План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии
рабочая программа по биологии

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_so_slabouspev.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия культуры мира»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании   МО

учителей  истории, географии, биологии, химии

Протокол №____от «____» _________ 2019г.

 УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

      Юзбегов Н.З.

       Приказ №_____ от       «____»_________2019г.

План

работы со слабоуспевающими учащимися

по биологии

на 2019 – 2020 учебный год

учителя биологии

Айвазовой З.Э.

     Главный смысл деятельности учителя естественно-научного цикла состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении любого предмета Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Цели программы: выполнение Закона об образовании. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи программы: выполнение целей и задач по реализации программы по ФГОС. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников. Изучение особенностей слабоуспевающих  учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации. Формирование ответственного отношения учащихся к учебной деятельности.

Комплекс мер по совершенствованию учебно - воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:

1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

– в средних классах сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;
– особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;
– в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;
– на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.

2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания их профилактика и устранение.

3. Постоянное ознакомление с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учебе.


       
Основополагающие направления  и виды деятельности:

- Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке.

- Методы и формы работы со слабоуспевающими учащимися во внеурочное время.

- Воспитательная работа со слабоуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

- Организация работы с родителями слабоуспевающих учащихся.

Повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: совершенствование методики проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся и умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе. Вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.

Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.

План работы со слабоуспевающими  учащимися по биологии

на 2019 – 2020 учебный год.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Форма выхода

1

Составление банка данных на  учащихся  5 - 9  классов

В течение года

Банк данных

2

 Диагностика слабоуспевающего учащегося (отслеживание достижений учащихся и выявление пробелов в знаниях). Ведение диагностических карт.

Октябрь Апрель

Диагностические карты, карточки

3

Отработка неусвоенных тем на уроках, дополнительных занятиях, индивидуальных консультациях

В течение года

График консультаций  дополнительных занятий

4

Мониторинг посещения консультаций по биологии

После каждой консультации

Мониторинг посещаемости

5

Беседы с учащимися, имеющими неудовлетворительные отметки по итогам четверти

(Первая и последняя недели четверти)

Журнал фиксации бесед

6

Проведение мониторинга посещаемости учащимися занятий в школе

В течение года

Результаты мониторинга

7

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью выявления в знаниях учеников пробелов.

Сентябрь

Анализ контрольного среза

8

Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и в ходе беседы с самим ребенком.

В течение года

Анализ причин отставания слабоуспевающих

9

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года

Анализ контроля знаний

10

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

Карточки, индивидуальные задания

11

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

План урока

12

Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

Дневник, журнал, «Сетевой город»

13

Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

Мониторинг успеваемости

14

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса.

В течение учебного года

Индивидуальная карта слабоуспевающего

15

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих  учащихся.

В течение учебного года

План работы индивидуальных занятий

16

Вовлекать слабоуспевающих учащихся в организацию проведение внеклассных мероприятий по предмету.

В течение года

Мониторинг участия во внеклассных мероприятиях

17

Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, методических советах).

В течение учебного года

Выступление, обмен опытом

18

Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости

План работы

19

Анализ итогов контрольных, самостоятельных, тестовых работ.

После написания работы

Анализ работ

20

Организация повторения на каждом уроке (в выпускном классе)

Январь – май

Конспект урока

21

Использование на уроках заданий, карточек, тестов (разного уровня)

Постоянно  

Карточки, тесты, творческие задания и т.п.

22

Постоянное информирование классного руководителя, администрации школы о результатах обучения учащихся.

Постоянно  

Отчет

23

Ежемесячный отчет по работе со слабоуспевающими перед администрацией школы

До 28 числа каждого месяца

Отчет

1

Беседы с родителями учащихся,

 имеющих  неудовлетворительные отметки по итогам четверти.

(первая и последняя недели четверти)

Лист ознакомления

2

Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих  учащихся, ознакомление под роспись с неудовлетворительными отметками по предмету.

В течение

учебного

года

Ведомость ознакомления родителей с неудовлетворительными  отметками

3

Подготовка информационных стендов в кабинете по  подготовке ГИА-9

В течение

учебного года

Информационные стенды

4

Индивидуальные беседы с родителями. Ознакомление родителей с индивидуальными учебными маршрутами обучающихся.

В течение

учебного  года

Тетрадь консультаций

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими учащимися

Урочная деятельность:

1. Создание микроклимата в классе.
2. Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5. Стимулирование оценкой похвалой.

Вид работы:

1. Вести карту наблюдения.
2. Работа в группах, парах.
3. Индивидуальные консультации.
4. Уроки коррекции знаний.
5. Опорные конспекты, памятки.
6. Дидактические игры.

Внеурочная деятельность:

Индивидуально - личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Вид работы:

1. Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки - инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.

Воспитательная работа:

Индивидуально - личностный подход, создание комфортной среды.

Вид работы:

1. Вовлечение в кружки, КТД.
2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
3. Опора на хобби.

Работа с родителями:

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Вид работы:

1. Тематические родительские собрания.
2. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
3. Совет профилактики.

«Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися (СУ)»

Этапы урока.

1. Контроль за подготовленностью учащихся:

  • создается атмосфера доброжелательности;
  • создается ситуация поддержки и успеха;
  • темп опроса соответствует индивидуальным особенностям слабоуспевающего учащегося;
  • концентрируется внимание на главном;
  • обращается внимание на типичные ошибки;
  • разрешается перед ответом у доски пользоваться пособиями;
  • дается план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома;
  • используются алгоритмы, памятки, другие виды оперативной помощи.

2. Изложение нового материала:

  • доступность темпа изложения нового материала;
  • акцентирование внимания на главных моментах новой темы;
  • постоянное обращение к СУ уч-ся с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
  • привлечение их в качестве помощников при подготовке опытов, приборов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала;
  • учитель использует ТСО, наглядность, сравнение, интеграцию с другими предметами;
  • учитель привлекает СУ уч-ся к высказыванию предложений, выводов и обобщений по сути объясняемой проблемы, высказанной сильным учащимся.

3. Самостоятельная работа на уроке:

  • педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для ее проявления, для эмоциональной открытости и доверия учащихся;
  • педагог различными методами стимулирует познавательную деятельность учащихся;
  • при самостоятельной работе педагог учит умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль и самоконтроль;
  • указание на ошибки, проверка, исправления осуществляются не постоянно.

4. Определение домашнего задания:

  • объем домашнего задания оптимален;
  • учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, предупреждает о возможных ошибках;
  • есть свобода выбора задания;
  • для СУ учащихся подбирается индивидуальное задание;
  • домашнее задание включает работу над ошибками;
  • домашнее задание проверяется различными способами, учитель получает полную информацию о степени усвоения изученного материала.

Ожидаемый результат

1. Освоение слабоуспевающими учащимися базового уровня программы по биологии.

2. Пробуждение интереса к учению, любознательности.

3. Формирование учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...

ПЛАН работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на 2016-2017уч.г Предмет: Биология. Химия. Учитель Н.В. Леванских

Цель:  добиться улучшения успеваемости и качества знаний обучающихся. Задачи:1. Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации2.Создание у...

План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии

План работы с учащимися, не освоившими учебный материал по биологии...

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год.

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год....

Система работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся по разделам русского языка. План работы со слабоуспевающими

Моя тема по самообразованию. Как помочь ученику? Как устранить пробелы в знаниях?...

План работы со слабоуспевающими учениками по биологии и химии

В последнее время психологи, педагоги и медики отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведение и обучения. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в ст...

План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии.

Цели программы: выполнение Закона об образовании. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.Задачи программы: выполнение целей и задач по реализации п...