РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Биология» (Базовый уровень) для обучающихся 11 классов
рабочая программа по биологии (11 класс)

Громова Тамара Викторовна

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Программа основного общего образования. Биология 10 – 11 Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к ли-

нии УМК Сонина Н. И. : учебно-методическое пособие /И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов,Н,Б. Бабичев— М. : Дрофа, 2019.(Российский учебник)

- Федерального перечня учебников (Приказ № 632 от 22.11.2019 Министерства просвещения Российской Федерации);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_11_2023-2024.docx60.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №102»

СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением

Протокол №_1

От «24» 08. 2022 г.

Руководитель МО

Громова Т.В.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №_1

От «25» 08. 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №102»

___________Т.К.Новоселова

Приказ №1

От «26» 08.2022 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

предметной области «Естественно-научные предметы»

для 11-х классов

основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Составитель:

Громова Тамара Викторовна,

учитель биологии,

высшая квалификационная категория

Барнаул , 2023г.

                                                         Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Программа основного общего образования. Биология 10 – 11 Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к ли-

нии УМК Сонина Н. И. : учебно-методическое пособие /И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов,Н,Б. Бабичев— М. : Дрофа, 2019.(Российский учебник)

- Федерального перечня учебников (Приказ № 632 от 22.11.2019 Министерства просвещения Российской Федерации);

- Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №102»;

- Учебного плана МБОУ «СОШ №102» на 2022-2023 учебный год;

- Годового календарного графика МБОУ «СОШ №102» на 2022-2023 учебный год.

Место учебного предмета в учебном плане.

 Биология входит в предметную область «Естественнонаучные предметы »

 Программа по биологии в 11 классе рассчитана на 34 часов в год -1 часа в неделю, на один учебный год.

УМК:  

 1.Учебник Агафонава И.Б. , Сивоглазов 11 класс, учебник, базовый уровень ФГОС . Дрофа, 2018

2.Общая биология. 11 класс. Методическое пособие к учебнику В. Сивоглазова и др. Вертикаль. ФГОС.  Дрофа, 2018

3. Биология. 11 класс. Общая биология. Рабочая тетрадь. Базовый уровень. ФГОС"

УМК учителя:

1.Учебник Агафонова  И.Б., Сивоглазов 11 класс, учебник, базовый уровень ФГОС . Дрофа, 2018

2.Общая биология. 11класс. Методическое пособие к учебнику В. И. Сивоглазова и др. Дрофа ФГОС, 2016
3. Биология. 10 класс. Общая биология. Рабочая тетрадь. Базовый уровень. ФГОС

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой отсутствуют.

Формы организации работы учащихся:

 

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 -групповая.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;
  • Обсуждения;
  • Работа   с источниками;
  • Доклады;
  • Защита презентаций;

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: устный  ответ, практические,

лабораторные  работы.

Формы организации учебного процесса: основная форма - урок

 На уроках применяются следующие технологии: ИКТ-технологии, здровьесберегающие, технология деятельностного подхода.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы.), организационно-педагогические средства (карточки,  раздаточный материал), компьютер, проектор.

  1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:

Становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;

Достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траектории его развития и состояния здоровья.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

формирование российской гражданской идентичности обучающихся; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

деятельность;

1.2. Цели и задачи учебного курса «Биология»

Одной из важнейших задач этапа среднего (полного) общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять

пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности

 реальной жизни, за рамками учебного процесса. Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить:

1) формирование системы биологических знаний как компонента

естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических

отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной

области будущей практической деятельности. Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение

общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.

В системе естественно-научного образования биология как

учебный предмет занимает важное место в формировании научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека

и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции

по отношению к биологической информации, получаемой из разных источнико В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;
  • вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
  • единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
  • отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,
  • происхождения жизни и человека,  глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Критерии оценки учебной деятельности по биологии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ:

1. Осуществляется индивидуальный подход к каждому учащемуся.

2. Предотвращается наступление утомления, используются для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала)  

3. Соблюдается повторность обучения на всех этапах урока.

4. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

 Тематическое планирование по биологии в 11 классе

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности

Введение1ч.

Раздел 1. Вид19ч.

История эволюционных идей. 4ч

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Оценивают вклад различных ученых

в развитие биологической науки.

