Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательный мир физиологии»
рабочая программа по биологии (8 класс)

Программа имеет естественнонаучную направленность, так как одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Занимательный мир физиологии» направлена на формирование у учащихся интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа №2 р.п. Новоспасское

Рассмотрена на заседании

педагогического совета        

Протокол № 7

от         19.05.2023г                

        

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СШ №2

р.п. Новоспасское

________Т.А. Аракчеева

       Приказ № 253 от 24.05.2023

                             

                                                         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Занимательный мир физиологии»

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: базовый

Разработчик программы:

Учитель биологии

Сальнова М.А.

Р.п. Новоспасское

2023


Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Цели и задачи……………………………………………………………………5

Планируемые результаты………………………………………………………5

Учебный план……………………………………………………………………7

Содержание учебного плана……………………………………………………7

Календарный учебный график………………………………………………… 16

Формы аттестации……………………………………………………………… 22

Условия обеспечения программы……………………………………………… 26

Источники информации……………………………………………………...…. 27


Пояснительная записка

Программа имеет естественнонаучную направленность, так как одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Занимательный мир физиологии» направлена на формирование у учащихся интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

Уровень дополнительной общеразвивающей программы - базовый.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный мир физиологии» составлена на основе следующих нормативных документов: 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

 Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 №28;

СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 №2.

Актуальность и отличительные особенности: современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» достаточно невелико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

Новизна: программа  ориентирована на реализацию в центре образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста», созданного на базе МОУ СШ №2 р.п. Новоспасское с целью развития у обучающихся естественнонаучной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественнонаучной и технологической направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология, «Технология».

На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».

 Образовательная программа позволяет интегрировать реализуемые здесь подходы, структуру и содержание при организации обучения биологии в 5―9 классах, выстроенном на базе любого из доступных учебно-методических комплексов (УМК). 

Адресат программы: Программа направлена на работу с обучающимися 14-15 лет. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Срок реализации – 1 год, 2 часа в неделю. Общее количество учебных часов запланированных на весь период обучения: 68 часов.

Формы проведения занятий: Формы проведения занятий: Программа рассчитана на очную и дистанционную формы обучения. Очно- лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа. Дистанционно- консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост; использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов).
  2. Организация проектной деятельности школьников и проведение миниконференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Цель и задачи программы

Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру живых организмов, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов, основ исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- расширение кругозора обучающихся;

- расширение и углубление знаний обучающихся по овладению основами методов познания, характерных для естественных наук (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение);

- подготовка обучающихся, ориентированных на биологический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии.

Развивающие:

- развитие умений и навыков проектно - исследовательской деятельности;

- развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

Воспитательные:

- воспитание экологической грамотности;

- воспитание эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру;

- ориентация на выбор биологического профиля.

Планируемые результаты

Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с концепцией развития системы дополнительного образования.

Личностные результаты:

-знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

-развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; -развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

-эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

Выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

•        аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

•        аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

•        аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

•        объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

•        выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

•        различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

•        сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•        устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

•        использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

•        знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

•        анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

•        описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

•        знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. 2. В ценностно-ориентационной сфере:

Учебный план.

п/ п

Раздел, тема занятия

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Знакомство с оборудованием. Техника безопасности.

2

1

1

Отчет по практической работе

2

Мышцы человека. Их строение, свойства, значение.

12

4

8

Отчет по практической работе

3

Работа сердца.

10

4

6

Отчет по практической работе

4

Работа мозга, его строение. Электроэнцефалография.

10

2

8

Отчет по практической работе

5

Изучение психоэмоционального состояния человека.

8

4

4

Отчет по практической работе

6

Дыхание человека.

10

4

6

Отчет по практической работе

7

Обмен веществ и энергии

4

2

2

Отчет по практической работе

8

Внутренняя среда организма.

6

2

4

Отчет по практической работе

9

Выполнение и защита работ

6

2

4

68

25

43

Содержание курса.

Название темы/раздела

Содержание темы

Формы организации занятия

Виды деятельности учащихся

Введение. Знакомство с оборудованием. Техника безопасности.

Методы научного исследования.

