Мхи, папоротники, плауны, хвощи
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Джахаева Ирина Абакаровна

Технологическая карта урока предназначена для учителей биологии, работающих в 5 классе.

ЦЕЛЬ: Образовательные: познакомить учащихся с особенностями  строения мхов, папоротников, плаунов и хвощей жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека;

Развивающие: развивать  умения    устанавливать причинно-следственные  связи;  кратко и четко  формулировать свои мысли. Развивать  учебные навыки  по поиску и систематизации  информации, умения перерабатывать полученную информацию . Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные: продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности. Развитие коммуникативных умений. Создание положительного психологического микроклимата.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Познавательные: выявление особенностей строения и жизнедеятельности мхов, папоротников, плаунов и хвощей сравнение объектов разных систематических групп (мхи и водоросли), умение рассматривать объекты, выявлять сходство и различие, фиксировать результаты, делать выводы.

Регулятивные: умение ставить цели, задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результатов в процессе учебной деятельности, корректировать, анализировать деятельность в процессе урока.

Коммуникативные:

воспринимать текст и фотографии слайдов с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем

Личностные: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_5_klasse.docx364.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия по биологии на тему «Мхи, папоротники, плауны, хвощи»

УЧИТЕЛЬ: Джахаева И.А

КЛАСС: 5 класс

ЦЕЛЬ: Образовательные: познакомить учащихся с особенностями  строения мхов, папоротников, плаунов и хвощей жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека;

Развивающие: развивать  умения    устанавливать причинно-следственные  связи;  кратко и четко  формулировать свои мысли. Развивать  учебные навыки  по поиску и систематизации  информации, умения перерабатывать полученную информацию . Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные: продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности. Развитие коммуникативных умений. Создание положительного психологического микроклимата.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Познавательные: выявление особенностей строения и жизнедеятельности мхов, папоротников, плаунов и хвощей сравнение объектов разных систематических групп (мхи и водоросли), умение рассматривать объекты, выявлять сходство и различие, фиксировать результаты, делать выводы.

Регулятивные: умение ставить цели, задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результатов в процессе учебной деятельности, корректировать, анализировать деятельность в процессе урока.

Коммуникативные:

воспринимать текст и фотографии слайдов с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем

Личностные: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения

Основные понятия: Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф, папоротник, хвощи и плауны.        

Ресурсы: Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020.

Учебник: «Биология». 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.;                                          

Оборудование: компьютер, экран, мох сфагнум; коллекция торфа, гербарий; презентация к уроку.

Тип урока – урок комбинированный

Технология построения урока Системно-деятельностный подход

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Орг. момент

Приветствует учащихся, Проверяет готовность к уроку. – Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

– Вы готовы к нашему уроку?

Дети готовятся к учебной деятельности

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

2.

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации.

Рассмотрите рисунок https://biomiry.ru/wp-content/uploads/2019/02/30992-2-1024x684.jpg

Какое растение уже изученное ранее нами изображено?

К каким растениям относят водоросли высшим или низшим?

Какими признаками обладают высшие растения?

Почему водоросли относят к низшим растениям?

Какие органы есть у растений в отличие от водорослей?

https://ru-static.z-dn.net/files/d53/1a55bc6410a7639dc1b60ff6b4a26b0e.png

Почему у водорослей нет органов и тканей, а у мхов и других растений на слайде  есть? 

Ребята сравнивают строение водорослей и мхов и делают вывод о более сложной организации мхов.

Ответ детей: Водоросль.

Ответ детей: Низшим.

Ответ детей: Тело высших растений разделено на органы, которые выполняют определённые функции.

Ответ детей: Нет стеблей, листьев, корней. У них тело слоевище.

Ответ детей: Стебель, листья,  корни, но есть ризоиды. Ризоиды – выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.

Ответ детей: Водоросли – низшие растения, а другие высшие.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

- умение пользоваться пройденным

материалом в новой учебной ситуации.

Личностные УУД:

- умение оценивать важность изучаемого

материала для практической деятельности;

3.

Определяем тему и задачи урока

Ребята назовите растения, которые мы не изучали, нам предстоит их изучить?

Тема нашего урока: Мхи, папоротники, плауны, хвощи.

Ребята, что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

Учитель корректирует цель урока и показывает на слайде.

Цель урока: изучить  особенности  строения мхов, папоротников, плаунов и хвощей их жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека.

Ребята, какие задачи  вы поставите перед собой в ходе изучения материала?

Ответ детей: Мхи, папоротники, плауны, хвощи.

Ребята открыли тетради и записали тему урока.

Ответ детей: средой обитания, строением, их жизнедеятельностью, роль в природе.

Ответ детей:

1. Среда обитания

2. Строение и их жизнедеятельность

3. Значение растений в жизни природы и человека.

Регулятивные УУД:

- умение слушать и анализировать

информацию;

- формулировать цель урока после

обсуждения с учителем.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

- умение оценивать важность изучаемого

материала для практической деятельности;

- развивать умение высказывать своё мнение

Метапредметные:  

Выявление причинно- следственной связи.

4.

Открытие новых знаний.

Самостоятельное применение знаний.

Учитель. Мхи это первые наземные растения. Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зелёный ковёр, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов.

Где встречаются мхи? Распространение мхов. Работа с учебником. Задание классу: Откройте учебник страницу 66 и найдите ответ на вопрос: где распространены мхи?

Учитель: Отправляемся в лес. Инструктаж.

Ребята по мере изучения растений заполняем инструктивную карточку и в конце урока делаем вывод, что мы узнали

В лесу, мы встречаем интересные зелёные  кочки

Вопрос: что это?

