Рабочая программа "Я - биолог" 7класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Зубан Светлана Ивановна

Программа по организации проектной деятельности на базовом уровне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_biolog_7_klass.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва «Просвещение», 2013 года и образовательной программы МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» . На реализацию программы отводится 34 часов (1 час в неделю).

          Проектная   деятельность   как   особая  форма    учебной   работы   способствует  воспитанию    самостоятельности,    инициативности,     ответственности,   повышению  мотивации  и  эффективности  учебной  деятельности.  В  ходе  реализации  исходного  замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные  стоящей    задаче  средства,  принимать    решения,   в  том   числе   и  в  ситуациях неопределённости.  Они  получат  возможность  развить  способность  к  разработке  нескольких   вариантов    решений,   к  поиску   нестандартных    решений,   поиску   и  осуществлению      наиболее    приемлемого     решения.     С   помощью      проектной  деятельности  может быть существенно снижена школьная тревожность.  

          Проектная    деятельность    способствует    развитию    адекватной    самооценки,  формированию  позитивной  Я  -  концепции  (опыт  интересной  работы  и  публичной  демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.  Именно  групповые  формы  учебной  деятельности  помогают  формированию  у  обучающихся уважительного  отношения  к  мнению  одноклассников,  воспитывают  в  них  терпимость,  открытость,  тактичность,  готовность  прийти  на  помощь  и  другие  ценные личностные качества.

Цели: 

  • Формирование УУД обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;

- развитие компетентности общения.

  • Овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи

поэтапного освоения:

- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

- методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;

- технологий анализа инновационного потенциала продукта.

  • Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся на базе.
  • Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,

специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать

основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся

должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план

работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять

инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

  • Обучение методам творческого решения проектных задач.

          Принципы организации  проектно-исследовательской деятельности:

  • Доступности - освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных

способностей

  • Естественности - тема исследования должна быть интересной и актуальной для

ученика

  • Наглядности или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки

созерцательного восприятия и экспериментировать

  • Осмысленности - деятельность учащихся должна ими быть осмыслена
  • Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных

традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.

  • Принцип успешности –  и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш-

ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Общая характеристика курса

           В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

           Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Курс «Исследовательская и проектная деятельность» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

 Ожидаемые результаты

Личностные

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать,

рассуждать, делать выводы и т.п.)

Метапредметные

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить

эксперименты, наблюдать, доказывать;

  • умение работать с различными источниками информации;

Предметные

  1. Познавательная сфера:
  • выделение отличительных признаков живых организмов;
  • определение роли биологии в практической деятельности человека;
  • умение сравнивать биологические объекты и процессы
  • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента; 
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных

заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о

себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  1. Ценностно – ориентационная сфера:
  • знание правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
  1. Трудовая сфера:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • знание правил работы с лабораторным оборудованием;
  1. Эстетическая сфера:
  • умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.

Распределение часов:

7 класс – 35 часов в год, 1 часа в неделю.

Формы организации учебного процесса:

Проектирование, творческая работа, элементы исследования, работа в меняющихся группах.

Формы контроля:

Выступление с проектами перед одноклассниками, открытые уроки, участие в районном конкурсе проектов, школьные мероприятия, выставки.

Этапы формирования навыков исследовательской деятельности

1 ступень 5-6 класс:

  • Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.
  • Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских

работ.

  • Мини-исследования и мини-проекты.

2 ступень 7-8 класс:

  • Апробация и реализация интегрированных проектов.

3 ступень: 9-11 класс:

  • Долгосрочные проекты и исследовательские работы.

        Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Содержание программы

7 класс

Введение (2 часа).

Интегрированный  проект. Структура интегрированного проекта. Постановка проблемы, гипотезы в интегрированном  проекте.

Работа над проектом (12 часов).

Выбор темы, определение результата.  Постановка проблемы, гипотезы. Поиск информации. Структурирование информации. Анализ собранной информации. Проведение  исследования (эксперимента). Обработка и анализ полученных данных, формулирование вывода. Оформление проекта (в виде презентации).

Защита проекта (2 часа).

Защита проекта.

Учебно-тематический план

7 класс

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

5

5

-

2

Работа над проектом.

24

4

20

3

Защита проекта.

5

5

-

Итого:

34

14

20

Литература

1.  Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.. 2011, 107с.

2.  Пахомова Ю.А. Учебное проектирование. Методическое пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов/ Ю.Н.Пахомова, Н.В.Дмитриева, И.В.Денисова. – М., 2012.- 51 с.

3.  Попов Л.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.

4.  Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010., 44 с.

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

6.  ФГОС нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...