Мхи, папоротники, плауны, хвощи
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Технологическая карта урока предназначена для учителей биологии, работающих в 5 классе.
ЦЕЛЬ: Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения мхов, папоротников, плаунов и хвощей жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека;
Развивающие: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию . Развивать креативность, критичность, внимание, память.
Воспитательные: продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности. Развитие коммуникативных умений. Создание положительного психологического микроклимата.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные: выявление особенностей строения и жизнедеятельности мхов, папоротников, плаунов и хвощей сравнение объектов разных систематических групп (мхи и водоросли), умение рассматривать объекты, выявлять сходство и различие, фиксировать результаты, делать выводы.
Регулятивные: умение ставить цели, задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результатов в процессе учебной деятельности, корректировать, анализировать деятельность в процессе урока.
Коммуникативные:
воспринимать текст и фотографии слайдов с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем
Личностные: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_5_klasse.docx | 364.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия по биологии на тему «Мхи, папоротники, плауны, хвощи»
УЧИТЕЛЬ: Джахаева И.А
КЛАСС: 5 класс
ЦЕЛЬ: Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения мхов, папоротников, плаунов и хвощей жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека;
Развивающие: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию . Развивать креативность, критичность, внимание, память.
Воспитательные: продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности. Развитие коммуникативных умений. Создание положительного психологического микроклимата.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные: выявление особенностей строения и жизнедеятельности мхов, папоротников, плаунов и хвощей сравнение объектов разных систематических групп (мхи и водоросли), умение рассматривать объекты, выявлять сходство и различие, фиксировать результаты, делать выводы.
Регулятивные: умение ставить цели, задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результатов в процессе учебной деятельности, корректировать, анализировать деятельность в процессе урока.
Коммуникативные:
воспринимать текст и фотографии слайдов с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем
Личностные: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения
Основные понятия: Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф, папоротник, хвощи и плауны.
Ресурсы: Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020.
Учебник: «Биология». 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.;
Оборудование: компьютер, экран, мох сфагнум; коллекция торфа, гербарий; презентация к уроку.
Тип урока – урок комбинированный
Технология построения урока Системно-деятельностный подход
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуально-групповая.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | Орг. момент | Приветствует учащихся, Проверяет готовность к уроку. – Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! – Вы готовы к нашему уроку? | Дети готовятся к учебной деятельности Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
2. | Актуализация знаний | Создание проблемной ситуации. Рассмотрите рисунок Какое растение уже изученное ранее нами изображено? К каким растениям относят водоросли высшим или низшим? Какими признаками обладают высшие растения? Почему водоросли относят к низшим растениям? Какие органы есть у растений в отличие от водорослей? Почему у водорослей нет органов и тканей, а у мхов и других растений на слайде есть? Ребята сравнивают строение водорослей и мхов и делают вывод о более сложной организации мхов. | Ответ детей: Водоросль. Ответ детей: Низшим. Ответ детей: Тело высших растений разделено на органы, которые выполняют определённые функции. Ответ детей: Нет стеблей, листьев, корней. У них тело слоевище. Ответ детей: Стебель, листья, корни, но есть ризоиды. Ризоиды – выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества. Ответ детей: Водоросли – низшие растения, а другие высшие. | Коммуникативные УУД: - формулировать свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: - умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации. Личностные УУД: - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; |
3. | Определяем тему и задачи урока | Ребята назовите растения, которые мы не изучали, нам предстоит их изучить? Тема нашего урока: Мхи, папоротники, плауны, хвощи. Ребята, что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Учитель корректирует цель урока и показывает на слайде. Цель урока: изучить особенности строения мхов, папоротников, плаунов и хвощей их жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека. Ребята, какие задачи вы поставите перед собой в ходе изучения материала? | Ответ детей: Мхи, папоротники, плауны, хвощи.Ребята открыли тетради и записали тему урока. Ответ детей: средой обитания, строением, их жизнедеятельностью, роль в природе. Ответ детей: 1. Среда обитания 2. Строение и их жизнедеятельность 3. Значение растений в жизни природы и человека. | Регулятивные УУД: - умение слушать и анализировать информацию; - формулировать цель урока после обсуждения с учителем. Коммуникативные УУД: - формулировать свои мысли в устной форме. Личностные УУД: - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; - развивать умение высказывать своё мнение Метапредметные: Выявление причинно- следственной связи. |
