Классный час "Лесная красавица"
классный час по биологии (8, 9 класс)
Конспект классног часа о хвойных деревьях,их значении в природе и жизни человека,их охране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_lesnaya_krasavitsa.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Сохраним лесную красавицу»
Цели и задачи:
1. Привлечь внимание детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.
2. Воспитывать у детей бережное отношение к хвойным деревьям.
3. Развивать интерес к проблеме сохранения и пополнения хвойных пород.
Участники мероприятия: учащиеся 5-11 класса
Место проведения: кабинет биологии
Оборудование:
- рисунки учащихся на тему «Ёлочка, живи!»;
- картины художников с изображением хвойного леса;
- коллекция шишек хвойных пород;
- веточки сосны и ели;
- презентация «Хвойные породы»;
- слайды «Зимняя фантазия»
План проведения классного часа
1. Вступительное слово учителя о проблеме сохранения хвойных лесов на планете
2. Историческая справка о возникновении традиции ставить елку в новогодние праздники
3. Доклад учащихся о хвойных породах нашей местности (ели и сосне).
4. Беседа о пользе хвойных деревьев и их охране
5. Биологическая викторина о хвойных растениях
6. Рубрика: А знаете ли вы, что?
7. Подведение итогов занятия
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя. Сообщение темы классного часа.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим с вами о важной проблеме – проблеме сохранения хвойных деревьев. И тема нашего классного часа звучит так - «Сохраним лесную красавицу».
Наш район не имеет значительных по площади лесных массивов и представлен относительно мелкими урочищами и колками. Особенно мало на территории нашего района произрастает хвойных пород. Всем хорошо известно, что именно в канун новогодних праздников, Рождества гибнет большое количество елей и сосен. Действительно, в нашем сознании укрепилось неверное представление о том, что природа- это неисчерпаемый источник, что леса наши необозримы, поля и луга бескрайни. Нет, природа не бездонный колодезь, природные ресурсы Земли ограничены. Расходовать их нужно не без оглядки, а со знанием дела, заботиться о постоянном их пополнении. Нужно всегда помнить, что Земля у человека одна и нам негде занимать то, что мы теряем и расходуем так беспечно. Сегодня вы узнаете много интересного о жизни и пользе хвойных растений и в дальнейшем сможете применить свои знания на практике.
Лес для нас как отец всемогущий,
Он нас кормит и греет теплом,
Корпуса поднимает под тучи,
Чудо- елкой приходит в наш дом.
Он врачует зеленые раны
И бумагу дает для стихов.
И нельзя отыскать ему равных,
Не хватает восторженных слов.
Не скудеет Россия лесами,
В юных рощах гуляют дожди.
Свят закон, что придуман отцами,-
Срубишь дерево - три посади.
2. Историческая справка о возникновении традиции ставить ёлку
(выступление учащихся)
Учитель: Ребята! Послушайте сообщение учащихся о возникновении традиции ставить елку в домах, на площадях, в учреждениях.
Ученик: В старые-старые времена в России Новый Год отмечали не 1-го января, как сейчас, а 1-го сентября. И елку тогда не наряжали, этого обычая не было вообще. В новогоднюю ночь люди выходили на улицу, веселились, зажигали фейерверки и дарили друг другу яблоки! При царском дворе проводились богатые пиршества. Царь выходил к народу, обнимал своих приближенных, называл их братьями и награждал их яблоками. Возможно, такая традиция была связана с уборкой нового урожая. Вы наверняка знаете, что наша страна на протяжении многих веков была аграрной, т. е. в ней господствовало натуральное хозяйство. И потому, окончание работ в поле для народа было весьма важным периодом времени. В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.
В нем предписывалось: «… По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… ».
После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.
Ученик: В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.
В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.
Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.
Ученик: Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.
После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.
С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКПБ назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.
Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете«Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.
В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года – Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней. Так вечно зеленая красавица дошла до наших дней.
Учитель: Я предлагаю обсудить проблему сохранения елочек в нашем крае. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы?
1. Как вы думаете, в чем состоит отрицательная роль традиции празднования Нового года и Рождества с использованием хвойного дерева?
2. Предложите свои варианты встречи новогодних праздников?
3. Как вы понимаете выражение «Креативная елка?»
4. Какую елку вы предпочитаете ставить у себя дома?
5. Где вы берете живую елочку для праздника?
6. Какая экологическая операция проходит в районе, направленная на охрану зеленых хвойных насаждений?
(обсуждение проблемы, показ слайдов по теме «Зимняя фантазия», для создания у себя дома креативной елки)
Ученик:
Новый год стучится в двери.
Люди думают, быстрее елку
В дом бы принести.
Не поймут - ведь елки эти
Все экологи на свете
Посадили, чтобы мы
Воздухом дышали свежим
И зеленым цветом нежным
Любовались целый год.
