Современные представления о возникновения жизни на Земле.
методическая разработка по биологии (9 класс)
Проблема происхождения жизни одна из наиболее важных и сложных проблем современной биологии.Её решение имеет важное значение для понимания особенностей организации и эволюции современных организмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_predstavleniya_o_vozniknovenii_zhizni_na_zemle.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Современные представления о возникновении жизни на Земле».
Цель:
- продолжить формировать знания учащихся о возникновении жизни на Земле;
- познакомить с основными положениями современной теории А.И. Опарина;
- развивать умение анализировать предложенную информацию;
Оборудование: презентация Microsoft Office PowerPoint «Современные представления о возникновении жизни на Земле».
Ход урока
- Организационный момент.
- Приветствие.
– Подготовка аудитории к работе.
- Мотивация учебной деятельности.
- Сообщение темы и цели урока.
- Проверка знаний учащихся.
Учитель: Проблемы возникновения и развития жизни на Земле с давних пор привлекают внимание всех философов и натуралистов. Каковы же были первые взгляды на вопросы возникновения жизни на Земле?
Учащийся: рассказ о первых взглядах на вопросы возникновения жизни на Земле с использованием материалов презентации.
Презентация. Слайд № 3,4,5,6
Учитель: Как развивались представления о возникновении жизни позже?
Учащийся: Рассказ об опыте Франческо Реди с использованием анимационного видеофрагмента. Презентация. Слайд №7
Учитель: Итак, впервые была предпринята попытка доказать несостоятельность абиогенеза, самозарождения живых организмов, но это не разрушило идею о самозарождении жизни. Кто продолжил развитие идей Ф. Реди в дальнейшем?
Учащийся: Рассказ об опыте Луи Пастера с использованием анимационного видеофрагмента. Презентация. Слайд №8
Учитель: Итак, после достаточно убедительных опытов Ф. Реди и Л. Пастера была окончательно опровержена позиция абиогенеза и подтверждены идеи биогенеза, что вызвало ряд новых вопросов: как и когда, возникла изначально жизнь на Земле.
- Какие же гипотезы сформировались об изначальном появлении жизни на Земле?
Учащийся: В поисках ответа на вопрос - «Как и когда, возникла жизнь на Земле?» сформировались следующие основные гипотезы:
1. Жизнь на нашу планету занесена извне, из Вселенной – это Теория панстпермии.
2. Жизнь на Земле существовала всегда, но она претерпевала различные катаклизмы – это теория стационарного состояния.
3. Жизнь возникла на Земле в результате биохимических процессов в условиях еще молодой планеты. Эту современную гипотезу называют теорией биохимической эволюции.
Презентация. Слайд №9
Учитель: Все эти теории возникновения жизни на Земле существуют, каждая из них по-своему интересная и заслуживают внимания. Но мы сегодня обсудим последнюю, современную теорию о возникновении жизни на Земле.
IX. Изучение нового материала.
Итак, тема урока «Современные представления о возникновении жизни на Земле».
Цель: познакомиться с основными положениями современной теории А.И.Опарина
(записать дату и тему урока в тетрадь)
Презентация. Слайд №10,11
Учитель: Современные взгляды на происхождение жизни на Земле формировались на протяжении первой половины XX века. И большой вклад в развитие современной теории – теории эволюции живой материи внёс наш отечественный ученый-биохимик А. И. Опарин.
(Сообщение об Опарине). Презентация. Слайд №12
Учитель: Презентация. Слайд №13
Итак, Опарин предложил теорию – теорию эволюции живой материи, которую позже поддержали многие ученые всего мира. Основными идеями его теории являются:
- Первоначально жизнь возникла в Мировом океане как результат химической эволюции, т.е. абиогенно;
- Развитие живой материи и появление большого разнообразия форм жизни произошли в процессе биологической эволюции, т.е. биогенно.
Как же появилась жизнь на Земле? В каких условиях шло её формирование и развитие?
Сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть видеофрагмент о возникновении жизни на Земле, после просмотра которого, вам предстоит заполнить таблицу «Условия возникновения жизни на Земле».
Просмотр видеофрагмента. Диск «Основы общей биологии. 9 класс»
Учитель: Заполните таблицу «Условия возникновения жизни на Земле» опираясь на материал фильма и учебника на стр. 122-123
(заполнение таблицы)
Обсуждение таблицы.
Презентация. Слайд №14
- Закрепление материала.