Оценивают предпосылки возникновения

учения Ч. Дарвина. Характеризуют содержание

эволюционной теории Ч. Дарвина.

Сравнивают определенную и неопределенную

изменчивость, искусственный

и естественный отбор, формы борьбы

за существование и делают выводы на основе

сравнения.

Работают с иллюстрациями учебника.

Современное эволюционное учение 8ч.

Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Объясняют вклад эволюционной теории

в формирование современной естественно-

научной картины мира. Определяют

критерии вида. Описывают особей вида

по морфологическому критерию.

Характеризуют популяцию как структурную

единицу вида и единицу эволюции.

Характеризуют основные факторы эволюции.

Сравнивают пространственную

и биологическую

изоляцию, формы естественного

отбора и делают выводы на основе

сравнения. Характеризуют основные

адаптации организмов к условиям

обитания. Сравнивают основные способы

и пути видообразования, биологический

прогресс и регресс и делают выводы на

основе сравнения.

Объясняют причины эволюции, изменяемости

видов.

Приводят доказательства родства живых

организмов на основе положений эволюционного

учения. Доказывают, что сохранение

многообразия видов является основой

устойчивого развития биосферы.

Приводят основные доказательства эволюции

органического мира.

Решают биологические задачи.

Работают с иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические

и исследовательские работы по изучаемой

теме.

Происхождение жизни на Земле.3ч.

Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Анализируют и оценивают различные гипотезы

происхождения жизни.

Характеризуют основные этапы биологической

эволюции на Земле.

Участвуют в дискуссии по обсуждению

Происхождение человека 4ч.

Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Анализируют и оценивают различные гипотезы

происхождения человека.

Определяют положение человека в системе

животного мира. Аргументированно

доказывают принадлежность человека

к определенной

систематической группе.

Выявляют признаки сходства зародышей

человека и других млекопитающих как

доказательство их родства.

Характеризуют основные этапы антропогенеза.

Аргументируют свою точку зрения

в ходе дискуссии по обсуждению

проблемы происхождения человека.

Знакомятся с механизмом расообразования,

отмечая единство происхождения рас.

Характеризуют основные факторы антропогенеза.

Приводят аргументированную

критику антинаучной сущности расизма.

Находят информацию по изучаемой теме

в различных источниках, анализируют

и оценивают ее, интерпретируют и представляют

в разных формах (тезисы, сообщение,

репортаж, аналитическая справка,

реферат, обзор, портфолио).

Работают с иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические

и исследовательские работы по изучаемой

теме.

Работают с электронной формой учебника

Всего 20

Раздел Экосистемы 11ч.

Экологические факторы 3ч.

Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Определяют основные задачи современной

экологии.

Различают основные группы экологических

факторов (абиотических, биотических, антропогенных).

Объясняют закономерности

влияния экологических факторов

на организмы.

Характеризуют основные

абиотические

факторы (температуру, влажность,

свет). Приводят примеры приспособлений

организмов к действию экологических

факторов. Описывают основные биотические

факторы, на конкретных примерах демонстрируют

их значение. Оценивают роль

экологических факторов в жизнедеятельности

организмов.

Приводят доказательства взаимосвязей

организмов и окружающей среды.

Решают биологические задачи.

Находят информацию по изучаемой теме

в различных источниках, анализируют и

оценивают

ее, интерпретируют и представляют

в разных формах (тезисы, сообщение,

репортаж, аналитическая справка,

реферат, обзор, портфолио).

Работают с иллюстрациями учебника.

Структура экосистем 4ч.

Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Определяют структуру экосистемы (пространственную,

видовую, экологическую).

Дают характеристику продуцентов,

консументов, редуцентов. Выделяют существенные

признаки экосистем, процесса

круговорота веществ и превращений

энергии в экосистемах.

Объясняют причины устойчивости и смены

экосистем. Доказывают, что сохране- ние биоразнообразия является основой

устойчивости экосистем.

Характеризуют влияние человека на экосистемы.

Сравнивают искусственные и

природные

экосистемы. Делают выводы

на основе сравнения.

Составляют элементарные схемы переноса

веществ и энергии в экосистемах (цепи

и сети).

