ФОРМИРОВАНИЕФУНКЦИОНАЛЬНОЙГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
ФОРМИРОВАНИЕФУНКЦИОНАЛЬНОЙГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnnaya_gramotnost.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕФУНКЦИОНАЛЬНОЙГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на выпускников, которые должны понимать важность образования и самообразования для жизни и профессиональной деятельности, а также умели применять полученные знания на практике.
Функциональная грамотность означает умение человека вступать в отношения с окружающей его средой, максимально быстро приспосабливаться и функционировать в ней, то есть способность применять полученные ранее умения и навыки. Можно выделить следующие факторы функциональной грамотности:
- Она ориентирована на решение проблем быта;
- Это ситуативная характеристика, так как выявляет себя в конкретных социальных условиях;
- Имеет связь с решением задач тривиального, шаблонного характера;
- Это основной уровень навыков по предмету;
- Используется как оценка в первую очередь знаний взрослых людей.
Следовательно, можно сделать вывод, что функциональная грамотность–это уровень знаний человека, определяющий его действия в различных ситуациях в повседневной жизни, который основывается на умениях и навыках полученных в образовании.
Химия и биология – это очень важные школьные дисциплины, так как они являются естественными науками, которые изучают явления, природу и окружающий нас мир, поэтому так важно быть грамотным по этим предметам.
Каждомуученикунеобходимобытькомпетентнымчеловеком,тоестьпреждевсегохотетьиуметь учиться. Школьные уроки естественных наук должны формировать сильную и самостоятельную личность с развитым критическим мышлением и умением искать и использовать любую информацию, которая умеет применять полученные знания на практике. То есть химия и биология дают знания об окружающем нас мире и нас самих, и функциональная грамотность по данным предметам неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.
С помощью ряда испытаний ученые выяснили, что в настоящее время школьники плохо умеют применять полученные знания в быту и жизни и не умеют использовать информацию в нужном русле. Учитель должен не выдавать знания по предмету, а заинтересовать таким образом, чтобы стимулировать ребенка на получение знаний и научить детей использовать приобретенные умения и навыки на практике.
Проблема повышения функциональной грамотности учащихся во время изучения биологии и химии реализуется на основе выработки умений решать ситуационные задания и самостоятельного применения знаний в новых условиях.
Ситуационная задача помогает школьнику последовательно освоить интеллектуальные действия в процессеобработкиинформации:ознакомление–понимание–применение–анализ–синтез–оценка.
С помощью решения ситуационных задач ученик сможет углубить и закрепить свои знания в химии и биологии.
Специфика ситуационной задачи заключается в ее практикоориентированности и ее решение требует конкретного предметного знания; зачастую необходимо знать не один, а несколько предметов; необходимый элемент этой задачи – это поставка проблемного вопроса, вызывающего у ученика интерес и желание найти на него ответ.
Вид плесени вызывает в каждом из нас неприязнь. Она портит нашу еду, разрушает здания, приводит в негодность одежду, вызывает заболевания человека и животных.
Некоторые ученые в начале ХХ века предложили уничтожить все плесневые грибы. Было ли это предложение правильным?
Решение: Если бы были уничтожены все плесневые грибы, то тогда не был бы открыт первый медицинский антибиотик пенициллин из плесневого гриба пеницилла.
Задача2.
Часто при плохом питании говорят: ”Дефицит белка в рационе”, а почему не говорят о дефиците углеводов и жиров в рационе?
Решение: Выражение «белковый дефицит» означает, что белок не может образовываться в организме из углеводов и жиров. В рационе белки незаменимы, хотя, в процессе их усвоения, в клетках из аминокислот образуются другие белки, которые характерны для этого организма. Из белков возможен синтез жиров и углеводов.
Задача3.
Две женщины решили подготовиться к стирке белья. Первая нагрела воду до 60 градусов и замочила в ней вещи, а вторая хозяйка довела воду до кипения, прокипятила 5 минут, а затем охладила до 60 градусов и только после этого начала стирать. У кого белье лучше отстирается?
Решение: Мыло и разные бытовые моющие средства лучше работают в мягкой воде. Жесткость воды проявляется из-за присутствия в ней кислых солей - гидрокарбонатов и средних солей - сульфатов кальция и магния. При кипячении гидрокарбонаты выпадают в осадок в виде карбонатов, а при 60 °С – нет, следовательно, белье отстирается лучше у той хозяйки, которая решила кипятить воду.
Задача4.
Как влияет свет солнца на действие осветляющего красителя?
Решение: Осветляющие красители содержат пероксид водорода. Тепло и свет ускоряют его разложение. Из-за того, что скорость разложения красителя увеличится, можно сказать, что пигмент волоса не успеет обесцветиться.
Задача5.
В древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съестьсухойрис.Вслучае,еслиобвиняемыйсъелего,считалось,чтоонневиновен,аеслинет –виновен. На какие знания опирались индусы при применении такого испытания?
Решение: Испытание рисом основано на том, что из-за страха прекращается слюноотделение, пересыхает слизистая оболочка ротовой полости, и съесть рис невозможно. При этом мог пострадать и невиновный человек.
Задача6.
Всем знакомо состояние дрожи, когда холодно. Как можно объяснить это явление?
Решение: Непроизвольное сокращение мышц на холоде вызывают дрожь, поэтому наш организм увеличивает теплообразование, поскольку в процессе работы мышц часть энергии превращается в тепло.
Задача7.
Мужчина обратился в больницу с болями в почках, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и воспаление лимфатических узлов глотки – ангину. Объясните причину того, почему доктор дает такие рекомендации пациенту.
Решение: Потому что очаг инфекции у больного находится в испорченных зубах и пораженной ангиной глотке, откуда микробы и попадают в почки.
Таким образом, Ситуационные задачи позволяют сформировать функциональную грамотность, интеллектуальные, коммуникативные компетенции, использовать разные формы деятельности учащихся на занятиях: индивидуальную, парную, групповую, делают урок интересным и способствуют саморазвитию личности в процессе обучения биологии и химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно- нравственное воспитание школьников на уроках химии»
Рамышления о духовно-нравственном воспитании учащихся...
Мастер - класс по химии «Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии»
Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничест...
Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии
Тема опыт « Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии»...
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии "Активизация познавательной деятельности на уроках химии и биологии"
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии...
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к личности все более высокие требования. Необходимо формировать личность, способную креативно мыслить и быстро действовать. В решении этой ...
МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В статье раскрываются перспективы метода проектов на уроках химии и биологии...
презентация интегрированного урока химии и биологии " Химия пищеварения"
интегрированный урок химии и биологии в 9 классе сцель закрепления темы пищеварения....