Занятие "Рождаемость и смертность особей в популяции"
план-конспект занятия по биологии (9, 10, 11 класс)
Занятие "Рождаемость и смертность особей в популяции" по общей экологии входит в систему непрерывного естественнонгаучного образования по дополнительной общеобразовательной программе "Экология в 21 веке", разработанную для детей старшегог школьного возраста. Материалы занятия могут быть использованы для организации внеурочной деятельности детей в системе общего и дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_obshchaya._zan._8._rozhdaemost_i_smertnost.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Рождаемость и смертность особей в популяции»
Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.
Задачи:
- ознакомление обучающихся со следующими понятиями: рождаемость и смертность в популяции. Понятие продолжительности жизни. Кривая выживания. Плодовитость.
- формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
- воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.
Оборудование:
- тетради, ручки;
- учебная литература по экологии и биологии;
- дополнительная литература по теме занятия.
Ход занятия.
- Организационная часть занятия. Приветствие.
- Основная часть занятия.
Теоретическая часть занятия.
Рождаемость характеризует способность популяции к увеличению численности за счет размножения особей. Показатель рождаемости – это число новых особей (яиц, семян), родившихся в популяции за определенный промежуток времени.
Максимальная рождаемость – это теоретический максимум скорости образования новых особей в идеальных условиях, когда отсутствуют внешние факторы, сдерживающие процессы размножения. Максимальная рождаемость во многом определяется способностью самок производить одновременно какое-либо количество потомства, то есть физиологической плодовитостью, а также общим количеством потомков за определенный срок.
Экологическая рождаемость – это скорость возрастания численности популяции при фактически сложившихся условиях жизни рассматриваемой группы особей. Экологическая рождаемость не постоянна и изменяется в зависимости от физических условий среды и состава популяции.
Различия между абсолютной (теоретически максимальной) и удельной рождаемостью (в расчете на одну особь или одну самку) в популяции можно проиллюстрировать на простых примерах.
Предположим, что популяция, состоящая из 50 простейших организмов в некотором объеме воды, увеличивается путем деления. Через 1 час ее численность возросла до 150 особей. Абсолютная рождаемость составила 100 особей в 1 час, а удельная – только 2 особи.
Предположим, что в городе с населением 10 000 человек за год появилось 400 новорожденных. При этих условиях абсолютная рождаемость составит 400 человек в год, а удельная – 0,04 (или 4%).
При оценивании удельной рождаемости людей ее принято рассчитывать по отношению не ко всему населению, а только по отношению к общему числу женщин в возрасте от 20 до 40 лет.
Общая закономерность: для видов, которые не заботятся о потомстве, характерна высокая потенциальная и низкая экологическая рождаемость. Например, взрослая самка трески выметывает миллионы икринок, из которых в среднем доживают до взрослого состояния лишь 2 особи.
Смертность – отмирание части особей. Смертность также является одной из характеристик популяции. Смертность организмов проявляется даже в тех случаях, когда условия жизни вполне благоприятны. В этих случаях говорят о минимальной смертности. Смертность может сильно меняться в зависимости от условий внешней среды, например, питания, неблагоприятного воздействия абиотических факторов среды и т.д.
Смертность, как и рождаемость, выражается числом особей, погибших за данный период времени, однако чаще в виде относительной или удельной величины. Такой величиной может быть процент особей, погибших в единичный отрезок времени, или их доля от начальной численности группы.
У большинства организмов интенсивность смертности меняется в течение жизни. Как правило, она высока на ранних стадиях развития, затем снижается и вновь возрастает к старости. Каждый организм характеризуется своей индивидуальной продолжительностью жизни, которая может меняться в некоторых присущих данному виду пределах.
Выделяют среднюю продолжительность жизни группы организмов. Чем больше смертность, тем меньше средняя продолжительность жизни группы, и наоборот.
Для наглядной демонстрации изменений численности особей в популяции строят кривую выживания. Для построения кривой выживания по оси абсцисс откладывают время или возраст, а по оси ординат – число выживших особей. Кривые выживания подразделяют на три общих типа. Сильно выпуклая кривая характерна для видов, у которых смертность резко повышается лишь к концу жизни, а до этого она остается низкой. Такой тип кривой характерен для многих видов крупных животных, включая человека.
Другой крайний вариант – сильно вогнутая кривая. Она получается, если смертность очень высока на ранних стадиях жизни. К этому типу относятся рыбы, двустворчатые моллюски, из растений дубы. Смертность очень велика у свободно плавающих личинок и порастающих желудей. Когда особи подрастают, их смертность резко снижается.
К промежуточному типу относятся кривые выживания таких видов, у которых смертность мало изменяется с возрастом и остается более или менее одинаковой в течение всей жизни данной группы. К этой группе относятся многие виды птиц, мышей, кроликов и других организмов.
Форма кривой выживания очень часто изменяется при изменениях плотности популяции. При возрастании плотности она становится более вогнутой, иными словами, при увеличении численности организмов их смертность возрастает.
Практическая часть занятия: выполнение творческих заданий.
Задание 1. Расскажите об известных вам сезонных и циклических изменениях численности популяций животных и растений.
Задание 2. По информационным источникам проанализируйте рождаемость и смертность В России за последние 10 лет, 20 лет. Можно ли сравнивать человеческие популяции и популяции животных и растений?
3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта смертности в мире.
Используется на уроке географии по теме "Население мира" в 10 классе....
Популяция. Свойства популяции.
В презентации даётся понятие "популяция". Рассматриваются типы популяций по территориальному признаку, по масштабности, по способности к самовоспроизведению....
Смертность и её причины.
В презентации рассматривается вопрос о смертности в популяциях и их причинах....
Презентация "Популяция в экосистеме - состав и взаимодействие особей"
Презентация содержит материалы для проведения учебного занятия по экологии (раздел "Популяционная экология")....
Информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью и травмами
Информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью и травмами...
Информация о рисках связанных с детской смертностью
Информация о рисках...
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, направленных на предотвращение детской смертности с учетом сезонной специфики на 2017-2020 г
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, направленных на предотвращение детской смертности с учетом сезонной специфики на 2017-2020 г...