Находят информацию по изучаемой теме

в различных источниках, анализируют

и оценивают ее, интерпретируют и представляют

в разных формах (тезисы, сообщение,

репортаж, аналитическая справка,

реферат, обзор, портфолио).

Решают биологические задачи.

Работают с иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические

и исследовательские работы по изучаемой

теме.

Биосфера – глобальная экосистема 2ч.

Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Характеризуют и сравнивают основные

типы вещества биосферы.

Характеризуют содержание учения

В. И. Вернадского о биосфере, его вклад

в развитие биологической науки.

Определяют свойства биосферы как глобальной

экосистемы. Приводят доказательства

единства живой и неживой природы,

используя знания о круговороте

веществ в биосфере. Характеризуют роль

живых организмов в биосфере.

Выделяют существенные признаки процесса

круговорота веществ и превращений

энергии в биосфере.

Принимают участие в дискуссии по теме

«Вечна ли биосфера?», аргументированно

высказывают собственное мнение.

Биосфера и человек 2ч

Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Анализируют и оценивают современные

глобальные экологические проблемы и

пути их решения, последствия собственной

деятельности в окружающей среде;

биологическую информацию о глобальных

экологических проблемах, получаемую

из разных источников; целевые

и смысловые установки в своих действиях

и поступках по отношению к окружающей

среде.

Выдвигают гипотезы о возможных последствиях

деятельности человека в экосистемах.

Аргументируют свою точку зрения

в ходе дискуссий по обсуждению экологических

проблем. Представляют результаты

своего исследования (проекта).

Характеризуют концепцию устойчивого

развития. Обосновывают правила поведения

в природной среде. Раскрывают

проблемы рационального природопользования,

охраны природы: защиты от

загрязнений, сохранения естественных

биогеоценозов и памятников природы,

обеспечения природными ресурсами населения

планеты.

Находят информацию по изучаемой теме

в различных источниках, анализируют

Всего11

Заключение 1

Резерв 2

Итог 34

с

Разделы

Количество часов

Вид занятий (количество часов)

Лабораторные, практические

1

Введение1

1

 

2

Раздел 1. Вид

19

ЛР №1 «Сравнение видов по морфологическому критерию»

ПР№ №1 « Описание приспособленности организма и ее относительный характер.»

3

Раздел 2. Экосистема

11

ЛР№2 «Изучение экологических адаптаций у человека»

ПР№2  Составление пищевых цепей.

ПР№3. Изучение и описание экосистем своей местности.

ПР№4 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах»

4

Заключение

1

4

Резервное время

3

Итог

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ

№ п\п

дата (по нед)

Название раздела, темы

Характеристика основных видов

 деятельности учащегося,

оборудование

1

1нед.

сентября

Введение

1

Объясняют роль биологии в формировании

научного мировоззрения. Оценивают

вклад различных ученых-биологов в развитие. Объясняют роль биологии в формировании

научного мировоззрения. Оценивают

вклад различных ученых-биологов в развитие

Портреты ученых биологов.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть

Раздел 1.ВИД19

История эволюционных идей. 4ч

1

2нед.

сентября

История эволюционных идей.

1

Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Оценивают вклад различных ученых

в развитие биологической науки.

Таблицы Биология – наука о живой природе.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть

2

3 нед

сентября

Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ К.Линнея, ЖБ Ламарка, теория Кювье.

1

 Должен знать: историю развития эволюционной теории, вклад Ламарка в развитие биологической науки и основное положение его эволюционной теории.

Должен уметь:

Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы. Характеризуют содержание

эволюционной теории Ч. Дарвина.

Сравнивают определенную и неопределенную

изменчивость, искусственный

и естественный отбор, формы борьбы

за существование и делают выводы на основе

сравнения.

Работают с иллюстрациями учебника.

Таблица «Строение клетки», «Органические вещества клетки»,

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть

3

4 нед.

сентября

Предпосылки возникновения  учения Ч, Дарвина современной теории.

Должен знать: предпосылки возникновения эволюционных идей. историю открытия научных открытий.

Должен уметь:

Описывать этапы становления эволюционной теории, практическое применение ее.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть

Оборудование для лабораторной работы: банка с водой, пипетка, кусок марли, раствор йода, пшеничная мука.

4

5 нед.

сентября

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Должен знать: содержание

эволюционной теории Ч. Дарвина, формы борьбы за существования. Суть «искусственный» отбор и «естественный» отбор.