Приблизив их , мы видим растения, определяем их по рисункам,  открыв учебник стр 66-67

Изучаем строение Кукушкиного льна по рисунку на слайде и зарисуем в тетрадях.

К каким мхам относят кукушкин лён стр. уч.  67

Вопрос: почему?

У каких растений мы встречали ризоиды?

Что такое ризоиды и какую  роль играют  ризоиды в жизни растений?

Продолжаем путешествие, на нашем пути мы встречаем болото и видим там интересное растение, определяем его по учебнику

Изучаем строение мха сфагнума стр 67 и рассматриваем слайд

Сравниваем мхи кукушкин лён и сфагнум, находим черты сходства и различия

Продолжаем наше путешествие и на своём пути мы встречаем в аквариуме новое растение . Найдите название данного растения стр.66

На данном слайде мы с вами познакомимся с размножение мхов.

Назовите виды размножения мха

Без чего невозможно размножение?

Роль мхов в природе и жизни человека. стр 68 в учебнике

Ответ детей: Преимущественно в хорошо увлажнённых местах.

Работа с учебником.

Ответ детей: это Кукушкин лён

Работа с инструктивной карточкой

Ответ: Листостебельный

Ответ: у него есть  стебель и листья,  а также ризоиды.

Ответ: водоросли

Ответ: Ризо́иды — нитевидные образования из одной или нескольких однорядных клеток; служат для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ.

Ответ: мох сфагнум

Заполняем таблицу

Ответ: сходство - есть листья и стебель, поэтому их относят к листостебельным мхам

Ответ: Риччия

Работа с учебником стр.68.

Ответ: мхи размножаются половым и бесполым путём.

Ответ: без наличия воды.

Работа с учебником , заполняем схему

мхи

в природе                           в жизни человека

Познавательные УУД:

- делать выводы на основе анализа текста

учебника;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и

письменной форме;

- сотрудничать друг с другом..

Предметные: Умение определять

условия

необходимые, для

жизни растений.

5

Закрепление материала по мхам

 С какими мхами мы сегодня познакомились?

Заполняем схему

МХИ

                 ?                                                      ?

                                 Привести примеры

Ответ:

МХИ

Листостебельные                       Печеночные

Кукушкин лён                                    Риччия

Сфагнум

Регулятивные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности;

- осуществлять познавательную и личную

рефлексию.

6

Физ. минутка.        

7.

Открытие новых знаний.

Продолжаем путешествие и мы встречаем растение, знакомое всем и его название? Папоротник отдам или обменяю (самовывоз, самовыкоп))) .

Большинство современных папоротников — травянистые растения, но во влажных тропических областях встречаются также  папоротники-деревья. Некоторые из современных папоротников живут на стволах деревьев, а некоторые виды стали комнатными растениями.

Рассматриваем строение папоротника стр 70

Размножение папоротника  рис.41

значение папоротника

Закрепление по размножению папоротника

Ответ: Папоротник

Работа с учебником и с таблицей

Заполняем карточку в приложении

Познавательные УУД:

- делать выводы на основе анализа текста

учебника;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и

письменной форме;

Личностные УУД:

- умение оценивать важность изучаемого

материала для практической деятельности;

8.

Открытие новых знаний.

Продолжаем путешествие и мы встречаем растение, определяем его название, используя учебник стр.72 

Плауны растут в основном в сосновых лесах. Растут они очень медленно (чтобы вырасти, молодому растению требуется до 20 лет).

У плаунов ползучий стебель, на котором расположены чешуйчатые или игольчатые листья. Стебель может достигать 5 м в длину.

 

Они плотно прижимаются к земле и при помощи коротких корней укрепляются на ней.

Продолжаем путешествие и мы встречаем растение, определяем его название, используя учебник стр.73 

Хвощи — многолетние травянистые растения, которые размножаются при помощи спор и корневищ.

Рассматриваем виды хвоща

Рассматриваем строение хвоща

Мы возвращаемся домой и около школы мы встречаем хвощ

Рассматриваем  значение плаунов, папоротника и хвоща

Ответ: Плаун

Работа с учебником и с таблицей

Ответ: Хвощ

Виды хвоща: полевой, лесной и полевой.

Работа с учебником и с таблицей

Познавательные УУД:

- делать выводы на основе анализа текста

учебника;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и

письменной форме;

Предметные: Умение определять

условия

необходимые, для

жизни растений.

Закрепление.

Проверяем таблицу

Регулятивные:

контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;

8.

Рефлексия

Учитель выставляет оценки.      

Дети дают ответ на вопрос: почему мхи относят к высшим растения? Размножаются мхи с помощью спор, поэтому их относят к высшим споровым растения.

9.

Домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.  §17,18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плауны, хвощи, папоротники

Презентация к уроку по теме: "Высшие споровые. Плауны, хвощи, папоротники"...

Плауны. Хвощи. Папоротники

презентация предназначена для наглядного сопровождения материала при изучении темы "Хвощи. Плауны. Папоротники"...

Плауны, хвощи, папоротники - высшие споровые растения.

Презентация содержит необходимый методический материал к уроку по данной теме. Содержание соответствует требованиям ФГОС....

Плауны Хвощи Мхи Папоротники

Призентациии по Ботанике...

биология-6 класс Тема урока: Папоротники. Плауны. Хвощи. Общая характеристика

биология-6 классТема урока:  Папоротники.  Плауны. Хвощи. Общая характеристика Тип урока:  урок открытия нового знанияЦель: способствовать   формированию умений реализаци...

Удивительный мир плаунов, хвощей папоротников

Урок-практическая работа ФГОС 5 класс...