Урок "Соцветия"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Урок рассчитан для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsvetiya.docx416.57 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 6 класс.

Тема: Соцветия

Цель урока:

• сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными типами соцветий (на примере  растений местной флоры)

Задачи:

образовательные: формировать  знания о соцветии, его биологической роли; познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого; научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.

развивающие: способствовать  развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы; развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы

воспитательные: воспитывать  чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся умеют распознавать наиболее распространенные типы соцветий.

Метапредметные: развивается навык выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о биологическом значении соцветий.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, готовность к уроку

II.Актуализация опорных знаний

Проверка знаний (беседа по вопросам):

  1. Вегетативные и генеративные органы.
  2. Что собой представляет цветок?
  3. Работа с карточкой. «Какие утверждения верны».

• Существует два способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное. (Да)

 • Цветок – орган вегетативного размножения. (Нет, цветок – орган семенного размножения.)

 • Главные части цветка – корень и пестик. (Нет, главные части цветка – пестик и тычинки.)

 • Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек. (Да)

 • Из завязи пестика развивается семя. (Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя развивается из семязачатка.)

 • На одном растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки. (Да, это растение однодомное.)

• Любой цветок имеет лепестки и чашелистики. (Нет, Есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы.)

 • Цветок тюльпана имеет простой околоцветник. (Да)

• Все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. (Нет)

(Последнее утверждение служит переходом к изучению нового материала.)

Мотивация и целепологание.

III.Изучение нового материала.

У многих растений цветки располагаются группами и образуют соцветия.

Соцветиями  называют группы расположенных на общем цветоносе в определённом порядке цветков. 

Зачем нужны соцветия?

  1. Значение соцветий:
  • Собранные вместе, становятся заметными и лучше привлекают насекомых.
  • При опылении ветром - больше вероятности попадания пыльцы на цветки.
  • Образуется больше плодов и семян.

Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха и до 10 тыс. у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).

      По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и  разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды.

Соцветия бывают простыми и сложными.

Простые соцветия (объяснение учителя по слайдам презентации).

Зарисовка схемы соцветия учащимися в тетрадях. Запись примеров растений.

Простым называют соцветие, в котором цветки прикрепляются к главной оси.

  

 простые соцветия_vienkāršas ziedkopas_simple inflorescences1.png

 

Простая кисть образуется у люпина, ландыша, пастушьей сумки. В кисти цветки прикреплены к общей длинной оси с помощью цветоножек и располагаются по одному.


Простой колос состоит из сидячих цветков, расположенных на общем цветоносе. Такое соцветие у подорожника.

 

Початок тоже образован сидячими цветками, но ось соцветия толстая, мясистая.

 

Корзинка — это соцветие у подсолнечника, топинамбура, одуванчика, ромашки, маргаритки, ноготков. Корзинка имеет общее расширенное основание, на котором располагаются мелкие сидячие цветки. Снаружи соцветие окружено зелёными листочками обёртки.

 

Соцветие головка напоминает шар. В нём короткая утолщённая ось, на которой располагаются сидячие цветки. Соцветие головка образуется у люцерны, клевера.

 

Простой зонтик состоит из цветков, прикреплённых к одной точке цветоножками одинаковой длины. Простой зонтик образуется у герани, примулы, лука, чеснока, вишни.

 

Соцветие щиток похоже на зонтик, но в этом соцветии цветоножки отдельных цветков имеют разную длину и отходят от разных точек на общем цветоносе. У нижних цветков они более длинные. Такое соцветие у боярышника, груши, калины, спиреи.

Сложные соцветия ( объяснение учителя по слайдам презентации).

Зарисовка схемы соцветия учащимися в тетрадях. Запись примеров растений.

Сложные соцветия  состоят из простых соцветий, прикреплённых к общему цветоносу.

 

сложные соцветия_sarežģītas ziedkopas_complex inflorescences (1).png

  

 

Сложная кисть состоит из простых кистей. Такое соцветие называют ещё метёлкой. Сложная кисть у сирени, овса, кукурузы.

 

Сложный колос образован несколькими простыми колосками. Это соцветие ржи, пшеницы, ячменя. 


Сложный зонтик состоит из простых зонтиков, прикреплённых к цветоносу. Такое соцветие у тмина, укропа, моркови.

IV.Закрепление материала

Лабораторная работа «Соцветия»

Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на примере растений Бурятии.

Оборудование:  листы с заданиями.

Задание.  Рассмотрите  рисунки растений, определите виды соцветий  и заполните таблицу.

Приложение 1

Выполнить задания, сдать тетради для проверки.

V. Рефлексия.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

VI. Домашнее задание.

  1. Параграф §15 прочитать. Знать термины.
  2. Найти в источниках, какие еще есть распространенные типы соцветий у растений. Привести примеры.