Должен уметь:

Назвать предпосылки  эволюционной теории Ч. Дарвина, описывать этапы теории,раскрыть практическое значение теории  Ч. Дарвина.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -2 часть

Таблицы: «Формы борьбы за существования»,«Искусственный» отбор и «естественный» отбор.

Современное эволюционное учение 8ч

1

Вид, его  критерии.  

Должен знать: Основные критерии вида, характеристику популяций.

Должен уметь:

Раскрыть практическое значение о виде в настоящие время. Различать критерии вида, характеризовать виды живых организмов по основным критериям.

Гербарии растений разных видов, изображения медведя бурого и белого.

2

1 неделя октября

Популяция– структурная единица вида и эволюции. Синтетическая

теория эволюции.

ЛР №1 «Сравнение видов по морфологическому критерию».

1

Должен знать: Что популяция это элементарная единица эволюции; параметры популяции, какие динамичные процессы могут происходить в популяции, условия для популяции.

Должен уметь:

характеризовать условия для популяции, раскрыть понятия «генофонд популяции», доказывать значимость условий, необходимых для существования  популяции.

Таблица  «Популяции живых организмов».

Наглядное пособие по биологии ооо" Экзамен-медиа".Растение-живой организм.

3

2 неделя октября

Движущие силы эволюции. мутационный

процесс,

популяционные волны,

изоляция, естественный отбор;

их влияние на генофонд популяции.

1

Должен знать: определение понятий «естественный отбор, «стабилизирующий отбор», условия внешней среды, при которой действует каждая форма отбора.

Таблицы, иллюстрации в учебнике.

Таблица: « Движущие силы эволюции».

4

3неделя октября

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

1

Должен уметь: обосновывать ведущую роль отбора, определять разные формы отбора.

Работают с иллюстрациями учебника.

5

4 неделя октября

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

1

Должен знать: Механизмы наследственности и изменчивости, приспособления организмов к среде обитания.

Должен уметь: Выявлять  приспособления организмов к среде обитания.(на конкретных примерах0,применять биологические знания для объяснения процессов и явлений в природе.

Гербарии растений, муляжи фруктов.

6

1 неделя ноября

Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Многообразие видов как результат эволюции. Принципы классификации.

 ПР №2 « Описание приспособленности организма и ее относительный характер.»

1

Должен знать: Способы видообразования.

Должен уметь: описывать основные пути видообразования и приводить примеры, называть причины изменения видов. Приводят доказательства родства живых

организмов на основе положений эволюционного

учения. Доказывают, что сохранение

многообразия видов является основой

устойчивого развития биосферы.

Приводят основные доказательства эволюции

органического мира.

Таблицы « Видообразование как результат эволюции.», раздаточный материал для ЛР.

7

2 неделя ноября

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Биологический прогресс  и биологический регресс. Пути достижения  биологического прогресса.

1

Таблица «Строение хромосом»

8

3 неделя ноября

Доказательства эволюции органического мира..

1

Оборудование для лабораторной работы: микроскоп, предметное и покровное стекло, кожица листа растения.

2. Комплект "Биологическая лаборатория"+микроскоп

 Таблица« Строение

прокариотической клетки».

Происхождение жизни на Земле. 3ч

1

4 неделя ноября

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.

1

.Должен знать:  определять ключевые понятия темы.

Должен уметь: описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни, характеризовать роль эксперимента в научных противоречиях. аргументировать свою точку зрения.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -4часть.

2

5 неделя

ноября

Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Опыты Ф. Реди, Пастера. Гипотизы о происхождении жизни.

Должен знать:  Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Должен уметь: описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни, характеризовать роль эксперимента в научных противоречиях. аргументировать свою точку зрения

Выделяют существенные признаки

анализируют и оценивают ее, интерпретируют

и представляют в разных формах.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -4часть.

3

1 неделя

Декабря.

Современные представления о возникновении жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Должен знать:   Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Должен уметь:находить информацию по вопросам происхождения жизни на Земле.проводить анализ и оценивать работы С.Миллера и А.Опарина.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -4часть.

Происхождение человека 4 часа

1

2 неделя

декабря.

Гипотезы происхождения человека

Должен знать:  Определяют понятия, формируемые в

ходе изучения темы.

