Урок 5 класс «Вещества, тела и природные явления»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Ульянова Анна Викторовна

Открытый урок в рамках адаптации 5ти классников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veshchestva_i_yavleniya_v_okruzhayushchem_mire.pptx1.41 МБ
Файл variant.docx16.68 КБ
Файл urok.docx49.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 1 3 4 5 6 7

Слайд 2

Что такое ТЕЛО? ЧТО ТАКОЕ ВЕЩЕСТВО?

Слайд 3

Вещества и явления в окружающем мире.

Слайд 4

Все, что нас окружает – тела . Тела состоят из веществ . Что здесь лишнее? Стекло, очки, окно, стакан. Соль, солонка, сахар, сода

Слайд 5

1 2 3 Вода, так как находится в жидком агрегатном состоянии Лёд, так как находится в твёрдом агрегатном состоянии В природе вещества находятся в трёх агрегатных состояниях: жидком, газообразном и твёрдом

Слайд 6

Состояния веществ жидкое твердое газообразное

Слайд 7

Вещества бывают : (стр.40) ____________ ____________ Если вещества состоят из: (стр. 41) Простые Сложные

Слайд 8

Явления природы – это изменения происходящие с телами и веществами

Слайд 9

Физические явления

Слайд 10

Исследование 1.

Слайд 16

Две минутки отдыхаем, но урок не забываем. Если я называю вещество наклоняем голову вперед. тело - голову назад. Явление – вращаем головой. Голова идет кругом. Взгляд на лево взгляд на право. Ведь разминка не забава, покачали головой! И усталость вся долой!!!

Слайд 17

Физические явления – явление , которое не сопровождается образованием новых веществ могут меняются агрегатные состояния, форма и размеры тел.

Слайд 18

Химические явления – явление , в результате которого происходит образование нового вещества . Химические явления называют химическими реакциями .

Слайд 19

Явления природы Физические явления Химические явления Изменение состояния или формы вещества Одни вещества превращаются в другие Образования новых веществ не происходит Образуются новые вещества

Слайд 20

Признаки реакции: выпадение осадка. изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.

Слайд 21

Найти рисунок, не относящийся к химическим явлениям Поджигании дихромата аммония Реакция хамелеона Протухание яйца Листопад Горение костра

Слайд 22

Выбери вещества, которые не относятся к газообразным. Хлор, азот, сахар, вода, кислород, кефир, соль, углекислый газ, перец. Выбери вещества, которые не относятся к твердым . Молоко, дерево, песок, мел, сок, воздух, лёд, металл, гель.

Слайд 23

Домашнее задание Выучить записи в тетради. Учебник: Стр. 39-46. На оценку «5» письменно вопрос 5, по 5 примеров веществ.

Слайд 24

Рефлексия: с каким животным ассоциируется ваше деятельность на уроке? Я гений! Было забавно ! ВОТ ЭТО ДААА! До меня обязательно дойдет… дома !



Предварительный просмотр:

Вариант-1.

Выберите один правильный ответ.

1.Как называется мельчайшая единица живого:

   А) ткань;                 В) клетка

   Б) белок;                 Г) углевод

2. Органоид несущий наследственную информацию?

в) митохондрия               е) ядро

д) вакуоль;                       г) цитоплазма

3.Первооткрыватель клетки:

щ) Р. Гук;                                  о) Галилей

э) Р. Левенгук;                           ю) Везалий

4.Часть клетки, которая одевает её снаружи, – это:

а) цитоплазма;          о) митохондрия;

г) ядро;                      е) оболочка.

5.К половым клеткам человека  относят:

л) клетки кости;          р) клетка крови;

с) сперматозоиды;      п) нервные клетки.

6. Энергию в клетке вырабатывают:

с) ЭПС;                     т)митохондрии

у) ядро;                    ф) лизосомы

7. Мешок с клеточным соком в растительной клетке?

а) лизосома;          б)  ядро

в) вакуоль;             г)  хлоропласт

8.С помощью какого прибора можно рассмотреть клетки?

а) микроскоп;                        п) телескоп

р) лупа;                                  с) бинокль

Вариант-2

Выберите один правильный ответ.

1. Клетки животных  покрыты оболочкой,которая называется?

   щ) клеточная мембрана        э) цитоплазма

   ю) вакуоль                            и) клеточная стенка

2.Вещество, заполняющее всю клетку называется?

я) цитоплазма;                        г)  вода

д) вакуоль;                             е) клеточный сок

3.Органоид с помощью которого клетка питается?