Берегите елки, люди!
Ради гнездышка клеста
Не рубите сгоряча!
3. Доклад учащихся о хвойных породах нашей местности: ель и сосна
Учитель: Ребята, лес необходимо охранять и беречь. Ни одно деревце нельзя срубать зря, тем более ломать его: ведь для того чтобы человек нормально жил и дышал, на каждого жителя города требуется 50 кв.м зеленых насаждений.
О «вечнозеленых» растениях нашей местности расскажут ребята- члены «Зеленого» патруля школы.
Ученик: Ель обыкновенная - типичное дерево лесов Средней Европы и тайги Северной Европы. Это наиболее распространенная хвойная порода. Растет она и в нашей области на личных подворьях, возле учреждений. Ель обыкновенную иногда называют высокой. Действительно, красавицы ели – это очень высокие (выше 40 м) деревья. Доживает до 400-700 лет. Ель образует темнохвойные леса. В еловом лесу сумрачно и прохладно. Недаром обычное название еловых лесов у местного населения «темнолесье» или «чернолесье». Именно такие леса народная фантазия населяла лешими, бабой-ягой и другой нечистой силой. Вместе с тем еловые леса не лишены своеобразной прелести. Особенно хорош еловый лес зимой, когда белизна снега контрастирует с темной хвоей крон.
Сосна обыкновенная – одна из самых распространенных хвойных пород севера и Средней полосы России. Образует светлохвойные леса. Растет сосна обыкновенная и в нашей области, образуя сосновые боры. Сосна очень неприхотлива и может произрастать, как и на сухих песках, так и на болотах, где избыточная влажность. В лесу сосны имеют (до 35 метров) колоннообразный ствол. Продолжительность жизни 150-200 лет. Рекорд долгожительства побивает один из видов сосны – североамериканская сосна долговечная. В Восточной Неваде найден экземпляр этого вида, возраст которого 4 900 лет, т.е. почти пять тысячелетий! Значит, уже во время строительства пирамид Хеопса это растение было довольно старым деревом (ему было 2 000 лет). Воздух в сосновых борах почти стерилен от того, что выделяемые смолой вещества - фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому санатории, в которых лечат заболевших туберкулезом, размещают чаще всего в сосновых лесах. Сосна насыщена смолой, даже если слегка поранить любую часть дерева, вытекающая смола затянет порез и спасет растение от заболевания.
Учитель: А что еще интересного вы знаете о хвойных породах?
(беседа с учащимися)
4. Беседа о пользе хвойных деревьев и их охране
Учитель: В чем польза хвойных деревьев?
Ученик: Значение хвойных лесов очень велико. Семена ели – питательный корм для белок и птиц. В летнее время в еловом лесу прохладно, животные и птицы могут укрыться от жары. Под кронами елей влажно, влага необходима для жизни и другим растениям. Самую крупную землянику можно отыскать только под пологом леса, грибы тоже предпочитают прятаться под деревьями.
Хвойные деревья продолжают фотосинтезировать и зимой, а, значит, являются единственным источником кислорода зимой, т. к. все другие растения сбрасывают листья.
Человек срубая ёлку, лишает себя кислорода.
В мире осталось очень мало больших лесных массивов не тронутых человеком.
Кто-то считает, что если удалить несколько елок в год из леса, то это не сильно повредит ему.
Как вы думаете, сколько растет елка?
Ученик: За 6-7 лет она вырастет на 1 метр, с момента опыления до образования семени проходит около 1,5 лет. Т.е. елка, которую срубил человек, заменится другой в лесу не меньше, чем через 7,5 лет. Представьте, что будет, если каждый новый год срубать по деревцу.
А для того, чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет.
К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор.
После праздника ель обратно в лес не вернешь, она погибла сразу, как ее срубили. Не слишком ли велика цена: жизнь 10- 20летнего дерева и короткий праздник в несколько дней?
Так может, пусть ёлки растут в лесу? Может, есть какое - то решение этой проблемы? Например, альтернатива живой ёлке – искусственная или посадка ёлки у себя во дворе.
В наше время изготовление искусственных ёлок проходит на довольно высоком уровне. И некоторые искусственные ёлки сразу и не отличить от настоящих ёлок. Купив искусственную ёлку, вы и ваши родители не только обеспечите себе новогодние украшение на несколько лет, но и сохраните жизнь живых ёлок.
5. Биологическая викторина о хвойных растениях:
Учитель: Зеленым океаном называют леса, и совершенно справедливо. Леса- часть природы, без них, как и без воды, как и без воздуха, не может обойтись человек. На огромных пространствах нашей планеты раскинулись они (презентация «Хвойные деревья»).
Предлагаю вам, ребята, принять участие в биологической викторине о хвойных растениях.