 Должен уметь:

Находить и систематизировать информацию из различных источников .аргументировать свою точку зрения по проблеме происхождения человека.

Таблица Многообразие организмов.

2

3 неделя

декабря.

Положение человека в системе животного мира.(класс млекопитающие отряд приматы)

Должен знать:  Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы, классификацию человека. доказательство человека от животных, черты сходства человека и человекообразных обезьян.

Должен уметь:

Определять  систематическое положение человека. Выявлять сходства зародышей человека и других млекопитающих, сравнивать их и делать выводы.

Таблица «Систематическое положение человека в отделе приматы».

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -4часть.

3

4 неделя

декабря.

Эволюция человека, основные этапы.

ЛР№ 2 «Изучение экологических адаптаций у человека»

Должен знать: общую схему происхождения человека.

Должен уметь:

Описывать этапы эволюции человека; приводить доказательства родства человека с млекопитающими

Мультимедийное учебное издание «Дрофа» Многообразие живых организмов -4часть.

Карточки для ЛР№2

4

2 неделя января

Человеческие расы. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества

Должен знать:

Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Должен уметь:

механизмом расообразования,

отмечая единство происхождения рас.

Характеризуют основные факторы антропогенеза.

Приводят аргументированную

критику антинаучной сущности расизма.

Находят информацию по изучаемой теме

Мультимедийное учебное издание «Дрофа» Многообразие живых организмов -4часть.

Раздаточные материалы.

Раздел Экосистемы. 11 ч

Экологические факторы 3ч

1

3 неделя января

Организм и среда. Экологические факторы. Предмет и задачи экологии.

Должен знать: Основные понятия по экологии, задачи экологии, основные группы экологических факторов.

Должен уметь:

Работать с графиками с иллюстрациями, объяснять действие экологического фактора.

Мультимедийное учебное издание «Дрофа» Многообразие живых организмов -4часть.

2

4 неделя января

Абиотические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов.

3

1 неделя февраля

Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения; хищничество, конкуренция, симбиоз..

Должен знать: определения понятий  хищничество, конкуренция, симбиоз..

Должен уметь:

Характеризовать основные типы взаимоотношений, объяснять механизм влияния  взаимоотношений. Формирование биологического разнообразия и равновесия в экосистемах.

Структура экосистем 4ч

1

2 неделя февраля

Видовая и пространственная структура экосистем.

Должен знать :Определяют понятия, формируемые в хо

де изучения темы.

Должен уметь: описывать Видовая и пространственная структура экосистем.

Таблицы: Основные стадии онтогенеза, Прямое и непрямое развитие.

Таблицы, фотографии,

диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

 Оборудование для ПР№2

2

3 неделя февраля

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

ПР№2 Составление пищевых цепей.

Должен знать :определение понятий  пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах., пищевая цепь, пищевая сеть.

Должен уметь: составлять пищевых цепей, сети.

3

4 неделя февраля

Устойчивость и динамика экосистем.

Должен знать: экосистема- динамическая структура, причины устойчивости и смены  экосистемы.

Должен уметь: определение ключевых понятий темы, обосновывать необходимость многообразия видов.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -4часть.

Таблица «зарастание водоема».

4

1 неделя марта

Влияние человека на экосистемы. Разнообразие экосистем.

ПР№3«Изучение и описание  экосистем своей местности»

Должен знать: определение естественной экосистемы., экологическое нарушение, основные типы взаимоотношения человека и экосистемы.

Должен уметь: сравнивать естественные и искусственные экосистемы.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -4часть.

Репродукции художников с изображением природных пейзажей.

Задание для ПР№3

Биосфера – глобальная экосистема 2 часа

1

2 неделя марта

Биосфера – глобальная экосистема состав и структура биосферы.ПР№4 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах».

Должен знать: определение ключевых понятий темы. Границы биосферы и факторы, законы распределения биомассы на земном шаре.

Должен уметь:  Характеризуют и сравнивают основные

типы вещества биосферы.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -4часть.

Задания для ПР№4

2

3 неделя марта

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Закономерности существования

биосферы. Биомасса

Земли.

Биологический круговорот

веществ (на примере круговорота

воды и углерода)

Должен знать: определение ключевых понятий темы. Границы биосферы и факторы, законы распределения биомассы на земном шаре.

