Итоговая контрольная работа 7 класс
тест по биологии (7 класс)

Гордеева Ирина Александровна

Итоговый тест по биологии 7 класс , с ответами, спецификация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_klass_perevodnaya.doc73.5 КБ
Microsoft Office document icon otvety.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon spetsifikatsiya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по биологии в 7 классе.

1 вариант

1. Для питания животные организмы:

    а)  используют готовые органические вещества    б) образуют органические вещества на свету

    в)  поглощают углекислый газ

2. Инфузория-туфелька передвигается с помощью:

       а) ресничек        б)  жгутика       в) ложноножек

3. Пищеварение у кишечнополостных:

   а) внутриполостное        б) внутриклеточное         в) внутриполостное и внутриклеточное.

 4. Животные с радиальной (лучевой) симметрией:

   а) активно передвигаются  б) малоподвижные или сидячие    в) имеют правую и левую стороны

 5. Круглые черви отличаются от плоских наличием:

  а) кровеносной системы      б) двусторонней симметрии    в) анального отверстия

 6. Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят:

           а) виноградную улитку       б) беззубку       в)  осьминога

7. Хитиновый покров членистоногих не позволяет им:

          а) быстро передвигаться     б) расти  в) активно питаться

8. К биологическим особенностям, дающим насекомым преимущества для распространения, можно отнести:

    а) наличие сложных рефлексов   б) способность к полету   в) их небольшие размеры.

9. Хорда у позвоночных животных: 

   а) сохраняется в течение всей жизни  б)  в процессе развития зародыша замещается позвоночником

                             в) отсутствует на всех стадиях развития

10. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды:

              а) органом обоняния    б) боковой линией   в) органом слуха

11. В отличие от рыб у земноводных появляются:

          а) желудок    б) слюнные железы   в) печень

12. В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся:

а)тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками б)появляется кожное дыхание в)внутреннее ухо

13. Морские черепахи проводят в море:

     а)  всю жизнь      б)  всю жизнь за исключением периода кладки яиц            в) период кладки

14. В головном мозге млекопитающих наиболее развит:

     а) мозжечок    б) полушария переднего мозга   в) продолговатый мозг и мозжечок

15. Выберите несколько правильных ответов.

     а) в нервной системе птиц особенно развиты мозжечок и большие полушария

    б) у птиц функционирует, как правило, один яичник

    в)  в яичниках созревает сразу много яиц

     г) оплодотворение яиц происходит в яичниках

 д) газообмен между зародышем и окружающей средой происходит через воздушную камеру и поры скорлупы

   е) для развития яйца достаточно температуры 36°С .

16. Используя таблицу «Плодовитость и размеры тела птиц», ответьте на вопросы

Птицы

Количество яиц в кладке, шт

Длина тела, см

Вес, кг

Гага

5

30

3,4

Павлин

7

110

4

Сова

4

35

2,4

Курица

15

35

3,6

 1) Какая птица обладает самой большой длиной тела?

2) Какая (какие) из перечисленных птиц весит меньше 3,5 кг?

3) Какая из птиц наиболее плодовита?

17. Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком.  Используя эти сведения, выберите из списка  три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.

 1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.

 2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.

3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.

4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.

5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.

6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.

18.Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития.

ГРУППА

ХАРАКТЕРИСТИКА

A) серая жаба

1) прямое

Б) озёрная лягушка

2) непрямое

В) бабочка капустница

 

Г) домовый воробей

 

Д) крокодил

 

 

19. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:

      а) млекопитающие        б) пресмыкающиеся    в) рыбы     г) птицы     д) бесчерепные хордовые

20.Используя содержание текста «Амурский тигр», ответьте на следующие вопросы.

1) Где сосредоточен ареал амурского тигра?

2) В какое время суток наиболее активен амурский тигр?

3) Учитывая пищевую специализацию амурского тигра и его ареал, предположите, в каких случаях Амурский тигр может выходить к людям?