Лабораторное

оборудование и приборы  для научных

исследований. Рисуем по правилам: правила

биологического рисунка

Практические и лабораторные

работы: Зарисовка

биологических объектов.

Инструктаж по ТБ Групповая и индивидуальная

формы работы.

Учатся работать с лабораторным оборудованием

Мышцы человека. Их строение, свойства, значение

Представление о

единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов Открытие клетки.

Открытие одноклеточных организмов.

Особенности строения дрожжей, простейших

Исследовательская работа № 1. «Электромиография и сила сокращения мышц.»

Исследовательская работа № 2 «Электроокулография и движение глаз.»

Знакомятся с основными методами исследования в

биологии, правилами техники

безопасности в

кабинете биологии.

Работа сердца

Значение кровообращения. Движение крови по сосудам. Непрерывность движения крови. Причины движения крови по сосудам. Кровяное давление. Скорость движения крови Движение крови по венам Кровообращение в капиллярах Иннервация сердца и сосудов. Роль Ф.В.Овсянникова в изучении вопросов регуляции кровообращения Изменение работы сердца под влиянием адреналина, ацетилхолина, ионов калия, ионов кальция Заболевания сердечно¬сосудистой системы: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, воспалительные заболевания (миокардит, ревматизм сердца), атеросклероз сосудов. Меры их профилактики (ЗОЖ, медосмотры)

Сердце - центральный орган системы кровообращения Особенности строения и ра¬боты клапанов сердца. Пороки сердца врождённые и приобретённые. Кардиохирургические методы устранения пороков сердца, протезирование клапанов. Сердечный цикл: систола, диастола. Систолический и минутный объём крови. Сердечный толчок. Тоны сердца. Автоматия сердца. Проводящая система сердца: типичная, атипичная мускулатура сердца, синусно-предсердный узел, предсердно желудочковый узел. Электрические явления в сердце. Современные методы изучения работы сердца: электрокардиография, эхокардиография, велоэргометрия, стресс-эхокардиография. А.Ф.Самойлов - основоположник русской электрофизиологии и электрокардиографии.

Основные понятия темы: предсердия, желудочки, полулунные клапаны, створчатые клапаны, систола, диастола, синусно-предсердный узел, предсердно желудочковый узел, миокард, эндокард, эпикард, сосудосуживающий нерв, сосудодвигательный центр, электрокардиограмма.

Исследовательская работа № 3. «Электрокардиография и физическая нагрузка».

Исследовательская работа № 4«Оценка работы вегетативной нервной системы».

Исследовательская работа № 5. «Определение средней скорости распространения пульсовой волны».

Выполняют лабораторные, практические и

исследовательские работы по изучаемой теме.

Индивидуальные, групповые формы работы, работа в парах

Строение и работа мозга человека

Строение, работа головного мозга.

Л.Гальвани и А.Вольт - история открытия «животного электричества». Потенциал покоя, мембранно-ионная теория. Потенциал действия. Изменение ионной проницаемости мембран. Калий-натриевый насос. Значение регистрации биоэлектрических явлений. Методы изучения биоэлектрических явлений в организме: электроэнцефалография, электромиография.

Основные понятия темы: потенциал покоя, потенциал действия, проницаемость клеточной мембраны, ритмы электроэнцефалограммы: альфа-ритм, тета-ритм, бета-ритм, дельта¬ритм.

Исследовательская работа № 6. «Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы.»

Исследовательская работа № 7 «Поиск электрического диполя по ЭЭГ»

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Индивидуальные, групповые формы работы, работа в парах

Психоэмоциональное состояние человека. (

Психика человека. Эмоции человека.

Исследовательская работа № 8. «Полиграфия и определение психоэмоционального состояния человека».

Выполняют лабораторные, практические и иссле-

довательские работы по изучаемой теме. Индивидуальные, групповые формы работы, работа в парах

Дыхание человека

Значение дыхания. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Парциальное давление кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и альвеолярном воздухе и их напряжение в крови. Зависимость газообмена в лёгких от величины диффузной поверхности и разности парциального давления диффундирующих газов. Перенос газов кровью. Причины гибели людей на больших высотах. Дыхательные движения. Глубина и частота дыхательных движений у разных групп населения. Зависимость дыхательных движений от тренировки организма. Жизненная ёмкость лёгких Необходимость определения функций внешнего дыхания у призывников. Регуляция дыхания: автоматизм дыхательного центра, рефлекторное изменение частоты и глубины дыхательных движений, гуморальное влияние на дыхательный центр. Нарушение целостности дыхательной системы. Оживление организма Клиническая, биологическая, социальная смерть.

