Лабораторный практикум. Биология. 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс)
Введение
Биология – наука наглядная и поэтому важную роль в изучении ее играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.
Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.
Лабораторный практикум ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
1. Биология: Введение в биологию: Линейный курс, 5 класс; Пасечник В.В. / ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;
2. Рабочая программа к линии УМК Пасечник (линейный курс) 5-9 класс. – Москва: Издательство «Просвещение», 2021.
3. Уроки биологии. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений /[В. В. Пасечник,С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк];под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение,
При проведении лабораторных работ используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornayadlya_5.docx | 834.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
Нефтеюганский район, сельское поселение Куть-Ях
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение « Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
Лабораторный практикум по биологии, 5 класс
Контрольно-оценочные материалы
Автор:
Смышляева Надежда Георгиевна,
учитель биологии
НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
2022 год
Введение
Биология – наука наглядная и поэтому важную роль в изучении ее играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.
Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.
Лабораторный практикум ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
1. Биология: Введение в биологию: Линейный курс, 5 класс; Пасечник В.В. / ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;
2. Рабочая программа к линии УМК Пасечник (линейный курс) 5-9 класс. – Москва: Издательство «Просвещение», 2021.
3. Уроки биологии. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений /[В. В. Пасечник,С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк];под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение,
При проведении лабораторных работ используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков.
В ходе практических занятий у обучающихся формируются такие универсальные учебные действия, как:
1. познавательные – осуществлять исследовательскую деятельность;
2. регулятивные – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
3. коммуникативные – слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
В разработках лабораторных работ есть «помощник» для написания вывода, перечень вопросов, ответив на которые, обучающийся легко сможет сформулировать вывод самостоятельно. перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы.
Критерии оценивания лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Лабораторная работа.
Изучение лабораторного оборудования.
Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
Цель: познакомиться с биологическим оборудованием, правилами поведения и техники безопасности во время лабораторных работ.
Оборудование: чашки Петри, пробирки, мензурки, штатив, мерный стакан, пинцет.
Ход работы:
- Познакомитесь с правилами работы с биологическим оборудованием на стр. 29-30 ваших учебников. Отметьте знаком «?» те пункты, которые вам не знакомы или не понятны.
- Задайте вопрос учителю по тем пунктам, которые вы отметили.
- Рассмотрите лабораторное оборудование на ваших столах, затем начертите таблицу в тетрадь и заполните ее. В столбце «Для чего используют» запишите свои предположения использования оборудования в п.1.
- Ознакомьтесь с памяткой №1. Сравните ваши ответы столбца «Для чего используют» с памяткой. В случаи не точного или неверного ответа, запишите правильный ответ в п. 2 вашей таблицы.
- Сделайте вывод о проделанной работе, ответив на вопросы:
- Почему требуется знать и соблюдать правила работы с биологическим оборудованием?
- Какие правила вы применяли в быту?
- Зачем знать название и назначение лабораторного оборудования?
Приложение 1
Название лабораторного оборудования | Рисунок | Для чего используют |
1. | ||
2. | ||
1. | ||
2. | ||
1. | ||
2. | ||
1. | ||
2. | ||
1. | ||
2. | ||
1. | ||
2. | ||
1. | ||
2. | ||
1. | ||
2. | ||
1. | ||
2. | ||
1. | ||
2. |
Приложение 2
Памятка
Назначение лабораторного оборудования
Пинцет - служит для захватывания и удерживания мелких предметов.
Препаровальные иглы - для закрепления биологического материала, отделения мелких частей от целого
Скальпель - производства разрезов, тонких срезов исследуемых объектов
Предметное стекло - для помещения биоматериала для исследования с помощью оптического прибора
Покровное стекло - для покрова биоматериала, расположенного на предметном стекле Пробирка - проведения некоторых химических реакций в малых объёмах.
Колба - служит в качестве сосуда для хранения растворов, и приготовления растворов. Мерный цилиндр - измерения объема налитой жидкости.
Мензурка - измерения объема налитой жидкости.
Чашка Петри - для выращивания колоний микроорганизмов, замачивания семян, хранения биоматериала, помещения биоматериала в баню и т.п.
Лабораторная работа.
«Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы сними.»
Цель: изучить строение лупы и микроскопа. Познакомиться с правилами работы с микроскопом, определить увеличение микроскопа.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат, ручная лупа, штативная лупа.
Ход работы:
Строение ручной лупы.
- Прочитайте текст в учебнике на стр. 50-51, Выполните лабораторную работу на стр. 51.