- Хвойное растение, из древесины которого изготавливают искусственный шелк (сосна)
- Листопадное хвойное растение (лиственница)
- Хвойное растение, древесина которого используется для изготовления бумаги (ель)
- Дерево с неколючей хвоей, шишки у которого не опадают целиком, а постепенно рассыпаются на чешуйки (пихта)
- Растение, образующее шишкоягоды, которое называют « северным кипарисом» (можжевельник)
- Вещества, выделяемые соснами и другими хвойными породами, которые убивают микроорганизмы (фитонциды)
- Декоративное растение с чешуевидными листьями, широко распространенное на южном берегу Крыма и Черноморского побережье Кавказа (кипарис)
- Чем ценна древесина лиственницы?
(устойчива к гнили, поэтому применяется для изготовления подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении)
- Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?
(сосна- светолюбивое дерево)
- Какое голосеменное растение называют « виноградом хвойных лесов»?
( можжевельник)
- На латыни это растение называют –что значит «скала». А как это дерево называется по русски?
(сосна)
- Из древесины какого хвойного дерева делают контрабасы?
(из древесины кавказской пихты)
- Из какого хвойного дерева делали свои замечательные скрипки самые знаменитые мастера – Страдивари и Амати?
(из ели)
- Из древесины какого хвойного дерева вырезал себе лук Робин Гуд?
(из древесины тиса)
Ученик:
Что такое леса? Что такое леса?
Это нашей Земли вековая краса,
В них не только клесты, и не только грибы-
В них и наши мечты, и частица судьбы.
Много песен пропето о лесной красоте,
Лес доверию учит, а еще - доброте.
Вечно дарит нам что-то, лес нельзя не любить,
Это наша забота- край лесной сохранить !..
Что такое леса? Что такое леса?
Это ягодный край, звонких птиц голоса,
Белки, зайцы, кроты- наши братья- зверьки,
На полянах цветы, на цветах мотыльки…
Учитель: Лес - не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище планеты. Русские хвойные леса хранят много секретов. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны.
6. Рубрика: А знаете ли вы, что?
Основная лесообразующая порода России - это сосна обыкновенная.
Ученик: Растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. Поэтому ее нередко высаживают, чтобы задержать их наступление. Светолюбивое растение, дает хорошую строевую и поделочную древесину, а из ее смолы скипидар и канифоль.
Учитель: Самое высокое и самое теневыносливое дерево из распространенных в России хвойных растений- это пихта сибирская, высотой 70 метров.
Ученик: Пихта сибирская образует темнохвойные леса на обширной территории Сибири. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам.
Учитель: Во время проведения Всемирного лесного конгресса в 1960 году в американском городе Сиэтле лесоводы разных стран решили заложить Парк дружбы народов. Представитель каждой страны должен был посадить свое национальное дерево. Нашей делегацией была выбрана лиственница.
7. Подведение итогов классного часа
Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.
Мы очень надеемся, что наше занятие не прошло напрасно, что вы пополнили свои знания о пользе хвойных деревьев, будете охранять и пополнять хвойные насаждения.
Ученик:
Ёлочка зелёная хочет жить в лесу.
Веточкою колкою защитить лису.
Ёжику и белочке шишку подарить
И сову ушастую днем в лесу прикрыть.
Ну а если нужно Новый год встречать,
Веточку еловую в вазочку поставь.
Вот тогда вас ёлочка отблагодарит,
И грибы и ягоды летом сохранит.
Не рубите ёлочку, не губите лес!
Полон он и сказок и живых чудес
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единый Всекубанский классный час: «Кубань- красавица на века делами славится!»
Единый Всекубанский классный час «Кубань красавица на века делами славится!»Цели и задачи: закрепить знания учащихся об истории Краснодарского края, его уникальных особенностях; воспитывать...
классный час "Кубань красавица на века славится"
классный час посвящен известным на Кубани людям: Пономаренко Г. ф , Захарченко В.Г, Москаленко А. Н.Цель мероприятие - воспитание любви к Родине, уважение к людям ,которые многого достигли в своей дея...
Классный час "Кубань-красавица на века делами славится"
"Кубань-красавица на века делами славится"...
Классный час "Кубань -красавица на все века делами славится"
Классный час о Краснодарском крае....
Классный час "Кубань-красавица на века делами славится"
Методическая разработка класного часа, призванного показать учащися уникальность Кубани, ей природы и людей....
Классный час для учащихся 6 класса на тему: " Кубань-красавица на века делами славится."
Классный час посвящен знакомству учащихся с историей и интересными людьми Кубани и в частности Каневского района. Мероприятие способствует формированию у учащихся граданственности и патрио...
Сценарий классного часа "Сохраним елочку - красавицу наших лесов"
Сценарий классного часа "Сохраним елочку - красавицу наших лесов"Задачи:1. Привлечь внимание учащихся к проблеме вырубки ёлок к Новому году;2....