Основные понятия темы: диффузия, парциальное давление, напряжение газов, гемоглобин, оксигемоглобин, дыхательные мышцы, диафрагма, лёгочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, пневмоторакс, спирометр, дыхательный центр

Демонстрация: схема механизмов вдоха и выдоха.

Исследовательская работа №9. «Определение частоты дыхания и физическая нагрузка».

Исследовательская работа № 10. «Функциональные пробы с задержкой дыхания и их влияние на сердечно-сосудистую систему».

Выполняют лабораторные, практические и иссле-

довательские работы по изучаемой теме. Индивидуальные, групповые формы работы, работа в парах

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ как основная функция жизни. Значение питательных веществ. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Роль ферментов во внутриклеточном обмене. Роль белков в обмене веществ, их специфичность. Нормы белка в питании, биологическая ценность белков. Обмен углеводов и жиров. Значение воды и минеральных солей в организме Обмен воды и минеральных солей. Регуляция водно-солевого обмена Обмен энергии: прямая и непрямая калориметрия, основной обмен. Энергия пищевых веществ, нормы питания, режим питания. Нарушения обмена веществ: ожирение Основные понятия темы: ассимиляция, диссимиляция, внутриклеточный обмен, водный баланс, аминокислоты: заменимые, незаменимые; белки: полноценные, неполноценные; гликоген, диабет, осморецепторы, калориметрия.

Исследовательская работа №11. «Взаимосвязь различных систем организма человека».

Выполняют лабораторные, практические и иссле довательские работы по изучаемой теме.

Индивидуальные, групповые формы работы, работа в парах

Внутренняя среда организма

Понятие о внутренней среде организма. Гомеостаз. Роль различных органов в под-держании гомеостаза. Кровь - одна из внутренних сред организма; значение крови, количество и состав крови. Плазма крови. Осмотическое давление плазмы крови. Солевые растворы: изотонический, гипертонический, гипотонический. Гемолиз эритроцитов. Белки плазмы крови Физиологический раствор. Водородный показатель крови. Клетки крови: эритроциты, их количество, форма. Подсчёт эритроцитов, счётная камера Горяева. Значение эритроцитов в поддержании постоянства внутренней среды. Скорость оседания эритроцитов, прибор Панченкова. Лейкоциты, их количество. Разнообразие форм лейкоцитов: зернистые (базофилы, эозинофилы, нейтрофилы), незернистые (лимфоциты, моноциты). Лейкоцитарная формула здорового человека. Изменение соотношения различных форм лейкоцитов под влиянием заболеваний и лекарственных препаратов. Фагоцитоз - защитная реакция организма И.И.Мечников - основоположник учения об иммунитете. Тромбоциты. Свёртывание крови. Группы. крови. Переливание крови. Работы Ж.Дени, Г.Вольфа, К.Ландштейнера, Я.Янского по переливанию крови. Резус-фактор эритроцитов. Гемолитическая желтуха у новорожденны. Механизм агглютинации эритроцитов. Правила переливания крови. Способы переливания крови: прямое, непрямое переливание

Основные понятия темы: гомеостаз, разные диапазоны показателей внутренней среды, осмотическое давление, изотонический раствор, гипертонический раствор, гипотонический раствор, водородный показатель, сыворотка, фибрин, фибриноген, тромбин, протромбин, тромбопластин, глобулины, гепарин, фибринолизин, гирудин, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, донор, реципиент.

Демонстрация: таблицы «Строение крови», «Группы крови человека», «Лейкоцитарная формула здорового человека», «Схема возникновения гемолитической болезни новорожденных»

Исследовательская работа №12.« Измерение рН различных жидкостей организма.»

Исследовательская работа № 13. «Процессы дыхания и фотосинтеза в живом организме.»

