Урок "Соцветия"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс.
Тема: Соцветия
Цель урока:
• сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными типами соцветий (на примере растений местной флоры)
Задачи:
образовательные: формировать знания о соцветии, его биологической роли; познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого; научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.
развивающие: способствовать развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы; развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы
воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся умеют распознавать наиболее распространенные типы соцветий.
Метапредметные: развивается навык выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о биологическом значении соцветий.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, готовность к уроку
II.Актуализация опорных знаний
Проверка знаний (беседа по вопросам):
- Вегетативные и генеративные органы.
- Что собой представляет цветок?
- Работа с карточкой. «Какие утверждения верны».
• Существует два способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное. (Да)
• Цветок – орган вегетативного размножения. (Нет, цветок – орган семенного размножения.)
• Главные части цветка – корень и пестик. (Нет, главные части цветка – пестик и тычинки.)
• Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек. (Да)
• Из завязи пестика развивается семя. (Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя развивается из семязачатка.)
• На одном растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки. (Да, это растение однодомное.)
• Любой цветок имеет лепестки и чашелистики. (Нет, Есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы.)
• Цветок тюльпана имеет простой околоцветник. (Да)
• Все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. (Нет)
(Последнее утверждение служит переходом к изучению нового материала.)
Мотивация и целепологание.
III.Изучение нового материала.
У многих растений цветки располагаются группами и образуют соцветия.
Соцветиями называют группы расположенных на общем цветоносе в определённом порядке цветков.
Зачем нужны соцветия?
- Значение соцветий:
- Собранные вместе, становятся заметными и лучше привлекают насекомых.
- При опылении ветром - больше вероятности попадания пыльцы на цветки.
- Образуется больше плодов и семян.
Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха и до 10 тыс. у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).
По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды.
Соцветия бывают простыми и сложными.
Простые соцветия (объяснение учителя по слайдам презентации).
Зарисовка схемы соцветия учащимися в тетрадях. Запись примеров растений.
Простым называют соцветие, в котором цветки прикрепляются к главной оси.
Простая кисть образуется у люпина, ландыша, пастушьей сумки. В кисти цветки прикреплены к общей длинной оси с помощью цветоножек и располагаются по одному.
Простой колос состоит из сидячих цветков, расположенных на общем цветоносе. Такое соцветие у подорожника.
Початок тоже образован сидячими цветками, но ось соцветия толстая, мясистая.
Корзинка — это соцветие у подсолнечника, топинамбура, одуванчика, ромашки, маргаритки, ноготков. Корзинка имеет общее расширенное основание, на котором располагаются мелкие сидячие цветки. Снаружи соцветие окружено зелёными листочками обёртки.
Соцветие головка напоминает шар. В нём короткая утолщённая ось, на которой располагаются сидячие цветки. Соцветие головка образуется у люцерны, клевера.
Простой зонтик состоит из цветков, прикреплённых к одной точке цветоножками одинаковой длины. Простой зонтик образуется у герани, примулы, лука, чеснока, вишни.
Соцветие щиток похоже на зонтик, но в этом соцветии цветоножки отдельных цветков имеют разную длину и отходят от разных точек на общем цветоносе. У нижних цветков они более длинные. Такое соцветие у боярышника, груши, калины, спиреи.
Сложные соцветия ( объяснение учителя по слайдам презентации).
Зарисовка схемы соцветия учащимися в тетрадях. Запись примеров растений.
Сложные соцветия состоят из простых соцветий, прикреплённых к общему цветоносу.
Сложная кисть состоит из простых кистей. Такое соцветие называют ещё метёлкой. Сложная кисть у сирени, овса, кукурузы.
Сложный колос образован несколькими простыми колосками. Это соцветие ржи, пшеницы, ячменя.
Сложный зонтик состоит из простых зонтиков, прикреплённых к цветоносу. Такое соцветие у тмина, укропа, моркови.
IV.Закрепление материала
Лабораторная работа «Соцветия»
Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на примере растений Бурятии.
Оборудование: листы с заданиями.
Задание. Рассмотрите рисунки растений, определите виды соцветий и заполните таблицу.
Выполнить задания, сдать тетради для проверки.
V. Рефлексия.
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
VI. Домашнее задание.
- Параграф §15 прочитать. Знать термины.
- Найти в источниках, какие еще есть распространенные типы соцветий у растений. Привести примеры.