- Сделайте подписи к рисунку 1 приложения 1. Укажите кратность минимальную и максимальную кратность увеличения обеих луп.
- Сделайте вывод, ответив на вопросы:
- Какая часть лупы предназначена для увеличения объектов?
- Какая лупа более удобная в работе, а какая из них имеет большую кратность увеличения?
Устройство светового микроскопа.
- Прочитайте текст в учебнике на стр. 51-52, Выполните лабораторную работу на стр. 53.
- Сделайте подписи к рисунку 2 приложения 1.
- Заполните таблицу в приложении 2.
- Рассчитайте, насколько увеличится изображение во всех объективах ваших микроскопов. Сделайте записи расчетов в тетрадь.
- Сделайте вывод, ответив на вопросы:
- Что нужно знать, чтобы определить увеличение микроскопа?
- Почему нельзя увидеть в микроскоп непрозрачные объекты?
- Почему в микроскопе есть несколько объективов?
Приложение 1
Рисунок 1.
Лупа:
1 –
2 –
3 –
Штативная лупа:
2 –
3-
4 –
5 -
Рисунок 2.
Название рабочего органа | Особенности строение | Функции |
Механическая часть | ||
Оптическая часть | ||
Приложение 2
Лабораторная работа.
«Ознакомление с растительными и животными клетками томата и арбуза, инфузории туфельки и гидры с помощью лупы и светового микроскопа».
Цели: рассмотреть общий вид растительной клетки; научиться изображать рассмотренный микропрепарат.
Оборудование: лупа, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек плода арбуза или томата.
Ход работы:
- Разрежьте помидор (или арбуз), при помощи препаровальной иглы возьмите кусочек мякоти и положите его на предметное стекло, пипеткой капните каплю воды.
- Разомните мякоть до получения однородной кашицы. Накройте препарат покровным стеклом. Удалите излишек воды при помощи фильтровальной бумаги.
- Рассмотрите приготовленный препарат при помощи лупы. Что вы видите? Что это значит? Ответы запишите в тетрадь.
- Рассмотрите препараты при большом увеличении микроскопа. Какую форму имеют клетки?
- Зарисуйте несколько клеток каждого препарата. Отметьте клеточную мембрану, цитоплазму и ядро.
- Сделайте вывод, ответив на вопросы, и запишите в тетрадь.
- Можно ли увидеть клетку невооруженным глазом?
- Что общего в строении у растений и животных?
Лабораторная работа.
«Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой».
Цель: научиться готовить микроскопический препарат, научиться пользоваться микроскопом и рассматривать микроскопический препарат, выработать понятие о клеточном строении кожицы лука.
Материалы и оборудование: предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, стакан с водой, раствор йода, часть луковицы лука, микроскоп.
Ход работы:
1. Подготовить микроскоп для работы.
2. Приготовить микропрепарат из кожицы лука:
3. Рассмотреть препарат кожицы лука в микроскоп.
4. Зарисовать в тетради клетку кожицы лука. Обозначить все увиденные части клетки.
5. Капнуть на микропрепарат кожицы лука каплю раствора йода. Рассмотреть изменения. Зарисовать клетки, обозначить все ее части.
6. Сделать вывод, ответив на вопросы:
- Какую форму имеют клетки кожицы лука?
- Как располагаются клетки: с промежутками или примыкают друг к другу?
- Какая часть клетки стала видна после окрашивания?
- Какие части клетки есть во всех рассматриваемых вами препаратах?
Лабораторная работа.
«Наблюдение за потреблением воды растением»
Цель: выяснить, по каким частям стебля растения передвигается вода с минеральными веществами.
Оборудование: побеги древесного растения (липы), простоявшие 2-4 суток в подкрашенной воде.
Ход работы:
1. Рассмотрите поперечный срез побега осины или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой дерева окрасился.
2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.
3. Прочитайте текст на стр. 68-69 и запишите, в чём особенность клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.
4. Зарисуйте срезы, сделайте подписи к рисункам.
- Сделайте вывод об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.
Лабораторная работа
«Ознакомление с принципами систематики организмов»
Цель: Научиться определять систематическое положение животного.
Ход работы:
1. Выберите из предложенного списка и подчеркните таксоны (систематические группы), относящиеся к систематике царства Животные (воспользуйся памяткой 1).
Семейство, царство, вид, порядок, класс, отряд, отдел.
2. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс Пресмыкающиеся
2) род Гадюка
3) тип Хордовые
4) вид Гадюка обыкновенная
5) отряд Чешуйчатые
Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отдел Цветковые
2) царство Растения
3) порядок Злаковые
4) семейство Злаки
5) класс Однодольные
6) род Рожь
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) род Паслён
2) класс Двудольные
3) семейство Паслёновые
4) отдел Покрытосеменные
5) вид Паслён чёрный
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) класс Земноводные
2) тип Хордовые
3) род Жабы
4) царство Животные
5) отряд Бесхвостые
3. Сделай вывод о проделанной работе.
Памятка
Систематика растений и животных
ПРИМЕР:
Животные
Растения
Лабораторная работа
«Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: изображения животных и растений различных мест обитания.
Ход работы:
1. Рассмотрите животных, приспособленных к разным средам обитания (фото на столе, конверт 1), проанализируйте особенности их внешнего строения.
2. Перечерти в тетрадь таблицу, и заполните таблицу, используя теоретический материал.
Название среды | Название живых организмов | Особенности приспособленности организмов к среде обитания |
Наземно-воздушная | ||
Водная | ||
Почвенная | ||
Организменная |
3. Распределите живые организмы по средам обитания (фото на столе, конверт 2), распредели на группы по средам обитания и заполни таблицу.
наземно-воздушная | водная | почвенная | организменная |
4. Сделай вывод.
Вывод: ______________ — это свойство организмов приобретать качества, которые позволяют выжить в определенных условиях среды. Выделяют следующие среды обитания: 1. _________, 2. ____________, 3. ____________, 4. _____________. Приспособления выражаются в особенностях их _________ строения.
Лабораторная работа
«Изучение искусственных сообществ и их обитателей».
Цель: выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ.
Оборудование: видеоролик/аквариум, раздаточный материал (статьи, иллюстрации), учебник.
Ход работы:
- Прочитай текст на стр. 130-134, внимательно рассмотри иллюстрации к тексту.
- Сформулируй и запиши, что такое искусственное сообщество (экосистема). И приведи несколько примеров.
- Изучи фотографии в приложении 1 и выполни задание.
Внимательно рассмотри фотографию сообщества и ответь на вопросы:
- Как называется природное сообщество?
- Какие факторы влияют на его формирование и развитие?
- С какими природными сообществами схожа искусственная экосистема аквариум?
- Сравни экологические факторы (по 1 фактору), действующие в природных сообществах река и искусственном сообществе аквариум. Заполни таблицу.
Сообщества | Абиотические факторы | Биотические факторы | Антропогенные факторы |
Река | |||
Аквариум |
- В любом природном сообществе живые организмы связаны пищевыми связями. Приведи примеры цепей питания в реке и аквариуме.
Река:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аквариум: _____________________________________________________________________________________________________________________
- Ознакомься со сравнительной характеристикой природных и искусственных экосистем (приложение 2).
- Смоделируй ситуацию, когда в экосистеме аквариума нарушится баланс и это приведет к гибели его обитателей.
- Возможна ли такая ситуация в природном сообществе? Ответ запиши в тетрадь.
- Для каких целей человек создает искусственные экосистемы?
- Сделай вывод: (Почему искусственные экосистемы очень неустойчивы и не способны к самовосстановлению и саморегуляции?)
Приложение 1
Приложение 2
Сравнительная характеристика природных и искусственных сообществ.
Природные экосистемы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это нужно знать!
Приспособленность — это свойство организмов приобретать качества, которые позволяют выжить в определенных условиях среды.
Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.
Выделяют следующие среды обитания на нашей планете:
Водную (наличие плавников и обтекаемой формы тела)
Наземно-воздушную (наличие перьевого покрова и крыльев)
Почвенную (передние лапы превратились в лопаты, развитое обоняние, слабое зрение)
Организменную (у паразитов нет недостатка в пище, их жизненное пространство ограничено организмом хозяина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторный практикум 6 класс
Лабораторный практикум 6 класс...
Лабораторный практикум 7 класс
Лабораторный практикум 7 класс...
Лабораторный практикум 8 класс
Лабораторный практикум 8 класс...
Лабораторный практикум "биология. Человек" - 8 класс
Лабораторный практикум: учебно-методическое пособие для учащихся 8 классов. Пособие включает в себя лабораторные работы и самонаблюдения по биологии человека, сгруппированные по темам. Осно...
лабораторный практикум 8 класс
разработка лабораторных работ по биологии для 8 класса...
Лабораторный практикум 11 класс
инструктивные карточки для выполнения лабораторных и практических работ работ в 11 классе по программе Сивоглазова, Агафоновой (базовый уровень)...