План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии
рабочая программа по биологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия культуры мира»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей истории, географии, биологии, химии Протокол №____от «____» _________ 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Юзбегов Н.З. Приказ №_____ от «____»_________2019г. |
План
работы со слабоуспевающими учащимися
по биологии
на 2019 – 2020 учебный год
учителя биологии
Айвазовой З.Э.
Главный смысл деятельности учителя естественно-научного цикла состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении любого предмета Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Цели программы: выполнение Закона об образовании. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи программы: выполнение целей и задач по реализации программы по ФГОС. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников. Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации. Формирование ответственного отношения учащихся к учебной деятельности.
Комплекс мер по совершенствованию учебно - воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
– в средних классах сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;
– особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;
– в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;
– на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания их профилактика и устранение.
3. Постоянное ознакомление с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учебе.
Основополагающие направления и виды деятельности:
- Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке.
- Методы и формы работы со слабоуспевающими учащимися во внеурочное время.
- Воспитательная работа со слабоуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
- Организация работы с родителями слабоуспевающих учащихся.
Повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: совершенствование методики проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся и умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе. Вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.
Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии
на 2019 – 2020 учебный год.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Форма выхода |
1 | Составление банка данных на учащихся 5 - 9 классов | В течение года | Банк данных |
2 | Диагностика слабоуспевающего учащегося (отслеживание достижений учащихся и выявление пробелов в знаниях). Ведение диагностических карт. | Октябрь Апрель | Диагностические карты, карточки |
3 | Отработка неусвоенных тем на уроках, дополнительных занятиях, индивидуальных консультациях | В течение года | График консультаций дополнительных занятий |
4 | Мониторинг посещения консультаций по биологии | После каждой консультации | Мониторинг посещаемости |
5 | Беседы с учащимися, имеющими неудовлетворительные отметки по итогам четверти | (Первая и последняя недели четверти) | Журнал фиксации бесед |
6 | Проведение мониторинга посещаемости учащимися занятий в школе | В течение года | Результаты мониторинга |
7 | Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью выявления в знаниях учеников пробелов. | Сентябрь | Анализ контрольного среза |
8 | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и в ходе беседы с самим ребенком. | В течение года | Анализ причин отставания слабоуспевающих |
9 | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года | Анализ контроля знаний |
10 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. | Карточки, индивидуальные задания |
11 | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года. | План урока |
12 | Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года. | Дневник, журнал, «Сетевой город» |
13 | Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года. | Мониторинг успеваемости |
14 | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года | Индивидуальная карта слабоуспевающего |
15 | Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся. | В течение учебного года | План работы индивидуальных занятий |
16 | Вовлекать слабоуспевающих учащихся в организацию проведение внеклассных мероприятий по предмету. | В течение года | Мониторинг участия во внеклассных мероприятиях |
17 | Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, методических советах). | В течение учебного года | Выступление, обмен опытом |
18 | Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости | План работы |
19 | Анализ итогов контрольных, самостоятельных, тестовых работ. | После написания работы | Анализ работ |
20 | Организация повторения на каждом уроке (в выпускном классе) | Январь – май | Конспект урока |
21 | Использование на уроках заданий, карточек, тестов (разного уровня) | Постоянно | Карточки, тесты, творческие задания и т.п. |
22 | Постоянное информирование классного руководителя, администрации школы о результатах обучения учащихся. | Постоянно | Отчет |
23 | Ежемесячный отчет по работе со слабоуспевающими перед администрацией школы | До 28 числа каждого месяца | Отчет |
1 | Беседы с родителями учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по итогам четверти. | (первая и последняя недели четверти) | Лист ознакомления |
2 | Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих учащихся, ознакомление под роспись с неудовлетворительными отметками по предмету. | В течение учебного года | Ведомость ознакомления родителей с неудовлетворительными отметками |
3 | Подготовка информационных стендов в кабинете по подготовке ГИА-9 | В течение учебного года | Информационные стенды |
4 | Индивидуальные беседы с родителями. Ознакомление родителей с индивидуальными учебными маршрутами обучающихся. | В течение учебного года | Тетрадь консультаций |
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими учащимися
Урочная деятельность:
1. Создание микроклимата в классе.
2. Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5. Стимулирование оценкой похвалой.
Вид работы:
1. Вести карту наблюдения.
2. Работа в группах, парах.
3. Индивидуальные консультации.
4. Уроки коррекции знаний.
5. Опорные конспекты, памятки.
6. Дидактические игры.
Внеурочная деятельность:
Индивидуально - личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Вид работы:
1. Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки - инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.
Воспитательная работа:
Индивидуально - личностный подход, создание комфортной среды.
Вид работы:
1. Вовлечение в кружки, КТД.
2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
3. Опора на хобби.
Работа с родителями:
Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.
Вид работы:
1. Тематические родительские собрания.
2. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
3. Совет профилактики.
«Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися (СУ)»
Этапы урока.
1. Контроль за подготовленностью учащихся:
- создается атмосфера доброжелательности;
- создается ситуация поддержки и успеха;
- темп опроса соответствует индивидуальным особенностям слабоуспевающего учащегося;
- концентрируется внимание на главном;
- обращается внимание на типичные ошибки;
- разрешается перед ответом у доски пользоваться пособиями;
- дается план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома;
- используются алгоритмы, памятки, другие виды оперативной помощи.
2. Изложение нового материала:
- доступность темпа изложения нового материала;
- акцентирование внимания на главных моментах новой темы;
- постоянное обращение к СУ уч-ся с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
- привлечение их в качестве помощников при подготовке опытов, приборов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала;
- учитель использует ТСО, наглядность, сравнение, интеграцию с другими предметами;
- учитель привлекает СУ уч-ся к высказыванию предложений, выводов и обобщений по сути объясняемой проблемы, высказанной сильным учащимся.
3. Самостоятельная работа на уроке:
- педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для ее проявления, для эмоциональной открытости и доверия учащихся;
- педагог различными методами стимулирует познавательную деятельность учащихся;
- при самостоятельной работе педагог учит умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль и самоконтроль;
- указание на ошибки, проверка, исправления осуществляются не постоянно.
4. Определение домашнего задания:
- объем домашнего задания оптимален;
- учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, предупреждает о возможных ошибках;
- есть свобода выбора задания;
- для СУ учащихся подбирается индивидуальное задание;
- домашнее задание включает работу над ошибками;
- домашнее задание проверяется различными способами, учитель получает полную информацию о степени усвоения изученного материала.
Ожидаемый результат
1. Освоение слабоуспевающими учащимися базового уровня программы по биологии.
2. Пробуждение интереса к учению, любознательности.
3. Формирование учебной мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...
ПЛАН работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на 2016-2017уч.г Предмет: Биология. Химия. Учитель Н.В. Леванских
Цель: добиться улучшения успеваемости и качества знаний обучающихся. Задачи:1. Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации2.Создание у...
План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии
План работы с учащимися, не освоившими учебный материал по биологии...
Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год.
Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год....
Система работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся по разделам русского языка. План работы со слабоуспевающими
Моя тема по самообразованию. Как помочь ученику? Как устранить пробелы в знаниях?...
План работы со слабоуспевающими учениками по биологии и химии
В последнее время психологи, педагоги и медики отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведение и обучения. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в ст...
План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии.
Цели программы: выполнение Закона об образовании. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.Задачи программы: выполнение целей и задач по реализации п...