Урок по теме "Обмен веществ"
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
ФИО преподавателя Хомутова Л.А.
Группа: Э-32
Наименование дисциплины: Естествознание (биология)
Раздел программы: Учение о клетке
Тема занятия: Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель занятия: сформировать знания о процессах обмена веществ и превращения энергии в клетке, способствовать пониманию закономерностей и практической значимости этих процессов в жизни человека.
Задачи:
- образовательные: раскрыть сущность пластического и энергетического обменов, показать, что ассимиляция и диссимиляция - это два взаимосвязанных процесса; обеспечить закрепление основных биологических понятий: автотрофные и гетеротрофные организмы, анаэробные и аэробные организмы; выяснить, что является источником энергии для всех живых организмов, в результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках;
- развивающие: развивать умения обобщать и сравнивать биологические процессы, умения раскрывать взаимосвязь между ними, делать выводы; продолжить формировать умение выделять главное в изучаемом материале; навыки работы с текстом, схемами, умения применять знания на примере конкретных ситуаций, развивать самостоятельность, внимание, мышление;
- воспитательные: воспитание самосознания; понимания необходимости бережного отношения к своему организму, влияния обмена веществ на сохранение и укрепление здоровья, формирование научного мировоззрения на примере осознания взаимосвязи живых систем между собой и окружающей средой посредством обмена веществ и энергии.
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование: презентация, учебники, опорные схемы для учащихся
План занятия (структура урока, распределение времени на основные этапы урока)
1) Организационный этап -3/
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -4/
3) Актуализация знаний -4/
4) Первичное усвоение новых знаний – 20/
5) Первичная проверка понимания, первичное закрепление -10/
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению-2/
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)-2/
Ход урока
Этап урока, время | Деятельность преподавателя | Дидактические средства, ЭОР | Метод обучения | Форма контроля | Деятельность студента |
Орг.момент | Приветствие обучающихся, проверка явки и готовности к занятию. | Журнал, тетради, ручки, карандаши, дневники и тд | Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности | Наблюдение | Староста докладывает явку и готовность группы к занятию. Демонстрируют готовность к уроку |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Выявление знаний, полученных на предыдущих уроках и в школе на уроках биологии. Вопросы: 1. Давайте вспомним признаки живых организмов 2. За счет чего клетка может совершать различного вида работу: синтез веществ, активный транспорт веществ через мембрану, проведение нервных импульсов и так далее 3. Как связаны в клетке процессы питания, дыхания и выделения продуктов жизнедеятельности? Как вы думаете, о каком процессе в клетке сегодня пойдет речь? Записывает тему урока на доске: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке». Попробуйте сформулировать цель урока Постановка целей и планируемых результатов обучения, знакомство с планом урока
План урока: 1. Организмы по способу питания 2. Метаболизм. Этапы процесса обмена веществ. 3. Пластический и энергетический обмен, взаимосвязь процессов 4. Планетарная роль растений 5. Факторы, оказывающие негативное влияние на обмен веществ | Презентация | Беседа, постановка проблемных вопросов | Опрос, наблюдение | Отвечают на задаваемые преподавателем вопросы. Выявляют недочеты и пробелы в своих знаниях. 1. Перечисляют свойства живого: единство химического состава, обмен веществ и превращение энергии, саморегуляция, раздражимость, самовоспроизведение, рост и развитие 2. Источником энергии почти для всех видов активности служат питательные вещества. 3. Обмен веществ Записывают тему урока в тетради, знакомятся с планом занятия |
Актуализация опорных знаний. | Органические вещества – белки, жиры и углеводы – входят в состав питательных веществ и являются источником энергии. Где в них содержится эта энергия? А где берут организмы органические вещества? В качестве ответа на этот вопрос заполните схему у вас на столах | Презентация, опорный конспект | Контроля и самоконтроля,работа со схемой | Фронтальный опрос | Отвечают на вопросы- энергия содержится в химических связях между атомами углерода, водорода, кислорода. При разрыве этих связей энергия высвобождается. Заполнение схемы «Организмы по типу питания» Все живые организмы по источнику получения органических веществ делятся на две группы:
|