к) митохондрия;          в) лизосома

м) хлоропласт;            н)  ядро

4.Самая крупная клетка на Земле – это:

г) яйцеклетка курицы;                а) клетка крови;

л) яйцеклетка страуса;                д) нервная клетка.

5. Зелёный цвет растениям придают:

е) хлоропласты;             д) цитоплазма;

 у) лизосомы;                  к) митохондрии.

6.  Часть микроскопа с помощью, которой ловят свет:

   и) тубус                                    н) зеркало;                                  

    к) объектив;                            м) окуляр;

7.Органоид клетки, который состоит из 2-х мембран, заполненный ядерным соком, и хромосомами:

   г) лизосома;            д) митохондрия;        

     е) цитоплазма;                       и) ядро

8. Царство- в клетках у которых есть вакуоль, хлоропласты и клеточная стенка:

п) вирусы                     в) животные

    я) растения                   к) бактерии



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

 Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс

Дата проведения: 17.10.2023

Учитель: Ульянова А.В.

Тема урока: «Вещества и явления в окружающем мире»

Цель: создание условий обучающимся на уроке для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности по изучении нового материала.

Задачи:

Образовательные – сформировать понятие о веществе, их свойствах, познакомить с физическими и химическими явлениями, показать многообразие явлений природы.

Развивающие – развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем.

Воспитательные – содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах, выстраивать ответы в логической последовательности 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, парная.

Используемые технологии: исследовательская технология, проблемного обучения

Оснащённость урока: Бланки с заданиями для работы в парах

  • Демонстрационный материал (микроскоп, учебник, предметное стекло, бумага, магнитная стрелка (воздействие магнитом)

колонка. Действие индикатора фенолфталеина на щелочь и кислоту, и их смещение.  Взаимодействие цинка с соляной кислотой;

Сжигание кусочка хлеба. (спиртовка, держатель, хлеб)

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о веществах и телах, явлениях, их использовании для человека.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения, фиксировать и оформлять их результаты,  формирование исследовательских навыков.

Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и    мотивов, направленных на изучение живой природы. Структурирование и обобщение полученных знаний, приобретение  навыков их использования.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:  Должны уметь:  самостоятельно определять цель и задачи урока, определить и назвать тему урока. Ставить учебную задачу;  составлять план выполнения учебной задачи;  прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания, доделывать до конца начатое задание,  исправлять ошибки самостоятельно, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Познавательные УУД: должны уметь:  проводить простейшие наблюдения, опыты;  выявлять причины и следствия простых явлений; овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; систематизировать , анализировать, сравнивать и обобщать разные виды информации; преобразовывать информацию  из одного вида в другой (создание таблиц в тексте, схем, тестов, кроссвордов и пр.); уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД: должны уметь:  развивать способность слушать собеседника и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе определять общие цели, распределять роли; проявлять интерес к исследовательской деятельности.

договариваться друг с другом и т.д.

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент.

       Проверить готовность учащихся к уроку. Настроить учащихся на насыщенный урок.  Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте ваше рабочее место.  

Сегодня нас ждет увлекательное общение и плодотворная работа.   Будьте внимательны, активны и  вы добьетесь успеха! Итак, за работу!

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

2

Проверка домашнего задания

 На слайде микроскоп, подпиши его части?

Один ученик работает у доски. Остальные в тетрадях.

3.

Актуализация темы.

Проведение аналогии.

 Постановка цели и задач урока.

Формулировка проблемных вопросов.

А что вы видите на столе? (микроскоп, учебник, предметное стекло).

Это  тела. Из чего они состоят?

 А полёт бабочки, распускание цветов, гроза, дождь.  (явления)

Давайте сформулируем тему нашего урока. 

Тема урока: «Вещества и явления в окружающем мире» 
На сегодняшнем уроке разговор пойдет о веществах и явлениях.

Помогите мне сформулировать задачи урока.

Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

Мы сегодня узнаем: 

Из чего состоят тела и вещества?  На какие группы делятся?

Что такое явления?     Какие явления бывают?

 Как человек использует химические явления  и вещества в своей жизни?

Отвечают на вопросы

Это тела.

Из веществ.

Это явления природы.

Обучающиеся формулируют тему урока и записывают её себе в тетради .

Обучающиеся пытаются с помощью учителя определить цель урока и задачи.

4.

Первичное усвоение новых знаний.

Формулировка проблемных вопросов.

Эксперимент.

Смысловое, поисковое чтение.

ФИЗ. минутка

Наблюдать. Смысловое, поисковое чтение.

Эксперимент.

Смысловое, поисковое чтение.

Тела различаются по форме, размеру, цвету.

Тела состоят из веществ. В настоящее время насчитывается более 24 млн. разных веществ. Многие тела состоят из нескольких веществ.

