Конспект урока биологии "Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Раскрыть происхождение пресмыкающихся, показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, познакомить с гипотезами вымирания этой группы животных;
продолжить формирование коммуникативных умений у учащихся и их общеучебных навыков (работа с разными источниками информации, умение делать выводы и обобщения), через разнообразные формы деятельности способствовать росту познавательного интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7_klass.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: биология
Класс: 7
Автор УМК: И.Н.Пономарёва
Тема: Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)
Цель: раскрыть происхождение пресмыкающихся
Задачи: показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, познакомить с гипотезами вымирания этой группы животных;
продолжить формирование коммуникативных умений у учащихся и их общеучебных навыков (работа с разными источниками информации, умение делать выводы и обобщения), через разнообразные формы деятельности способствовать росту познавательного интереса к предмету; способствовать воспитанию работать в группе, выслушивать и принимать мнения других
Оборудование: таблица: «Многообразие земноводных», презентация «Многообразие земноводных», модули ФЦИОР, мультимедийный комплекс
Методы обучения: частично-поисковый метод (выполнение самостоятельной работы), словесный метод (беседа), наглядно-образный метод (работа с таблицами и модулем).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Содержание урока:
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. | Формирование УУД |
Определение потребностей и мотивов | Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся Предлагает учащимся прослушать описание животных, и сказать о ком идёт речь.
К какому классу относятся все эти животные? Назовите их отряды? Фронтальная работа с классом по заданиям:
Даёт учащимся за каждый правильный ответ один жетон Создание проблемной ситуации В следующем описании речь снова пойдёт о пресмыкающихся, только они совершенно особенные, «знакомые незнакомцы». Вот послушайте, как о них пишет Игорь Акимушкин: «Я вижу болото. И туман над ним. Огромный «дракон», круша хвощи, грузно тащит по трясине многотонное тело. Ноги у дракона толстые, как кряжистые дубы. Хвост-анаконда извивается в мутной жиже. Крылатая тень скользнула над топью, дракон проводил ее безразличным взглядом сытого великана. А посмотреть было на что: над болотом летел крокодил! Много их, разных «крокодилов», больших и малых (иные с дрозда, а иные и с планер!), парило тогда в воздухе. То были первые на земле авиаторы (позвоночные). Это было удивительное время! Никогда прежде Земля не видела таких чудовищ и едва ли увидит вновь. И суша, и море, и воздух были отданы им во владение. Догадались кто это? Учитель предлагает определить тему и цели урока. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу. Вспоминают и повторяют материал предыдущих уроков. Высказывают гипотезы Вывод: это пресмыкающиеся (черепахи, змеи, ящерицы) Выполняют задания, предложенные учителем. Приложение 1 Накапливают жетоны Исправляют ошибки, допущенные одноклассниками Учащиеся подсчитывают жетоны и выводят себе оценку по следующим критериям: Максимальное число жетонов - 37 «5» - 25 жетонов и более «4» - 20 жетонов и более «3» - 10 жетонов и менее Отвечают на вопросы учителя Предлагают разные гипотезы Формулируют тему урока «Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся». Делают записи в тетради. | Личностные (самоопределение, смыслообразование) Коммуникативные (сотрудничество с учителем) Познавательные: общеучебные: построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения; логические: анализ объектов, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование) Познавательные ( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) |
Принятие учебных целей и условий их достижения | А как вы думаете, почему изучая многообразие пресмыкающихся на прошлом уроке, мы не рассматривали динозавров? Почему вымерли динозавры? Предлагает сформулировать возникшую проблему и высказать предположения о том, как её решить. Предлагает использовать в качестве источника информации сообщения учащихся | Выдвижение гипотезы «Динозавры – это древние, ныне вымершие группы рептилий, изучать их можно только по ископаемым останкам или использовать готовую информацию из разных источников» Предлагают найти информацию о динозаврах в тексте учебника, учебной презентации, видеофильмах | Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками) Постановка проблемы и её решение |
Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов | Организует самостоятельную работу с текстом учебника для ответа на вопросы: Какие пресмыкающиеся считаются наиболее древними? На какие группы делились древние пресмыкающиеся? В каком веке они достигли своего расцвета? Какие факты об этом свидетельствуют? Организует фронтальную проверку содержания записей в схеме, корректирует ответы учащихся. Демонстрация презентации, которая сопровождается сообщениями учащихся Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний 1. Почему вымерли динозавры? 2. Бесследно ли исчезли с лица Земли динозавры? (Гаттерия, Н.Зеландия) | Читают информацию в учебнике, выбирают нужную им информацию и заполняют в тетради схему «Многообразие древних пресмыкающихся».