Первичное усвоение новых знаний. | Мы выяснили, что одно из важных свойств живых организмов – обмен веществ и энергии. Любой живой организм, как и отдельная клетка, является открытой системой, т. е. обменивается с окружающей средой и веществом, и энергией. Какие же процессы обеспечивают обмен веществ? В процессе обсуждения заполняется схема: Эту сложную цепь реакций называют МЕТАБОЛИЗМОМ. Всю совокупность реакций обмена веществ, протекающих в организме, называют метаболизмом. 1 этап. Поступление питательных веществ и энергии из внешней среды. Что получает организм из внешней среды? Что называется питательными веществами? 2 этап. Преобразования этих веществ и энергии внутри организма. Где начинается расщепление, под действием чего и до чего расщепляются белки, жиры и углеводы? Аминокислоты всасываются в кровь и разносятся ко всем органам. Через мембраны клеток органов аминокислоты проникают в них, и там, в рибосомах из нужной комбинации аминокислот создаются белки, свойственные данным клеткам: в мышцах – мышечные белки человеческого организма, в нейронах – белки свойственные нервным клеткам. Образование белков из аминокислот происходит в рибосомах. Жирные кислоты и глицерин через кровь, и лимфу поступают в клетки, где происходит образование жиров свойственных человеку. Избыток жира ненужных для клеточных процессов, откладывается в запас в разных органах. Глюкоза всасывается в кровь и при избытке откладывается в печени в виде гликогена. Если в крови содержится незначительное количество, это способствует переходу гликогена в глюкозу и поступление ее в сосудистое русло. 3 этап. Выброс из организма ненужных компонентов преобразований во внешнюю среду. Какие вещества и каким путем удаляются из организма? Метаболизм состоит из взаимосвязанных реакций энергетического обмена, называемого катаболизмом, и пластического обмена, называемого анаболизмом. Катаболизм, диссимиляция — это совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений (белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, липидов) до более простых, протекающих с выделением энергии. 1. При разрыве химических связей в молекулах органических соединений энергия высвобождается и запасается в виде молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). 2. Синтез АТФ у эукариот происходит в митохондриях и хлоропластах 3. Диссимиляция обеспечивает все биохимические процессы в клетке энергией. Анаболизм, ассимиляция — это совокупность реакций синтеза, требующих большого количества энергии. 1. В ходе ассимиляции происходит биосинтез сложных молекул из простых молекул-предшественников или из молекул веществ, поступивших из внешней среды. 2. Важнейшими процессами ассимиляции являются синтез белков и нуклеиновых кислот (свойственный всем организмам) и синтез углеводов (только у растений, некоторых бактерий и Цианобактерий). 3. В процессе ассимиляции при образовании сложных молекул идет накопление энергии, главным образом в виде химических связей. Анаболизм и катаболизм- две стороны одного процесса. Как вы думаете, какова их взаимосвязь? Откуда берется энергия на процессе синтеза в организме? Откуда в организме ферменты для расщепления веществ, поступающих с пищей? Проанализировать материал об известном в истории разговоре между Стефенсоном (изобретатель паровоза) и Бугландом (геолог), когда они смотрели на быстро пробегающий поезд. - Ну, Бугланд, – обратился Стефенсон к своему приятелю, – ответьте мне на вопрос…Можете ли вы сказать, какая сила двигает поезд? - Я полагаю, – ответил Бугланд, – сила одной из ваших больших машин. - Да, но что приводит в действие машину? - О весьма возможно, что один из ваших машинистов? - Нет, – сказал Стефенсон, – его движет тот солнечный луч, который сотни миллионов лет назад поглотило зеленое растение. О каком биологическом процессе сказал Д. Стефенсон? Появился каменный уголь на Земле примерно 350 млн лет назад. Стволы древовидных папоротников, падая в воду с прочей растительностью, постепенно образовывали огромные слои органической неразложившейся массы. Ограниченный доступ кислорода не давал разложиться и сгнить этой массе, которая постепенно под своим весом погружалась все глубже. В течение длительного времени и в связи со смещением пластов земной коры эти слои ушли на значительную глубину, где под воздействием повышенных температур и большого давления произошло преобразование данной массы в уголь. Сделайте вывод, из чего на Земле образовался каменный уголь? Основным источником энергии для всех живых существ, населяющих нашу планету, служит энергия солнечного света, которую аккумулируют непосредственно только зеленые растения, в том числе водоросли, цианобактерии и редкие простейшие. Их клетки за счет энергии солнечного света способны синтезировать органические соединения: углеводы, жиры, белки и др. Такой биосинтез, происходящий благодаря энергии света, называют фотосинтезом. До появления на Земле фотосинтетиков атмосфера планеты была лишена кислорода и жизнь развивалась в анаэробных условиях. Вспомните, из школьного курса биологии, какие организмы мы называем аэробами и анаэробами? С появлением фотосинтезирующих