Выполнение и защита работ

Учебно-

исследовательская деятельность. Как

правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик. выращивания

биокультур. Выполнение самостоятельного

исследования по

выбранному модулю. Представление результатов на

конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы: Работа с информацией (посещение

библиотеки) Оформление доклада и презентации по определенной теме Проектно-

исследовательская деятельность:

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы  по изучаемой теме.

Определяют понятия

«кустистые лишайники»,

«листоватые лишайники»,

«накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Выделяютсущественные признаков голосеменных растений.

Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов,

таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека описывают представителей покрытосеменных растений с использованием гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Защищают проекты

Календарный учебный график программы «Занимательный мир физиологии»

на 2023-2024 учебный год

Год обучения: 1

Количество учебных недель – 34

Сроки учебных периодов: 1 полугодие – с 01.09.2023 по 30.12.2023;

2 полугодие – с 09.01.2024 по 30.05.2024

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

Количество часов

Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

Место проведения

Примечание

Введение. Знакомство с оборудованием. Техника безопасности. 2часа

1.

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ

Беседа

Кабинет «Точка роста»

2

1

Приборы для научных исследований. Лабораторное оборудование

Беседа

Кабинет «Точка роста»

Мышцы человека. Их строение, свойство, значение 12 часов

3-4

2

Работа мышц. Электромиография и сила сокращения мышц.

Лабораторная работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

5-6

2

Работа мышц. Электромиография и сила сокращения мышц.

Лабораторная работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

7-8

2

Работа мышц. Электромиография и сила сокращения мышц.

Лабораторная работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

9-10

2

Работа мышц. Электроокулография и движение глаз.

Лабораторная работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

11-12

2

Работа мышц. Электроокулография и движение глаз.

Лабораторная работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

13-14

2

Оформление и защита работ

Мини

исследование

 (работа в группах с последующей презентацией).

Презентация проекта

Кабинет «Точка роста»

Работа сердца 10 часов

15-16

1

Работа сердца.

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

17-18

1

Исследовательская работа № 3. «Электрокардиография и физическая нагрузка».

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

19-20

1

Исследовательская работа № 4 «Оценка работы вегетативной нервной системы».

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

21-22

1

Определение средней скорости распространения пульсовой волны.

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

23-24

Оформление и защита работ

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

Работа мозга, его строение. Энцефалография 10 часов

25-26

2

Строение, работа головного мозга.

Л.Гальвани и А.Вольт - история открытия «животного электричества». Потенциал покоя, мембранно-ионная теория. Потенциал действия. Изменение ионной проницаемости мембран. Калий-натриевый насос. Значение регистрации биоэлектрических явлений.

Кабинет «Точка роста»

27-28

2

Методы изучения биоэлектрических явлений в организме: электроэнцефалография, электромиография.

Основные понятия темы: потенциал покоя, потенциал действия, проницаемость клеточной мембраны, ритмы электроэнцефалограммы: альфа-ритм, тета-ритм, бета-ритм, дельта¬ритм.

Кабинет «Точка роста»

29-30

2

Исследовательская работа № 6. «Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы.»

Лабораторная работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

31-32

2

Исследовательская работа № 7 «Поиск электрического диполя по ЭЭГ»

Лабораторная работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

33-34

2

Оформление и защита работ

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

Изучение психоэмоционального состояния человека 8 часов

35-36

2

Психика человека. Эмоции человека

Теоретическое занятие

Кабинет «Точка роста»

37-38

2

Исследовательская работа № 8. «Полиграфия и определение психоэмоционального состояния человека».

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

39-40

2

Исследовательская работа № 8. «Полиграфия и определение психоэмоционального состояния человека».

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

41-42

2

Оформление и защита работ

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

Дыхание  10 часов

43-44

2

Значение дыхания. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Парциальное давление кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и альвеолярном воздухе и их напряжение в крови. Зависимость газообмена в лёгких от величины диффузной поверхности и разности парциального давления диффундирующих газов..