Зачитывают свои записи в тетради и корректируют их. Слушают сообщения учащихся о хвостатых и бесхвостых земноводных Высказывают гипотезы 1.Резкое похолодание климата в результате падения метеорита. У динозавров непостоянная температура тела и холод для них (особенно для животных больших размеров) губителен. Формулируют выводы по проблеме урока: «Пресмыкающиеся произошли от древних амфибий – стегоцефалов. Наиболее древними рептилиями были котилозавры. В мезозое процветали динозавры, ныне вымершие из-за резкого изменения климата планеты и движения материков. От динозавров произошли современные рептилии и птицы, а зверозубые стали предками млекопитающих» | Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, выведение следствий) Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания) , логические Регулятивные (преодоление препятствий) Познавательные (построение речевого высказывания) Регулятивные (коррекция, оценка) Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания) Регулятивные (коррекция, оценка) |
Итоговый самоконтроль и самооценка | Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке, и проверить насколько хорошо они их усвоили. Предлагает задания для 2-х вариантов: 1. Найди и исправь биологическую ошибку в тексте. 2. Вставь пропущенное слово. Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте Предлагает проверить работу соседа по парте, используя готовые ответы, и оценить работу товарища. Собирает тетради и выставляет оценки за урок. Предлагает учащимся домашнее задание: Изучить §39 и ответить устно на вопросы параграфа с.187. | Перечисляют новую для себя информацию Индивидуальная работа Проверяют работы по готовому ключу и выставляют оценки в тетради Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. | Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности) Регулятивные (самоконтроль и самооценка) |
Приложение 1
1) Блиц-опрос:
- Каковы особенности внешнего вида пресмыкающихся? (тело разделено на голову, шею, туловище, снаружи оно покрыто роговыми щитками)
- В чём значение рогового покрова рептилий? (он предохраняет животных от потери влаги и иссушения, защищает от повреждения)
- Из каких отделов состоит позвоночник рептилий? (шейный, пояснично-грудной, крестцовый, хвостовой)
- Каковы особенности строения шейного отдела позвоночника рептилий? (образование сустава между позвоночным столбом и черепом)
- Какие отделы головного мозга пресмыкающихся наиболее развиты? (передний мозг, мозжечок)
- Как дышат рептилии? (только лёгкими)
- Каковы особенности строения кровеносной системы пресмыкающихся? (два круга кровообращения, более полное разделение артериального и венозного кругов кровообращения, трёхкамерное сердце)
- Какой тип оплодотворения у рептилий? (внутреннее)
2) Какие утверждения верны
- Пресмыкающиеся – это первые настоящие наземные позвоночные (верно)
- Современные пресмыкающиеся объединены в 6 отрядов (не верно)
- Тело пресмыкающихся покрыто роговыми щитками (верно)
- На теле пресмыкающихся расположены многочисленные железы (не верно)
- В шейном отделе рептилий один позвонок (не верно)
- У пресмыкающихся есть настоящая грудная клетка (верно)
- В головном мозге хорошо развиты передний мозг и мозжечок, имеется кора (верно)
- Рептилии дышат лёгкими и кожей (не верно)
Приложение 2
Первый ученик: Первые примитивные пресмыкающиеся появились около 285 млн. лет назад. В то время на Земле установился жаркий, сухой климат, резко сокращались площади заболоченных пространств и потомки первых земноводных стали развиваться по двум направлениям. Одни так и остались около воды и превратились в современных земноводных. Другие, наоборот, стали приспособляться к сухому климату и превратились в пресмыкающихся. В таких условиях лучше выживали те древние земноводные, которые могли укрыться от сухости воздуха в болотах, или те, которые имели ороговевшую кожу, более развитые легочные мешки, могли откладывать яйца с большим запасом питательных веществ и с оболочкой, защищающей их от быстрого высыхания.
