | Жизнь и труды Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. | 1 | |
4 | Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. | 1 | |
5 | Формирование синтетическая теория эволюции. Работы С.С. Четверикова. | 1 | |
6 | Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические. | 1 | |
7 | Эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции | 1 | |
8 | Обобщение темы Свидетельства эволюции. | 1 | |
Глава XI. Механизмы эволюции | (26+1ч) | ||
9 | Учение Дарвина о естественном отборе. Движущие силы эволюции. | 1 | |
10 | Борьба за существование как движущая сила эволюции. | 1 | |
11 | Наследственная изменчивость как фактор эволюции. | 1 | |
12 | Мутации как источник генетической изменчивости популяций | 1 | |
13 | Популяция – элементарная единица эволюции. | 1 | |
14 | Генетические процессы в популяциях. Правило Харди — Вайнберга | 1 | |
15 | Дрейф генов. Волны жизни. Изоляция в эволюционном процессе. | 1 | |
16 | Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. | 1 | |
17 | Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. | 1 | |
18 | Лаб. работа Приспособленность организмов к среде обитания. | 1 | |
19 | Критерии вида. Роль изоляции в видообразовании. | 1 | |
20 | Лаб. работа Изучение морфологического критерия вида. | 1 | |
21 | Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Географическое и экологическое видообразование. | 1 | |
22 | Семинар « Микроэволюция» | 2 | |
23 | Обобщение темы Микроэволюция. | 2 | |
24 | Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. | 1 | |
25 | Закономерности макроэволюции. Главные направления эволюции. | 1 | |
26 | Основные пути эволюции организмов. | 1 | |
27 | Основные закономерности эволюции. Правила эволюции. | 1 | |
28 | Классификация органического мира. Единое древо жизни. | 1 | |
29 | Семинар по теме Макроэволюция | 2 | |
30 | Обобщение темы Механизмы эволюции | 2 | |
Глава XII. Возникновение и развитие жизни на Земле | (14 ч) | ||
31 | Определения живого. Критерии живого. Гипотезы о возникновении жизни. Опыты Реди и Пастера. | 1 | |
32 | Современные представления о возникновении жизни. | 1 | |
33 | Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. | 1 | |
34 | Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран | 1 | |
35 | Палеонтология. Основные этапы развития жизни. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов | 1 | |
36 | Основные этапы эволюции растительного мира | 1 | |
37 | Основные этапы эволюции животного мира | 1 | |
38 | Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. | 1 | |
39 | Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое | 1 | |
40 | Современная система органического мира. | 1 | |
41 | Семинар по теме Возникновение жизни | 2 | |
42 | Обобщение темы Возникновение и развитие жизни | 2 | |
Глава XIII. Возникновение и развитие человека — антропогенез | (10 ч) | ||
43 | Положение человека в системе живого мира. Доказательства родства человека и человекообразных обезьян | 1 | |
44 | Факторы эволюции человека. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека.Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Ложность расистских теорий | 1 | |
45 | Основные стадии атропогенеза. | 2 | |
46 | Эволюция современного человека | 1 | |
47 | Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Ложность расистских теорий | 1 | |
48 | Семинар по теме Антропогенез | 2 | |
49 | Обобщение темы Антропогенез | 2 | |
Глава XIV. Селекция и биотехнология | (8 ч) | ||
50 | Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания | 1 | |
51 | Классические методы селекции. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. | 1 | |
52 | Гетерозис и его использование в селекции. Применение цитоплазматической мужской стерильности. | 1 | |
53 | Полиплоидия и отдалённая гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции | 1 | |
54 | Новейшие методы селекции. Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции. Успехи селекции | 1 | |
55 | Крупномасштабная селекция животных. | 1 | |
56 | Успехи селекции растений, животных. | 1 | |
57 | Обобщение темы Селекция и биотехнология | 1 | |
РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ | |||
Глава XV. Организмы и окружающая среда. Одновидовые системы | (13ч) | ||
58. | Предмет , задачи и методы экологии. | 1 | |
59. | Среда жизни, среда обитания, экологические факторы. | 1 | |
60. | Абиотические факторы среды. Закон толерантности. | 2 | |
61. | Биологические ритмы. Фотопериодизм растений и животных. | 1 | |
62. | Жизненные формы организмов. | 1 | |
63. | Биотические факторы среды. Формы взаимоотношений организмов. | 2 | |
64. | Закономерности действия факторов среды на живые организмы. | 1 | |
65. | Популяция как природная система. Экологическая структура популяций. | 1 | |
66. | Динамика популяций. Жизненные стратегии. Регуляция динамики популяций | 1 | |
67. | Вид как система популяций. Понятие экологической ниши. | 1 | |
68. | Обобщение темы Организмы и среда обитания. | 1 | |
Глава XVI. Сообщества и экосистемы | (11 ч) | ||
69. | Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Продуктивность экосистем. | 1 | |
70. | Функциональные блоки сообществ. Основные показатели экосистем. Энергетические связи. | 1 | |
71. | Трофические сети. Правила экологической пирамиды. | 1 | |
72. | Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм | 1 | |
73. | Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. | 1 | |
74. | Сукцессия. Видовое разнообразие и устойчивость экосистем | 1 | |
75. | Агроценозы как экологические системы. | 1 | |
76. | Семинар по теме Экологические системы. | 2 | |
77. | Обобщение темы Экологические системы | 2 | |
Глава XVII. Биосфера | (6 ч) | ||
78. | Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура, биомасса биосферы. | 1 | |
79. | Живое вещество. Функции живого вещества в биосфере. | 1 | |
80. | Биогеохимические круговороты в биосфере. | 1 | |
81. | Основные биомы Земли. | 1 | |
82. | Биосфера и техносфера. Ноосфера . Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. | 1 | |
83. | Обобщение темы Биосфера. | 1 | |
Глава XVIII. Биологические основы охраны природы | (5 ч) | ||
84. | Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. | 1 | |
85. | Загрязнение воздушной и водной среды. | 1 | |
86. | Охрана растительного и животного мира. | 1 | |
87. | Рациональное природопользование и устойчивое развитие. | 1 | |
88. | Семинар по теме Охрана природы | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...