Должен уметь:   Характеризуют содержание учения

В. И. Вернадского о биосфере, его вклад

в развитие биологической науки.

Определяют свойства биосферы как глобальной

экосистемы. Приводят доказательства

единства живой и неживой природы,

используя знания о круговороте

веществ в биосфере. Характеризуют роль

живых организмов в биосфере.

Выделяют существенные признаки процесса

круговорота веществ и превращений

энергии в биосфере.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -4часть.

Таблица « Границы биосферы».

Биосфера и человек 2часа

1

1 неделя апреля

Биосфера и человек. Глобальные

антропогенные изменения в биосфере.

Должен знать: Экологические проблемы и пути решения экологических проблем.

Должен уметь : Анализируют и оценивают современные

глобальные экологические проблемы и

пути их решения, последствия собственной

деятельности в окружающей среде;

биологическую информацию о глобальных

экологических проблемах, получаемую

из разных источников; целевые

и смысловые установки в своих действиях

и поступках по отношению к окружающей

среде.

Выдвигают гипотезы о возможных последствиях

деятельности человека в экосистемах.

Аргументируют свою точку зрения

в ходе дискуссий по обсуждению экологических

проблем. Представляют результаты

своего исследования (проекта).

Характеризуют концепцию устойчивого

развития. Обосновывают правила поведения

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -4часть.

2

2 неделя апреля

Последствия деятельности

человека для окружающей

среды. Концепция устойчивого

развития. Правила поведения

в природной

среде. Охрана природы

и рациональное использование

природных ресурсов.

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -4часть.

1

2 неделя мая

Заключение 1ч.

34

3-4 неделя мая

Резервное время 2ч.

Учебно-методическая литература.

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

3.П.Реймерс Н. Ф.  Основные  биологические   понятия   и термины. М.: Просвещение, 1993.

4.Тейлор Д.,  Грин Н.,  Стаут У. Биология. Т.  1—3. М.:Мир, 2001.

5.Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы .Богданова Т.Л.Москва «АСТ-ПРЕСС» 2001г.

                                                                                                  MULTIMEDIA

 Наглядное пособие по биологии ооо" Экзамен-медиа". Растения. Грибы. Бактерии

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Живой организм -2 часть

 Мультимедийное учебное издание "Дрофа" Многообразие живых организмов -3 часть

Наглядное пособие по биологии ооо" Экзамен-медиа".Растение -живой организм

 Наглядное пособие по биологии ооо" Экзамен-медиа". Общее знакомство с цветковыми растениями

Мультимедийное учебное издание "Дрофа" «Биология общие закономерности»

 https://infourok.ru/laboratornie-raboti-po-biologii-v-klasse-uchebnik-sonina-ni-875387.html

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/pasechnik-biologiya-7-klass-metodicheskoe-posobie/

https://infourok.ru/spisok-internet-saytov-v-pomosch-izucheniya-biologii-3246049.html https://lbz.ru/metodist/iumk/biology/er.php        

http://nsportal.ru - Социальная сеть работников образования. http://proshkolu.ru– Бесплатный школьный портал. 11.http://infourok.ru - Бесплатный конструктор сайтов для учителя. http://multiurok.ru - Бесплатный конструктор сайтов для учителя. http://bio.1september.ru - «Я иду на урок биологии. 1 сентября».

Общая биология .Эволюция систем органов. Интерактивное наглядное пособие. Дрофа

                                                                                   Лист корректировки рабочей программы

класс

Тема урока, № п\п        

Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата)

За счет чего проведена корректировка

11

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Биология" (базовый уровень) для 8 класса

Рабочая программа  предназначена для изучения курса «Биология. Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2296729) учебного предмета «Биология» (Базовый уровень) для обучающихся 5 – 9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3075336) учебного предмета «Биология. Базовый уровень» для обучающихся 10 – 11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 798275) учебного предмета «Биология» (Базовый уровень) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1851216) учебного предмета «Биология. Базовый уровень» для обучающихся 10 – 11 классов

При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения ФГОС СОО о вза...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Биология» (Базовый уровень) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Биология» (Базовый уровень) для обучающихся 10 классов

При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения ФГОС СОО о вза...