Лабораторные работы 6 класс
учебно-методический материал по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
6 класс биология
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: «Определение состава семян пшеницы»
Цель: определить химический состав семени; рассмотреть значение органических и неорганических веществ.
Оборудование:
- пшеничная мука, стакан с водой, марля;
- йод;
- семя подсолнечника, лист белой бумаги;
- спиртовка, ложечка для сжигания веществ.
Инструктивная карточка.
1. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?
2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его.
Как изменилась вода в стакане?
3. Капните 1—2 капли раствора йода в стакан с чистой водой.
Как изменился цвет воды?
4. Капните 1—2 капли йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?
5. Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша.
Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»
Цель: закрепить умение работать с готовыми микропрепаратами и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения растительных и животных клеток.
Оборудование:
- микроскопы,
- микропрепараты животной и растительной клеток.
Инструктивная карточка
- Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом
- Найдите клетки элодеи.
- Нарисуйте группу клеток.
- Зарисуйте клетку листа элодеи. Надпишите ее части.
- Рассмотрите постоянный препарат животной ткани
- Сравните его с микропрепаратом листа элодеи. В чем их сходство и различие?
- Зарисуйте группу клеток.
- Зарисуйте клетку. Надпишите ее части.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: «Ткани живых организмов»
Цель: рассмотреть на готовых микропрепаратах ткани животных и растений; научится распознавать основные типы тканей растений и животных; закрепить умения работать с микропрепаратом и микроскопом.
Оборудование:
- микроскоп; микропрепараты тканей животных и растений.
Инструктивная карточка.
1. Рассмотрите микропрепарат тканей живых организмов. Какие ткани вы видите? Каковы особенности каждого типа тканей?
2. Заполните таблицу: «Ткани животных и растений»
Название ткани | Особенности строения | Что образуют | Рисунок | |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: «Распознавание органов у растений и животных»
Цель: изучить внешнее строение органов растений и животных
Оборудование:
- гербарные экземпляры растений
- коллекции животных
- живые объекты;
- таблицы по строению органов и систем органов растений
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите органы у растений, дайте им характеристику
2. Рассмотрите органы у животных, охарактеризуйте.
3. Заполните таблицу:
Характеристика | Органы растений | Органы животных |
1. Особенности строения | ||
2. Выполняемые функции |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
по теме: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Цель: рассмотреть передвижение воды и минеральных солей по стеблю при помощи простейших опытов.
Оборудование:
- раствор воды с чернилами;
- препаровальный нож;
- побег липы (предварительно простоявший в чернильном растворе 18-20 часов);
- ручная лупа.
Инструктивная карточка.
- Препаровальным ножом сделайте поперечный срез побега липы (предварительно простоявшего в растворе чернил 18—20 часов).
- С помощью лупы рассмотрите сделанный срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.
- Препаровальным ножом сделайте продольный срез стебля липы.
- С помощью лупы рассмотрите срез. Как окрасился стебель? Сделайте рисунок.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
по теме: «Вегетативное размножение комнатных растений»
Цель: изучить способы вегетативного размножения у растений, познакомиться подробно с черенкованием, сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения.
Оборудование:
- три склянки с водой;
- скальпель;
- комнатные растения.
Инструктивная карточка.
Черенкование стеблей
- Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической. Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом.
- Разрежьте побег на черенки с 2 — 3 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
- Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.
Черенкование листьев
- Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, эписции) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в неглубокую воду.
- Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной в 5 — 7 см каждый.
- Поставьте черенки в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).
Наблюдение за развитием корней у черенка
- Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
- После развития корней посадите в цветочные горшки с почвой. Полейте.
- Наблюдение за развитием корней записывайте в таблицу.
№ п/п | Растение | Дата черенкования | Дата появления первого корня | Дата развития корней длиной в 1,5 – 2 см | Дата посадки в почву |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)»
Цель: рассмотреть типы развития насекомых: прямое и непрямое.
Оборудование:
- коллекции «Стадии развития насекомых»
Инструктивная карточка
- Написать название насекомых, находящихся в коллекции.
- Перечислите стадии развития каждого из насекомых.
- Укажите тип развития насекомого.
4. Чем прямое развитие отличается от непрямого?
5. В чем преимущество непрямого развития у насекомых по сравнению с прямым?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы 7 класс по УМК "Физика. Астрономия - 7 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовский
В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне, с использованием имеющего оборудованияв кабинете физики...
лабораторная работа №8 "Измерение мощности и работы электрического тока в лампе ". 8 класс
Основными задачами лабораторных занятий являются: освоение техники электротехнического эксперимента, обучение грамотному оформлению результатов измерений, практическая проверка теоретических знаний. Л...
Лабораторная работа № 7 "Измерение работы и мощности тока в электрической лампочке" (8 класс)
Данная лабораторная работа является одной из работ по исследованию характеристик электрического тока и его различных потребителей....
Методическое пособие по проведению лабораторных работ по штукатурно-малярным работам для 5-9 классов
Задания по лабораторным работам....
Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"
Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...
Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ГАЗООБМЕН, ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА CO2» НА СОВРЕМЕННОМ ЛАБОРАТОРНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБОРУДОВАНИИ
Авторская разработка лабораторной работы...