Урок по теме " Среды жизни и экологические факторы"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока по биологии в 9 классе по теме
«Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.
Тема: Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы
Мета тема: Порядок и хаос.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: создать условия для расширения и углубления знаний о среде обитания организмов, сформировать понятия об экологии, экологических факторах и средах жизни живых организмов.
Метацель: создать условия для понимания соответствия организмов средам обитания на примере порядка и хаоса.
Задачи предметные:
- Образовательные: сформировать и закрепить понятия экологии, экологических факторов и сред жизни живых организмов
- Развивающие: развивать способность мыслить, рассуждать, высказывать мнение и доказывать свою точку зрения
- Воспитательная: воспитывать умение выслушать, высказать и уважать мнение других людей, а так же воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Задачи метапредметные:
Формировать УУД:
- Личностные: способствовать нравственно-этической ориентации учащихся, собственной позиции.
- Регулятивные: развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей.
- Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать, доказывать, выбирать критерии для сравнения, решать проблемы
- Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в паре.
Планируемый результат:
Предметный:
Знать понятие экология, экологические факторы, уметь охарактеризовать среды обитания, их особенности и особенности организмов, заселяющих эти среды.
Метапредметный:
Уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в паре, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь анализировать свою работу на уроке.
Основные понятия:
Предметные: Экология, экологические факторы, среды обитания, аэробионты, гидробионты, эндобионты, эдафобионты, биотический фактор, абиотический фактор, антропогенный фактор.
Метапредметные: Порядок, хаос.
Оборудование: медиапроектор, доска, презентация, тест, карточки двух цветов: розового и зелёного.
1. Организация начала урока.
Проверка готовности к уроку. Рефлексия (1 слайд)
2. Подготовка учащихся к усвоению.
На слайде даны понятия. Прочитайте их. Все ли понятия вам знакомы? Что сейчас в вашей голове, хаос или порядок? (2 слайд)
Перед вами карточки двух цветов. Если в вашей голове хаос, относительно этих понятий, то поднимите розовую карточку, если порядок – зелёную.
(Большинство поднимают красную карточку, т.к. понятия незнакомы)
Беседа с обучающимися о том, что такое хаос и порядок.
Ну, а тема нашего сегодняшнего урока «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы». Очень надеюсь, что весь хаос, относительно понятий на слайде, мы приведём в порядок
3. Изучение нового материала.
Запишите тему урока (3 слайд)
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.
Что такое экология? (4 слайд) – беседа с обучающимися
Экология – это раздел биологии, занимающийся изучением всего комплекса взаимоотношений отдельных организмов или их сообществ с окружающим миром или средой обитания (это двусторонние связи организм – среда обитания; популяция – среда обитания; сообщество – среда обитания)
Что же такое среда обитания? (5 слайд) - беседа с обучающимися
Среда обитания – всё, что окружает живой организм и оказывает на него определённое воздействие.
А где могут обитать организмы?
Похожи ли организмы, обитающие в разных средах?
Различают 4 среды обитания (6 слайд)
Работая с учебником на странице 185-188 за 10 минут вы должны заполнить таблицу (7 слайд)
Название среды | Характеристика среды | Организмы, населяющие данную среду |
Водная | Мировой океан, континентальные водоёмы, подземные воды. Высокая плотность, большая теплоёмкость, высокая теплопроводность, растворённые соли и газы, сильное поглощение света | Гидробионты («вода»), наличие жабер, обтекаемая форма тела |
Назем-но-воздушная | Среда контрастов, резкие колебания температуры, смена погодных условий, неравномерное распределение света и влаги, обилие воздуха | Аэробионты («воздух») Хорошая скелетная опора…. |
Почвенная | Рыхлый поверхностный слой литосферы содержит влагу, воздух, много энергетических запасов (отмершие организмы) | Эдафобионты («почва») – бактерии, грибы, животные |
Организменная | Сами живые организмы как источник пищевых ресурсов и защита от внешних условий среды | Эндобионты («внутри») – паразиты и симбионты |
После заполнения в течение 5 минут таблицу сверяем (есть возможность опросить несколько учеников). Молодцы!