Презентация. Слайд №15
- Какие же этапы в возникновении жизни на Земле выделил Опарин в своей теории?
- Возможно ли сейчас образование жизни небиологическим путем?
- Тестирование.
- Итог урока.
Презентация. Слайд №16
Выставление оценок.
- Домашнее задание.
- § 33.
- СОСТАВИТЬ ПЯТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ.
Обобщающий урок по теме: «Основы учения о наследственности и изменчивости»
В – I
Часть «А»
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
- Благодаря митозу число хромосом в клетках тела:
- Удваивается;
- Уменьшается вдвое;
- Оказывается одинаковым;
- Изменяется с возрастом.
- В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают:
- Рибосомы;
- Хромосомы;
- Митохондрии;
- Лизосомы
- В ядре яйцеклетки животного содержится 16 хромосом, а в ядре сперматозоида этого животного:
- 24; 2) 8; 3) 16; 4) 32
- Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма составляет:
- Генофонд; 2) Генотип; 3) Фенотип; 4) Код ДНК
- Цвет волос у человека контролируют парные гены, которые расположены в гомологичных хромосомах и называются:
- Доминантными; 2) рецессивными 3) аллельными; 4) сцепленными
- Преобладающий признак, который проявляется у гибридов потомства, называют:
- Доминантным; 2) рецессивным; 3) гибридным; 4) мутантным
- Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый ( рецессивные признаки):
1). ААВВ; 2) АаВв 3) аавв 4) Аавв
- При скрещивании морских свинок с генотипами ААвв и ааВВ получится потомство с генотипом:
- ААВв 2) АаВв; 3) АаВВ; 4) ааВВ
- При скрещивании собак с чёрной и рыжей шерстью появилось 5 щенков, и все - чёрные, что свидетельствует о появлении:
- Закона независимого наследования;
- Правила единообразия;
- Промежуточного характера наследования;
- Сцепленного с полом наследования
- Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1:2:1, то это следствие:
- Неполного доминирования;
- Полного доминирования;
- Взаимодействие генов;
- Сцепленного наследования
Часть «В»
Выберите несколько правильных ответов:
- Чем митоз отличается от мейоза?
- Происходят два следующих друг за другом деления
- Происходит одно деление, состоящее из четырёх фаз
- Образуются две дочерние клетки, идентичные материнской;
- Образуются 4 гаплоидные клетки;
- К полюсам расходятся и гомологичные хромосомы и гомологичные хроматиды.
- Выберите правильное утверждение:
- Гаплоидный организм может быть гетерозиготным;
- Гаплоидный организм не может иметь гомологичных хромосом;
- Гаметы гетерозиготны;
- Закон чистоты гамет нарушается для диплоиных организмов;
- У диплоидных организмов ген представлен двумя аллелями.
- Установите последовательность фаз в митозе :
- Профаза
- Телофаза
- анафаза
- Метафаза
Часть «С»
Решить задачи:
- У дрозофилы сцепленный с Х- хромосомой ген А определяет серую окраску тела, ген а – жёлтую окраску. Каким будет потомство от скрещивания гетерозиготной самки с серым самцом?
- Альбинизм (отсутствие пигментации) наследуется как рецессивный признак; вьющиеся волосы доминируют над прямыми волосами. Супруги гетерозиготны по одному из признаков. Какие дети могут родиться в этой семье?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные представления о возникновение жизни на Земле
Цель; познакомить учащихся с современными представлениями о происхождении жизни на Земле...
Развитие представлений о возникновении жизни на земле
Урок для 9 класса к учебнику Пономаревой...
Развитие представлений о возникновении жизни на Земле
презентация сопровождение урока общей биологии 9 класса по программе Пономаревой И.Н....
Урок "Современные представления о возникновении жизни на Земле"
Существуют разные теории возникновения жизни на Земле , каждая из них по-своему интересная и заслуживают внимания. Но мы сегодня обсудим последнюю, современную теорию о возникновении...
Дидактический материал "Современные представления о возникновении жизни на Земле. Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры"
тесты для 9-11кл...
Тестирование для 10 класса по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"
Тестирование для 10 класса по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"...
Современные представления о возникновении жизни и ее развитии в эрах древней жизни.
Класс: 9.УМК: Биология: общие закономерности. 9 кл.: учебник / Биология, 9 класс, Общие закономерности, Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И., 2017. М.: Дрофа, 2013. 192 с.Тема...