организмов атмосфера стала насыщаться кислородом. Постепенное наполнение атмосферы кислородом привело к появлению клеток с энергетическим аппаратом нового типа. Это были клетки, получающие энергию вследствие окисления органических соединений, главным образом углеводов и жиров, при участии атмосферного кислорода в качестве окислителя. В результате этого наступил следующий важный этап в развитии жизни на Земле — этап кислородной, или аэробной, жизни. Зачем нужен кислород в клетке? Почему использование кислорода является преимуществом? Таком образом, планетарная роль зеленых растений заключается в преобразовании энергии солнечного света в энергию химических связей органических соединений, насыщении атмосферы кислородом. Как вы думаете, какие факторы негативно влияют на обменные процессы? Древнекитайский мыслитель Конфуций полагал, что “Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его”. Ученые нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 50% - от здорового образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологической обстановки и на 10% - от здравоохранения. Другими словами, в наших с вами руках удержать 50% собственного здоровья! Что вы понимаете под ЗОЖ? | Презентация | Лекция с элементами эвристической беседы Дискуссия | Наблюдение | Участвуют в беседе, составляют схему обмена веществ в тетради, записывают определения, работают с опорным конспектом -Организм получает с продукты питания питательные вещества. Питательные вещества это белки, жиры, углеводы, мин соли, витамины -В пищеварительном тракте под действием ферментов - Конечными продуктами обмена веществ является вода, углекислый газ, аммиак, которые удаляются через кожу, печень, органы дыхания. Записывают схему, определения, основные этапы обмена веществ -Энергия, необходимая для процессов синтеза веществ в клетке, образуется в результате реакций энергетического обмена - Ферменты, необходимые для расщепления веществ, поступающих с пищей, образуются в результате реакций пластического обмена. -Речь идет о процессе фотосинтеза, при котором растения накапливают органические вещества. - Залежи угля, которые используются в качестве топлива, появились при отмирании древних древовидных папоротников. Аэробы -организмы, которые нуждаются в кислороде для процессов синтеза энергии, в отличие от анаэробов. Кислород необходим для окисления органических веществ, что позволяет извлекать из них энергию в большем количестве. - Вредные привычки, неправильный образ жизни - Отсутствие вредных привычек, достаточное количество двигательной активности, правильное питание, режим дня |
Первичное проверка понимания, первичное закрепление | Из каких процессов складывается обмен веществ в клетке? Студенты работают с текстом в парах, а затем формулируют ответ, дополняют друг друга. Происходит обсуждение, в ходе которого формулируются и записываются ответы на проблемные вопросы. | Карточки | Работа с текстом в парах | Опрос | Работают с текстом, формулируют и записывают ответы на вопросы. |
Подведение итогов урока, рефлексия | - Как вы думаете, мы достигли цели урока? Еще раз выделяем основную мысль занятия, выясняем достигнуты поставленные цели или нет. Наиболее активные учащиеся получают оценку за работу на уроке Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке. - Как оцените свою работу? | Конспекты урока, опорные схемы, презентация | Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности | Наблюдение | Обобщают основные понятия урока, задают вопросы |
Домашнее задание | Учить записи в тетради. Письменно ответить на вопрос: -В чем заключается планетарная роль растений | Записывают домашнее задание в дневник |
Литература
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
- Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017
- Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс
Данный урок построен на деятельностной основе....
Разработка интегрированного урока "Вода-удивительное вещество"
Разработка интегрированного урока химии-географии-биологии "Вода-удивительное вещество", есть презентация...
Презентация к интегрированному уроку "Вода-удивительное вещество"
Презентация "Вода - удивительное вещество является дополнением к конспекту урока"...
Урок . Три состояния вещества.
ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Изучить физические особенности отдельных агрегатных состояний вещества. 2. Изучить особенности в строении агрегатных состояний веществ. 3. Систематизация полученных...
План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире""
План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире" с использованием ЭОР....
Урок физики "Плотность вещества"
1.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.2.Способствовать развитию умения сопоставлять факты.3.Развивать исследовательские навыки4.Помочь учащимся осмыслить практическую значи...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....