4. | Открытие новых знаний. Самостоятельное применение знаний. | Учитель. Мхи это первые наземные растения. Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зелёный ковёр, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Где встречаются мхи? Распространение мхов. Работа с учебником. Задание классу: Откройте учебник страницу 66 и найдите ответ на вопрос: где распространены мхи? Учитель: Отправляемся в лес. Инструктаж. Ребята по мере изучения растений заполняем инструктивную карточку и в конце урока делаем вывод, что мы узнали В лесу, мы встречаем интересные зелёные кочки Вопрос: что это? Приблизив их , мы видим растения, определяем их по рисункам, открыв учебник стр 66-67 Изучаем строение Кукушкиного льна по рисунку на слайде и зарисуем в тетрадях. К каким мхам относят кукушкин лён стр. уч. 67 Вопрос: почему? У каких растений мы встречали ризоиды? Что такое ризоиды и какую роль играют ризоиды в жизни растений? Продолжаем путешествие, на нашем пути мы встречаем болото и видим там интересное растение, определяем его по учебнику Изучаем строение мха сфагнума стр 67 и рассматриваем слайд Сравниваем мхи кукушкин лён и сфагнум, находим черты сходства и различия Продолжаем наше путешествие и на своём пути мы встречаем в аквариуме новое растение . Найдите название данного растения стр.66 На данном слайде мы с вами познакомимся с размножение мхов. Назовите виды размножения мха Без чего невозможно размножение? Роль мхов в природе и жизни человека. стр 68 в учебнике | Ответ детей: Преимущественно в хорошо увлажнённых местах. Работа с учебником. Ответ детей: это Кукушкин лён Работа с инструктивной карточкой Ответ: Листостебельный Ответ: у него есть стебель и листья, а также ризоиды. Ответ: водоросли Ответ: Ризо́иды — нитевидные образования из одной или нескольких однорядных клеток; служат для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ. Ответ: мох сфагнум Заполняем таблицу Ответ: сходство - есть листья и стебель, поэтому их относят к листостебельным мхам Ответ: Риччия Работа с учебником стр.68. Ответ: мхи размножаются половым и бесполым путём. Ответ: без наличия воды. Работа с учебником , заполняем схему мхи в природе в жизни человека | Познавательные УУД: - делать выводы на основе анализа текста учебника; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - сотрудничать друг с другом.. Предметные: Умение определять условия необходимые, для жизни растений. |
5 | Закрепление материала по мхам | С какими мхами мы сегодня познакомились? Заполняем схему МХИ ? ? Привести примеры | Ответ: МХИ Листостебельные Печеночные Кукушкин лён Риччия Сфагнум | Регулятивные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - осуществлять познавательную и личную рефлексию. |
6 | Физ. минутка. | |||
7. | Открытие новых знаний. | Продолжаем путешествие и мы встречаем растение, знакомое всем и его название? Большинство современных папоротников — травянистые растения, но во влажных тропических областях встречаются также папоротники-деревья. Некоторые из современных папоротников живут на стволах деревьев, а некоторые виды стали комнатными растениями. Рассматриваем строение папоротника стр 70 Размножение папоротника рис.41 значение папоротника Закрепление по размножению папоротника | Ответ: Папоротник Работа с учебником и с таблицей Заполняем карточку в приложении | Познавательные УУД: - делать выводы на основе анализа текста учебника; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Личностные УУД: - умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности; |
8. | Открытие новых знаний. | Продолжаем путешествие и мы встречаем растение, определяем его название, используя учебник стр.72 Плауны растут в основном в сосновых лесах. Растут они очень медленно (чтобы вырасти, молодому растению требуется до 20 лет). У плаунов ползучий стебель, на котором расположены чешуйчатые или игольчатые листья. Стебель может достигать 5 м в длину.
Они плотно прижимаются к земле и при помощи коротких корней укрепляются на ней. Продолжаем путешествие и мы встречаем растение, определяем его название, используя учебник стр.73 Хвощи — многолетние травянистые растения, которые размножаются при помощи спор и корневищ. Рассматриваем виды хвоща Рассматриваем строение хвоща Мы возвращаемся домой и около школы мы встречаем хвощ Рассматриваем значение плаунов, папоротника и хвоща | Ответ: Плаун Работа с учебником и с таблицей Ответ: Хвощ Виды хвоща: полевой, лесной и полевой. Работа с учебником и с таблицей | Познавательные УУД: - делать выводы на основе анализа текста учебника; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Предметные: Умение определять условия необходимые, для жизни растений. |
Закрепление. | Проверяем таблицу | Регулятивные: контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; | ||
8. | Рефлексия | Учитель выставляет оценки. Дети дают ответ на вопрос: почему мхи относят к высшим растения? Размножаются мхи с помощью спор, поэтому их относят к высшим споровым растения. | ||
9. | Домашнее задание. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. §17,18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плауны, хвощи, папоротники
Презентация к уроку по теме: "Высшие споровые. Плауны, хвощи, папоротники"...
Тест по теме: "Плауны, Хвощи и Папоротники"
тест для 6 класса...
Плауны. Хвощи. Папоротники
презентация предназначена для наглядного сопровождения материала при изучении темы "Хвощи. Плауны. Папоротники"...
Плауны, хвощи, папоротники - высшие споровые растения.
Презентация содержит необходимый методический материал к уроку по данной теме. Содержание соответствует требованиям ФГОС....
Плауны Хвощи Мхи Папоротники
Призентациии по Ботанике...
биология-6 класс Тема урока: Папоротники. Плауны. Хвощи. Общая характеристика
биология-6 классТема урока: Папоротники. Плауны. Хвощи. Общая характеристика Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: способствовать формированию умений реализаци...
Удивительный мир плаунов, хвощей папоротников
Урок-практическая работа ФГОС 5 класс...
- Мне нравится (1)