Амурский тигр

Амурский (уссурийский или дальневосточный) тигр - один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Занесён в Красную книгу. Ареал этого тигра сосредоточен в охраняемой зоне на юго-востоке России, по берегам рек Амур и Уссури в Хабаровском и Приморском краях.

Основной окрас шерсти тигра в зимнее время -оранжевый, живот белый. Это единственный тигр, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой жира, защищающий от леденящего ветра при крайне низких температурах. Тело вытянутое, гибкое, голова округлая, лапы недлинные, длинный хвост. Уши очень короткие, так как обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек.

Длина тела у самцов амурского тигра до кончика хвоста достигает 2,7-3,8 м, самки меньше. Нормальный взрослый самец тигра в среднем весит 180-200 кг при высоте в холке в 90-106 см. Тигр способен по снегу развивать скорость до 50 км/ч.

Амурский тигр -властелин огромных территорий, площадь которых у самки составляет 300-500 км2 , а у самца - 600-800 км2. Если в пределах своих владений корма достаточно, то тигр не покидает свою территорию. Амурский тигр активен ночью. Территории самцов и самок могут пересекаться, так как самцы защищают свои угодья только от других самцов, особое внимание уделяя главным пограничным пунктам. Самцы ведут одиночную жизнь, самки же нередко встречаются в группах.

Несмотря на огромную силу и развитые органы чувств, тигру приходится много времени уделять охоте, поскольку успехом завершается только одна из 10 попыток. Тигр ползком подбирается к своей жертве, двигается при этом он особенным образом: выгнув спину и упираясь задними лапами в землю. Специализация тигров - охота на крупных копытных животных, однако при случае они не брезгуют также рыбой, лягушками, птицами и мышами, едят и плоды растений. Суточная норма тигра - 9-10 кг мяса. Для благополучного существования одного тигра необходимо порядка 50-70 копытных в год. Продолжительность жизни амурского тигра около 15 лет.

Итоговая контрольная работа по биологии в 7 классе.

2 вариант

1.Главный (основной) признак живого:

а) изменение размеров тела                 б)  обмен веществ и превращение энергии

         в) способность образовывать органические вещества из неорганических

2.Зеленая эвглена отличается от инфузории – туфельки тем, что

а) имеет постоянную форму тела                б) имеет ядро                в) имеет хлоропласты

 3. Процесс почкования у гидры – это:

а) форма полового размножения        б) форма бесполого размножения                в) регенерация

 4.Двусторонней симметрией обладает:

а) амеба                б) гидра                в) планария

5.Вторичная полость (целом) появилась:

а) у плоских червей                б) у кольчатых червей        в) только у круглых червей

6. Особое приспособление - чернильная железа есть у:

а) всех моллюсков                б) головоногих                 в) брюхоногих  

7.У членистоногих:

а) членистое только брюшко         б) членистое тело и конечности  в)  членистые конечности

8. Тело насекомых состоит из:

а) головогруди и брюшка  б) головы, груди и брюшка в) одного отдела, слившегося из члеников

9. У паразитических червей покровы тела:

    а) снабжены ресничками      б) состоят из хитина      в) не растворяются пищеварительными соками 

  10. Сердце рыб:

      а)  однокамерное        б)  двухкамерное       в)  трехкамерное

 11. Сердце у взрослых земноводных:

      а) четырехкамерное  б)  трехкамерное      в) двухкамерное

 12. Змеи могут заглатывать добычу, во много раз превышающую диаметр их тела, так как:

          а) имеют уплощенную голову и широкую пасть

б) не имеют замкнутой грудной клетки, т. к. нет грудины   в) имеют большие размеры головы и тела

13. Приспособлениями птиц к полету служат:

      а) двойное дыхание, передние конечности преобразованы в крылья

      б)  легкие кости, грудина с килем, сложный крестец                   в)  все вышеперечисленное

 14. К особенностям размножения млекопитающих относят:

     а) развитие плода в матке    б) наличие половых клеток  в)  внутреннее оплодотворение.