VI. Итоги урока
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лабораторная работа по теме «Соцветия»
Рассмотрите картинки растений, которые произрастают в Бурятии, и заполните таблицу
Название растения | Вид соцветия | Простое или сложное соцветие | Рисунок соцветия |
Ярутка Подорожник Тысячелистник Подсолнечник
Пшеница Укроп Ромашка Черемуха
Сирень Клевер Боярышник Примула
Технологическая карта к уроку
Краткое описание этапов урока. | Деятельность учителя на уроке. | УУД, формируемые на уроке. |
1. Организационный момент | Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. | -Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л) -Уважительно относиться к учителю (Л) -Уважительно относиться к одноклассникам (Л) -Умение организовать выполнение задания (Р) |
2.Проверка домашнего задания. | Проверка знаний (беседа по вопросам):
• Существует два способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное. (Да) • Цветок – орган вегетативного размножения. (Нет, цветок – орган семенного размножения.) • Главные части цветка – корень и пестик. (Нет, главные части цветка – пестик и тычинки.) • Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек. (Да) • Из завязи пестика развивается семя. (Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя развивается из семязачатка.) • На одном растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки. (Да, это растение однодомное.) • Любой цветок имеет лепестки и чашелистики. (Нет, Есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы.) • Цветок тюльпана имеет простой околоцветник. (Да) • Все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. (Нет) | -Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л) -Уважительно относиться к учителю (Л) -Уважительно относиться к одноклассникам (Л) -Умение организовать выполнение задания - (Р) Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы (Р) Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя (К) |
3.Изучение нового материала. | У многих растений цветки располагаются группами и образуют соцветия. Соцветиями называют группы расположенных на общем цветоносе в определённом порядке цветков. Зачем нужны соцветия?
Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха и до 10 тыс. у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма). По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды. Соцветия бывают простыми и сложными. Простые соцветия (объяснение учителя по слайдам презентации). Зарисовка схемы соцветия учащимися в тетрадях. Запись примеров растений. Простым называют соцветие, в котором цветки прикрепляются к главной оси. Простая кисть образуется у люпина, ландыша, пастушьей сумки. В кисти цветки прикреплены к общей длинной оси с помощью цветоножек и располагаются по одному. Початок тоже образован сидячими цветками, но ось соцветия толстая, мясистая. Корзинка — это соцветие у подсолнечника, топинамбура, одуванчика, ромашки, маргаритки, ноготков. Корзинка имеет общее расширенное основание, на котором располагаются мелкие сидячие цветки. Снаружи соцветие окружено зелёными листочками обёртки. Соцветие головка напоминает шар. В нём короткая утолщённая ось, на которой располагаются сидячие цветки. Соцветие головка образуется у люцерны, клевера. Простой зонтик состоит из цветков, прикреплённых к одной точке цветоножками одинаковой длины. Простой зонтик образуется у герани, примулы, лука, чеснока, вишни. Соцветие щиток похоже на зонтик, но в этом соцветии цветоножки отдельных цветков имеют разную длину и отходят от разных точек на общем цветоносе. У нижних цветков они более длинные. Такое соцветие у боярышника, груши, калины, спиреи. Сложные соцветия (объяснение учителя по слайдам презентации). Зарисовка схемы соцветия учащимися в тетрадях. Запись примеров растений. Сложные соцветия состоят из простых соцветий, прикреплённых к общему цветоносу. Сложная кисть состоит из простых кистей. Такое соцветие называют ещё метёлкой. Сложная кисть у сирени, овса, кукурузы. Сложный колос образован несколькими простыми колосками. Это соцветие ржи, пшеницы, ячменя.
| - Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л) -Умение организовать выполнение задания (Р) -Умение делать выводы по результатам работы (Р) -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы (Р) -Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов (К) - умение выражать свои мысли (К) -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя (К) -Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М) |
3.Закрепление материала | Лабораторная работа «Соцветия» Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на примере растений Бурятии. Оборудование: листы с заданиями. Задание. Рассмотрите рисунки растений, определите виды соцветий и заполните таблицу. Выполнить задания, сдать тетради для проверки. | -Умение понять поставленную задачу (К) -Умение организовать выполнение задания (Р) -Умение делать выводы по результатам работы (Р) |
4.Подведение итогов. Рефлексия. | Учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки. | Осознание значимости полученных знаний. |