В природе вещества находятся в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вещества отличаются по цвету, запаху и другим свойствам.

  Для каждого вещества характерно определенное состояние (слайд 4), давайте вспомним.(схема в тетрадь).(слайд 5-6)

  Приложение №2 (путеводитель)

Путеводитель.

______________________________________________

Задание №1 откройте учебник на стр. 40 последний абзац. Заполните схему.

1. Вещества бывают:

Задание №2 откройте учебник на стр. 41-42 прочитайте с последнего абзаца. Заполните схему.

2. Если вещества состоят из:

                                         

                                                                                                                                  то такие вещества называют простыми      

                                                                                                                                  то такие вещества называют сложными      

Задание №3 откройте учебник на стр. 43-45.         Заполните схему.

3. Явления бывают:    

 

Тест.  Выполните задание «Лови ошибку».

 Ваша задача, поставить напротив каждого утверждения,

 если согласны +, если не согласны  .

1. Вещества состоят из молекул.

2. Сложное вещество состоит из атомов одного вида.

3. Простое вещество состоит из атомов одного вида.

4. Молекулы состоят из атомов.

5. Образование нового вещества – химическое явление.

1

2

3

4

5

Вещества и тела могут изменяться (слайд 7). (опред. в тетрадь). Явления природы – это изменения происходящие в природе с телами и веществами.

  • Рассказ учителя с демонстрацией примеров (слайд 10-17)

Что общего между всеми явлениями, которые можно проследить на наших опытах?

Демонстрация опытов :

  • Магнитная стрелка (воздействие магнитом)
  • Звуковая волна
  •  Листок бумаги смять, порвать.

Образуется ли новое вещество?

Таким образом, в проделанных опытах изменяется форма тела или же его агрегатное состояние, но не произошло образование новых веществ. (слайд 19). Такие явления называются физические.

Называет вещества, тела, явления.

А что объединяет эту группу явлений?

Демонстрация опытов : (слайд 20)

  • --Действие индикатора фенолфталеина на щелочь и кислоту, и их смещение;
  • - Взаимодействие цинка с соляной кислотой;
  • - Сжигание кусочка хлеба. Наблюдаем: обугливание, то есть изменение цвета; появление запаха.

Образуется ли новое вещество?

Таким образом, в проделанных опытах произошло образование новых веществ. (слайд 21). Такие явления называются -  химическое явление (реакция)

  • А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? (слайд 22).  При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.

В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Наш с тобой организм тоже настоящая фабрика химических превращений одних веществ в другие.  Схема в тетрадь (слайд 23).

Записывают схему в тетрадь

Делают выводы.

Самостоятельная работа в парах. Заполняют путеводитель.

Записывают определения в тетрадь

Наблюдают за опытами

Делают выводы. Заносят в тетрадь

Выполняют разминку

Самостоятельная работа с учебником.

Записывается схема

Наблюдают за опытами

Делают выводы. Заносят в тетрадь

Решают задание

Записывается схема

Учащиеся делают выводы

5.

Закрепление изученного материала:

Выбери химические явления по картинке. Обоснуй свой выбор? (слайд 24)

Решают задание.

6.

Домашнее задание

Выучить записи в тетради.

Учебник:  Стр. 39-46.

На оценку «5» письменно вопрос 5, по 5 примеров веществ.

Обучающиеся фиксируют задание в дневниках

7.

Рефлексия

Выбрать животное, которое соответствует вашей работе и настроению на уроке.

Ученики выбирают животное оценивая работу  на уроке.

Список используемой литературы: Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М. : Дрофа, 2019. - (УМК «Линия жизни»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Описание природного явления

Разработка урока развития речи и презентация к нему...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе  «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе  «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...

Презентация урока ОБЖ для учащихся 7-х классов"Общая характеристика природных явлений."

Презентация  урока ОБЖ для учащихся 7-х классов"Общая характеристика природных явлений."...

Тема урока: «Стихийные природные явления в литосфере». география 8 класс

Цель: формирование представления о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах...

Презентация к уроку ОБЖ в 6-м классе по теме "Опасные природные явления"

Презентация поможет проиллюстрировать урок ОБЖ по теме "Опасные природные явления" по программе А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова на примере такого опасного природного явления, как гроза....

Методическая разработка по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс, тема: "Природное явление. Дождь"

ПРЕДМЕТОкружающий природный мир (ФГОС)  КЛАСС5 класс, индивидуальное обучение (на дому)  ТЕМА«Природное явление. Дождь.».ТИП УРОКАзакрепление знанийЦЕЛЬПродолжать форми...