подготовка к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биология – наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам. Впервые термин «биология» употребил немецкий профессор анатомии Т. Руз в 1779г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк. Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.
Биологические дисциплины. Ботаника - наука о растениях , Зоология – наука о животных , Микология - о грибах, Вирусология - о вирусах, Микробиология - о бактериях. Анатомия - наука, изучающая внутреннее строение организмов (отдельных органов, тканей). Анатомия растений изучает строение растений, анатомия животных - строение животных. Морфология - наука, изучающая внешнее строение организмов Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, функции отдельных органов. Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Цитология - наука о клетке. Гистология – наука о тканях. Систематика - наука, о классификации живых организмов. Классификация - разделение организмов на группы (виды, рода, семейства и т. д.) на основании особенностей строения, происхождения, развития и др.
Палеонтология - наука, изучающая ископаемые останки (отпечатки, окаменелости и др.) организмов. Эмбриология – наука, изучающая индивидуальное (зародышевое) развитие организмов. Экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой. Этология – наука о поведении животных. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Селекция - наука, о выведении новых и улучшением существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов бактерий и грибов. Эволюционное учение – изучает вопросы возникновения и законы исторического развития жизни на Земле. Антропология – наука о возникновении и развитии человека. Клеточная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных клеток. Примером может служить гибридизация раковых клеток и лимфоцитов, слияние протопластов разных растительных клеток, а также клонирование. Генная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных молекул ДНК или РНК. Если клеточная инженерия работает на уровне клетки, то генная работает на молекулярном уровне. В данном случае специалисты «пересаживают» гены одного организма другому. Одним из результатов генной инженерии является получение генетически модифицированных организмов (ГМО). Бионика - направление в науке, занимающееся поиском возможностей применения принципов организации, свойств и структур живой природы в технических устройствах. Биотехнология - дисциплина, изучающая возможности использования организмов или биологических процессов для получения веществ, нужных человеку. Обычно в биотехнологических процессах используются бактерии и грибы.
Общие методы биологии Метод – это способ познания действительности. Наблюдение и описание. Измерение Сравнение Эксперимент или опыт Моделирование Исторический.
Этапы научного исследования
Свойства живого Обмен веществ (метаболизм) и поток энергии – важнейшее свойство живого. Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности.
Единство химического состава. Среди химических элементов в живых организмах преобладают углерод, кислород, водород и азот. Кроме того , важнейшим признаком живых организмов является наличие органических веществ: жиров, углеводов, белков и нуклеиновых кислот.
Клеточное строение. Все организмы состоят из клеток . Неклеточное строение имеют только вирусы, но и они проявляют признаки живого, только попав в клетку-хозяина.
Раздражимость - способность организма реагировать на внешние или внутренние воздействия.
Размножение. Все живые организмы способны к размножению, т. е . воспроизведению себе подобных. Воспроизведение организмов происходит в соответствии с генетической программой, записанной в молекулах ДНК.
Наследственность и изменчивость. Наследственность - свойство организмов, передавать свои признаки потомкам. Наследственность обеспечивает преемственность жизни. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки в процессе своего развития. Наследственная изменчивость является важным фактором эволюции.
Рост и развитие. Рост - количественные изменения (например, увеличение массы). Развитие - качественные изменения (например, формирование систем органов, цветение и плодоношение).
Движение Организмы способны к более или менее активному движению . Это один из ярких признаков живого. Движение происходит и внутри организма, и на уровне клетки.
Саморегуляция - способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и процессов жизнедеятельности - гомеостаз.
Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные, сезонные ритмы). (Например, фотопериодизм – реакция организма на длину светового дня).
Способность к адаптация м Проявляется в том, что в результате действия естественного отбора живые организмы приспосабливаются к условиям среды, у них появляются адаптации. Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
Энергозависимость . Все организмы нуждаются в энергии для осуществления процессов жизнедеятельности, для движения, поддержания своей упорядоченности, для размножения. В большинстве случаев организмы для этого используют энергию Солнца : одни непосредственно — это автотрофы (зеленые растения и цианобактерии ), другие — опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, это гетеротрофы (животные, грибы, бактерии и вирусы). На этом основании все живые системы считаются открытыми системами, устойчиво существующими в условиях непрерывного притока вещества и энергии из внешней среды и удаления части их после использования биосистемой во внешнюю среду.
Дискретность и целостность Все организмы относительно обособлены друг от друга и представляют хорошо различаемые отдельные особи, популяции, виды и другие биосистемы . Дискретность — это прерывистость строения любой живой системы, то есть возможность её подразделения на отдельные составляющие. Целостность — это структурно-функциональное единство живой системы, отдельные элементы которой функционируют как единое целое .
Номер уровня Название Чем представлен Примеры VI Биосферный Совокупность всех экосистем планеты V Экосистемный ( биогеоценотический ) Система популяций разных видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой Саванна, тундра IV Популяционно- видовой Совокупность популяций, образующих виды Медведи белые, киты синие III Организменный Организм как целостная система Бактерия , обезьяна II Клеточный Клетка и её структурные компоненты Эритроциты, митохондрии, хлоропласты I Молекулярный Органические и неорганические вещества белки, углеводы вода, ионы солей Уровни организации жизни
Примеры заданий В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении . Какое свойство организмов иллюстрирует опыт ? Раздражимость
Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние? Спячка
Какое свойство живых организмов изображено на рисунке? движение На рисунке изображено дерево, выращенное в технике бонсай . Для того чтобы вырастить такое растение, его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом? Рост
На рисунке изображён процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твёрдую пищевую частицу, после чего происходит её поглощение и переваривание внутри пищеварительной вакуоли. Фагоцитоз
На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни . К какому типу относится изображённое на рисунке размножение гидры — к половому или бесполому? бесполое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...