Сообщение "Происхождение человека и эволюция. Антропология."
материал по биологии (8 класс)
Происхождение человека и эволюция. Антропогенез.Сообщение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsiya.docx | 109.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачатки эволюционных представлений о происхождении человека имеются уже в трудах античных философов. К 18 в. К. Линней помещает человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Ламарк считал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, пришедших от лазанья по деревьям к хождению по земле.
Крупнейшим событием в понимании истории человека как вида стала работа Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Эта работа великого английского учёного так же, как его произведение «Происхождение видов» нанесли сокрушительный удар по представлениям о человеке как продукте божественного творения. Закономерности же становления человека как социального существа вскрыли только основоположники исторического материализма.
Изучение происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование его животных предков, к закономерностям социальным, занимается отрасль естествознания – антропология.
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует.
Антропология выделяет такое понятие, как антропогенез. Антропогенезом называют процесс выделения человека из мира животных. Существует ряд различных теорий о происхождении человека. Теории:1)эволюционная(предполагает, что человек произошёл от высших приматов – человекообразных обезьян путём постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора); 2) теория креационизма (человек сотворён Богом из ничего или из какого-либо небиологического материала);3) теория внешнего вмешательства (появление людей на Земле так или иначе связана с деятельностью иных цивилизаций); 4) теория пространственных аномалий(с точки зрения этой теории, антропогенез – это элемент развития устойчивой пространственной аномалии – гуманоидной триады «Материя-Энергия-Аура», характерный для многих планет Земной Вселенной и её аналогов в параллельном пространстве).
Основные стадии эволюции человека.
Признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребёнок. Речь древних людей была очень примитивной, но она составляет качественное отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных. Слово, обозначающее действия, трудовые операции, предметы, а затем и обобщённые понятия, стало важнейшим средством общения между людьми.
Речь способствовала более эффективному взаимодействию членов первобытного стада в трудовых процессах, передаче накопленного опыта от поколения к поколению, т.е. обучению. В борьбе за существование получили преимущество те первобытные стада древних людей, которые стали заботиться о стариках и поддерживать особей, ослабевших физически, но обладающих опытом и выделявшихся своими умственными способностями. Бесполезные ранее старики, съедаемые соплеменниками при нехватке пищи, стали ценными членами общества как носители знания. Речь содействовала развитию процесса мышления, совершенствованию трудовых процессов, эволюции общественных отношений.
В процессе становления человека выделяют следующие стадии:
- антропоидные предки человека (австралопитеки);
- древнейшие люди: питекантроп или древнейший человек, или протерантроп, или архантроп;
- древние люди или неандертальцы, или палеоантропы;
- современные люди (неоантропы).
Австралопитек. Австралопитеков или «южных обезьян» - высокоорганизованных, прямоходячих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причём наиболее важными из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений. Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров – в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Их характерной особенностью была двуногая походка и выпрямлённое положение тела, о чём свидетельствует строение таза, скелета конечностей и черепа. Свободные верхние конечности давали возможность использовать палки, камни и т.д. Мозговой отдел черепа имел относительно крупные размеры, а лицевая часть была укорочена. Зубы небольшие, располагались плотно, без диастем, с рисунком зубов характерным для человека. Обитали на открытых равнинах.
Древнейшие люди. Считается, что древнейший человек возник около 1 млн. лет назад. Известно несколько форм древнейших людей: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и др. Внешне они походили уже на современного человека, хотя отличались мощными надглазничными валиками, отсутствием подбородочного выступа, низким и покатым лбом. Масса мозга достигала 800-1000 г. Мозг имел более примитивное строение, чем у позднейших форм. Питекантропы – существа прямоходячие, среднего роста иплотного телосложения, сохранившие, однако, много обезьяньих черт как в форме черепа, так и в строении лицевого скелета. У синантропов уже отмечена начальная стадия развития подбородка. Судя по находкам возраст древнейших людей от 50 тыс. до 1 млн. лет. Древнейшие люди успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. С помощью отёсанных камней они разделывали убитых животных. Жили они в основном в пещерах и умели использовать огонь. Одновременно существовало довольно много форм древнейших людей, стоявших на разных ступенях развития и эволюционировавших в разных направлениях (в том числе в направлении гигантизма).
Наиболее перспективным направлением эволюции было дальнейшее увеличение объёма головного мозга, развитие общественного образа жизни, совершенствование орудий труда, более широкое использование огня (не только для обогревания и отпугивания хищников, но и для приготовления пищи). Все другие формы, в том числе гиганты, быстро исчезли.
Судя по местам находок останков древнейших людей, основной регион их обитания располагался в Африке и Юго-восточной Азии.
Древние люди. Они занимают промежуточное положение между древнейшими людьми и первыми современными людьми. Палеантроп. О культуре палеантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским стоянкам. Мустьерская культура по отношению к предыдущей была более совершенной как по технике обработки и использовании орудий, так и по разнообразию их формы, тщательности обработки и производственному назначению. Неандертальцы. Неандертальцы жили 250-40 тыс. лет назад во время ледникового периода. Эти люди были широко распространены по земле, жили в разных климатических и природных условиях и делились в антропологическом отношении на разные группы. Ранее учёные предполагали, что от одной из групп неандертальцев в последующую эпоху и произошли люди современного типа. Сейчас неандертальцев рассматривают как своеобразную боковую ветвь Homo sapiens. Неандертальцы были очень неоднородной группой. Изучение многочисленных скелетов показало, что в эволюции неандертальцев при всём разнообразии строения можно выделить две линии.