Теоретическое занятие

Кабинет «Точка роста»

46-47

2

Дыхательные движения. Глубина и частота дыхательных движений у разных групп населения. Зависимость дыхательных движений от тренировки организма. Жизненная ёмкость лёгких

Теоретическое занятие

Отчет по раоте

Кабинет «Точка роста»

48-49

2

Исследовательская работа №9. «Определение частоты дыхания и физическая нагрузка».

Практическая  работа

Отчет по раоте

Кабинет «Точка роста»

50-51

2

Исследовательская работа № 10. «Функциональные пробы с задержкой дыхания и их влияние на сердечно-сосудистую систему».

Лабораторная работа

Отчет по раоте

Кабинет «Точка роста»

52-53

2

Оформление и защита работ

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

Обмен веществ и энергии 4 часа

54-55

2

Обмен веществ как основная функция жизни. Значение питательных веществ. Процессы ассимиляции и диссимиляции.

Теоретическое занятие

Отчет по раоте

Кабинет «Точка роста»

56-57

2

Исследовательская работа №11. «Взаимосвязь различных систем организма человека».

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

Внутренняя среда организма   6 часов

57-58

2

Понятие о внутренней среде организма. Гомеостаз. Роль различных органов в под-держании гомеостаза. Кровь - одна из внутренних сред организма; значение крови, количество и состав крови.

Теоретическое занятие

59-60

2

Исследовательская работа №12. « Измерение рН различных жидкостей организма.»

Лабораторная работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

Лабораторная работа

61-62

2

Исследовательская работа № 13. «Процессы дыхания и фотосинтеза в живом организме.»

Практическая  работа

Отчет по работе

Кабинет «Точка роста»

Подготовка и защита работ 6  часов

63-64

2

Как выбрать тему для исследования. Постановка

целей и задач. Источники информации. Оформление работы.

Исследовательская деятельность

Кабинет «Точка роста»

65-66

2

Подготовка к отчетной

конференции

Исследовательская деятельность

Кабинет «Точка роста»

67-68

2

Отчетная конференция

Исследовательская деятельность

Презентация проекта

Кабинет «Точка роста»

Формы контроля и аттестации обучающихся. Оценочные материалы

Контроль результатов обучения в соответствии с данной образовательной программой проводится в форме письменных и экспериментальных работ, предполагается проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация

Для осуществления промежуточной аттестации используются контрольно-оценочные материалы, отбор содержания которых ориентирован на проверку усвоения системы знаний и умений- инвариантного ядра содержания действующих образовательной программы по биологии для общеобразовательных организаций. Задания промежуточной аттестации включают материал основных разделов курса биологии.

- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);

- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы).

Формы аттестации

- самостоятельная работа;

- тестирование;

- творческие отчеты;

- участие в творческих конкурсах по биологии;

- презентация и защита проекта.

Текущий контроль:

Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, создание презентации по теме и т. д. Обучающиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с педагогом. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Включение обучающихся в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью является стимулом развития познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Итоговая аттестация предусматривает выполнение индивидуального проекта.

Контрольные измерительные материалы

В данном разделе представляются контрольно-измерительные материалы, которые используются для определения уровня достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов в рамках организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

При организации текущего контроля успеваемости обучающихся следует учитывать требования ФГОС ООО к системе оценки достижения планируемых результатов ООП, которая должна предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические и лабораторные работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, испытания и иное).

Выбор указанных ниже типов и примеров контрольных измерительных материалов обусловлен педагогической и методической целесообразностью, с учётом предметных особенностей курса «Биология 5―9 класс».

Тесты и задания разработаны в соответствии с форматом ЕГЭ и ГИА, что позволяет даже в рамках усвоения практической части программы отрабатывать общеучебные и предметные знания и умения.

Перечень оценочных процедур должен быть оптимальным и достаточным для определения уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных результатов. Фиксация результатов текущего контроля успеваемости обучающихся осуществляется в соответствии с принятой в образовательной организации системой оценивания.

Контрольные вопросы по теме «Работа мозга, его строение.»:

1.        Сознательное управление скелетными мышцами возложено на:

1)        вегетативную нервную систему

2)        соматическую нервную систему

3)        эндокринную систему

4)        опорно-двигательную систему.

