Рабочая программа
рабочая программа по биологии
Настоящая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначена для изучения экологических основ природопользования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по экологическим основам природопользования | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2020
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 35.02.06 Технология производства переработки сельскохозяйственной продукции по направлению подготовки 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Организация разработчик: | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр № 2» |
Разработчики: Филатова И.С. | преподаватель математического и общего естественнонаучного учебного цикла Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский политехнический центр №2» |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: математический и общий естественнонаучный учебный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания;
- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- методы экологического регулирования;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории.
1.4. Количество часов на освоение программы:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 52 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 52 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Итоговая аттестация в форме д/зачета |
Распределение часов,
отводимое на освоение общеобразовательной дисциплины,
по семестрам
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||||
1 | Экологические основы природопользования | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1.1 Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося | 34 | - | - | - | 34 | ||||||
В том числе | Занятий на уроке | 18 | - | - | - | 18 | |||||
Лабораторных работ | - | - | - | - | |||||||
Практических занятий | 16 | - | - | - | 16 | ||||||
1.2 Самостоятельной работы обучающегося | 18 | - | - | - | 18 | ||||||
Промежуточная аттестация в форме д/з | д/з | - | - | - |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
3 семестр-34 часа | |||||
Раздел I. Особенности взаимодействия общества и природы | 22 | ||||
Тема 1.1 Природоохранный потенциал | Содержание учебного материала | 6 | |||
1.1.1 | Содержание и задачи экологии. Основные этапы развития экологии в России. Основные термины и определения. | 1 | 1-2 | ||
1.1.2 | Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества. | 1 | |||
1.1.3 | Экологические кризисы и экологические катастрофы. | 1 | |||
1.1.4 | Глобальные проблемы экологии. Проблемы урбанизации. | 1 | |||
1.1.5 | Классификация отходов и их состав. Накопление отходов. Токсичность и классы опасности отходов. | 1 | |||
1.1.6 | Плата за размещение отходов. Размещение отходов. Заводские способы утилизации отходов. | 1 | |||
Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 | ||
1.2.1 | Основные экологические законы. Принципы и правила охраны природы. | 1 | |||
1.2.2 | Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. | 1 | |||
Практические занятия | 4 | ||||
1 | Решение экологических задач по теме: «Защита среды от твердых отходов». | 2 | 2 | ||
2 | Решение ситуационных задач по теме: Природные ресурсы и рациональное природопользование. | 2 | 2 | ||
Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными веществами | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 | ||
1.3.1 | Антропогенное и естественное загрязнение атмосферы. Основные загрязнители и их классификация. | 1 | |||
1.3.2 | Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха. Понятие экологического риска. | 1 | |||
1.3.3 | Сельскохозяйственное загрязнение природной среды. | 1 | |||
1.3.4 | Источники загрязнения. Загрязнение окружающей среды минеральными удобрениями и пестицидами. | 1 | |||
Практические занятия | 6 | ||||
3 | Решение задач по теме: «Мониторинг экологического состояния окружающей среды» | 2 | 2 | ||
4 | Решение задач по теме: «Мониторинг экологического состояния прибрежных водоемов» | 2 | 2 | ||
5 | Решение задач по теме: «Мониторинг экологического состояния района проживания» | 2 | 2 | ||
Раздел II. Правовые и социальные вопросы природопользования | 12 | ||||
Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу | Содержание учебного материала | 2 | |||
Основы природоохранного законодательства и государственного управления окружающей средой. Роль международных организаций в охране природы. | 1 | ||||
Природоохранные конвенции и международные соглашения. Экологический контроль. Природоохранное просвещение. Письменный опрос. | 1 | ||||
Практические занятия | 4 | ||||
6 | Анализ производственных ситуаций с применением закона «Об охране окружающей природной среды». | 2 | |||
7 | Анализ производственных ситуаций в районе проживания . | 2 | |||
Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду | Содержание учебного материала | 2 | |||
Ответственность за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная. | 1 | ||||
Ответственность за экологические правонарушения: гражданско-правовая, уголовная. | 1 | 1-2 | |||
Практические занятия | 2 | ||||
8 | Решение ситуативных задач по теме «Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду» | ||||
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | |||
ИТОГО | 34 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 18 | ||||
Подготовить сообщение по теме «Состояние и использование ресурсов растительного мира» | 2 | ||||
Подготовить сообщение по теме «Состояние и использование ресурсов животного мира» | 2 | ||||
Подготовить сообщение по теме «Состояние и рациональное использование водных ресурсов» | 2 | ||||
Описать из реальной жизни производственную ситуацию о нарушении статей водного, лесного кодексов. | 2 | ||||
Описать из реальной жизни производственную ситуацию о нарушении статей земельного кодекса. | 2 | ||||
Подготовить сообщение по теме «Экологические нарушения на территории проживания обучающихся» | 2 | ||||
Подготовить презентацию по теме «Экологические нарушения на территории проживания обучающихся» | 6 | ||||
52 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Экологических основ природопользования»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект наглядных пособий.
Технические средства обучения: компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Е.И. Тупикин Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учеб. Пособие для нач. проф. образования / Е.И. Тупикин. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с.
Дополнительные источники:
- http://spb.org.ru/fee Федерация экологического образования (Санкт-Петербург). Проведение семинаров, издательская деятельность, координация специалистов по экообразованию и др.
- http://www.ecoindustry.ru Экология производства
Интернет - источники:
- http://ecoportal.ru/ Всероссийский экологический портал – все об экологии в одном месте.
- http://www.wildnet.ru/Russian/1pred.htm ЭкоЦентр «Заповедники». Заповедники и национальные парки России, заповедные новости, экологическое просвещение, публикации для ООПТ.
- http://musora.bolshe.net «Мусора. Больше. Нет». Общественное экологическое движение.
- http://www.greenpatrol.ru Зеленый патруль. Общероссийская общественная организация.
- http://www.ecolife.ru Экология и жизнь.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
| Решение ситуативных задач практическая работа тестирование фронтальный опрос решение ситуативных задач |
Знания: | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...