15. Выберите несколько правильных ответов

     а) развитие второго круга кровообращения связано с выходом позвоночных на сушу

     б) эволюция дыхательной системы связана с переходом к легочному дыханию

     в) все земноводные в личиночной стадии дышат легкими и кожей

     г) кора головного мозга впервые появились у млекопитающих

     д) четырехкамерное сердце обеспечило разделение крови на венозную и артериальную

   е) внутреннее оплодотворение не дает животным преимуществ в развитии и выживании потомства.

16.Пользуясь таблицей «Размножение рыб», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой вид рыб имеет наибольший средний диаметр икринок?

2) Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?

3) Почему при высокой плодовитости численность рыб остаётся относительно постоянной?

Название   рыбы

Количество

икринок, тыс.

Средний диаметр

икринок, мм

Время наступления

половозрелости, лет

Возраст рыб, выловлен-ных рыбаками, лет

Щука обыкновенная

30

2,7

3–4

5

Норвежская сельдь

200

1,3

2–7

8

Треска балтийская

1000

1

5–9

3

Сазан

1500

1

5–6

8

Колюшка  трёхиглая

0,1–1

1,8

1

2

17.Известно, что лось — это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. 

1)Лось-самый крупный вид оленей, т. к. весит до 600 кг, высота 2,3 метра, а длина тела 3 метра.

2) Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами.

3) Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки.

4) В Западной Европе истреблен в Средние века.

5) Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые.

6) Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом — травами.

18. Установите соответствие между признаком животного и классом

                 ПРИЗНАК                                                                                    КЛАСС

      а) оплодотворение внутреннее                                                             1) земноводные

      б) оплодотворение у большинства видов наружное                           2) пресмыкающиеся

      в) непрямое развитие (с превращением )

      г) размножение и развитие происходит на суше

      д) тонкая кожа, покрытая слизью

      е) яйца с большим запасом питательных веществ

19. Установите последовательность появления групп животных в процессе эволюции:

     а)  членистоногие б)  млекопитающие в) простейшие  г)  кишечнополостные д) пресмыкающиеся е) рыбы

20. Используя содержание текста «Белый медведь», ответьте на следующие вопросы.

1) Как далеко на север простирается ареал белого медведя?

2) Впадают ли белые медведи в спячку?

3) Объясните важность устройства шерсти белого медведя для приспособления к условиям обитания.

Белый медведь

Белый медведь — хищное млекопитающее семейства медвежьих, близкий родственник бурого медведя. Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли. Распространён на север — до 88° с. ш., на юг — до Ньюфаундленда, на материке — в зоне арктической пустыни до зоны тундр.

Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьируется от белого до желтоватого. Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, и шерстинки полые. Полупрозрачные волоски пропускают только ультрафиолетовые лучи, придавая шерсти теплоизоляционные свойства.

Обитает белый медведь на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу: кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и других морских животных. Ловит он их, подкрадываясь из-за укрытий, или возле лунок. Иногда снизу опрокидывает льдину, на которой находятся тюлени. При случае подбирает падаль, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках. Известны случаи ограбления им складов продовольствия полярных экспедиций.

Белый медведь совершает сезонные кочёвки в соответствии с годовыми изменениями границы полярных льдов: летом отступает вместе с ними ближе к полюсу, зимой перемещается на юг, заходя на материк. Хотя белый медведь держится преимущественно на побережье и льдах, зимой он может залегать в берлогу на материке или на островах, иногда в 50 км от моря. В зимнюю спячку продолжительностью 50-80 дней залегают в основном беременные самки. Самцы и холостые самки ложатся в спячку на короткий срок и не ежегодно.



Предварительный просмотр:

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Количество баллов

1

а

б

1

2

а

в

1

3

в

б

1

4

б

в

1

5

в

б

1

6

а

б

1

7

б

в

1

8

а

б

1

9

б

в

1

10

б

б

1

11

б

б

1

12

а

б

1

13

б

в

1

14

б

а

1

15

абд

абд

2

16

1.павлин

2.сова, гага

3.курица

1) наибольший средний диаметр икринок у щук - 2, 7 мм.

2) Треска балтийская (3 года, а половозрелость наступает в 5-9 лет).