2.        По функции вся нервная система подразделяется на:

1)        соматическую и вегетативную (автономную)

2)        симпатическую и парасимпатическую

3)        центральную и периферическую

4)        периферическую и соматическую

3.        Вегетативная нервная система дает функциональную иннервацию:

1)        скелетной мускулатуре

2)        гладким мышечным волокнам внутренних органов

3)        гладким мышечным волокнам сосудов

4)        железистой ткани

4.        Укажите расположение тел чувствительных (1-х) нейронов вегетативных рефлекторных дуг:

1)        чувствительные узлы черепных нервов

2)        спинномозговые узлы

3)        задние рога спинного мозга

4)        вегетативные узлы

5.        Синапс — это:

1)        вещество, выделяемое благодаря действию нервного импульса.

2)        окончание чувствительных нервных волокон.

3)        «энергетическая станция» клетки.

4)        область контакта нервных клеток друг с другом или с тканями.

 

6.        Укажите расположение вставочных нейронов вегетативных рефлекторных дуг:

1)        ядра заднего рога спинного мозга

2)        промежуточно-боковые ядра спинного мозга

3)        вегетативные ядра черепных нервов

4)        спинномозговые узлы

7.        Укажите расположение двигательных нейронов вегетативных рефлекторных дуг:

1)        вегетативные ядра черепных нервов

2)        промежуточно-боковые ядра спинного мозга

3)        ядра переднего рога спинного мозга

4)        вегетативные узлы

8.        Укажите, какие узлы относятся к симпатической нервной системе:

1)        околопозвоночные (I порядка)

2)        предпозвоночные (II порядка)

3)        околоорганные

4)        внутриорганные

9.        При симпатикотонии отмечается:

1)        сухость кожных покровов, незначительное потоотделение

2)        кисти рук цианотичные, влажные, холодные, бледнеют при надавливании пальцем.

3)        Часто отмечается мраморность кожных покровов (сосудистое ожерелье), значи- тельная потливость.

4)        Кожа нередко сальная, склонна к угревой сыпи, дермографизм красный, возвышающийся.

10.        Ваготония это состояние характеризующееся:

1)        дети чаще худые или имеют нормальную массу, несмотря на повышенный аппетит

2)        цвет лица переменчивый дети легко краснеют и бледнеют

3)        белый или розовый дермографизм

4)        снижение аппетита, возможны боли в животе

Итоговая аттестация предусматривает выполнение индивидуального проекта

Предлагается для проектной работы следующие темы (примерные):

1.        Динамика физической работоспособности (PWC170) и МПК в недельном и месяч¬ном циклах тренировки у спортсменов избранной специализации.

2.        Динамика ЧСС в покое и после специальной нагрузки у спортсменов в выбранной специализации в недельном и месячном циклах тренировочного процесса.

3.        Сравнительная характеристика общей физической работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста, активно занимающихся и не занимающихся спортом.

4.        Динамика индекса физической работоспособности (ИГСТ) в Гарвардском степ-тесте в недельном и месячном циклах тренировки у спортсменов выбранной специализации.

5.        Сравнительная характеристика функционального состояния нервно-мышечного аппарата у спортсменов различных специализаций и квалификации по данным миотонометрии.

6.        Характеристика показателей внешнего дыхания (ЧД, время произвольной задержки дыхания) в покое и после работы различной мощности.

7.        ЧСС и АД при работе разной мощности.

8.        Физиологическая характеристика предстартовых состояний по выраженности реак-ций АД и ЧСС в зависимости от значимости соревнований.

9.        Физиологическая характеристика предстартовых состояний по выраженности реак-ции ЧД и времени произвольной задержки дыхания в зависимости от значимости со-ревнований.

10.        АД и ЧСС в предстартовом состоянии в зависимости от вида разминки.

11.        Качество реакции ССС на физические нагрузки (по пробе Руфье) - определяется ЧСС и АД.

12.        Влияние дозированных физических нагрузок на степень насыщения артериальной крови кислородом (оксигемометрия).

13.        Изменение некоторых гемодинамических констант (ЧСС, АД, УОК, МОК) при выполнении стандартной физической нагрузки (степ-тест).

14.        Некоторые константы вегетативной нервной системы как показатели тренированности организма (орто-, клиностатическая пробы, вегетативный индекс Кердо).