VI. Итоги урока

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лабораторная работа по теме «Соцветия»

Рассмотрите  картинки растений, которые произрастают в Бурятии,  и  заполните таблицу

Название растения

Вид соцветия

Простое или сложное соцветие

Рисунок соцветия

Ярутка полеваяScan0130       Описание: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ad/Achillea_millefolium_-_roosa_harilik_raudrohi_Valingu.jpg/180px-Achillea_millefolium_-_roosa_harilik_raudrohi_Valingu.jpg    Рисунок11                                     

    Ярутка                        Подорожник                     Тысячелистник                 Подсолнечник                  

Scan0016Scan0022       Scan0018

Пшеница                              Укроп                                      Ромашка                      Черемуха

    клевер   

Сирень                                               Клевер                                   Боярышник                 Примула

Технологическая карта к уроку

Краткое описание этапов урока.

Деятельность учителя на уроке.

УУД, формируемые на уроке.

1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

-Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л)

-Уважительно относиться к учителю (Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам (Л)

-Умение организовать выполнение задания (Р)

 2.Проверка домашнего задания.

Проверка знаний (беседа по вопросам):

  1. Вегетативные и генеративные органы.
  2. Что собой представляет цветок?
  3. Работа с карточкой. «Какие утверждения верны».

• Существует два способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное. (Да)

 • Цветок – орган вегетативного размножения. (Нет, цветок – орган семенного размножения.)

 • Главные части цветка – корень и пестик. (Нет, главные части цветка – пестик и тычинки.)

 • Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек. (Да)

 • Из завязи пестика развивается семя. (Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя развивается из семязачатка.)

 • На одном растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки. (Да, это растение однодомное.)

• Любой цветок имеет лепестки и чашелистики. (Нет, Есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы.)

 • Цветок тюльпана имеет простой околоцветник. (Да)

• Все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. (Нет)

-Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л)

-Уважительно относиться к учителю (Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам (Л)

-Умение организовать выполнение задания -

(Р)

Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы (Р)

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя (К)

3.Изучение нового материала.

У многих растений цветки располагаются группами и образуют соцветия.

Соцветиями  называют группы расположенных на общем цветоносе в определённом порядке цветков. 

Зачем нужны соцветия?

  1. Значение соцветий:
  • Собранные вместе, становятся заметными и лучше привлекают насекомых.
  • При опылении ветром - больше вероятности попадания пыльцы на цветки.
  • Образуется больше плодов и семян.

Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха и до 10 тыс. у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).

      По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и  разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды.

Соцветия бывают простыми и сложными.

Простые соцветия (объяснение учителя по слайдам презентации).

Зарисовка схемы соцветия учащимися в тетрадях. Запись примеров растений.

Простым называют соцветие, в котором цветки прикрепляются к главной оси.

  Простая кисть образуется у люпина, ландыша, пастушьей сумки. В кисти цветки прикреплены к общей длинной оси с помощью цветоножек и располагаются по одному.
Простой колос состоит из сидячих цветков, расположенных на общем цветоносе. Такое соцветие у подорожника.

Початок тоже образован сидячими цветками, но ось соцветия толстая, мясистая.

Корзинка — это соцветие у подсолнечника, топинамбура, одуванчика, ромашки, маргаритки, ноготков. Корзинка имеет общее расширенное основание, на котором располагаются мелкие сидячие цветки. Снаружи соцветие окружено зелёными листочками обёртки.

 Соцветие головка напоминает шар. В нём короткая утолщённая ось, на которой располагаются сидячие цветки. Соцветие головка образуется у люцерны, клевера.

Простой зонтик состоит из цветков, прикреплённых к одной точке цветоножками одинаковой длины. Простой зонтик образуется у герани, примулы, лука, чеснока, вишни.

Соцветие щиток похоже на зонтик, но в этом соцветии цветоножки отдельных цветков имеют разную длину и отходят от разных точек на общем цветоносе. У нижних цветков они более длинные. Такое соцветие у боярышника, груши, калины, спиреи.

Сложные соцветия (объяснение учителя по слайдам презентации).

Зарисовка схемы соцветия учащимися в тетрадях. Запись примеров растений.

Сложные соцветия  состоят из простых соцветий, прикреплённых к общему цветоносу.

 Сложная кисть состоит из простых кистей. Такое соцветие называют ещё метёлкой. Сложная кисть у сирени, овса, кукурузы.

Сложный колос образован несколькими простыми колосками. Это соцветие ржи, пшеницы, ячменя. 
Сложный зонтик состоит из простых зонтиков, прикреплённых к цветоносу. Такое соцветие у тмина, укропа, моркови.

 

- Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л)

-Умение организовать выполнение задания (Р)

-Умение делать выводы по результатам работы (Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы (Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов (К)

- умение выражать свои мысли (К)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя (К)

-Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М)

3.Закрепление материала

Лабораторная работа «Соцветия»

Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на примере растений Бурятии.

Оборудование:  листы с заданиями.

Задание.  Рассмотрите  рисунки растений, определите виды соцветий  и заполните таблицу.

Приложение 1

Выполнить задания, сдать тетради для проверки.

-Умение понять поставленную задачу (К)

-Умение организовать выполнение задания (Р)

-Умение делать выводы по результатам работы (Р)

4.Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.

Осознание значимости полученных знаний.