Одна линия шла в направлении мощного физического развития. Это были существа с низким скошенным лбом, низким затылком, сплошным надглазничным валиком, слабо развитым подбородочным выступом, крупными зубами. При сравнительно небольшом росте (155-165 см) они обладали чрезвычайно мощно развитой мускулатурой. Масса мозга достигала 1500 г. Полагают, что неандертальцы пользовались зачаточной членораздельной речью.
Другая группа неандертальцев характеризовалась более тонкими чертами – меньшими надбровными валиками, высоким лбом, более тонкими челюстями и более развитым подбородком. В общем физическом развитии они заметно уступали первой группе. Но взамен у них значительно увеличился объём лобных долей головного мозга. Эта группа неандертальцев боролась за существование не путём усиления физического развития, а через развитие внутригрупповых связей при охоте, при защите от врагов, от неблагоприятных природных условий, т.е. через объединение сил отдельных особей. Этот эволюционный путь и привёл к появлению 40-50 тыс.лет назад вида Человек разумный – Homo sapiens.
Некоторое время неандертальцы и первые современные люди сосуществовали, а затем, примерно 28 тыс. лет назад, неандертальцы были окончательно вытеснены первыми современными людьми кроманьонцами.
Первые современные люди. Первые люди современного облика именуются кроманьонцами (по стоянке неоантропов в Кро-Маньон, Франция). Родиной современного человечества была скорее всего Передняя Азия с прилегающими областями. Около 20 тыс. лет назад современные люди широко распространились по территории Европы, Азии и Африки. У кроманьонцев развилась членораздельная речь, появилось изобразительное искусство. В это время существенно изменилась материальная культура первобытного человека – высокого уровня достигла технология обработки камня, широко использовались рог и кость, на смену первобытному стаду пришла новая форма организации человеческого общества.
Кроманьонцы были высокого роста – до 180 см, с высоким лбом, объём черепной коробки достигал 1600см3. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Кроманьонцы владели членораздельной речью, о чём свидетельствует хорошо развитый подбородочный выступ. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости человека от внешней среды, к установлению контроля над некоторыми сторонами среды обитания, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей их действительности в художественных образах – наскальных рисунках, вырезовыванию фигурок из кости и т.п.
Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.
Роль труда в происхождении человека. Такие особенности человека, как высокоразвитая ЦНС и речь как средство общения людей, разделение функций верхних и нижних конечностей, неспециализированная рука, способная производить сотни разнообразных и тонких движений, создание общества взамен стада, явились результатом трудовой деятельности человека. На это качественное своеобразие эволюции человека указал Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Современный этап эволюции человека.
Всё современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства, браков между педставителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей. Внутри вида Homo sapiens выделяют три большие расы: негроидную, европеоидную, монголоидную. Каждая из них делится на малые расы.
Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, формы носа, губ и т.д. Возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Для современного этапа эволюции человека (последние 30-40 тыс. лет) характерно резкое снижение роли биологических факторов.
Человеческие сообщества сами создают для себя среду обитания, освобождаясь тем самым от движущей формы естественного отбора.
Нужно обратить внимание на то обстоятельство, что наиболее крупное оледенение четвертичного периода – 250 тыс. лет назад – совпало с решающим событием в биологической эволюции человека – возникновением сложных форм коллективной деятельности. В суровых условиях ледникового периода только такие формы деятельности и могли обеспечить выживание питекантропов и обусловить переход их к более высокому уровню развития – неандертальцам.
После возникновения современного человека климатические условия также подверглись достаточно резким колебаниям. Новое оледенение, кульминация которого происходит на период 17-16 тыс. лет назад, уже не повлияло на физический тип человека, так как человеческое общество к тому времени путём совершенствования коллективных форм деятельности и материальной культуры сумело противостоять неблагоприятным условиям среды.
Таким образом, ведущую роль в эволюции человечества стали играть социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Сохраняет всё своё значение и мутационный процесс как источник генотипической изменчивости. В известной мере действует стабилизирующая форма естественного отбора, устраняя резко выраженные отклонения от средней нормы. Примером действия стабилизирующего отбора служат повышенная смертность недоношенных детей вследствие снижения жизнеспособности.
Исчезновение классовых, религиозных, расовых и других барьеров, повышение частоты смешанных браков усиливает генотипическое разнообразие человечества. В процессе социальной эволюции создаются всё более благоприятные возможности для раскрытия индивидуальности каждого человека. Общественный характер труда позволил человеку выделиться из природы, создать для себя искусственную среду обитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Тест по теме: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека"
Тест по теме: " Место человека в системе органического мира. Эволюция человека" Из 15 вопросов выбрать 1 правильный ответ. Отлично подходит для проверки домашнего задания....
Обобщающий урок 11 класс по теме "Влияние человека на эволюцию биосферы"
Обобщить знания о глобальных экологических проблемах ипутях их решения....
Место человека в системе органического мира. Эволюция человека.
Биология 8 класс. Тестирование в формате ОГЭ....
«Основы антропологии с элементами генетики человека»
Из всех предметов биологического цикла в школьной программе имеется только один, посвященный человеку, - «Человек и его здоровье». В его содержании преобладают анатомо-физиологически...
«Основы антропологии с элементами генетики человека»
Из всех предметов биологического цикла в школьной программе имеется только один, посвященный человеку, - «Человек и его здоровье». В его содержании преобладают а...
Разработка урока обществознания в 10 классе. Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.Цель :способствовать формированию адекватного представления о человеке, обосновывающее преобладание ду...