4. Первичная проверка усвоения знаний
А теперь посмотрите на доску (8 слайд)
Здесь царит явный хаос, что нужно сделать, чтобы навести порядок?
(Соединить стрелками понятия. Опять же есть возможность опросить несколько обучающихся, думаю, с этим заданием справятся даже слабые ученики)
5. Первичное закрепление знаний.
Закрепление (9-14 слайды)
6. Изучение нового материала
Как вы думаете, среда оказывает какое-то действие на организмы или просто окружает их?( Оказывает)
Все действия среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами.
3 группы экологических факторов: (15 слайд)
- Биотические – взаимодействия организмов друг на друга и на среду обитания (хищники, паразиты, конкуренты внутривидовые и межвидовые)
- Абиотические – факторы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление
- Антропогенный (человеческий фактор) – комплекс взаимоотношений человека и окружающего мира (могут предусматриваться человеком, могут быть случайными, непредвиденными
7 . Первичное закрепление знаний.
Раздать тесты (по 1 на парту – работа в парах).
Тестирование «Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы»
1. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:
а) абиотическими;
б) биотическими;
в) экологическими;
г) антропогенными
2. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью человека, называют:
а) органическими;
б) антропогенными
в) биотическими;
г) абиотическими.
3. Пищевые взаимоотношения между организмами называют:
а) абиотическими;
б) биотическими;
в) ограничивающими;
г) антропогенными.
4. Антропогенными называют факторы:
а) связанные с деятельностью человека;
б) абиотического характера;
в) биотического характера;
г) определяющие функционирование агроценоза.
5. К антропогенным факторам, вызывающим сокращение численности популяции окуня в водоеме, относят:
а) образование ледяного покрова на поверхности водоема;
б) увеличение численности мальков других видов рыб;
в) загрязнение водоема сточными водами;
г) понижение температуры воды.
6. Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы:
а) антропогенные;
б) абиотические;
в) биотические;
г) климатические.
7. К абиотическим факторам относят:
а) подрывание кабанами корней;
б) нашествие саранчи;
в) образование колоний птиц;
г) обильный снегопад.
8. Экология - наука, изучающая:
а) влияние загрязнений на окружающую среду;
б) влияние загрязнений на здоровье человека;
в) влияние деятельности человека на окружающую среду;
г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе и многообразие связей их с другими ор¬ганизмами и сообществами).
9. Строительство плотин можно рассматривать как пример фактора:
а) абиотического;
б) биотического;
в) антропогенного;
г) вообще не экологического.
10. Среды жизни:
а) водная;
б) щелочно-кислотная;
в) воздушная.
Проверка:
Ответы:
1.В 2.Б 3.Б 4.А 5.В 6.А 7.Г 8.Г 9.В 10. А
8. Подведение итогов урока.
А теперь посмотрите на слайд, который был в начале урока. Прочитайте понятия. И если в вашей голове по-прежнему хаос, относительно этих понятий, то поднимите розовую карточку, если порядок – зелёную.
(Практически все поднимают зелёную карточку)
9. Информация о домашнем задании.
Д/З Параграф 50, составить синквейн на словосочетание «среда обитания»
10. Рефлексия (17 слайд)
Надеюсь, ваше настроение соответствует смайлику на слайде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок на тему "Деятельность человека как экологический фактор".
Бинарный урок (биология +география) в игровой форме, рассказывающий о деятельности человека в биосфере....
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
Тема: «Среда обитания человека. Экологические факторы»
Разработка урока...
разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс
в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс...
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс Презентация
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс Презентация...
Разработка метапредметного урока по биологии в 9 классе по теме «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы" Мета тема: Порядок и хаос.
Разработка метапредметного урока по биологии в 9 классе по теме«Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы" Мета тема: Порядок и хаос.Тип урока: урок изучения и ...