3) Действует естественный отбор: поедают хищники, гибнут от болезней и случайных факторов

3

17

345

136

2

18

22211

211212

2

19

двбга

вгаедб

1

20

1) Ареал Амурского тигра сосредоточен в охраняемой зоне на юго-востоке России, по берегам рек Амур и Уссури в Хабаровском и Приморском краях.

2) Амурский тигр наиболее активен в ночное время суток.

3) Поскольку Амурский тигр обычно не покидает пределов своей территории, его выход к человеческому жилью происходит редко. Однако поскольку пищевая специализация тигра - крупные копытные животные, он может выходить к людским поселениям тогда, когда на его территории не на кого охотиться.

1) До 88° северной широты.

2) В продолжительную спячку впадают только беременные самки, самцы и холостые самки обычно впадают в спячку ненадолго и не каждый год.

3) Бесцветные полые шерстинки пропускают ультрафиолет и тепловое излучение к коже, а чёрная кожа активно их поглощает. Таким образом медведь имеет возможность нагреваться на солнце.

3

Критерии оценивания

«5» 86% - 100% (27-24 балла)
«4» 73% - 82% (23-19 баллов)
«3» 45% - 68% (18-13 баллов)
«2»  менее 50% (менее 13 баллов)



Предварительный просмотр:

Спецификация итоговой контрольной работы по биологии

для учащихся 7 классов

1. Назначение работы (итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки учащихся 7 классов школы  в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной   программы).

2. Содержание работы.

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

3. Структура работы.

     Каждый вариант диагностической работы состоит из 20 заданий: 14 заданий с выбором    

    одного правильного ответа, 4 заданий на установление соответствия и 2 задания с развернутым

    ответом.

4. Время выполнения работы.

    На выполнение всей итоговой контрольной  работы отводится 45 минут.

5. Условия проведения итоговой контрольной  работы, включая дополнительные материалы и оборудование.

При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется. Ответы на задания учащиеся записывают в бланк ответа.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 27.

Задания 1–14 (1 балл) проверяет распознавание характерных признаков определенного типа животных, направлено на выявление уровня овладения умением различать биологические объекты и их части, характеризовать функции.

Задание 15 (2 балла) направлено на выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов и делать множественный выбор

Задание 16 (3 балла) предполагает работу с табличным материалом. Первая часть задания проверяет умение обучающихся анализировать статистические данные. Вторая часть задания проверяет знание биологических объектов, о которых идёт речь в таблице. Третья часть задания выявляет понимание обучающимися сферы практического использования в деятельности человека биологических объектов, о которых идёт речь в таблице.

Задание 17 (2 балла) направлено на выявление умений обучающихся работать с текстом биологического содержания, выделения в содержании текста признаков в соответствии с поставленной задачей.

Задание 18 (2 балла)  позволяет выявить умения классифицировать биологические объекты по определенным характеристикам

Задание 19 (1 балл)  проверяет умение проводить классификацию по выделенным признакам.

Задание 20  (3 балла) требует от обучающегося проявить умение смыслового чтения, анализа предложенного текста, поиска ответов на вопросы.

7. Распределение заданий итоговой контрольной работы по содержанию и проверяемым умениям.

Итоговая контрольная работа позволяет оценить степень освоения учебного материала при использовании любых УМК по биологии.

Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса

ККоды темы

Темы разделов курса биологии

Число заданий

11.1

Биология как наука. Значение наук, изучающих животных в жизни человека

1

22

2

2.1

Одноклеточные животные (особенности строения и жизнедеятельности)

1

22.2

Тип Кишечнополостные (особенности строения жизнедеятельности и развития)

1

22.3

Типы: Плоские черви, Кольчатые черви, Круглые черви

2

22.4

Тип Моллюски (особенности строения жизнедеятельности и развития)

1

22.5

Тип Членистоногие (особенности строения жизнедеятельности и развития)

2

22.6

Рыбы (особенности строения, жизнедеятельности и их значение)

1

22.7

Класс Земноводные и Пресмыкающиеся (особенности строения, жизнедеятельности и их значение)

3

22.8

Класс Птицы (особенности строения, жизнедеятельности и их значение)

4

22.9

Класс Млекопитающие (особенности строения, жизнедеятельности и их значение)

2

33

33.1

Эволюция животных и их систематика

2

Итого:

20

 Кодификатор итоговой контрольной работы по биологии

для учащихся 7 классов.