15.        Адаптивные изменения некоторых функциональных показателей органов дыхания при физических нагрузках (ЖЕЛ, МОД, пробы Штанге и Генча).

16.        Психофизиологическая диагностика в спортивном отборе.

17.        Оценка функционального состояния ЦНС у спортсменов.

18.        Оценка состояния регулирования сердечного ритма по данным вариационной пульсометрии.

19.        Влияние соревновательных нагрузок на характер регулирования сердечного ритма.

20.        Динамика активности нервно-мышечного аппарата (по показателям кистевой динамометрии, миотонометрии, теппинг-теста) у представителей выбранной специализации в годичном цикле тренировочного процесса.

21.        Сравнительная характеристика двигательных способностей у представителей выбранной специализации по времени двигательной реакции.

22.        Динамика ЧСС у представителей выбранной специализации на стандартную спе-циальную нагрузку в отдельные периоды годичного цикла тренировки.

23.        Изменение частоты дыхания в микроцикле в зависимости от объёма тренировочных нагрузок.

24.        Динамика реакции на движущийся объект в зависимости от мощности выполненной нагрузки.

25.        Психофизиологические особенности спортсменов в избранном виде спорта.

26.        Значение индивидуально-типологических особенностей для выбора стиля соревновательной деятельности спортсмена.

27.        Влияние индивидуальных биоритмов на работоспособность подростка в избранном виде спорта.

28.        Определение энерготрат при выполнении конкретных упражнений в избранном виде спорта.

29.        Энергетическая, пульсовая и эмоциональная стоимость работы у школьников, занимающихся разными видами спорта.

30.        Определение уровня общей работоспособности у спортсменов разных специализаций.

31.        Максимальная лёгочная вентиляция (МВЛ) как метод оценки функционального состояния спортсменов.

32.        Влияние систематических занятий спортом на состояние жизненной ёмкости лёг¬ких (ЖЕЛ).

33.        Утомление при выполнении различных физических упражнений.

34.        Развитие мышечной силы у подростка.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Учебно-методическое обеспечение программы

Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.

Материально-техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Занимательный мир физиологии» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:

- цифровая лаборатория по биологии;

- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);

- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).

Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.

Перечень доступных источников информации

Для педагога:

Воронина Г.А., Иванова Т.В., Калинова Г.С. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5―9 классы. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2017.

Жеребцова Е.Л.. ЕГЭ. Биология: теоретические материалы.- СПб.: Тригон, 2009. — 336 с.

Кириленко А.А., Колесников С.И.. Биология. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации- 2009: учебно-методическое пособие - Ростов н/Д: Легион, 2009.- 176 с.

Никишов А.И., Петросова Р.А. и др. Биология в таблицах.- М.: «ИЛЕКСА», 1998. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. — М.: РАУБ «Цитадель», 1996. — 174 с.

Пасечник В.В. Биология. Методика индивидуально-групповой деятельности. — М.: Просвещение, 2016.

Круглый стол: Цифровые лаборатории в современной школе [Электронный ресурс]: — URL: https://www.youtube.com/watch?v=qBj-tolw2N4 (дата обращения: 10.05.2022

Для обучающихся:

Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественнонаучной грамотности [Электронный ресурс]: — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki- yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 10.05.2021).

Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog (дата обращения: 10.05.2021).

Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).

Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]: — URL: https://rl.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).

Для родителей

Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественнонаучной грамотности [Электронный ресурс]: — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki- yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 10.05.2021).

Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog (дата обращения: 10.05.2021).

Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).

Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]: — URL: https://rl.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"

Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА гуманитарного направления «Занимательный английский» Класс 4

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа младших школьников разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»

Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной  (общеразвивающей)  программы естественнонаучной направленности  кружка «Увлекательный мир растений»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Занимательная информатика» для детей 4-7 лет

Работа на компьютере вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивац...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Занимательная робототехника»

Дополнительная     общеобразовательная      общеразвивающая      программа«Занимательная робототехника» (далее Програм...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Занимательная робототехника»

Дополнительная     общеобразовательная      общеразвивающая      программа «Занимательная робототехника»  имеет т...