Таким образом, пресмыкающиеся освоили все среды обитания - наземную, водную и воздушную. Они образовали множество видов и стали господствующими животными на Земле.
Второй ученик: На Земле существовало две группы рептилий – звероподобные рептилии и динозавры. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. Звероподобные рептилии были малочисленны и незаметны, а расцвету динозавров благоприятствовал тёплый и мягкий климат. Наступил век динозавров. Само слово «динозавр» означает «ужасная ящерица».
Динозавры населяли Землю в течение примерно 135 миллионов лет, что в 70 раз превышает время существования человечества.
Впервые окаменевшие яйца были обнаружены в 1922 году в одной из пустынь Гоби (Монголия) во время экспедиции Роя Эндрюса. Возраст яиц - 100 миллионов лет.
Динозавры вымерли десятки миллионов лет назад, но мы можем многое узнать о них, причем не только по скелетам, но и по следам, некогда оставленным ими на влажной грязи.
Помимо таких находок, как окаменелые кости, яйца и гнезда динозавров, палеонтологам посчастливилось обнаружить в разных уголках земного шара некоторое количество отпечатков ступней динозавров. По этим отпечаткам ученые могут узнать, передвигался ли оставивший их динозавр на 2 или 4 ногах, сколько пальцев было на его ступнях, были ли на них когти. А по ширине шага можно узнать, какой величины был этот доисторический ящер. Измерив расстояние между двумя отпечатками и их глубину, ученые могут даже установить, с какой скоростью передвигался данный вид динозавров. А по количеству отпечатков можно узнать, вел ли этот динозавр стадный образ жизни или жил в одиночку.
Третий ученик: Самым большим из всех когда либо существовавших континентов была Пангея. Во время юрского периода Пангея раскололась на две части: Лавразию - на севере и Гондвану - на юге. Потом и Гондвана распалась на большие куски - территории Южной Америки, Африки, Индии, Австралии и Антарктиды. Увеличилось количество землетрясений и извержений вулканов, изменился климат. Исчезли динозавры-гиганты, зато появились другие виды этих животных.
Приложение 3
Закрепление материала
Задание для I варианта: Найди и исправь биологическую ошибку в тексте.
1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних рыб – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: членистоногие и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были огромными и многочисленными, а расцвету динозавров мешал тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.
Ответ: 1, 2, 4
Задание для II варианта: Вставьте пропущенное слово. Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте
1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних ………. – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: …….... и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были ………. и ………., а расцвету динозавров ………. тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.
Ответы: Малочисленны; Незаметны; Динозавры; Амфибии; Благоприятствовал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Происхождение и многообразие пресмыкающихся. 7 класс
Разработка урока в 7 классе с использованием информационных технологий....
Презентация к уроку биологии "Многообразие пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся."
Презентация "Мир динозавров"...
Презентация к уроку биологии на тему "Многообразие пресмыкающихся: Отряд Черепахи"
Презентация по биологии...
Урок "Многообразие пресмыкающихся"
Многообразие пресмыкающих...
многообразие пресмыкающихся
презентация может быть использована для подготовки уч-ся 9, 11 классов к экзаменам и уч-ся 7 классов для изучения темы...
План-конспект урока «Многообразие современных и древних пресмыкающихся»
Урок с элементами самостоятельной работы учащихся по заполнению таблицы о многообразии отрядов пресмыкающихся....
Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся
Комбинированный урок по биологии в 7 классе...