     (Использованы обозначения типа заданий: В – задание с выбором ответа, К – задание с

                       кратким ответом, Р – задание с развёрнутым ответом.)

№ задания

Уровень задания

Тип задания

Планируемые результаты

Проверяемые умения

Код

1

БУ

В

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы

знать и понимать признаки биологических объектов

1.1

2

БУ

В

Признаки организмов. Одноклеточные.

Знать и понимать признаки одноклеточных организмов

2.1

3

БУ

В

Признаки организмов. Кишечнополостные

Знать и понимать признаки двухслойных организмов

2.2

4

БУ

В

Плоские черви, Кольчатые черви, Круглые черви

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных.

2.3

5

БУ

В

Плоские черви, Кольчатые черви, Круглые черви

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных.

2.3

6

БУ

В

Моллюски

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных.

2.4

7

БУ

В

Членистоногие

Уметь определять принадлежность биологических объектов к определенной

систематической группе

2.5

8

БУ

В

Членистоногие

Распознавать характерных особенности строения, жизнедеятельности и развития представителей основных типов беспозвоночных

2.5

9

БУ

В

Рыбы

Объяснять эволюцию беспозвоночных и позвоночных животных

2.6

10

БУ

В

Земноводные и Пресмыкающиеся

Распознавать характерных особенности строения, жизнедеятельности и развития представителей основных типов классов хордовых животных.

2.7

11

БУ

В

Земноводные и Пресмыкающиеся

Распознавать характерных особенности строения, жизнедеятельности и развития представителей основных типов и классов хордовых животных.

2.7

12

БУ

В

Птицы

Уметь определять принадлежность биологических объектов к определенной

систематической группе

2.8

13

БУ

В

Птицы

Распознавать характерных особенности строения, жизнедеятельности и развития представителей основных типов и классов хордовых животных.

2.8

14

БУ

В

Млекопитающие

Распознавать характерных особенности строения, жизнедеятельности и развития представителей основных типов и классов хордовых животных.

2.9

15

П

В

Млекопитающие

выявлять изменчивость организмов, приспособления

организмов к среде обитания, типы взаимодействия

разных видов в экосистеме;

2.9

16

П

Р

Эволюция животных и их систематика

проводить самостоятельный поиск биологической

информации: находить в научно-популярном тексте

необходимую биологическую информацию о живых

организмах, процессах и явлениях; работать с терминами

и понятиями

3.1

17

П

К

Эволюция животных и их систематика

выявлять изменчивость организмов, приспособления

организмов к среде обитания, типы взаимодействия

разных видов в экосистеме;

 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани,

органы и системы органов, представителей отдельных

систематических групп) и делать выводы на основе

сравнения;

3.1

18

П

К

Беспозвоночные и позвоночные животные

определять принадлежность биологических объектов

к определенной систематической группе

(классификация);

2.2,2.3,2.7

19

П

К

Беспозвоночные и позвоночные животные

определять принадлежность биологических объектов

к определенной систематической группе

(классификация);

2.6

20

П

Р

Беспозвоночные и позвоночные животные

проводить самостоятельный поиск биологической

информации: находить в научно-популярном тексте

необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами

и понятиями

2.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )

В своей педагогической деятельности  я использую тесты для проверки знаний учащихся....

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Итоговый мониторинг для 5 класса. Можно использовать как итоговую контрольную работу.

Разработка предназначена для итогового контроля знаний в 5 классе....

Методическая разработка по проведению итоговой контрольной работы по истории отечества 6 класс. Контрольное тестирование по теме «Русь в 9– 13 веках».

Данная методическая разработка по проведению итоговой контрольной работы по истории отечества 6 класс, может быть использована в качестве котрольного тестирования по теме " Русь в 9-13 веках"....

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа...